Активизация зрительского восприятия в массовом празднике. Виды, приемы и особенности

Билет № 9

Праздники и театрализованные представления в СССР в 80-90

Праздник – это форма культурной памяти, закрепленная в культурной традиции институциализированного действа, формирующего символически переработанный образ прошлого и одновременно выполняющего функцию репрезентации содержания и трансляции смыслов культурной памяти.

Государственный праздник – это инициированное властью празднование в честь события, имеющего особое историко-культурное или общественно-политическое значение для становления и развития конкретного общества и государства. Государственный праздник требует поддержки и соответствующего оформления, которые обеспечивают связь с культурной памятью, так как культурная память нуждается в поддержании и трансляции, что и воплощается в одной из ее форм – празднике.

Праздники, не имеющие опоры в культурной памяти, не получают признания и не могут считаться праздниками в полноте этого понятия (включающего не только внешнее оформление праздника, ритуалы, обряды, традиции празднования, но и эмоциональное восприятие события как праздничного).

Каждая эпоха создает свой пласт культурной памяти, который частично содержит культурный опыт предыдущих поколений и дополняется новыми представлениями о прошлом, отличающимися от реальных событий установкой на «сегодняшнюю» востребованность. Обеспечение функции актуализации прошлого посредством праздника предполагает его реконструкцию прошлого через создание мифа о нем путем символизации. В результате мифологизация праздника выступает в качестве важнейшего условия оформления культурной памяти. Миф же, воспринимаемый как воссоздание минувших событий, может быть направлен как на закрепление, так и на вытеснение памяти о прошлом и играет важнейшую роль в процессе укоренения (либо отторжения) государственных праздников России XX – начала XXI вв.

В целом и новые, и традиционные формы праздника советской эпохи были призваны зафиксировать основные вехи истории и культуры нового государства и транслировать их через поколения как традиционные (но уже традиционно советские). Такая культурная политика являлась отражением политики памяти, направленной на искоренение общественных устоев дореволюционной России и созданием нового пласта культурной памяти. Во втором параграфе «Проблема «забвения» и «реконструкции» прошлого в формировании российского праздника на рубеже XX-XXI вв» прослеживается трансформация праздничного календаря и смыслового наполнения праздников постсоветской эпохи, анализируются государственные праздники России в ключе проблематики забвения одних фрагментов событий прошлого и попыток реконструкции других. Наряду с различными техниками упорядочения и сохранения воспоминаний и шире – памяти о прошлом вообще, в культурной практике существуют и различные механизмы забвения. По отношению к воспоминанию забвение – это потеря воспоминаний, невозможность вспомнить нечто, воскресить в памяти. Появление подобных «пробелов» в памяти культуры обусловлено как развитием социокультурной ситуации в целом, так и культурной политикой в частности, что в особенности касается государственных праздников. Отвечая на вопрос о том, каким образом вытеснение фрагментов памяти о прошлом репрезентируется в празднике, автор исходит из предлагаемой типологии праздников, применимой в равной степени и к советскому, и к постсоветскому периоду развития праздничной культуры России. Основой типологии является воспроизведение в празднике отношения к памяти о прошлом, влияющего на изменение самоидентификации социума.

Предложено выделить три типа праздников:

· праздник-реконструкция (праздники, обосновывающие настоящее через сакрализацию и репрезентацию прошлого). Это важнейшая группа праздников, поскольку они связаны со становлением государства / общества, проговаривают основы миропорядка и в значительной степени влияют на формирование идентичности социума; это следующие праздники советской эпохи: 7 ноября (Великая Октябрьская революция), День международной солидарности трудящихся всех стран 1 мая и День победы (9 мая) – государственный праздник как СССР, так и современной России.

· праздник-вытеснение (праздники, призванные вытеснить из культурной памяти определенные фрагменты прошлого за счет их «исключения» и/или «замены» символически переработанной памятью о событии.); День народного единства (4 ноября), Всероссийский День супружеской любви и семейного счастья (8 июля), День защитника Отечества (23 февраля). Каждый из этих праздников выполняет функцию вытеснения и замещения либо уже существующих праздников, например, День народного единства замещает День Октябрьской революции (7 ноября), либо событий, как в случае с 23 февраля (вместо подписания невыгодного мира – рождение Красной армии).

· праздник-закрепление (праздники, основная функция которых – утверждение уже существующего миропорядка посредством дополнительного проговаривания основных ценностей). К этой группе относятся День России (12 июня), Международный женский день (8 марта), День весны и труда (1 мая в современной России), все профессиональные праздники, парады физкультурников в советскую эпоху.

