Различные способы цветовой подачи в архитектурной графике



Как натянуть лист бумаги на подрамник.

 

Поскольку я выполняю свои декоративные панно на акварельной бумаге, многие спрашивают, как натянуть лист на подрамник. Так возникла идея создания мастер-класса на эту тему.


Нам потребуется:
1. Планшет, - то есть, подрамник, с одной стороны зашитый фанерой, или ДВП.
2. Клей ПВА, либо любой клей на той же поливинилацетатной основе. Можно так же использовать просто муку, размешанную в воде до консистенции густой сметаны.
3. Канцелярские кнопки, желательно хорошего качества.
4. Кисть для нанесения клея.
5. Молоток (для того случая, когда кнопки с трудом входят в древесину).
6. Бумага для акварели, или ватман хорошего качества.

Лист должен быть с каждой стороны на 5-7 сантиметров больше сторон подрамника, - чтобы бумаги хватило на подгиб.

 

 

 

- Устанавливаем планшет горизонтально, зашитой стороной вверх. Наносим кистью клей на все боковые грани. Желательно делать это быстро, чтобы клей не успел высохнуть.

 

 

- Опускаем лист бумаги в воду не более, чем на одну минуту. Многое зависит от плотности бумаги, - важно не "передержать", - иначе лист будет разлезаться под руками, как промокашка.

 

 

- Влажный лист положить на планшет, чтобы его края выступали за края планшета.

Загибаем выступающие края листа на проклеенные грани планшета, слегка подтягивая бумагу. Следует делать это осторожно, чтобы не порвать мокрый лист.

 

 

- Закрепляем лист за середины противолежащих сторон , - по три кнопки на каждую.
- Затем продолжаем закреплять бумагу по сторонам кнопками, через каждые 7-10 сантиметров.

 

 

- Делаем и закрепляем "уголки".

 

 

- Не следует пугаться "волн" и "бугров" на влажной бумаге, - если лист закреплён правильно и хоршо, высохшая бумага идеально расправится (время высыхания зависит от температуры воздуха.Для ускорения процесса я применяю обычный фен).


- Вся работа по натягиванию листа (не считая сушки) занимает 20-30 минут.

 

 

 

Как натянуть планшет

Многие архитектурные работы выполняются на большом прямоугольном деревянном планшете, на который натягивается лист бумаги. (стандартный размер планшета 55х75, формат натягиваемого листа А-1). Хорошо натянутый лист удобен в использовании, бумага не коробится и, как общий результат, графика получается выразительнее. Именно поэтому натягивание планшета является важным умением.

Так как же натянуть планшет? Мне известно 3 способа натяжения листа : натягивание насухо (лист очень сильно коробится, что значительно снижает качество графики), натягивание листа, смоченного при помощи губки (средняя сила натяжения) и натягивание листа при помощи его полного погружения в воду( лист получается хорошо и ровно натянутым). Теперь подробнее о последнем способе натяжения.

Нам понадобятся: планшет, лист, кнопки. Чтобы избежать несчастных случаев с плохим натяжением бумаги советую использовать именно кнопки-гвоздики. Имея все материалы на руках идем вместе с листом бумаги в душ и хорошо мочим лист
(не волнуйтесь, лист не порвется).

После этого аккуратно расправляем лист на планшете и фиксируем его положение кнопками. Фиксация проходит вначале с двух противоположных (длинных сторон), затем с других. Уголки необходимо загибать аккуратно. Плохое крепление может привести к повреждению листа при его высыхании, как ,например, на этой фотографии. Натянутый планшет оставляем сушиться в горизонтальном положении. Не допускается производить сушку вблизи источников тепла (лист может покоробиться или сгореть). А вот и аккуратно натянутый планшет.

И главное не бойтесь! Натягивать планшет- это не так страшно!Успехов.

 

 

Материалы и принадлежности.

Акварельные краски.

Акварельные краски продаются в тюбиках или кюветах. До недавнего времени я пользовалась акварелью в кюветах. Но когда я приобрела небольшой набор акварель в тюбиках, сразу же заметила разницу. Во-первых, цвет! Акварель в тюбиках обладает более насыщенным цветом, она более яркая и густая. Во-вторых, кистям нет необходимости растирать сухую краску, и они живут дольше.
У меня уже сложилась любимая палитра цветов, которыми я пользуюсь. Это индиго, оливковая, кармин и охра. Практически все работы выполнены этой ограниченной палитрой. Также мне нравятся неаполитанская жёлтая, берлинская лазурь, ультрамарин, серая пейна.
Для работы, конечно-же не подходят детские краски. Покупать нужно только художественные!

