Политические взгляды Якобинцев Марата и Робеспьера
ИППУ
Билет №7
Учение Платона о формах государственного устройства.
Платон – ученик Сократа, вырос в мажорной семье, Чичерин назвал его первым коммунистом.
По Платону государство возникает так ‹‹Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства››. Для обеспечения справедливости в полисных делах необходимо достигнуть иерархического подчинения различных начал в интересах целого. Так,способности рассуждать (философам) подобает господствовать; яростномуначалу (воинам) – быть вооружённой защитой, подчиняясь философам; оба этиначала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами). Платон настойчиво выступает за распространение среди населенияидеального государства ‹‹благородного вымысла о том, что все они рожденыматерью-землёй, поэтому должны заботиться о стране, в которой живут,
защищать её, а к другим гражданам относиться как к братьям. Повествуя освоём вымысле, Платон пишет: ‹‹Хотя все члены государства братья…, но бог,вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править, примешал при рождениизолота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их – серебра, железа жеи меди – в земледельцев и разных ремесленников››.
Проект идеального государства предусматривает введение для стражейобщности жён и детей.
|
|
Отрицая индивидуальную семью у правителей и стражей, Платон надеетсяпревратить их всех в членов единой правящей семьи. Решение же вопросовбрака, быта, собственности, да и всей жизни людей третьего сословия оноставляет на долю властей идеального государства.
а) монархия – правление одного;
б) аристократия – правление немногих;
в) демократия– правление большинства, или народа.
Однако эти три «правильные» формыимеют тенденцию, часто осуществляющуюся на практике, превращаться в своиуродливые двойники: монархия – в тиранию, аристократия – в лигархию,демократия – в демагогию. Извращения имеют место в силу того, что правителисклонны чаще заботиться о себе и о своих корыстных интересах, а не обинтересах граждан. Фактором извращения выступает также чрезмерная свобода,которая неизбежно ведет за собой демагогию, разлагающую нравы. Однако еслигосударство сумеет сохранить нравственное здоровье граждан, то наилучшейформой окажется первая – монархия. Если нравственность утрачена,следовательно, процветает коррупция, то наилучшей становится третья –емократия. Она по меньшей мере гарантирует минимум свободы в качествеутешения и надежды на будущее. Наконец, в общем случае лучшей являетсяаристократия – в наибольшей степени соответствующая идеальному государству,поскольку она может стать правление «лучших». Именно ее Платон кладет воснову своего проекта идеального государства.
|
|
БИЛЕТ 21
роль эпохи возрождения при переходе от античности к современности. Макиавелли.
Роль эпохи важна, так как происходит переход
От веры к разуму.
В эпоху Возрождения происходит поворот к эмпирическому и свободному от догматизма рационалистическому исследованию. Этому способствовало изобретение книгопечатания (середина 15-го века), так как больше людей читать смогли. Развиваются гуманитарные науки, в противовес наукам богсловным.
От концентрации интересов в Европе ко всему миру.
Параллельно идёт стремительное накопление новых эмпирических знаний (особенно с открытием Америки и началом эпохи Великих географических открытий), подрывающеекартину мира, завещанную классической традицией. Жестокий удар по ней наносит и теория Коперника (То что земля вокруг солнца). Возрождается интерес к биологии и химии.
От Теологизма к Утопизму и, потом, к Рационализму.
Начали появляться утопические идеи:
|
|
---Томас Мор (книга Утопия – изолированный коммунистический остров),
---Томмазо Кампанелла (книга Город Солнца, коммунистический город),
----Фрэнсис Бэкон.
Макиавеллизнаменует переход от социального утопизма к политическому реализму. Создал теорию разделения государства и гражданского общества.
От Феодализма к Капитализму(Сюда же подходит пункт об открытии Америки)
Макиавелли был одним из первых буржуазных политических . В своих произведениях («Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь») Макиавелли доказывал, что побудительные мотивы деятельности людей — это эгоизм, материальный интерес. Люди, писал он, скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества. Таким образом, Макиавелли объявлял естественными свойствами человеческой природы основные черты складывавшегося в эту эпоху буржуазного индивидуализма.
От духовного к светскому
Флорентийский социолог (Макиавелли)отвергает средневековую теократическую концепцию, согласно которой государство зависит от церкви как высшей власти на земле. Он обосновывает необходимость светского государства, ставит юридическое понимание против религионзного.
|
|
Маркс указывал, что у политических мыслителей нового времени, начиная с Макиавелли, «сила изображалась как основа права; тем самым теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали...».
Действительно, поскольку благополучие - высший закон политики, для достижения этой цели пригодны всякие, в том числе и самые аморальные, средства — подкупы, убийства, отравления, вероломство. Государь, вставший на путь создания сильного централизованного государства, должен сочетать в себе качества льва и лисицы. Политика, которую рекомендует ему Макиавелли, — политика кнута и пряника.
БИЛЕТ 35
Политические взгляды Якобинцев Марата и Робеспьера.
«Исторический фон» и «якобинцы» - это я написал для тех, кто вообще не в курсе че было во Франции в то время, если вы в курсе – сразу читайте про взгляды.
Исторический фон
Короче, чтобы не запутаться. В конце 18 века во франции общество делилась на три сословия:
1) дворянство
2) духовенство
3) все остальные
Третьи были недовольны, их налогами душили, заставляли работать, воевать и так далее. В итоге они стали призывать к созданию конституции. Власть создала типа парламента, где каждое сословие было представлено. Но третье сословие там глушили. В конце концов третье сословие создало свой собственный парламент и назвалось Национальное Собрание (так как представляли 96% населения)
Якобинцы
А вот якобинцы были одним из политических клубов этого Собрания. Сформированы на базе Бретонской фракции (Бретонь – просто регион).
Называются Якобинцы – потому что их клуб располагался в монастыре святого Якова.
Клуб, или, как их чаще называют, партия якобинцев делилась на три крыла:
Правое крыло – с лидером Жорж-Жаком Дантоном
Центр – Максимилианом Робеспьером
Левое крыло – Жан-Полем Марат (ударение на второй слог, во французском вариате марА, без «т»)
Взгляды Марата.
Требовал установление военной диктатуры. Был журналистом и имел прозвище «Друг народа». Сторонник гос. Реглуирования экономики. Идеолог террора (После свержении монархии во франции появился национальный конвент , типа нашего временного правительства, а вот когда его свергли и к власти пришел Робеспьер он начал всех врагов казнить, короче как у нас один в один, террор – одно из ключевых понятий), так как террор – выход из кризиса.Марат считал, что жестоко расправившись со всеми врагами революции молодая Французская республика запугает всех монархов Европы. Террор – необходим. Нельзя оставить Европу «Безнаказанной». Идеолог насилия, призывал к ярости, войне. Короче, прообраз Дзержинского. Требовал казни короля, создания специальных контрулирующих служб.
Взгляды Робеспьера.
Прообраз Ленина. Сторонни ограничения частной собственности в пользу гос. Интересов. Особенно в продуктовой отрасли. Ввел идею о необходимости террора легитимизировал и систематизировал её. В отличии от Марата не призывает к народному гневу, но считает, что «нет революции без революции», типа убивать во имя революции – дОлжно. Робеспьер все понятия изменил. Народ стали божествами, патриотизм – религией, революция – смыслом жизни. Террор – не временное состояние, а постоянная самоочистка нации. Идеолог гражданского общества.
Марат был убит в собственной ванной, Робеспьер сам попал под колеса машины террора и был гильиотирован.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 900; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!