Основные особенности звукового обеспечения МСХП



Над музыкой массового спортивно-художественного представления главный режиссер-постановщик работает вместе с музыкальным руководителем. В музыкальный цех по подготовке представления входят:

• музыкальный руководитель;

• звукорежиссер;

• музыкальный редактор;

• звукооператоры;

• дикторы;

• комментатор.

На крупных по масштабу праздниках для написания песен или ключевых музыкальных фрагментов приглашают композиторов. В практике далеко не всякий музыкальный руководитель представления сам является композитором, как и не всякий, даже очень хороший композитор, может успешно выполнять обязанности музыкального руководителя. Всё зависит от знания и владения технологией жанра, а также особенностей музыкального решения конкретного представления.

Особенности музыкального решения массового спортивно-художественного представления на стадионе:

а) Музыка представления записывается на фонограмму.

Впервые фонограмма зазвучала на стадионе в Лужниках в 1963 г. на празднике открытия III Спартакиады. Её появление значительно расширило возможности музыкального решения представления, имея в виду возможность использования симфонической музыки, песен, кантат, исполняемых одним голосом или хором, шумовых эффектов и пр. В распоряжении музыкального руководителя появились фонотеки с большим выбором музыкальных произведений, шумов, звуков.

Помимо фонотеки, разработка качественной фонограммы требует профессиональной студии звукозаписи со всей необходимой для этого аппаратурой.

В настоящее время качество звуковой и электроаппаратуры на главных стадионах страны в принципе гарантирует проведение представления без срывов. Тем не менее, фонограмма и сегодня включается одновременно с двух постов: с одного - идет в эфир, а другой работает параллельно для страховки. В случае внештатных ситуаций на первом посту в эфир включается второй пост.

б) Музыка для массовых спортивно-художественных представлений на стадионе готовится преимущественно из имеющихся в фонотеках музыкальных произведений.

Лишь в исключительных случаях отдельные музыкальные фрагменты или песни специально пишутся композитором и записываются на фонограмму. В целом музыка представляет собой музыкальный монтаж различных по характеру и тематике музыкальных произведений.

Музыкальный монтаж для массовых спортивно-художественных представлений готовится поэпизодно (включая пролог и финал представления). Работа идет одновременно по всем эпизодам. В каждом эпизоде имеется свой режиссер-постановщик, который имеет право прямого выхода на музыкального руководителя, музыкального редактора и звукорежиссера. Предварительно музыкальный сценарий каждого эпизода согласовывается с главным режиссером-постановщиком.

Даже, если музыка эпизодов уже готова, не следует торопиться делать окончательную фонограмму всего представления, т.к. в ходе репетиций в отдельные эпизоды могут быть внесены некоторые изменения. Окончательно фонограмма всего представления должна быть готова за одну неделю до первого выхода на главный стадион.

в) К концу репетиционного периода участники каждого эпизода должны в совершенстве понимать свою музыку и хорошо знать, что нужно делать на тот или иной музыкальный фрагмент.

В процессе репетиционной работы участники специально осваивают, так называемые, опорные точки в музыке, по которым они ориентируются для начала действия и его окончания. Например, чтобы одновременно большой массе участников начать движение маршем, в музыке необходимо вступление к маршу. Опорной точкой для начала движения с левой ноги здесь будет конец вступления, а на начало мелодии марша левая нога, сделав шаг, должна быть уже на земле. Массовые упражнения любого вида не могут быть одновременно начаты участниками, если в музыке нет вступления к основной мелодии. Это же касается начала любого другого действия на поле. Нужны опорные точки - музыкальные сигналы.

Главный режиссер-постановщик, работая над музыкой представления в целом, иногда специально создает такие опорные точки в виде фанфарных сигналов, музыкальных аккордов, коротких дикторских текстов, позывных и пр.

г) Музыкальная драматургия представления должна соответствовать сценарно-режиссерскому замыслу каждого эпизода, его теме и идее представления в целом.

Еще во время разработки сценарно-режиссерского замысла представления главный режиссер-постановщик намечает музыкальные произведения, которые подходят для решения какого-либо эпизода по тематике, характеру звучания, тексту.

При поиске образного решения желательно использовать знакомую всем музыку, которая уже сама рождает в представлении слушателей определенные образы. Например, "Седьмая симфония" П. Чайковского и "Священная война" А. Александрова создают образы войны. Однако, первое произведение дает образ вражеского нашествия, а второе - призывает народ на борьбу с захватчиками и создает образ грядущей победы. Эти знакомые всем музыкальные произведения создают у каждого слушателя свои образы, связанные с их жизненным опытом. Но у всех эти образы будут на одну тему - тему Отечественной войны 1941-1945 гг. Естественно, такая музыка становится главным выразительным средством, помогая режиссеру выстроить видеоряд соответствующей тематики и создать точный запоминающийся образ.

Незнакомое музыкальное произведение каждый слушатель понимает по-своему. В этом случае режиссеру значительно сложнее выйти на всем понятное образное решение эпизода. Главным в восприятии эпизода становится видеоряд, действия участников а музыка приобретает роль фона.

Однако не каждый эпизод в представлении строится на образном решении. Удача режиссера, если это удается осуществить в двух-трех эпизодах. Музыка остальных эпизодов выстраивается с учетом их тематики, контингента участников, принадлежности выступающего коллектива и др.

Монтажный принцип драматургии массовых спортивно-художественных представлений сохраняется и в музыкальной драматургии. Музыкальный монтаж имеет место не только в представлении в целом, но и в каждом эпизоде. Особенно ярко это выражается в музыке для массового номера эпизода, которая может состоять из трех-пяти и более отдельных кусков, взятых из разных музыкальных произведений и смонтированных звукорежиссером в единое целое. Вместе с тем, одна из современных тенденций в спортивной режиссуре состоит в уменьшении роли музыкального монтажа и постановке массовых номеров, используя конкретное целостное музыкальное произведение.

Удачно подобранная музыка повышает художественную ценность представления, создает определенный эмоциональный настрой у зрителей и праздничную торжественность обстановки.

СОВЕТ:по идее надо рассказывать ещё именно про техническое оборудование, но информации нигде нет.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 714; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!