Богослужебное время и богослужебные циклы
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МИНСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ
БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ
конспект лекций
Минск 2017
Автор-составитель:
Старший преподаватель Минского духовного училища
Кабушев К. С.
Рецензент:
Заместитель директора Минского духовного училища по учебной работе Федюнькина А.Е.
Кабушев К. С.
Богослужебный устав: конспект лекций.
Составитель: Кабушев К. С.— Мн.: Минское духовное училище,
2017. — 51 С.
© Минское духовное училище, 2017 © Кабушев К.С., 2017 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Оглавление………………………………………………………………….....3
Предисловие……………………………………………………………………4
1. Общие понятия о богослужении……………………………………………5
1.1. Богослужебное время и богослужебные циклы…………………..5
Суточный круг богослужений…………………………………...5
Седмичный круг богослужений………………………………….6
Годовой круг богослужений…………………………………….7
1.2. Понятие о праздниках……………………………………………..8
2 Богослужение седмичных дней периода Октоиха………………………10
2.1. Вседневное богослужение……………………………………….10
Общие замечания……………………………………………….10
Устав-схема вседневного богослужения………………………11
Изменяемые молитвословия служб суточного круга в дни памяти одного и двух святым без праздничного знака……………….15
|
|
Изменяемые части служб суточного круга в дни памяти шестеричных святых…………………………….19
2.2. Богослужение с великим славословием…………………………22
Устав-схема славословной утрени……………………………..22
Изменяемые части служб суточного круга в дни памяти святого с великим славословием в будний день……………………………………………………24
2.3. Богослужение с полиелеем в будний день………………………27
Устав-схема полиелейной службы……………………………..27
Изменяемые части служб суточного круга в дни памяти полиелейных святых и в праздники Богородицы с полиелеем……………………….31
2.4. Особенности служб суточного круга в праздник бденному святому в седмичный день……………………37
Последование всенощного бдения……………………………..38
Изменяемые части служб суточного круга в праздник бденному святому в будний день…………………39
|
|
Список литературы…………………………………………………………..41
Приложение 1. Порядок чтения кафизм в период пения Октоиха……….42
Приложение 2. Приложения Минеи (и Ирмология),
содержащие Богородичны……………………………………………………43
Приложение 3. Рядовая катавасия…………………………………………...45
Приложение 4. Особенности субботнего богослужения с "Бог Господь…"
в дни памяти беззначных, шестеричных и славословных святых………..47
ПРЕДИСЛОВИЕ
Богослужебный устав – учебная дисциплина, предметом изучения которой является содержание и формы богослужения Православной Церкви, современная практика совершения богослужения, его история, устроение храма, назначение богослужебных книг и утвари, предметов облачения священно- и церковнослужителей, смысл и назначение отдельных богослужебных молитвословий и последований.
Основой для настоящего пособия послужил курс лекций по дисциплине "Богослужебный устав", прочитанный на 1-м курсе вечерней формы обучения регентско-певческого отделения Минского духовного училища. Настоящее пособие не является оригинальным сочинением, но представляет собой свод данных из ряда других учебных пособий.
|
|
Целью данного пособия является облегчение для учащихся изучения дисциплины "Богослужебный устав" в пределах учебной программы 1-го курса заочной формы обучения регентско-певческого отделения Минского духовного училища. Первоочередная задача составителя пособия – способствовать приобретению и закреплению учащимися навыков работы с учебными пособиями и богослужебными книгами Русской Православной Церкви.
В пособии кратко изложены основные темы, изучаемые в рамках курса "Богослужебный устав" по программе 1-го курса заочной формы обучения: общее понятие о богослужении, богослужебные циклы, богослужение седмичных дней периода Октоиха, субботнее богослужение с "Бог Господь…".
Исчерпывающее представление всех тем, связанных с изучением богослужебного устава целью составителя пособия не является. Так в пособии не рассматриваются богослужения, которые за редким исключением, в приходской практике не совершаются: повечерие и полунощница (в период Октоиха), малая вечерня. Последование Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста также подробно не рассматривается, схематически описаны лишь изменяемые части Литургии. Для наглядного представления некоторых тем в пособии содержатся схемы и таблицы.
|
|
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О БОГОСЛУЖЕНИИ
Богослужебное время и богослужебные циклы
В богослужебном уставе принято выделять 3 богослужебных цикла (круга): суточный, седмичный и годовой.
