Можем ли мы назвать стихотворение «ворон» программным произведением всех романтиков?
Э.А. По
Ворон
Как-то в полночь, в час унылый, я вникал, устав, без силы,
Меж томов старинных, в строки рассужденья одного
По отвергнутой науке и расслышал смутно звуки,
Вдруг у двери словно стуки - стук у входа моего.
"Это - гость,- пробормотал я,- там, у входа моего,
Гость, - и больше ничего!"
Ах! мне помнится так ясно: был декабрь и день ненастный,
Был как призрак - отсвет красный от камина моего.
Ждал зари я в нетерпенье, в книгах тщетно утешенье
Я искал в ту ночь мученья, - бденья ночь, без той, кого
Звали здесь Линор. То имя... Шепчут ангелы его,
На земле же - нет его.
Шелковистый и не резкий, шорох алой занавески
Мучил, полнил темным страхом, что не знал я до него.
Чтоб смирить в себе биенья сердца, долго в утешенье
Я твердил: "То - посещенье просто друга одного".
Повторял: "То - посещенье просто друга одного,
Друга, - больше ничего!"
Наконец, владея волей, я сказал, не медля боле:
"Сэр иль Мистрисс, извините, что молчал я до того.
Дело в том, что задремал я и не сразу расслыхал я,
Слабый стук не разобрал я, стук у входа моего".
Говоря, открыл я настежь двери дома моего.
Тьма, - и больше ничего.
И, смотря во мрак глубокий, долго ждал я, одинокий,
Полный грез, что ведать смертным не давалось до тою!
|
|
Все безмолвно было снова, тьма вокруг была сурова,
Раздалось одно лишь слово: шепчут ангелы его.
Я шепнул: "Линор" - и эхо повторило мне его,
Эхо, - больше ничего.
Лишь вернулся я несмело (вся душа во мне горела),
Вскоре вновь я стук расслышал, но ясней, чем до того.
Но сказал я: "Это ставней ветер зыблет своенравный,
Он и вызвал страх недавний, ветер, только и всего,
Будь спокойно, сердце! Это - ветер, только и всего.
Ветер, - больше ничего! "
Растворил свое окно я, и влетел во глубь покоя
Статный, древний Ворон, шумом крыльев славя торжество,
Поклониться не хотел он; не колеблясь, полетел он,
Словно лорд иль лэди, сел он, сел у входа моего,
Там, на белый бюст Паллады, сел у входа моего,
Сел, - и больше ничего.
Я с улыбкой мог дивиться, как эбеновая птица,
В строгой важности - сурова и горда была тогда.
"Ты, - сказал я, - лыс и черен, но не робок и упорен,
Древний, мрачный Ворон, странник с берегов, где ночь всегда!
Как же царственно ты прозван у Плутона?" Он тогда
Каркнул: "Больше никогда!"
Птица ясно прокричала, изумив меня сначала.
|
|
Было в крике смысла мало, и слова не шли сюда.
Но не всем благословенье было - ведать посещенье
Птицы, что над входом сядет, величава и горда,
Что на белом бюсте сядет, чернокрыла и горда,
С кличкой "Больше никогда!".
Одинокий, Ворон черный, сев на бюст, бросал, упорный,
Лишь два слова, словно душу вылил в них он навсегда.
Их твердя, он словно стынул, ни одним пером не двинул,
Наконец я птице кинул: "Раньше скрылись без следа
Все друзья; ты завтра сгинешь безнадежно!.." Он тогда
Каркнул: "Больше никогда!"
Вздрогнул я, в волненье мрачном, при ответе стол
"Это - все, - сказал я, - видно, что он знает, жив го,
С бедняком, кого терзали беспощадные печали,
Гнали вдаль и дальше гнали неудачи и нужда.
К песням скорби о надеждах лишь один припев нужда
Знала: больше никогда!"
Я с улыбкой мог дивиться, как глядит мне в душу птица
Быстро кресло подкатил я против птицы, сел туда:
Прижимаясь к мягкой ткани, развивал я цепь мечтаний
Сны за снами; как в тумане, думал я: "Он жил года,
Что ж пророчит, вещий, тощий, живший в старые года,
Криком: больше никогда?"
|
|
Это думал я с тревогой, но не смел шепнуть ни слога
Птице, чьи глаза палили сердце мне огнем тогда.
Это думал и иное, прислонясь челом в покое
К бархату; мы, прежде, двое так сидели иногда...
Ах! при лампе не склоняться ей на бархат иногда
Больше, больше никогда!
