История тибетскоготраволечения



Nbsp;

ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ «ПРИЗВАНИЕ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 34.02.01 ФАРМАЦИЯ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по профессиональному модулю Лекарствоведение

 

 

ТРАВОЛЕЧЕНИЕ В ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЕ

 

 

Выполнил

обучающийся

 

2курсаФ 306-09группы

 

Хафизова Лилианна

Анзоровна

 

Руководитель курсовой работы: Калмыкова Альбина Муаедовна

 

Курсовая работа защищена с оценкой _________________________________

(цифрой и прописью)

 

 

Подписи преподавателей __________________________ /_______________________________/

 

__________________________ /_______________________________/

 

__________________________ /_______________________________/

 

 

Г.Нальчик

Год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....…………2

1. ИСТОРИЯ ТРАВОЛЕЧЕНИЯ……………………………………………….5

1.1. История траволечения в Китае………………………………………….5

1.2. История траволечения в Индии…………………………………………7

1.3.  История тибетскоготраволечения………………………………………8

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТРАВОЛЕЧЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЕ…………………………………………………………………..11

2.1. Траволечение в китайской медицине…………………………………..14

2.1.1. Готовые формы в китайской медицине…………………………..14

2.2. Тибетская фитотерапия………………………………………………....15

2.2.1. Лекарственные травы………………………………………………15

2.2.2. Основные принципы замены лекарственных растений тибетской медицины………………………………………………………………15

2.3. Индийская фитотерапия. Аюрведа……………………………………..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………..…19

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….….21

 


ВВЕДЕНИЕ

Траволечение – это лечение заболеваний человека с использованием лекарственных растений препаратов из них.

Траволечение – это наука, имеющая очень глубокую и древнюю историю. В нашу эру – эру развития химико-фармацевтических технологий, биохимии и других, связанных с фармацией наук, занимающихся усердным изучением искусственного синтеза лекарственных веществ, многие могут считать, что изучение известных лекарственных растений и изыскание новых отодвинуто на задний план, но это не так. Траволечение и, не только народный, но и научный подход к этой теме, довольно актуальны в наши дни.

К тому же, траволечение имеет ряд преимуществ перед другими методами лечения:

· экологически растения безопасны, что обуславливает возможность их длительного и безопасного применения;

· эволюционно сложилось биологическое родство между активными веществами растений и физиологически активными веществами организма;

· поливалентность (разносторонняя направленность действия) растений, т.е. возможность одновременного лечения растениями основного и сопутствующего заболевания;

· доступность и малые затраты на природное сырье, которое возобновляется каждый год;

· простота приготовления травяных препаратов в домашних условиях;

· общий оздоравливающий эффект большинства лекарственных растений, действующих комплексно и стимулирующих иммунитет.

Исходя из перечисленных выше преимуществ, тема широкого изучения лекарственной эффективности растений должна быть актуальной и такой является, т.к. решает многие задачи лечебной терапии. Не менее актуальна тема траволечения в восточной медицине, т.к. она является самой древней и обладает большим количеством информации, опираясь на которую, современная фармация может найти большее количество растений, обладающих лекарственными свойствами, а также новых методов изучения и пользования полученными данными о них.

Целью исследования автором данной темы является изучение истории восточного траволечения, выявление его методов, а также изучение практического использования данных методов и определение их эффективности.

Объект исследования – лечение лекарственными растениями. Предмет исследования – лечение лекарственными травами в восточной медицине.

В процессе исследования были использованы общенаучные методы как анализ научной литературы, изучение исторических источников, анализ отзывов.

 


ИСТОРИЯ ТРАВОЛЕЧЕНИЯ

Впервые лечебные свойства растений были замечены еще первобытными людьми, которые пробовали на себе их действие. Так, человек маленькими шагами пришел к различным выводам относительно лечебных свойств некоторых растений, передавая свои знания из поколения в поколение, которые в последующем были более или менее систематизированы в Древних Риме, Греции, Египте и Китае. В Древнем Египте, например, существовал «Папирус Эберс», иероглифический аналог римского «Списка рекомендаций для врачей». Туда было включено множество растений, используемых нами по сей день: алоэ - как заживляющее средство при ранах и ожогах, мята для лечения нарушения пищеварения и т.д. Традиции траволечения в народной медицине накапливались веками до возникновения современной науки и вскоре стали основой для развития современной медицины. 