Сегодня отечественная праздничная культура находится в явной кризисной ситуации. Причин этому немало. Развалился «Союз нерушимый республик свободных» — СССР, а вместе с ним развалились и худо-бедно «сшитые» культурные, политические, хозяйственно-экономические связи, единая денежная система, взаимные поставки, невиданно подскочила инфляция, растет безработица, падает почти ежедневно жизненный уровень большинства населения, во многих местах былой державы полыхают очаги гражданской войны. Как следствие, произошла фрустрация (разорванность) общественного сознания, до крайних пределов упал тонус массового праздничного настроения (даже митинговые кампании сошли на нет), слабеет желание общаться друг с другом, значительно снизилась творческая инициатива «снизу» и «сверху».

 

Активизация зрительского восприятия в массовом празднике. Виды, приемы и особенности

 

Одной из специфических черт драматургии досуговой программы (ДП) является активное участие зрителя в мероприятии, поэтому способы активизации зрителя возникают еще в замысле, закладываются в сценарном плане, выстраиваются в сценарии и реализуются в ходе проведения мероприятия. Издавна театральные деятели всего мира мучаются над проблемой, как заставить зрителя стать активным соучастником сцен.действия.

Мейерхольд использовал для этой цели прием «ПОДСАДКИ». Многие режиссеры стали откровенно размещать актеров среди зрителей, переносить действо в зрит.зал. Охлопков стремился к непосредственному контакту с аудиторией. Впоследствии опыты по изменению формы сцен.площадки и выносу ее в зрит. зал продолжали другие режиссеры. Способы вовлечения зрителя в действие искали и молодежные театры. Человеку присуща потребность не только сопереживаться, но и деятельно соучаствовать в том или ином творческом художественном действии.

Праздник, как социально-художественный феномен обладает в этом смысле большими преимуществами. Подлинный праздник – это когда не смотрят, а когда действуют, играют, радуются, веселятся все, демонстрируя публично свои творческие дарования и возможности. Такими подлинными праздниками, когда все участники действовали, были праздники Древней Греции, раннего Средневековья, французской и октябрьской революций. Активизация публики, вовлечение ее в коллективное действие, творчество масс – эти задачи ставит и выполняет сценарист и режиссер ДП. Иными словами мы должны как бы заманить зрителя в совместное действие посредством общей игры.
Форму совместного театрального действия, игры использовали деятели западного поп-арта. Введя в моду ХЕППИНГ, который помог выработать целый ряд приемов вовлечения публики в действие.

ХЕППИНГ (англ. «происшествие», «случай»). Сначала его назвали театральные действия или коллаж ситуаций. Суть: все зрители, они же участники, вовлекались в серию спонтанных, импровизированных поступков, лишь в общих чертах запрограммированных в сценарии. Основные приемы вовлечения зрителей в подобные действия – запланирование и провоцирование в условиях специально созданной окружающей среды. Психологические зерна хеппинга: в отступлении от нормы, в нарушении общепринятого при полной раскованности, стихийном самовыявлении и дозволении инстинкту возобладать над разумом. Прием вовлечения зрителя, превращение его в исполнителя, обернулись издевательствами над ними и другими. Людей обливали вареньем, кидали в них зажженные сигареты и т.д. К концу 60-х гг. ажиотаж, поднятый вокруг хеппинга начал утихать и тут обнаружили, что в этой мешанине заимствованных лозунгов и спонтанных поступков было рациональное зерно – тенденция стирания граней между театром и жизнью. Принцип активного соучастия зрителя в совместном действии-игре и проблемы вовлечения их в это действие – вот эти приемы и взяли на вооружение уличные театры и театры игры.

ПРИЕМ ЗАМАНИВАНИЯ – одним из основных приемов вовлечения зрителя в действо является традиционный прием игры среди публики, переходящий в игру с самой публикой. А затем постепенное заманивание и втягивание в эту театральную игру всех зрителей.

ПРИЕМ ПРОВОЦИРОВАНИЯ – отвергая многое из практики уличных театров, тем не менее, мы можем взять некоторые режиссерские приемы вовлечения зрителя. К сожалению, на наших ТП присутствуют равнодушные зрители – посторонние наблюдатели жизненных событий. А иногда просто застенчивые, скованные люди. Как заставить их действовать? Приемы те же самые – заманивание и провоцирование. Заманивание начинается еще на уровне создания замысла и сценария.

СКАНДИРОВАНИЕ – состязательное взаимодействие.

«ДЛИННЫЕ ШНУРЫ» - (вопрос-ответ) разговор с залом, разговор-интервью.

ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ – игровая ситуация, возникшая в празднике, надо совершить действие за определенное время.

РИТУАЛЬНЫЕ И ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – выработанное обычаем – минута молчания, возложение венков, символика, обычаи, обряды.

ПРИЕМ «НАНИЗЫВАНИЯ» - коллективное пение; коллективные выходы, шествия; коллективные выступления, рапорты, переклички (очевидцы, ветераны, местные герои).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2526; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!