К положительной социальной причастности



К прогрессу

К экологичности

Следующая категория: способности д.ч.

В этой категории мы мы получили следующие ответы респондентов:

Духовный человек способен: прощать, почитать, сострадать,понимать,принимать; способен к самопожертвованию, и способен ценить.

В этой категории мы выявили следующие диады:

1) способность прощать и способность к самопожертвованию. Для того чтобы обьединить эти две способности в одну диаду мы отталкивались от следующей логики: Любое прощение это самопожертвование. Иными словами для того чтобы один человек простил другого, первому необходимо снизить для самого себя значимость противоречий со вторым. На наш взгляд именно это снижение значимости и является своеобразной жертвой, в пользу конструктивного диалога. Эту диаду мы обозначили как: способность к снижению значимости противоречий.

2) Способность почитать и ценить. Под способностью к почитанию Респонденты обозначали разнообразные проявления уважения. Например : уважение к мнению родителей, уважение памяти героев, соблюдение праздников, благоговение перед святынями. Под способностью ценить респонденты обозначали простые человеческие радости: от любимой музыки до возможности видеть росу на паутине. Критерием для обьединения выше перечисленных двух способностей д.ч. выступает следующая логика рассуждений респондентов: духовный человек понимает то, что он имеет возможность наслаждаться простыми человеческими радостями благодаря подвигу героев которых он почитает. Эту диаду мы обозначили как: способность к положительной исторической соотнесенности.

Следующая диада:

1) способность понимать. В этом контексте респонденты выражали мысль о том что духовный человек обладает способностью выделять суть происходящих событий в которые вовлечен лично.

2) Способность принимать. В этом контексте респонденты выделяли способность д.ч. выделять суть происходящего с ближним.

Проанализировав последовательность рассуждений респондентов относительно понимания и принятия, послужило основанием для обьединения диады, которую мы обозначили как: способность к эмпатии.

Самостоятельной в этой категории выступает способность д.ч. сострадать. Анализ такой посылки выявил религиозный контекст в ответах некоторых респондентов. Поскольку сострадание как вид деятельности сложно отнести к какой то конкретной психологической терминологии, мы ограничимся пояснением того как способность к состраданию описывали сами респонденты. Сострадание по мнению респондентов следует понимать как способность искренне плакать с плачущим и болеть с болеющим. Ввиду сложности описываемого явления, мы выделили обсуждаемую способность в отдельную категорию и так и обозначили: способность к состраданию.

Таким образом в категории способностей духовного человека мы выделили 4 ключевых способности:

1) способность к снижению значимости противоречий

2) способность к положительной исторической соотнесенности

3) способность к эмпатии

4) способность к состраданию

 

Следующие две категории которые мы условно выделили, а именно: «качества и признаки», оказались достаточно сложными для систематизации. Суть сложности состоит в том что явление проявляющее себя без какой либо протяженности (как например длинна, ширина, высота) или не имеющее физической локализации часто может выступать и как качество и как признак. Ввиду этой междисциплинарной неоднозначности мы предприняли попытку разделить их умозрительно.

К качествам д.ч. мы отнесли следующие ответы респондентов: милосердие, гуманность, уравновешенность, искренность, порядочность, нравственность,совестность,открытость,осознанность.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!