И, казалось, клубы дыма льет курильница незримо,
Шаг чуть слышен серафима, с ней вошедшего сюда.
"Бедный!- я вскричал,- то богом послан отдых всем тревогам,
Отдых, мир! чтоб хоть немного ты вкусил забвенье, - да?
Пей! о, пей тот сладкий отдых! позабудь Линор, - о, да?"
Ворон: "Больше никогда!"
"Вещий, - я вскричал, - зачем он прибыл, птица или демон
Искусителем ли послан, бурей пригнан ли сюда?
Я не пал, хоть полн уныний! В этой заклятой пустыне,
Здесь, где правит ужас ныне, отвечай, молю, когда
В Галааде мир найду я? обрету бальзам когда?"
Ворон: "Больше никогда!"
"Вещий, - я вскричал, - зачем он прибыл, птица или д
Ради неба, что над нами, часа Страшного суда,
Отвечай душе печальной: я в раю, в отчизне дальней,
Встречу ль образ идеальный, что меж ангелов всегда?
|
|
Ту мою Линор, чье имя шепчут ангелы всегда?"
Ворон; "Больше никогда!"
"Это слово - знак разлуки! - крикнул я, ломая руки. -
Возвратись в края, где мрачно плещет Стиксова вода!
Не оставь здесь перьев черных, как следов от слов позорны?
Не хочу друзей тлетворных! С бюста - прочь, и навсегда!
Прочь - из сердца клюв, и с двери - прочь виденье навсегда!
Ворон: "Больше никогда!"
И, как будто с бюстом слит он, все сидит он, все сидит он,
Там, над входом, Ворон черный с белым бюстом слит всегда.
Светом лампы озаренный, смотрит, словно демон сонный.
Тень ложится удлиненно, на полу лежит года, -
И душе не встать из тени, пусть идут, идут года, -
Знаю, - больше никогда!
Перевод В. Брюсова
Семинар 5
ARS LONGA, VITA BREVIS
Н.В. Гоголь «Портрет» 1842Г.
источники
текст : http://ilibrary.ru/text/77/index.html
материалы к докладам и анализу произведения: http://www.ngogol.ru/
Доклады (не более 2-3 минут):
1. гоголь. творчество.
2. История создания цикла «Петербургских повестей»
3. История создания повести «Портрет».
4. Значение художественного произведения в литературной жизни эпохи и литературная традиция
Вопросы:
1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).
2. Система образов
3. Метод произведения; его признаки
4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения
5. символика
6. актуальность повести
о. уайлд «Портрет Дориана грея», «Как важно быть серьёзным» 1891Г.
источники
текст: http://www.owilde.ru/wildebooks/
материалы к докладам и анализу произведения: http://www.owilde.ru/
Доклады (не более 2-3 минут):
1. Жизнь и творчество О. Уайлда
2. Эстетическая теория О. уайлда, изложенная в предисловии к роману.
3. Значение художественного произведения в литературной жизни эпохи и литературная традиция
4. Афоризмы О. уайлда
Вопросы:
1. жанр «Портрет Дориана Грея»
2. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).
3. Система образов
4. Метод произведения; его признаки
5. художественное своеобразие произведения: 1)сюжет, композиция 2) детали 3) язык художественного произведения
6. символика
7. актуальность романа
ПРЕДИСЛОВИЕ к роману
Художник -- тот, кто создает прекрасное.
Раскрыть людям себя и скрыть художника -- вот к чему стремится искусство.
Критик -- это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного.
Высшая, как и низшая, форма критики -- один из видов автобиографии.
Те, кто в прекрасном находят дурное, -- люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех.
Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, -- люди культурные. Они не безнадежны.
Но избранник -- тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту.
Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все.
Ненависть девятнадцатого века к Реализму -- это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале.
Ненависть девятнадцатого века к Романтизму -- это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения.
Для художника нравственная жизнь человека -- лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства в совершенном применении несовершенных средств.
Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины.
Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля.
Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.
Мысль и Слово для художника -- средства Искусства.
Порок и Добродетель -- материал для его творчества.
Если говорить о форме, -- прообразом всех искусств является искусство музыканта. Если говорить о чувстве -- искусство актера.
Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.
Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск.
И кто раскрывает символ, идет на риск.
В сущности, Искусство -- зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.
Если произведение искусства вызывает споры, -- значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное.
Пусть критики расходятся во мнениях, -- художник остается верен себе.
Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению.
Всякое искусство совершенно бесполезно.
