Жанрообразующие факторы романа о Тристане и Изольде
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема № 1
Западноевропейский эпос
Эпохи раннего Средневековья
1. Барды, филиды, скопы, жонглеры, хуглары: их роль и функции в обществе раннего Средневековья.
2. Своеобразие мифа, сказки, легенды; жанр саги. Сакральные мотивы в мифах и сагах. Тема «иного мира» в мифах, сагах, легендах.
3. Исторические саги Ирландии и Уэльса. Историческая и мифологическая основа в сагах о Кухулине.
4. Скандинавский эпос. Образ мира и пантеон богов в «Старшей Эдде». Функции метафоры в поэзии скальдов. Поучение скальдам в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона. Герои песен "Старшей Эдды". Жанровая типология мифологического цикла.
5. Миф, загадка и притча в кельтских и древнегерманских сказаниях («Распря Локи». Ирландские триады, и др.).
6. «Волуспа» («Прорицание вёльвы»)как источник мотивов, сюжетов и образов «Песни о Нибелунгах» и рыцарских романов.
7. Концепция человека в древнем эпосе народов Северной Европы.
Задание: 1. Прочитать рекомендованные тексты и оформить мифологический словарик «Пантеон богов народов северной Европы».
2. Ознакомиться с легендами, эпическими сказаниями и сказками Британии, Ирландии, Исландии, Германии. Отметить основные мотивы, сюжеты, образы в читательском дневнике. Подготовиться к собеседованию по читательскому дневнику.
Литература
Тексты
Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.
|
|
Ирландские саги Исландские саги. М.; Л., 1961. (4 саги).
Легенды и мифы Севера. М., 1985.
Мифы древнего мира. СПб., 1995. С. 276─405.
Песнь о Нибелунгах: Эпос. СПб., 2001.
Серебряная дудочка Маккримонса. Шотландские легенды. Калининград, 1993.
Скандинавские сказания. М., 1998.
Сквозь волшебное кольцо. Британские легенды и сказки. М.,1988.
Исследования
Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000. 304 с.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. С.242─385. (и др. изд.)
Гуревич А.Я. История и сага. М., 1972.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.
Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвного большинства. М., 1990.
Жирмунский В.М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. М., 1962.
Зарубежная литература Средних веков / Под ред. Б.И.Пуришева: Хрестоматия: В 2 т. М., 1974, 1975.
История всемирной литературы: В 9 т. Т. 2. М., 1984.
История зарубежной литературы: Раннее средневековье и Возрождение / Под ред.В.М.Жирмунского. М., 1978.
Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М., 1963.
|
|
Мощанская О.Л. Народно-поэтическое творчество Англии Средних веков.
Рис А., Рис Б. Наследие кельтов: Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. М., 1999.
Смирницкая О.А. Стих и язык древнегерманской поэзии: В 2 т. М., 1994.
Стеблин-Каменский М.И. Мир саги: Становление литературы. М., 1971.
Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах / Пер. нем. Д. Бертельса / Вступ. ст. и примеч. В.М.Жирмунского. М., 1960.
Тема № 2 (2 часа)
Французский героический эпос
«Песня о Роланде»
1. Историческая основа, жанровое своеобразие «Песни о Роланде».
2. Фольклорная традиция в изображении Карла Великого (тирады 8, 10, 12, 13, 61).
3. Общеэпическое и национальное в образах героев-патриотов (Роланд, Оливье, Турпин; тирады 18, 20, 64, 67, 79─135).
4. Тема защиты родины от внешних врагов. Изображение сил, враждебных Франции. Религиозные мотивы в изображении царя Марсилия и его воинов (тирады 9, 10, 31─35, 68, 79, 112, 120).
5. Батальные сцены в поэме, их эпический характер. Поэзия битвы и гуманистическое сочувствие страданиям людей (тирады 79, 92, 110─135).
6. Антифеодальная тема в поэме. Образ предателя Ганелона. Сцена суда над ним (тирады 20─33, 270─289).
7. Образ Альды ─ невесты графа Роланда. Ее бескорыстие, нравственная чистота, верность (тирады 268, 269).
|
|
8. Народно-песенный характер поэмы и отражение в ней личной позиции автора.
Литература
Песнь о Роланде / Вступительная статья Б.Ю.Ярхо. М.; Л., 1964.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.
Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвного большинства. М., 1990.
Жирмунский В.М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. М., 1962.
Зарубежная литература средних веков. М.: Просвещение, 1974.
Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М., 1963.
Михальчи Д. Е. Послесловие // Песнь о Роланде. М., 1968.
Нартов К.М. Зарубежная литература в 8-м классе: Пособие для учителей. М., 1973.
Тема № 3
Жанрообразующие факторы романа о Тристане и Изольде
Подготовить сообщения на темы: Эпос и роман, Истоки рыцарского романа, Французский рыцарский роман.
1. Источники легенды о Тристане.
2. Структура легенды о Тристане:
- детство героя;
- куртуазное воспитание героя;
- эпизод с норвежскими купцами, мотив моря, плавание героя;
|
|
- образ леса.
3. Образы персонажей в отношении к романному герою Тристану (король Марк, Изольда).
4. Концепция куртуазной любви в романе и функция мотива любовного напитка.
5. Эволюция концепции любви в вариантах романа о Тристане.
Литература
1. Легенда о Тристане и Изольде. - М.: Наука, 1976.
2. Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. - М., 1955.
3. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
4. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. - М., 1983.
5. Михайлов А.Д. Французский рыцарский романе и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. - М., 1976.
Тема № 4
(4 часа)
«Божественная комедия» Данте
1. Данте Алигьери как «последний поэт Средневековья и первый поэт нового времени».
2. Замысел, проблематика, композиция поэмы Данте «Божественная комедия» (краткая характеристика).
3. Идейно-композиционное значение образов Вергилия и Беатриче.
4. Загробный мир как восстановление справедливости и воздаяния каждому по заслугам за его жизнь и деяния. Противоречия в мировоззрении Данте.
5. Образ Данте в поэме. Аллегорический смысл «леса» и его обитателей.
6. Чистилище и души, его населяющие.
7. «Ад», его структура. Образы грешников. Осуждение средневекового образа жизни, морали и человеческих пороков (малодушие, пассивность, корыстолюбие, обман, предательство). «Ад», Х, 22─42, ХХV, 137─139.
8. Антиклерикальная сатира. Гротескный образ папы Николая III.
9. Идейно-нравственное значение эпизодов с Франческой да Римини. Трагическое величие Фаринаты и Уголино. («Чистилище», II; «Ад», ХХХII─ХХХIII).
10. Осуждение тирании, гуманизм Данте.
11. Патриотический, гражданственный пафос «Комедии».
12. Античные образы «Комедии». Отношение Данте к личности.
13. Многогранность творческого метода Данте (реализм и натурализм описаний, сочетание реальности и вымысла, гротеск, гипербола, символика, портрет, пейзаж).
14. Язык и стих поэмы.
Литература
Андреев М.Л. Вечность в «Божественной комедии» // Вестник МГУ: Филология. М., 1977. № 1.
Асоян А.А. Данте и русская литература 1820─1850-х годов. Свердловск, 1986.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Бэлза И. Выдающиеся достижения словацкой дантологии // Советское славяноведение. 1966. № 2.
Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971.
Данте и всемирная литература. М., 1961.
Дантовские чтения. М., 1968─1989, 1996. (Сборники статей).
Дживелегов А.К. Данте Алигьери. М., 1946.
Елин Н.Г. Данте. М., 1965.
Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. М., 1996.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 371; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!