Социологические школы права Е.Эрлиха и Р.Паунда
Для социологического подхода в целом характерен акцент
не на том, что есть право, а на том, как право действует.
С этим связано и противопоставление ≪права в жизни≫ и ≪права
в книгах≫.
В 1913 г. австрийский правовед Е. Эрлих (1862—922) объя-
вил, что право коренится не в текстах законов, а в жизни.
≪Центр тяжести развития права в наше время, как и во все вре-
8. Социологическая юриспруденция 759
мена —не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судеб-
ной практике, а в самом обществе≫ (Основы социологии права,
1913).
Концепция Эрлиха получила название свободного права,
поскольку для нее стал характерным ≪свободный подход к пра-
ву≫, который, согласно автору, можно обнаружить в практике
судебного разбирательства и вынесения решения, где имеет ме-
сто свобода судейского усмотрения в выборе правового требо-
вания. Чтобы изучить истоки, развитие и существо права, сле-
дует прежде всего изучить порок, существующий в обществен-
ных союзах: в семье, торговых товариществах, общинах и
государстве. Все попытки объяснять право, исходя из сущест-
вующих правовых предписаний, являются несостоятельными.
И в далеком прошлом, и в современном обществе право пред-
ставляет собой порядок, существующий в родах, семьях, а так-
же в нормах и предписаниях различных ассоциаций. Если, к
примеру, гражданский и торговый кодекс не дают конкретных
|
|
предписаний к разрешению данного конкретного конфликта,
то следует обращаться к уставу соответствующей ассоциации,
где содержатся правовые нормы, имеющие прямое отношение
к данному правовому факту. Эти нормы и эти факты и есть
≪живое право≫.
В своих исторических обобщениях Эрлих во многом солида-
ризуется с выводами немецкого юриста Отто фон Гирке, кото-
рый в своей фундаментальной работе о праве ассоциаций (вто-
рая половина XIX в.) уделил большое внимание внутренней
жизни и деятельности различных ассоциаций и групп как об-
ласти активности, в которой возникает множество обязываю-
щих социальных норм.
Эти идеи были подхвачены затем представителями институ-
ционализма. Институционализм в социологическом правоведе-
нии помимо Л. Дюги и М. Ориу представлен также именами
Г. Гурвича и П. Сорокина. Под институциями (институтами)
понимаются в данном случае первичные элементы, из которых
состоят политические и социальные структуры общества. Ин-
ституция, по М. Ориу, —это всякое длительное существующее
объединение людей или обстоятельств социального характера
(брак, семья, война, революция). Институция не есть результат
материальной деятельности, это скорее ≪организующая идея≫,
|
|
некое представление о цели, которую желают или вынуждены
достигнуть. В такой трактовке видны следы влияния дюркгей-
25 История полит, и прав, учений
760 Глава 19. Зарубежная политико-правовая мысль в XX в.
мовской социологической теории, в которой есть близкая по
смыслу категория ≪коллективные представления≫, аналогичная
≪организующей идее ≪институционалистов≫.
Во второй половине XX в. идеи институционалистов ожили
в концепциях ≪диффузии власти≫, ≪плюрализма≫, ≪полиархии≫
и др. Институционалисты не признают монополии государст-
венно-властных структур на изготовление правовых норм; они
исходят из предположения, что право коренится в обществе (в
общественных институтах и их внутренних нормах-требовани-
ях). По этой логике всех правоведов можно поделить на две
категории: на монистов (лишь государство имеет правотворче-
скую компетенцию) и на плюралистов (каждая социальная
группа в принципе имеет ≪свое право≫). Такова позиция
французского этнографа, и правоведа Люсьена Леви-Брюля
(1857—939), который традиционную иерархию источников
представляет в виде триады ≪созидающий обычай —закон — судьи≫. В самом же праве он выделяет в качестве характерных
|
|
и существенных следующие особенности: оно есть совокуп-
ность правил-требований; оно устанавливается каждой соци-
альной группой; оно пребывает в состоянии постоянных изме-
нений.
В 30-е гг. на базе институционалистского правового плюра-
лизма была сформулирована концепция ≪социального права≫,
автором которой стал русско-французский правовед Г. Гурвич.
Воплощением социального права он считал социальное законо-
дательство. В более поздних толкованиях социальное право — это право, зафиксированное в высших формах общественного
взаимодействия людей; это ≪социабельное право≫, содействую-
щее объективной интеграции в межличностных отношениях.
Своеобразным уточнением юридического институционализма
стала концепция П. А. Сорокина, согласно которой всякая дан-
ная институция не сама выступает главным и конституирую-
щим элементом группы людей или права этой группы, а имен-
но правовая норма образует ядро, скелет, сердце и душу всякой
организованной группы или института.
Социологическая юриспруденция как разновидность юрис-
пруденции интересов наибольшее распространение получила в
|
|
США. Глава этого направления Роско Паунд (1870—964) начал
разрабатывать проблематику еще в первой четверти XX в. и
обобщил свои взгляды в 5-томной ≪Юриспруденции≫ (1959).
Суть нового направления была охарактеризована им как ≪инст-
8. Социологическая юриспруденция 761
рументальный прагматический подход≫, в котором право стало
восприниматься как ≪инструмент социального контроля≫. Сама
концепция права как инструмента социального контроля была
в основных чертах разработана датским юристом Альфом Рос-
сом и помимо концепции Паунда стала структурным компо-
нентом множества социологических концепций права, общест-
ва и политики.
Характерная черта социологической юриспруденции в
трактовке Паунда, как, впрочем, и многих его предшественни-
ков из числа создателей социологизированной версии право-
ведения, сводится к следующему. Право как неотъемлемую
часть процесса социального преобразования и контроля следу-
ет изучать многими путями, в частности не только социологи-
ческим, психологическим и философским, но также в его
взаимосвязи с этикой, экономикой и политикой, а также ис-
торией. С прагматической (инструменталистской) точки зре-
ния социологическая юриспруденция воспринималась Паун-
дом как прикладная наука, как помощница в урегулировании
общественных отношений, направленном на сохранение и
поддержание порядка, в сдерживании внутренних, по Фрей-
ду —врожденных ≪агрессивных≫, побуждений индивидов. Мо-
раль и религия также включались им в состав средств соци-
ального контроля, однако право в этом взаимодействии доми-
нирует, поскольку опирается на государственную монополию
применения силы.
Социальный контроль предстает у него в трех внешних про-
явлениях: как правопорядок, как нормативное начало право-
вых предписаний и как идеальное начало в праве (в последнем
случае имеется в виду идеал как основа толкования и примене-
ния правовых предписаний, которая отражает цель права на
данной стадии общественной эволюции). Несовпадение цен-
ностных характеристик защищаемых правом интересов (инди-
видуальных, публичных и социальных) требует расширения
свободы усмотрения для тех, кто применяет право, поскольку
нормативный компонент права в конкретной жизненной си-
туации не исчерпывает всего возможного правового воздейст-
вия и его, идя навстречу растущей сложности общественных
отношений, необходимо дополнять эмпирическим опытом, ин-
туицией и целесообразностью действий правоприменяющих
учреждений.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!