Белая гуашь.

Иногда я использую гуашь. Ей можно делать блики в местах, которые уже плотно закрашены, а также набрызг при помощи щётки. Я пользуюсь художественной гуашью «Белила цинковые» марки «Невская палитра» (ЗК).

Кисти.

В своём арсенале нужно иметь несколько кистей разных размеров. Во время работы я использую круглые колонковые кисти № 2 и 3. Также, для заливки больших плоскостей я пользуюсь круглой белечьей кистью №7 – она способна удерживать в себе большое количество воды. Вообще, у меня есть кисти всех размеров, но пользуюсь я только названными.
Необходимо следить, чтобы у кистей сохранялся острый кончик! (Проверять во влажном состоянии)
После работы необходимо сразу же промывать кисти холодной водой! Можно использовать при этом растительное мыло, но не рекомендуется использовать обычное мыло или моющие средства.
Говорят, что лучшие кисти для акварели – соболиные. Лелею надежду когда-нибудь их приобрести, но к сожалению, не встречаю их в продаже. Хотя, за границей они вполне доступны.

Палитра.

Для палитры я приобрела пластиковую белую досочку, именуемую «доской для лепки». Самое интересное, что она абсолютно удобна для акварели! Там есть и большое свободное пространство, и небольшие разграниченные ячейки.
Также для палитры можно использовать: блюдца; куски оргстекла; если у вас акварель в кюветах в большой белой пластиковой коробке, то там есть встроенная палитра; и т.д., главное, чтобы это была невпитываемая поверхность.

Бумага.

Бумага для акварели должна быть плотной. Очень часто она имеет шероховатую поверхность, благодаря чему пегмент «цепляется» и цвет получается более насыщенным. Также создается интересный эффект, так как акварельная техника нередко подразумевает прозрачность, а фактурная бумага придаёт объёмность. Вес бумаги лучше принимать 300 г/м минимум.
Сейчас продаётся довольно много папок, альбомов акварельной бумаги. Но зачастую там довольно сомнительное качество. Лучше приобретать бумагу в художественных салонах. Можно приобрести акварельную бумагу гознак формата А1 и порезать её на необходимые размеры.
Также существуют акварельные склейки – это своего рода папки, в которых бумага склеена по контуру. Можно писать даже в технике «по сырому» - при высыхании бумага приобретает гладкую поверхность. Когда же работа завершена, можно очень легко отделить лист из склейки. Выпускаются такие папки заводом «Невская палитра», называется «Белые ночи».
Если это не склейка, бумагу необходимо натягивать. В художественных магазинах продаются планшеты разных размеров. Для натягивания нужно обильно намочить лист водой под краном, ровно положить на планшет, закрепить по бокам кнопками (или степлером для мебели). При высыхании получается ровный лист, которые не будет пузыриться при рисовании, даже в технике «по сырому». Когда же акварель закончена – она срезается резаком.

Ластик.

Я люблю мягкие ластики. При работе с акварелью это немаловажно, так как грубые ластики могут повредить поверхность и краска будет ложится неровно, скатываться. Замечательные ластики – MILAN.

Карандаши.

Лучше использовать карандаши HB или B, так как они мягкие, легко удаляются ластиком, не царают бумагу. Хорошие карандаши – Koh-i-noorFaberCastell. Карандаши необходимо остро затачивать. Удобно при этом пользоваться канцелярским резачком. Очень не люблю точилки…

Клейкая лента.

Клейкую ленту я использую как маскирующую жидкость. Лучше использовать бумажный скотч, только приобретайте тот, который подешевле) В нём меньше клея, и он, не навредив поверхности, довольно просто отклеивается. Если же отклеивание идёт тяжело, достаточно нагреть поверхность фоном, и всё пойдёт намного проще.

Канцелярский резак.

Для точки карандешей, срезки бумаги, процарапывания деталей.

Зубная щётка.

Можно взять старую, но лучше купить дешёвую новую щётку, в ней лучше задерживается пигмент. Использую для разбрызгивания краски. Разбрызгивать можно при помощи щётки и расчёски, но я пользуюсь пальцем) Так мне проще контролировать интенсивность набрызга.

Фен.

Если не хочется ждать, когда высохнет тот или иной слой краски. Он заметно убыстряет процесс.
Этими материалами я пользуюсь.