Оскар Уайльд
ВЫВОДЫ: ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ГОГОЛЯ И УАЙЛДА: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ.
Семинар 6
РЕАЛИЗМ
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» 1866Г.
источники
текст : http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/proza/prestuplenie/prestuplenie-i-nakazanie-1-1.htm
материалы к докладам и анализу произведения: http://www.fdostoevsky.ru/
Доклады (не более 2-3 минут):
1. Жизнь Ф. М. Достоевского
2. творчество Ф. м. Достоевского
3. История создания романа «Преступление и наказание»
4. Значение художественного произведения в литературной жизни эпохи и литературная традиция
Вопросы:
1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).
2. Система образов
3. Метод произведения; его признаки
4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения
5. двойничество в романе
6. символика романа
7. Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идеи?
8. Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?
9. Через что переступает Раскольников, совершая преступление?
10. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?
11. Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления?
12. Как сразу же в момент убийства развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова?
13. Актуальность романа
ВЫВОДЫ: ФИЛОСОФСКИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН; РОМАН-ДЕТЕКТИВ; РОМАН-ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ; РОМАН-ДИСПУТ; РОМАН-ТРАГЕДИЯ.
Семинар 7
РЕАЛИЗМ
А.П. Чехов «Дама с собачкой» 1896Г.
источники
текст : http://chehov.niv.ru/chehov/text/dama-s-sobachkoj.htm
материалы к докладам и анализу произведения: http://chehov.niv.ru/; http://www.my-chekhov.ru/
Доклады (не более 2-3 минут):
1. а. П. Чехов – биография.
2. Чехов – мастер короткого рассказа.
3. Чехов – драматург.
4. Чехов и мировая культура
Вопросы:
1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).
2. Система образов
3. Метод произведения; его признаки
4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения
5. символика
Ги де Мопассан «Лунный свет» 1882Г.
источники
текст: http://mopassan.krossw.ru/html_mp/mopassan-lunniy_svet-ls_1.html
материалы к докладам и анализу произведения: http://www.maupassant.ru/, http://mopassan.krossw.ru/html/kes.html
Доклады (не более 2-3 минут):
1. Жизнь и творчество Мопассана
2. Проблематика романов «Жизнь», «Милый друг»
3. Значение художественного произведения в литературной жизни эпохи и литературная традиция
Вопросы:
1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).
2. Система образов
3. Метод произведения; его признаки
4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения
5. символика
ВЫВОДЫ: РАССКАЗЫ ЧЕХОВА И МОПАССАНА: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ
Семинар 8
РЕАЛИЗМ
Э. Ремарк «Жизнь взаймы» 1959Г.
источники
текст : http://www.emremark.ru/books-remark/164/
материалы к докладам и анализу произведения: http://www.emremark.ru/, http://emremarque.narod.ru/, http://www.remarque.ru/cat-sa-aaa-139/
Доклады (не более 2-3 минут):
1. Жизнь и творчество Э.М. ремарка.
2. «Потерянное поколение» и творчество ремарка
3. Человек и война – тема творчества ремарка
Вопросы:
1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).
2. Система образов
3. Метод произведения; его признаки
4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения
5. символика
М. Шолохов «Судьба человека» 1956 -57гг.
источники
текст: http://www.mikhailsholohov.ru/lr-al-kniga-2962/
материалы к докладам и анализу произведения: http://www.mikhailsholohov.ru/, http://www.mikhailsholohov.ru/lr-sa-aaa-135/, http://www.mikhailsholohov.ru/lr-sa-aaa-138/
Доклады (не более 2-3 минут):
1. М. А. Шолохов: творчество
2. Тема войны в творчестве М. А. Шолохова
3. Актуальность рассказа «Судьба человека»
Вопросы:
1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).
2. Система образов
3. Метод произведения; его признаки
4. Художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения
5. Символика
Выводы: особенности развития темы человека и войны в творчестве Ремарка и Шолохова. Пафос в двух произведениях.
Семинар 9
РЕАЛИЗМ
Б. Шоу «дом, где разбиваются сердца» 1913 - 1919Г.
источники
текст : http://www.theatre-studio.ru/library/shaw_bernard/house.html
материалы к докладам и анализу произведения: http://www.showbernard.net.ru/,
http://www.showbernard.net.ru/mib-ar-autname-152/
Доклады (не более 2-3 минут):
1. Биография Дж. б. шоу
2. Творчество Дж. б. шоу
3. «Столкновение идей» как особенность драматургии Дж. б. шоу
4. История театральных постановок пьес Дж. Б. шоу
Вопросы:
1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).