Лекарственные свойства трав широко использовали в Китае, Тибете, Индии. В 3216 году до нашей был написан «Травник» о растительных снадобьях, а в Древней Индии с 3 века до нашей эры посадка лекарственных растений пошла на поток. Тибетская медицина дала человечеству трактат «Жуд-Ши». Многие главы этого трактата посвящены траволечению. Знаменитый Авиценна подарил людям книгу «Канон врачебной науки», где рассказал о 900 целебных растениях и методах их использования. Гиппократ применял для лечения людей более 200 трав.

История траволечения в Китае

Первым известным нам древним терапевтом в этой области считается ШэньНун, мифологизированный человек-правитель, живший в Китае в 3-м тысячелетии до н. э. Он изучил целебные свойства лекарственных и ядовитых растений и передал свои знания крестьянам. Его записи рассматриваются как самые древние труды по траволечению. ШэньНун классифицировал 365 видов растительных, животных и минеральных средств лечения по трем категориям. К высшей категории он отнес травы, эффективные при лечении многих заболеваний. Это, например, женьшень и грибы Рейши. Первая китайская книга о лекарственных растениях, в которой приведены описания 900 видов растений, датирована 2500 г. до н. э.

В 770-476 гг. до н.э., в период правления династии "Весеннего и осеннего периодов" и "Враждующих империй», в Китае существовала запись труда по медицине, книга "ХуандиНэй-цзин". Как мы можем судить по дошедшим до нас письменным китайским источникам, именно в этой книге обобщен медицинский опыт, передававшийся устно, из поколения в поколение. В ней изложен специфический китайских подход к лечению, предложена лекарственная терапия и акупунктура.

Нельзя отрицать большое влияние китайской медицины на развитие медицины других стран. Уже в эпоху династий Цин и Хань, примерно 226 г. до н.э. - 220 г. н.э. происходит обмен медицинскими знаниями между Китаем, Кореей, Вьетнамом и Японией, затем шло их распространение на арабский мир, Россию, Балканы и несколько позже дальше на Запад.

Древние тексты китайской медицины примерно второго столетия до н.э., содержат наряду с собранием рецептов растений, также другие возможности лечения: гимнастические упражнения, ванны, компрессы, массажи. В лечебной книге V столетия описываются 360 веществ растительного, минерального и животного происхождения для лечения различных заболеваний.

В 695 г. н.э. китайский ученый Ли-Ди вместе с другими специалистами переработал ранее вышедшие книги о лекарственных растениях и написал труд "Синь-Сю-Бэн-Цао". В нем описано 844 вида растительных лекарств. Этот труд фактически является первой в мире государственной фармакопеей, составленной коллективом специалистов. Известный целитель, живший в XVI веке, Ли Шичжень после 27 лет работы обобщил в своем монументальном труде "Бэн-цао-ган-му" ("Основы фармакологии") опыт, накопленный китайскими врачами за предшествующие века. В 52 томах своего произведения он описал 1892 лекарственных средства, главным образом растительного происхождения. Он дал не только описания растений, но и способы, время сбора, методы приготовления и употребления растений для лечения. Им описано также фитонцидное действие чеснока, лука и других растений.

Арсенал лекарственных средств, применяемых в китайской медицине, насчитывает более 2000 названий, в том числе лекарственных средств растительного происхождения более 1500. Культивирование лекарственных растений в Китае возникло в связи с тем, что сбор дикорастущих лекарственных растений не мог удовлетворить возросшего спроса еще в танскую эпоху - 618 - 909 гг. н. э.

Многие лекарственные растения из китайской фитотерапии были заимствованы другими странами. Это относится к таким растениям, как, например, женьшень, известный в Китае уже около 4 тысяч лет, китайский лимонник, эфедра, лакричный корень, пустырник, шлемник, кровохлебка, лук, чеснок, ревень, заря, спаржа, астрагал, корица, камфора, имбирь, мускус, корка мандарина. Кроме женьшеня, широко популярным целебным средством в медицине Китая является солодка гладкая. Это растение входит в состав многих лекарственных прописей, назначаемых при лихорадочных состояниях, болях, кашле, одышке и т. п. Часто применяется в прописях для детей[ссылка на книгу]

История траволечения в Индии

В Индии большую известность получает «Аюрведа», или «Книга жизни», — оригинальное медицинское сочинение, относящееся к I в. до н. э. Индийская медицина использовала около 800 растений. Значительная их часть используется и в настоящее время (чилибуха, раувольфия, многие пряности). В III веке н. э. в Индии началось возделывание лекарственных растений.

Другие традиции медицины имеют общие корни с Аюрведой, и Аюрведа имеет некоторые претензии на то, что она старейшая сохранившаяся медицинская традиция в мире.

