Семиотика социальной коммуникации. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации
Семиотикавключает в свой состав семиотику социальной коммуникации ее вклад в социально-коммуникационную проблематику достаточно подробно охарактеризован нами и не нуждается в дополнительной аргументации.
Семиотика социальной коммуникации — научная дисциплина, объектом изучения которой служат коммуникационные каналы, а предметом — коммуникационные знаки и методы их использования. Коммуникационные каналы довольно разнообразны (см. раздел 4.1), соответственно велико разнообразие коммуникационных знаков.
Наиболее важными являются:
• вербальный (речевой) канал;
• невербальный канал;
• канал иконических документов;
• канал символьных документов;
• канал исполнительского искусства (музыка, танец, театр);
• каналы литературы и литературного языка;
• каналы радиовещания и телевидения;
• мультимедийный канал.
Все коммуникационные каналы и соответствующие им семиотические средства являются предметом изучения различных конкретных социально-коммуникационных дисциплин. Установилось следующее распределение: вербальный канал изучается лингвистическими теориями; невербальный — паралингвистикой; художественные каналы — область искусствознания; символьные документы изучает этнология и социология общения; каналы литературы и литературного языка — предмет филологии и литературоведения; каналами радиовещания и телевидения занимается журналистика и теория массовых коммуникаций; мультимедийный канал — сфера информатики, вычислительной техники, телекоммуникационной техники и прочих технических дисциплин.
|
|
Объект семиотики- знаковая система.
Знаковая система-совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными или не явными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов.
Коммуникационный канал— это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту. Наличие связи — необходимое условие всякой коммуникационной деятельности, в какой бы форме она ни осуществлялась (подражание, управление, диалог). Коммуникационный канал предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства.
коммуникационные каналы — материальная сторона социальной коммуникации.
Невербальныйканал — древнейший из коммуникационных каналов, возникший в ходе биологической эволюции задолго до появления человека. Он представляет собой наследие зоокоммуникации, свойственной высшим животным. Содержание зоокоммуникации — демонстрация переживаемых эмоциональных состояний — гнев, боль, страх и т. д.
|
|
Вербальныйканал доступен только роду человеческому, обладающему речевой способностью, способностью пользоваться естественным языком. Подчеркнем, что речевая способность — отличительный признак хомо сапиенс, для реализации этой способности потребовались нейрофизиологические и анатомические преобразования в телесности пралюдей: образование асимметрии головного мозга, выделение центров управления говорением и пониманием речи («речевые зоны» в мозгу), развитие артикуляционного аппарата, грациализация челюстей и т. П
канал иконических документов— графические (на кости, на камне, на дереве) и живописные (одноцветные или многоцветные на стенах пещер) изображения;
• канал символьных документов— амулеты, украшения, талисманы, статуэтки, имеющие сокровенный магический смысл, а также языческие идолы и вообще изображения богов.
Невербальный и вербальный каналы в их неразрывном единстве послужили исходной базой для формирования устной коммуникации;иконический и символьный каналы положили начало документной коммуникации.
Художественные коммуникационные каналыведут свою родословную с палеолитического искусства, но зрелых форм они достигли в классической Древней Греции (VI—V вв. до н. э.). Перечислим их.
|
|
Музыка и танец— производные невербального канала.
Поэзия и риторика— производные вербального канала.
Театр— синтетический вид искусства, объединяющий вербальные и невербальные средства.
Графика и живопись— производные иконического канала.
Скульптура и архитектура— производные канала символьных документов.
Конечно, важнейшим событием для развития цивилизации было изобретение письменности,т. е. открытие еще одного документного канала. Письменность — результат эволюции иконического канала.
12. Понятия «знак» и «знаковая система». Основные типы знаков и знаковых систем.
Семиотика или семиология- наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в обществе.
Знак- материальный объект выступающий в коммуникативном процессе или трансляционным аналогом другого объекта, замещения его.
Знаковая система-совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными или не явными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов.