 

Различные способы цветовой подачи в архитектурной графике.

Техника отмывки тушью или акварелью.В архитектурных

чертежах часто возникает необходимость подчеркнуть объемность формы,

четко выделить пространственные планы, материализовать предметную

структурную форму. Все это способствует применению традиционных форм

изображения – отмывки тушью, которая уживается в одном чертеже с

техникой штрихования, с техникой кроющих материалов (гуашь, темпера), с

фотографиями и аппликацией.

Технические приемы изображения архитектурной формы на чертеже

зависят и от характера этой формы. Пластическая форма лучше всего

выявляется светотенью, а плоскостная и многоцветная – тоном или цветом.

Светотеневая моделировка формы может выполнять акварелью, цвет

которой выбирается независимо от цвета источника освещения. Если общий

колорит изображения – теплый, то светотень изображается также теплыми

тонами в той же последовательности, начиная со светлого и заканчивая

темными тенями (аналогично тушевой отмывке). В пределах теплого цвета

возможны разнообразные цветовые оттенки, т.е. весь колорит строится на

сближенных цветовых отношениях.

Второй способ светотеневой моделировки формы – цветом,

обусловленным освещением, состоит в определении цвета, направления и

светосилы главных (солнце) и второстепенных источников света (рефлексы:

небо, стена). Затем производится отмывка чертежа прозрачными красками

(теплыми в освещенных, холодными в теневых местах, усложняя их цветом

рефлексом) от светлого к темному путем последовательного нанесения

одного цвета на другой (так называемая «техническая акварель»).

Главное назначение отмывки - условно с максимальной ясностью

выявить все то, что не может четко передать чертеж. Это достигается

передачей светотени и воздушной перспективы.

 

 

Технические средства.Лучшей для отмывки является плотная,

крупнозернистая чертежная бумага. Для отмывки используются мягкие

кисти. Лучшими являются колонковые. Можно пользоваться беличьими или

барсучьими. Хорошая кисть, после того как ее смочат водой и встряхнут,

должна образовать конец. Необходимо приобрести не менее трѐх кистей -

большую (№ 18 - 20), среднюю (№ 10-12) и малую (№ 4 - 6) . Кроме ѐмкости

с отмывочным раствором необходимо приготовить также стакан с чистой

водой, и небольшой лист бумаги того же качества, что и на планшете для

проб.

 

 

Отмывка акварельюв архитектурной графики выполняется строго

определѐнными (отмывочными) красками, не выпадающими в осадок:

-голубая ФЦ;

- фиолетовая ФЦ;

- изумрудная зелень;

- кадмий желтый;

- сиена жженая;

- краплак,

на натянутом планшете формата 55×75. Бумага для отмывки может быть

различной по фактуре (в зависимости от необходимости передачи тех или

иных эффектов), но достаточно плотной. Подойдѐт ватман, торшон, скорлупа

и некоторые другие виды бумаги для акварели.

В зависимости от того, какая отмывка выполняется ахроматическая,

монохроматическая или полихроматическая, подбирается тот или иной

красочный раствор.

 

Монохром(один цвет) – колористическая гамма на основе одного

хроматического цвета. Часто используется в архитектурной графике для

подчѐркивания того или иного материала (дерева металла кирпича ит.п.) с

целью создания определѐнного колорита.

 

Полихром(многоцветие) – сочетание множества цветов,

составляющих не одну, а несколько колористических гамм на основе ½

цветового круга и более.

 

Ахроматические (бесцветные)цвета не имеют цветового тона,

отличаются лишь по светлоте это: чѐрный, белый и все оттенки серого цвета.

 

Для ахроматической отмывкиготовится раствор из

вышеперечисленных красок прозрачного, нейтрально-серого оттенка, путѐм

последовательного их замешивания в ѐмкости с водой. Перед началом

ахроматической отмывки в архитектурной графике чертѐж обводится

разбавленной тушью светло-серого оттенка. Кроме падающих теней. Бумага

обезжиривается сильно разбавленным спиртовым раствором, после

высыхания, которого ещѐ раз промывается чистой водой.