2. Система образов
3. Метод произведения; его признаки
4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения
5. символика
М. Горький «Васса Железнова» 1935г.
источники
текст: http://www.theatre-studio.ru/library/gorkij/vassa.html
материалы к докладам и анализу произведения: http://www.maximgorkiy.ru/, http://gorkiy.lit-info.ru/
Доклады (не более 2-3 минут):
1. Жизнь М. Горького
2. Творчество М. Горького
3. Драматургия М. Горького
4. История театральных постановок пьесы «Васса Железнова»
Вопросы:
1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).
2. Система образов
3. Метод произведения; его признаки
4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения
5. символика
ВЫВОДЫ: КРИЗИС СЕМЬИ КАК ЦЕТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЬЕС; ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
Семинар 10
РЕАЛИЗМ
С. Моэм «Узорный покров» 1925г.
источники
текст : http://lib.ru/INPROZ/MOEM/moem1_1.txt
материалы к докладам и анализу произведения: http://somerset-maugham.ru/
Доклады (не более 2-3 минут):
1. биография С. Моэма
2. Проза писателя.
3. драматургия С. Моэма
4. Экранизация романов С. Моэма
5. Творчество Моэма в мировой литературе
Вопросы:
1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).
2. Система образов
3. Метод произведения; его признаки
4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения
5. символика
И А. Бунин «Митина любовь» 1924г.
источники
текст: http://bunin.niv.ru/bunin/rasskaz/mitina-lyubov.htm
материалы к докладам и анализу произведения: http://bunin.niv.ru/
Доклады (не более 2-3 минут):
1. Жизнь И. А. Бунина
2. Рассказы и повести И. А. Бунина. Тематика.
Вопросы:
1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).
2. Система образов
3. Метод произведения; его признаки
4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения
5. символика
ВЫВОДЫ: ТЕМА ЛЮБВИ У КЛАССИКОВ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ.
Семинар 11
У. ГОЛДИНГ «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ» 1954г.
источники
ПАПКА: ГОЛДИНГ «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ»
ВНИМАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ ФИЛЬМ.
материалы к докладам и анализу произведения: http://zhurnal.lib.ru/s/savanna/wgolding.shtml,
Доклады (не более 2-3 минут):
1. биография У. ГОЛДИНГА
2. Творчество писателя.
3. История экранизаций романов.
Вопросы:
- Смысл названия романа.
- Роман как “антиробинзонада”.
- Образы Хрюши и Саймона.
- Сущность противоборства Ральфа и Джека.
- Почему писатель ставит своих героев в особые обстоятельства, в социальный вакуум? Почему Голдинг изобразил замкнутый мир?
- Какое из часто повторяющих в романе слов определяет его содержание?
- Какие болевые точки сознания человека XX века затронул роман?
- Что символизировала в жизни детей раковина? Почему в конце романа она разбивается вдребезги?
- Кто из толпы детей взял на себя всю сложность встающих проблем?
- Кто образует “антидикарства”? Где вы видите ошибку в действиях Ральфа, Хрюши и Саймона?
- Кому из детей открывается смысл происходящего на острове?
- Почему погибает Хрюша? Какую художественную деталь и с какой целью использует автор, рассказывая о Хрюше? О Саймоне?
- Выяснилось, что у райской жизни на тропическом острове есть оборотная, “ночная” сторона. В чём сущность этой оборотной стороны? Что такое атавизм?
- Почему бывшие церковные певчие стали свирепыми охотниками, а Джек Меридью — старостой хора?
- Для чего охотникам потребовались маски?
- Почему так “притягательны” охотники?
- Почему и за что Джек ненавидит Ральфа, Хрюшу, остальных детей? Почему на вопрос офицера, кто главный, Джек шагнул было вперед, но тут же передумал и замер?
- Какое содержание несёт фраза: “Мы англичане, а англичане всегда и везде лучше всего”?
- Почему на острове Голдинга не всех охватило озверение? Почему нашлись такие, кто наперекор дикарству упрямо отстаивал право быть человеком?
- Почему Ральф потребовал, чтобы на острове круглые сутки горел костёр? Почему весь остров у Голдинга похож на корабль?
- Почему и над чем рыдает спасённый Ральф?
- Как развивались бы события на острове, если бы детей не спас офицер?
- Почему Голдинг и критики отнесли роман “Повелитель мух” к философской притче?
ВЫВОДЫ: Тема – проблема – проблематика – идея романа - притчи.