Существует две сферы бытия знаков(семиосферы): познание и смысловые коммуникации, соответственно можно выделить семиотику познания и семиотику смысловых коммуникаций.
|
|
Семиотика познания- естественным образом вливается в гносеологию, где ее предметом становится природа знаков, познавательные функции знаков, соотношение знаков с обозначенными реальными предметами.
Кроме того, коммуникационные знаки делятся на:
• одиночные, единичные знаки-символы, например обособленные жесты (не пантомима или жестикуляция, а отдельный жест), вещественные символы типа амулета, обручального кольца, фирменного знака, государственной символики;
• языки — знаковые системы, в которых из кодов (букв, цифр, условных обозначений) при помощи грамматических правил строятся осмысленные лексические единицы и предложения.
Знак— кодовое выражение, обладающее только поверхностным смыслом (значением). Например, взятое вне контекста слово с его словарным толкованием является подобным знаком.
Знак- предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемые для ее приобретения, переработки и передачи.
Какой либо предмет становится функциональным знаком, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком.
Исторические знаки- это знаки образы. Их определяющей чертой являются большим или меньшим от подобия лишь в некотором отношении до изоморфизма.
Иконический знак построен на ассоциации по сходству -это метафоры, образы(фото,изображение), чертежи…
Конвенциональные знаки-это искусственно созданные знаки.
Конвенциальный знак служит обозначением предмета, потому что люди условились считать его знаком этого предмета(светафор, зебра…)
Сигналы-знаки извещения или предупреждения.
Индексы-условные обозначения предметов или ситуации, имеющий конкретный признак.
Вербальные знаковые системы-это важнейшие из созданных людьми знаковых систем: они образуют семиотический базис культуры.
Одной из важнейших знаковых систем является письмо, система записи знаков естественного языка устной речи. К этому типу знаковых систем относится так же нотная грамота, способы записи танца и т.д.
13. Информационно-семиотический подход к культуре. Культура как мир артефактов, смыслов, знаков.
Культура — это коллективный интеллект и коллективная па
мять, т.е. надындивидуальный механизм хранения и передачи сообщений (текстов) и выработки новых (Ю.М. Лотман). Знаки и знаковые системы представляют собой «детали» этого механизма.
Культура как мир артефактов
Культура как мир смыслов
Культура как мир знаков
Артефакт-феномены культуры, это сделанные людьми вещи, рожденные ими мысли, найденные и используемые ими средства и способы действий.
Культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения которые он производит в самом себе, в своем теле и в своей душе, в соответственном физическом и духовном облике.
Культура- это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия.
Мир смыслов-мир продуктов человеческой мысли велик и необъятен, это своего рода «Вторая вселенная», существующая наряду с расширяющейся космической Вселенной.
Знакесть предмет выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемые для ее приобритения, хранения, переработки и передачи.
Явление культуры- это знаки и совокупность знаков в которых закодирована социальная информация.
Семиотика — это наука о знаках и знаковых системах.
С информационно-семиотической точки зрения культура есть
особая, свойственная человеческому обществу «надбиологическая»
форма информационного процесса, которая принципиально отличается от информационных процессов, имеющих место у животных, и
обладает несравненно более богатыми возможностями.
14. Понятие вербальной коммуникации. Естественный язык как средство вербальной коммуникации. Структурные уровни языка.
15. Речь как способ передачи информации. Функции речи.
Одним из основных средств коммуникации является речь.
Понятие «речь» имеет несколько значений:
•ф- особый вид человеческой деятельности;
•ф- разновидность общения при помощи языка (то, что обычно зывают стилем языка, слогом), которая характеризуется от! ром определенных лексических и грамматических средств в висимости от условий и целей коммуникации (деловая официальная речь, поэтическая речь, профессиональная ре и др.);
•ф- виды синтаксического построения высказывания (косвенная
прямая речь, отрывистая речь, чужая речь и др.).
Речь — это актуальное, индивидуальное; речь присутствует в нас время от времени в состоянии действительности.