Отмывка ведѐтся последовательными, плавными движениями обильно

смоченной в растворе кистью в горизонтальном направлении. Планшет при

отмывке ставят наклонно, под небольшим углом (5-10º) к горизонтальной

плоскости стола, что облегчает равномерное стекание раствора по

поверхности бумаги. Начинают отмывку с верхнего левого угла, равномерно

прогоняя тушь горизонтальной полосой до правого края. При этом получится

серая полоса с затеком в нижней части (рис. 1). Затем, набрав на кисть

раствор, продолжают отмывку, опять слева направо, но уже несколько ниже с

захватом получившегося натека у ранее положенной полосы, не давая ей

подсохнуть. Тем самым кисть как бы помогает туши стекать

последовательными рядами вниз. Остаток туши у нижнего края снимают

отжатой полусухой кистью. При выполнении указанных правил должен

получиться ровный однородный тон. После высыхания наносят еще один -

два слоя таким же образом, достигая необходимой силы тона. Надо учесть,

что после высыхания тон раствора светлеет.

Рис. 1 Положение кисти при отмывке.

Сушить планшет следует в строго горизонтальном положении на равном

удалении от отопительных приборов во избежание неравномерной растяжки

бумаги и образования складок. Для ускорения процесса сушки, можно

воспользоваться феном. Равномерно перемещая его над поверхностью

бумаги на высоте не более 30см., в противном случае, бумага может лопнуть

по периметру планшета. Последующий отмывочный слой наносится только

после полного высыхания предыдущего.

Последовательность нанесения слоев в ахроматической отмывке (на

примере практической работы «Отмывка геометрических тел» для альбома

по ОГК).

1) раствором прокрывается весь планшет, для создания единого колорита,

2) раствором прокрываются фон и все объекты, которые в последствии

будут отмываться,

3) прокрываются все объекты, необходимым количеством слоев для

создания эффекта плановости на данном этапе,

4) посредством светотени (свет, полутень, тень, рефлекс, блик) и

плановости выявляется форма предметов,

5) с учѐтом плановости наносится падающая тень.

Ахроматическая отмывка в архитектурной графике может выполнятся

натуральной «китайской» тушью. Сухая тушь удобна тем, что она не

смывается и не расплывается при последующем смачивании покрашенной

поверхности. Отмывка тушью по технике аналогична ахроматической

акварельной, необходимо лишь правильно приготовить раствор. Тушь

растирается в специальном сосуде – тушнице; разбавляется водой в нужной

пропорции (до получения светло-серого оттенка); процеживается сквозь

фильтр во избежание попадания крупных частиц на отмываемую

поверхность и выпадании более мелких в осадок. В противном случае

качество отмывки сильно пострадает.

Рис. 2а Пример ахроматической отмывки геометрических тел.

Рис. 2б Пример ахроматической отмывки фасада.

Для монохроматической отмывки готовится раствор из

вышеперечисленных красок прозрачного оттенка, нужного цвета. После того

как раствор приготовлен и протестирован, его следует процедить через

фильтр, т.к. не размешанные, крупные частицы красочного пигмента при

отмывке могу оставлять разводы и полосы.

Монохроматическая отмывка также может быть выполнена

натуральными красителями, приготовленными на основе отвара трав или

плодов различных растений (чай, кора дуба, кофе и т.п.).

Рис. 3а Пример монохроматической отмывки архитектурного

фрагмента раствором чая.

Рис. 3б Пример монохроматической отмывки акварелью с подштриховкой

тушью.

Полихроматическая отмывка акварелью с соблюдением

вышеупомянутой технологии выполняется в следующей последовательности:

1) с учѐтом плановости наносится раствор цвета источника освещения

(кадмий желтый)*,

2) с учѐтом плановости наносится раствор цвета воздушной среды,

«толщина» воздуха (голубая ФЦ),

3) с учѐтом плановости наносится раствор цвета собственных теней

(фиолетовая ФЦ + голубая ФЦ + сиена жженая),

4) с учѐтом плановости наносится раствор цвета падающих теней

(фиолетовая ФЦ + голубая ФЦ + сиена жженая + изумрудная зелень),

5) наносятся растворы различных цветов, соответствующих цветам

объектов и их окружения,

9

6) наносятся растворы различных цветов, соответствующих цветам

рефлексов,

7) с учѐтом плановости наносится «обобщающий» раствор (сиена

жженая).

* в круглых скобках даны цвета отмывочных растворов для получения

эффекта дневного солнечного освещения в композиции.

Для получения эффектов ночного лунного освещения, рассеянного

дневного освещения, искусственного освещения и др. соответственно

подбираются и цветовые составы отмывочных растворов.

Рис. 4 Пример полихроматической отмывки фасада.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 366; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!