Суточный круг богослужений
Суточный круг составляют следующие богослужения:
Название | Виды |
1. Вечерня | вседневная, малая, великая |
2. Повечерие | великое, малое |
3. Полунощница | вседневная, субботняя, воскресная |
4. Утреня | вседневная, славословная, полиелейная |
5. 1-й час | Выделяют 4 вида последования часов: вседневные (обычные), великопостные, царские (великие) и пасхальные |
6. 3-й час | |
7. 6-й час | |
8. 9-й час |
На способ счисления богослужебного времени, принятый в Православной Церкви, повлияли 2 традиции: Ветхозаветная (еврейская) и греко-римская.
В Палестине традиционно было принято считать началом нового дня час захода солнца (приблизительно 18:00). В Церковном уставе новый день также начинается с вечера; вечерня относится уже к наступающему дню.
В Римской Империи для нужд караульной службы светлую и тёмную половину суток делили на промежутки по 3 часа. Началом 1-го часа дня (светлой части суток) считалось время восхода солнца (6:00). Следовательно 1-й час дня завершался к 7:00, третий – к 9:00, шестой – к полудню, девятый – к 15:00.
Вторая (тёмная) половина суток делилась на "стражи":
1-я стража – 18:00 – 21:00.
2-я стража – 21:00 – 00:00.
3-я – 00:00 – 03:00.
4-я – 03:00 – 06:00.
Таким образом, первой службой церковного дня является вечерня, последней службой уходящего дня – 9-й час.
В древних уставах время совершения служб суточного круга примерно соответствовало заявленному в названии: полунощница – в полночь, часы – в соответствующий час дня и т.д.
В современной приходской практике некоторые службы смещаются по времени, некоторые – опускаются вовсе. Так, вечером накануне совершаются:
в 17:45[1] – 9-й час (относится к уходящему дню).
в 18:00 – вечерня (относится уже к наступающему дню), за которой следуют утреня и 1-й час. Повечерие и полунощница в приходской практике за редким исключением опускаются.
В сам день (праздника, воспоминания и т.п.) совершаются:
в 8:30[2] – 3-й и 6-й часы.
в 9:00 – Божественная Литургия.
Божественная Литургия, являясь центром суточного круга и средоточием церковной жизни вообще, не входит ни в один из богослужебных циклов.
Неизменяемые молитвословия и последования суточного круга содержатся в церковно-богослужебной книге "Часослов". |
Седмичный круг богослужений
Седми́чный круг составляют богослужения, совершаемые в течение седми́цы[3]. Примерно к V в. каждому дню седмицы было присвоено определенное воспоминание:
Воскресенье (неде́ля) | Воскресение Христово |
Понедельник | Небесные Силы бесплотные |
Вторник | Пророки и, особенно, Иоанн Креститель |
Среда и пятница (пято́к) | Предательство, страдания и смерть Христа, а также – воспоминание Божией Матери |
Четверг (четверто́к) | Апостолы, святители и, в частности, святитель Николай Мирликийский |
Суббота | Все святые и все усопшие. |
Первым днем седмицы уставе считается воскресенье.
Воспоминание Божией Матери совершается Церковью каждый день, однако в среду и пятницу Её прославлению уделяется особое внимание.
Седмичный круг логически связан с годовым. Начало седмичного круга связано с датой празднования Пасхи, а точнее с зависящей от Пасхи датой празднования Пятидесятницы (Дня Святой Троицы): "Неделя 1-я по Пятидесятнице" – первый воскресный день после дня Св. Троицы. 1-я неделя начинает 2-ю седмицу по Пятидесятнице, т.к. первая седмица начиналась самим праздником, совершаемым всегда в воскресный день. 2-я неделя начинает 3-ю седмицу и т.д.
Такой счет недель и седмиц идет до недели воспоминания Адамова изгнания ("Прощеного воскресенья"), включительно.
Изменяемые песнопения и молитвословия, относящиеся к седмичному кругу, содержатся в церковно-богослужебной книге "Окто́их" (Осмогласник). |
В течение одной седмицы все песнопения, относящиеся к седмичному кругу, поются на один определенный глас.
Гласом называется один из 8-и способов построения мелодии для богослужебного песнопения.
В неделю 1-ю по Пятидесятнице и последующую седмицу все песнопения седмичного круга поются на 8-й глас. В следующую седмицу – на 1-й, далее – на 2-й и т.д. За седмицей 8-го гласа вновь следует седмица 1-го гласа. Чередование гласов продолжается от 1-й недели по Пятидесятнице до 5-й недели Великого поста включительно (В период от Пасхи до дня Пятидесятницы – особый счет гласов).