Речевая деятельность осуществляется абстрактно мыслящим левым полушарием головного мозга, где расположены «центры речи». Это полушарие считается «говорящим». Правое полушарие не участвует в речевой деятельности, так как не способно воспринимать словесные смыслы, но зато оно реагирует на внелингвистические, невербальные сигналы. В силу того, что вербальные и невербальные каналы работают параллельно, речь и жестикуляция дополняют друг друга, устная коммуникация оказывается двухканальной, а если учесть каналы обратной связи, то и четырехканальной.
. Каждое высказывание выполняет ту или иную функцию в процессе коммуникации (привлечение внимания, установление контакта, передача информации и др.).
К основным функциям относят:
^коммуникативную или репрезентативную (репрезентация — представление; изображение, образ), которая является доминирующей;
"Ф" апеллятивную (апелляция — призыв, обращение, т.е. воздействие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении (Андрей! Иди сюда!);
экспрессивную (экспрессия — выражение и выразительность).
Среди частных функций выделяют: -ф- фатическую, осуществляющуюся посредством обмена т.е. затрагивающую преимущественна и
часть речевого этикета (Добрый день. Рад вас видетъ. - Взаияи
Как ваши дела?); 4- м е т а я з ы к о в у ю, т.е. функцию толкования, когда говорящеи
или слушающему необходимо проверить, Пользуются ли они п.
общении одним и тем же кодом; таким образом, предметом реч|
становится сам код (Вы понимаете, что я имею в ви^ Уточнит
что вы понимаете под словом?..).
Важнейшей функцией речи является коммуникативная, т.е. обе живание процесса коммуникации. Коммуникационный проце можно рассматривать как обмен информацией между людьми, формационный аспект общения, а целью коммуникационного пр цесса считать осознание и понимание передаваемой и получаете информации.
Информацию, содержащуюся в человеческой речи, можно определи как вербализованную передачу уже добытых, осмысленных и организованных фактов объективной действительности.
Информация единицы языка реализуется только в связном контексте. Комбинаторность единицы языка может обеспечить некоторую долю информации сверх заключенной в содержании этой единицы.
Источником информации в вербальной коммуникации, как правило, выступает говорящий или пишущий субъект (создатель сообщения).
Каналом информации может быть голосовой аппарат созда-I теля сообщения, письмо, а также технические средства распростра-• нения информации (печать, радио, телевидение, глобальные и локальные компьютерные сети) и те условия, в которых осуществляется посылка сигналов. Каналы иногда подразделяют на средства массовой коммуникации и межличностные каналы.
Код в случае речевого общения — это сама речь. При этом кодирование определяется как перевод информации из внутри-мозгового кода в языковые единицы, а декодирование — как обратный ему процесс восприятия и понимания высказывания.
Функции речевой коммуникации:
-коммуникативная или репрезентативная(образ, изображение…)
-эмотивная (экспрессивная)
-канативная (аппелятивная)
-фатическая
-метаязыковая
-когнитивная
-риторическая
16. Диалог и полилог как формы речевой коммуникации. Типы диалога.
Диалогом (от греч. сИа1о§о8 — разговор, беседа) называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, характеризующаяся ситуативностъю (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностъю (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Диалог обычно противопоставляется монологу. Подвидом диалога является полилог, возникающий при числе участников речевого общения, большем двух.
К основным языковым особенностям диалога относятся:
•ф- наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах;
•ф- синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за сче предыдущего высказывания;
•ф- обилие вопросительных и побудительных предложений сое,г
стимулирующих реплик.
Типы диалога:
Информативный диалог обычно состоит из вопрос* ветных пар, хотя может включать в себя также свернутый монолс или риторический вопрос. Целью информативного диалога яв.тяс ся получение информации.
Прескриптивный диалог содержит просьбу, приказ и < щание или отказ выполнить предлагаемое действие. При этом разумевается, что говорящий выдает программу действий, а шающий берется за ее исполнение.
Диалог — обмен мнениями — это обычно спор, дискуссия.