В 19-ом столетии британцы отклонили Аюрведу как простое суеверие, и в 1833 они закрыли все школы Аюрведы и запретили практику. Большие центры индийского обучения, таким образом, развалились, и аюрведические знания отступили в деревни и храмы. Однако в начале века некоторые индийские медики и просвещенные англичане начали переоценивать аюрведу, и к моменту обретения Индией независимости в 1947 году она обрела свою репутацию действующей медицинской системы.

Сегодня Аюрведа процветает рядом с УнаниТиббом и западной традиционной медициной и активно поощряется индийским правительством как недорогая альтернатива западным наркотикам. В последние годы Аюрведа привлекает все большее внимание медиков на Западе и в Японии, и Всемирная организация здравоохранения решила продвигать свою практику в развивающихся странах. Значение аюрведы заключается в том, что это не медицинская наука, занимающаяся исключительно лечением болезней. Вместо этого он предлагает практические рекомендации, которые применимы ко всем аспектам повседневного существования. Он также стремится согласовать здоровье и образ жизни с универсальными аспектами существования, а также повысить благосостояние и способствовать долголетию.

История тибетскоготраволечения

Тибетская медицина получила широкое распространение в некоторых азиатских регионах: Тибете, Монголии, а так же в России на территории нынешнего Забайкалья. Она тесно связана с индийской медициной и сложилась на ее основе. Первые медицинские сочинения являются переводами на тибетский язык с санскрита, приемы и методы лечения заимствованьы в основном из индийской медицины. Индийские лекарственные средства широко использовались в Тибете и описаны во многих тибетских медицинских трактатах. Определенное влияние на тибетскую медицину оказали также китайская и арабская традиционные системы. Тибетские медицинские руководства составлялись с участием китайских и арабских врачей. Тесные торгово-экономические связи, политическая зависимость Тибета от Китая в отдельные исторические периоды обусловили широкое распространение китайских лекарственных средств в Тибете. Китайское сырье нередко вытесняло с рынка индийские растения. Сырье из стран арабского Востока поступало в Тибет в меньшем количестве.

Однако труднодоступность привозного сырья, и прежде всего индийского, заставила тибетских лам-лекарей искать заменители в собственной флоре. Эти поиски способствовали расширению и обогащению арсенала лекарственных средств и придали тибетской медицине некоторые черты самостоятельности.

Тибетская медицина тесно связана с буддизмом, и это значительно затормозило ее развитие в теоретическом плане, но не отразилось на формировании набора лекарственных средств.

Представления тибетцев об организме человека, физиологических процессах, причинах болезней имеют историческое значение, знание их необходимо для расшифровки названий болезней, описанных в тибетских медицинских трактатах. Но некоторые лекарственные средства, приемы и методы лечения тибетской медицины до сих пор представляют практический интерес.

Тибетская медицина на протяжении многих лет вызывает интерес европейских ученых. Несмотря на то что доступ европейцам в Тибет был закрыт и на протяжении пяти веков только отдельным путешественникам удалось туда проникнуть, сведения о Тибете и медицинской науке появились в Европе еще в ХIV в

Начало изучения тибетской медицинской литературы относят к ХIХ в., когда венгерский ученый Александр Чома де Кѐрѐши опубликовал в журнале Бенгальского азиатского общества краткое содержание всех глав трактата «Джуд-ши», сделанное на основании конспекта, полученного им у знакомого ламы. Первый перевод на русский язык двух томов тибетского трактата «Джуд-ши» выполнен А.М. Позднеевым. В трактате имеется много специальных терминов, в толковании которых даже ламы-лекари испытывали затруднения. Поэтому в переводе не дается научной расшифровки, объяснения медицинских терминов и понятий. Практический интерес в этой работе представляют главы второго тома, где перечисляются лекарственные средства, приводятся показания к их применению и основные правила по составлению оригинальных рецептурньх прописей.

Поскольку в истоках тибетской медицины лежат достижения врачей древней Индии, для познаний ее истории имеет большое значение изучение индийской медицинской литературы.

Медицинский трактат «Вайдурья-онбо» - наиболее известный комментарий к теоретическому и практическому руководству по тибетской медицине «Джуд-ши» написан в 1687-1688 гг. Его автор - ученый-энциклопедист, политический деятель Тибета ДэсридСанчжай-чжамцо [1653-1703]. Главы, посвященные описанию лекарственных средств, написаны по его заказу известным в то время медиком Данзан-пунцоком.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 408; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!