Годовой круг богослужений
Годовой круг составляют последования, относящиеся к воспоминанию событий Ветхо- и Новозаветной истории, истории Церкви или событий из жизни святого, приуроченного к тому или иному дню церковного года.
Годовой круг делится на 2 периода:
Период пения Триоди – период, связанный с праздником Пасхи. Включает период подготовки к Великому посту, Великий пост, Страстную седмицу и период от Пасхи до Пятидесятницы.
Период пения Октоиха – часть церковного года не связанная с Пасхой непосредственно.
Изменяемые молитвословия и песнопения, относящиеся к готовому кругу, содержатся в Минее Месячной; не вошедшие в Минею Месячную – в Дополнительной Минее. |
Началом церковного года считается 1/14 сентября. В современной практике РПЦ используется юлианский календарь (также - "церковный календарь", "старый стиль"). Расхождение дат с григорианским календарем ("гражданским календарем", "новым стилем") составляет, в течение XX – XXI вв., 13 суток. Т.е. 1 сентября по юлианскому календарю соответствует 14 сентября по григорианскому. В богослужебных книгах, а также в "Богослужебных указаниях" даты приводятся по юлианскому календарю. В современных церковных календарях даты приводятся как по старому, так и по новому стилю в виде: дата по ст.ст./дата по н.ст.
Понятие о праздниках
Любой день церковного года можно отнести к разряду великих, средних или малых праздников. Величайшим церковным праздником, бесспорно, является Пасха. Среди великих праздников выделяют двунадесятые (названы по их числу, т.к. их всего 12) и недвунадесятые праздники.
Великие двунадесятые праздники:
Рождество Пресвятой Богородицы | 8/21 сентября |
Введение во храм Пресвятой Богородицы | 21 ноября/4 декабря |
Благовещение Пресвятой Богородицы | 25 марта/7 апреля |
Рождество Христово | 25 декабря/7 января |
Сретение Господне | 2/15 февраля |
Крещение Господне (Богоявление) | 6/19 января |
Преображение Господне | 6/19 августа |
Вход Господень во Иерусалим (Неделя Ваий, Вербное Воскресенье) | Последнее воскресенье перед Пасхой |
Вознесение Господне | В 40-й день по Пасхе (в четверг) |
день Пятидесятницы, или Троицы | В 50-й день по Пасхе - (воскресенье) |
Успение Божией Матери | 15/28 августа |
Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня | 14/27 сентября |
Двунадесятые праздники имеют период предпразднства, попразднства и день отдания
Великие недвунадесятые праздники
Обрезание Господне и память св. Василия Великого | 1/14 января |
Покров Пресвятой Богородицы | 1/14 октября |
Рождество св. Иоанна Предтечи | 24 июня/7 июля |
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи | 29 августа/11 сентября |
Память свв. апостолов Петра и Павла | 29 июня/12 июля |
В месяцеслове Типикона каждый день отмечен определенным знаком, указывающим на то, к какому разряду праздников этот день относится и, что важно для нас, какая служба в этот день совершается. Эти знаки следующие:
Красный крест в красном круге (в черно-белых изданиях прорисовывается черным цветом) – великие праздники. Этим знаком отмечены все великие двунадесятые и недвунадесятые праздники. В такие дни совершается всенощное бдение.
Красный крест в красном полукружье снизу – средние праздники, в которые также полагается совершать всенощное бдение.
Красный крест – также средние праздники. Совершается служба с полиелеем. (в некоторых случаях Типикон допускает совершение бдения по благословению настоятеля)
Красная скобка с тремя красными точками в середине (в черно-белых изданиях скобка прорисовывается жирной черной линией) – малые праздники. Совершается служба с великим славословием.
Чёрная скобка с чёрными точками в середине (в черно-белых изданиях прорисовывается только контур скобки тонкой бледной линией) – малые праздники. Совершается служба, получившая название "шестеричная".
Есть дни не имеющие праздничных знаков. Служба, совершаемая в такие дни, обычно именуется "беззначной".
Сведения о знаках праздников содержатся в 47-й главе Типикона:
Њ знaменіzхъ вLчнихъ, и3 бGор0дичныхъ прaздникwвъ, и3 с™hхъ. Знаки праздников указываются также в месяцеслове Следованной псалтири.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1222; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!