Научные и военные экспедиции, организованные царским правительством в Казахстан в XVIII веке



Билет 27

Сакские племена (тиграхауда, парадарайя, хаомаварга).

Саки-тиграхауды (носящие остроконеч-ные шапки) жили в Жетысу (Семиречье), в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи и в северном Кыргызстане, Ташкенте.

Саки-парадарайя (заморские саки) жили в районах Приаралья, на северном побережье Черного моря и в районе Нижней Сырдарьи и Амударьи.

Саки хаомоварги (изготовляющие напиток хаом) жили в долине Мургаба(между Амудариёй и Сырдариёй).

Сакские племена, населявшие земли северо-восточнее Арала, получили название даи, аргиппеи, исседоны. Эти племена кочевали в южном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане.

1. Первоначальные сведения о саках. Ученым известны две группы древних текстов, содержащих сведения о саках. Это клинописные наскальные надписи персидских царей и сочинения греко-римских авторов. В текстах, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, упоминаются названия племен Казахстана. Среди источников греко-римских авторов можно выделить сочинения Геродота и Страбона. Судя по древним источникам, в Греции, Римской империи, Персии, Египте, Индии хорошо знали кочевников, населявших степи Казахстана. Саки имели отношения со многими древними цивилизациями. Источники по-разному называют древних жителей Казахстана. Персы называли жителей Степи саками, греки – азиатскими скифами. Геродот в своей книге «История», написанной в 430–425 гг. до н.э., утверждает, что «персы всех скифов называют саками».

Слово «сак», по сведениям персов, означало «великие мужи», а иногда «туры с резвыми конями». Древнегреческий историк Геродот, названный «отцом истории», называл саков массагетами. В древнегреческих источниках встречается еще одно название кочевников – дай (даи). Согласно древнегреческим источникам, саки «к врагам – беспощадны, к друзьям – верны». Они превозносили героев, восславляли их. Каждое из сакских племен управлялось своим вождем. Про сакских женщин интересные сведения оставил древнегреческий писатель Ктесий: «Женщины саков сильны, во время войн помогают своим мужьям, вступая вместе с ними в битву».

2. Расселение сакских племен. Ученые установили места расселения древних жителей Казахстана. Одна группа жила в Жетысу (Семиречье), в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи. Их персы называли саками-тиграхауда, подчеркивая, что они носили остроконечные шапки. Другая группа племен населяла Приаралье и низовья Сырдарьи. Персы называли их саки-парадарайа – заморские саки. Южнее них расселялись саки-хаумаварга. Ученые предполагают, что такое название им дано из-за напитка хаома, который они умели готовить. Греки называют их массагетами, даями. Саки-тиграхауда расселялись в районе современного Ташкента, в Северном Кыргызстане, Южном Казахстане и Жетысу. Последнее является местом наибольшего скопления саков с «остроконечными шапками». Это древнее прозвище саков сохранялось до недавнего времени, что отразилось в том, что казахи называли себя «казахи с высокими колпаками». Сакские племена, населявшие земли северовосточнее Арала, получили название даи, аргиппеи, исседоны, массагеты. Эти племена кочевали в Южном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане.

3. Общественное устройство саков. В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство. Свидетельством этому служат археологические и письменные сведения. Сакские вожди превратились в могущественных правителей, они обладали большой властью. Они решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска. Власть сакских царей передавалась по наследствуих сыновьям. Основную массу населения составляли рядовые общинники – скотоводы. Велика была роль народного собрания, т.е. собрания всех взрослых мужчини женщин племени, которое имело влияние на вождей. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии. Члены племени на своем собрании выбирали вождя. Вождь осуществлял руководящие полномочия, решал споры между родами и племенами, регулировал отношения внутри рода, а также с другими родами и племенами. Также вождь следил за обеспечением членов рода, племени продуктами и оружием, от имени племени вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок. Старейшина рода возглавлял перекочевку на новое место.Сакское общество в основном состояло из трех групп – воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Воины назывались на индоиранском языке «ратайши», т.е. «колесничие». Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и особые головные уборы. Среди скотоводов и земледельцев были и такие, которые назывались «восьминогие». Так называли тех, кто пахал землю плугом с помощью запряженных в них двух быков. Сакские воины носили одежду красного и желто-красного цветов, жрецы надевали одежду белого цвета, а скотоводы и земледельцы носили одежду желтого или синего цветов. В древних письменных источниках говорится о высоком и почетном положении женщин в сакском обществе. Историки говорят о том, что у саков женщины часто были правителями. Так, одной из цариц у них была Томирис. Также в древних источникахмы находим такие сведения: «Если сакский юноша пожелает жениться на понравившейся девушке, то он должен сперва помериться с ней силой. Если юноша не одолеет девушку, то становится ее рабом. Только в случае победы юноши девушка становится его женой». На народном собрании, где рассматривались важные дела, связанные с жизнью племени, женщины участвовали наряду с мужчинами. Древние греки высоко ценили нравы и обычаи саков и считали их самым справедливым и честным народом среди всех известных им. Общественное различие между знатью и рядовыми общинниками можно заметить по обрядам погребения. Представителей знати хоронили в богатых высоких курганах, а простых людей – в малых погребениях. Все это является доказательством того, что в сакском обществе имело место имущественное неравенство. Древнегреческий географ Страбон отмечал, что саки были прекрасными наездниками. По его данным, они «вооружены луками, мечами, панцирями и бронзовыми боевыми топорами; в сраженияхони носят золотые пояса и головные повязки».