Семинар 12
М. А. БУЛГАКОВ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»1938г./ издан 1966г.
источники
текст : http://lib.ru/BULGAKOW/master.txt
материалы к докладам и анализу произведения: http://www.bulgakov.ru/
Доклады (не более 2-3 минут):
- Жизнь М. А. булгакова
- Творчество М. булгакова
- Драматургия писателя. История театральных постановок.
- Экранизация произведений М. булгакова
- история создания романа «Мастер и Маргарита»
Вопросы:
- Почему Булгаков переносит в роман старые, еще дореволюционные, названия улиц Москвы?
- Почему Булгаков переносит в роман старые, еще дореволюционные, названия улиц Москвы?
- Какое символическое значение имеют сцены пожаров в финальных главах романа?
- Что дает для понимания московской темы сцена прощания на Воробьевых горах?
- Что дает для понимания московской темы сцена прощания на Воробьевых горах?
- Как в романе Булгакова освещается квартирный вопрос?
- Как в романе Булгакова освещается квартирный вопрос?
- Сопоставьте быт и бытие героев романа по московским главам.
- Город мастера.
- Сопоставьте быт и бытие героев романа по московским главам.
- Земной путь Мастера.
- Где начинается и где заканчивается путешествие Ивана Бездомного по Москве в поисках иностранного агента?
- Объясните символический смысл купания Ивана Бездомного в Москве-реке?
- Назовите основные вехи в судьбе Мастера.
- Что Мастер называет «золотым веком»?
- Что общего между Фаустом и Мастером?
- Земной путь маргариты.
- Что приснилось Маргарите в ночь с четверга на пятницу?
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с первым полетом Маргариты?
- Почему Маргарита становится королевой на балу у сатаны?
- В поэме Гете «Фауст» Маргарита силой своей любви освобождает возлюбленного от сатаны и становится в финале поводырем Фауста, которому даруется свет. А как заканчивается роман Булгакова?
- Чем Маргарита отличается от других женских фигур романа? Кто является ее прототипом?
- Кого встретили Мастер и Маргарита во время своего последнего полета?
- Почему мастер не заслужил света, а заслужил вечный покой?
- Почему именно Маргарите дано было увидеть настоящий облик слуг сатаны?
- Почему именно Маргарите дано было увидеть настоящий облик слуг сатаны?
- Как сложилась судьба Ивана Бездомного? Почему он не заслужил покоя, но заслужил свет?
- Символическое пространство в романе.
ВЫВОДЫ: Тема – проблема – проблематика – идея романа.
Семинар 13
Х. Кортасар «Зверинец» 1951г.
источники
текст : http://www.kortasar.info/hulio/kortasar_12_1.html
материалы к докладам и анализу произведения: http://julio-cortazar.narod.ru/biogr
Доклады (не более 2-3 минут):
1. Направление «магический реализм»
2. Биография Х. Кортасара
3. творчество Кортасара
Вопросы:
1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).
2. Система образов
3. Метод произведения; его признаки
4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения
5. символика
Ч. айтматов «Плаха» 1987г.
источники
текст: http://lib.ru/PROZA/AJTMATOW/plaha.txt
материалы к докладам и анализу произведения: http://www.aytmatov-book.ru/
Доклады (не более 2-3 минут):
1.Жизнь. Творчество писателя.
2. Фильмография
3. История создания романа «Плаха»
Вопросы:
1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).
2. Система образов
3. Метод произведения; его признаки
4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения
5. символика
ВЫВОДЫ: человек – человечество: новое время, новые вызовы времени.
Семинар 14
В. Распутин «Живи и помни» 1985г.
источники
текст : http://lib.ru/PROZA/RASPUTIN/rasputin_zhivi.txt
материалы к докладам и анализу произведения: http://detstvo.irkutsk.ru/authors/Rasputin/index.html,
http://www.velib.com/author.php?author=r_243_1
http://litera.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12764&cat_ob_no=12492
Доклады (не более 2-3 минут):
1. Биография В. Распутина
2. Творчество В. Распутина
3. Общественная деятельность В. распутина
4. Фильмография произведений В. распутина
Вопросы:
1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).
2. Система образов
3. Метод произведения; его признаки
4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения
5. символика
6. Смысл названия повести
ВЫВОДЫ: выбор – жизнь - смерть – любовь – ненависть – вина – ответственность – нравственно-философская проблематика неизменяющегося мира человека.
Семинар 15
Размышление –Рассуждение - Дискуссия:
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 353; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!