 

Научные и военные экспедиции, организованные царским правительством в Казахстан в XVIII веке.

Казахско-российские контакты имеют длительную историю. Они берут начало с XVI века. В основном они ограничивались дипломатическими контактами и торговыми связями. Так, известны случаи торговых отношений представителей Среднего жуза с купцами Строгановыми. В период XVII–XVIII веков военное и чиновничье население Западной Сибири начало ошибочно называть казахов киргизами. Активное противодействие продвижению Российской империи в Западной Сибири оказали воинственные кыргызы, расселившиеся тогда в Сибири. Но позднее выяснилось, что название кыргызского народа чиновники ошибочно перенесли на казахов. У обоих народов были схожий язык, кочевой образ жизни, быт, обычаи и обряды. Позднее, убедившись, что казахи и кыргызы – совершенно раз-ные народы, первых стали называть «киргиз-кайсаками» или «киргизами», а настоящих кыргызов – «дикокаменными киргизами», «каракиргизами» или «бурутами». Казахам не стали возвращать их историческое и исконное имя и ввиду того, что в России к этому времени уже имелось военизированное сословие казаков.Заметная активизация контактов Казахского ханства с Россией приходится на первую треть XVIII века. В них были заинтересованы обе стороны. Казахские владетели в большей степени были заинтересованы в укреплении торговых связей со своим северным соседом. С их стороны были и неоднократные попытки создания военного союза с Россией в условиях военно-политического противостояния

с Джунгарией.А царизм был заинтересован во включении Казахстана в сферусвоего геополитического влияния также в силу ряда причин. Регион представлял собой удобный плацдарм для дальнейшего военногопродвижения в Среднюю Азию, Индию, Афганистан, другие государства Азии. Соперничество с Великобританией также заставлялоРоссию активизировать свою внешнеполитическую деятельность внаправлении Казахстана и Средней Азии. Казахстан представлялсобой огромный рынок для сбыта фабрично-заводской продукциинабирающей силу экономики Российской империи. Казахские степи в будущем могли стать регионом, способным поставлять в Россиюразличное сырье, полезные ископаемые и продукцию скотоводства.И, наконец, как и всякая другая империя, Россия видела в номадахновое податное население.

Все это послужило в качестве побудительных мотивов и причиндля активизации дипломатических, разведывательных и военныхакций Российской империи на приграничных с Казахским ханствомземлях.

Первая крупная военная экспедиция князя Александра Бековича-Черкасского(1716-1717) окончилась безрезультатно. Контингент войска, отправленный для завоевания Хивы, почти весь погиб. Тем не менее экспедиция оказалась очень важной с точки зрения научного освоения территории Западного Казахстана, по которой она проследовала.

Более удачной оказалась военно-походная экспедиция подполковника И.Д.Бухгольца.(1715)

Она была организована также по личному распоряжению Петра 1, искавшего пути в полуденную Азию», рассматривавшего Казахскую степь в качестве «ключа и ворот» к внутренним районам Центральной Азии. В составе экспедиции находилось несколько пленных шведских офицеров-картографов, которые собрали ценные материалы о расположении казахских жузов. Особенно интересна «Карта Джунгарии»

И.Г.Рената, пленного шведа, оставившего очень ценный историко-картографический материал. Долгие годы находившиеся вдали от взоров научной общественности «Карта Джунгарии» впервые была опубликована в «Записках Русского географического общества» в 80-ых годах 19 века. В.В.Веселовским.

Говоря об изучении Казахстана русскими учеными, прежде всего следует упомянуть об академического экспедиции Г.Ф.Миллера, досконально изучившего материалы, хранившиеся в сибирских архивах Тюмени, Тобольска и Барнаула. Главной целью Миллера явилось изучение истории Сибири. Это он был прозван «отцом Сибирской истории». Его «Сибирская история », заключающая в себе весьма ценные данные, особенно о казахских родах Среднего жуза, сохраняет свою научную значимость до сего времени.

Значительная заслуга в изучении истории Казахстана выдающегося исследователя П.И.Рычкова, волею судьбы оказавшегося в далеких казахских степях, оставившего поистине громадное научное наследие по истории и этнографии казахского края. Его замечательные труды, такие, как «Топография Оренбургского края», «История Оренбургская (1730-1750 гг.)» , по существу, впервые с высокой степенью объективности осветили наиболее сложные проблемы и периоды истории Казахстана.

Подробные сведения об истории повседневной жизни казахского народа содержаться также в записках И.Муравина, Д.Гладышева, Я.Гуляева и других, которые неоднократно бывали в ставках Абулхаира, Нуралы.

Многие ученые, посланники царского правительства, на довольно длительное время задерживались в крае, собирая разнообразные сведения о казахскихжузах. В частности, труды И.Г.Андреевва о Среднем жузе, Я.Гавердовского о Младшем жузе и сопредельных владениях отличаются достоверностью содержащихся в них сведений.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 564; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!