Праздноречивый диалог направлен или на эмоциональнй общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх), на артистичные жанры (мини-рассказ, шутка, острота, анекдс или на информационно бесцельный, но интеллектуальный говор.
Уточняющие вопросы направлены на выяснение истинности или ложности, требуют ответа «да» или «нет».
Восполняющие вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, их отличительный признак — вопросительные слова: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему».
Простые вопросы не могут быть расчленены на более простые высказывания. Сложные вопросы включают в себя два и более простых вопроса.
Корректные вопросы основываются на истинных суждениях. Некорректные вопросы основываются на ложных или неопределенных суждениях.
Нейтральные вопросы не содержат эмоциональной окраски и никак не воздействуют на личность собеседника. Благожелательные вопросы подчеркивают расположенность говорящего к собеседнику. Провокационные вопросы окрашены негативно и содержат скрытое или яйное подстрекательство к неверным, действиям собеседника.
Ответы классифицируют следующим образом: правильные, неправильные и «не по существу»; позитивные и негативные.
Правильные ответы дают возможность уточнить точку зрения, получить дополнительные сведения и содержат истинные, логически связанные с вопросом суждения.
Неправильные ответы связаны с вопросом, но неверно отражают действительность. Ответы «не по существу» могут быть истинными, но они логически не связаны с вопросом и поэтому не рассматриваются.
Позитивные ответы содержат стремление разобраться в поставленных вопросах. Негативные ответы выражают отказ отвечать на поставленный вопрос по той или иной причине (некомпетентность, соображения этического характера и пр.)
Диалог — сложно организованная целостная структура, продукт совместной деятельности коммуникантов.
Диалог — это совместная деятельность участников, имеющих некоторую общую цель. Нормальный диалог предполагает соблюдение базовых нормативных принципов, регулирующих поведение собеседников — так называемых коммуникативных максим П. Грайса:
Общие правила диалога таковы:
•ф- получателю сообщения рекомендуется выслушивать обращен*! ное к нему высказывание;
•ф- вопрос требует ответа;
•ф- повеление требует ответа действием или словом;
•ф- повествование требует ответа повествованием или внимателен ным молчанием — отсутствием речи, когда слушающий извещае говорящего о том, что его речь принята и понята, выражением! лица, жестом, междометием, повтором слова. Таким образом, рекомендуемым способом действия получатели
является:
•ф- умолчание, если нет вопроса;
•ф- ответ словом, если нет побуждения;
•ф- пересказ другому лицу, если нет специального побуждения и зая прещения;
•ф действие, если нет специального побуждения к бездействию.
17. Монолог как форма речевой коммуникации. Классификация монологов.
Монолог - форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически, не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении.
Монолог-речь действующего лица, главным образом в драме , обращенная к себе или зрителям, в отличие от диалога, речь наедине с самим собой.
Признаки монолога:
В качестве признаков монологической речи выделяют относительно большую протяженность реплик, композиционную сложность…
Может быть художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ и т,д.
Классифицировать монологи можно по цели высказывания (Ь.В. Виноградов): v Монолог убеждающей окраски — примитивная форма
ораторской речи;
v Монолог лирический — речевая форма изъявления переживаний и эмоций;
- монолог драматический — сложный вид речи, в коте рой язык слов является лишь как бы аккомпанементом друг» системам психических обнаружений — путем мимики, жестов пластических движений и т.п.;
•ф- монолог сообщающего типа, который подразделяете на монолог-рассуждение и монолог-сообщение. Возможна классификация монологов по другим основаниям:
•ф- п о времени подготовки— монологические сообщен* могут готовиться заранее (время на подготовку практически ограничено), а могут быть и неподготовленными;
•ф- п о содержанию сообщения — монологи разделяютс на сообщения, передающие содержание другого текста подро^ но; сообщения, передающие содержание другого текста кратк^ сообщения, составленные на основе нескольких текстов и крывающие тему; сообщения, в которых говорящий выражав свою точку зрения по какому-либо вопросу; сообщения, содерл ние которых дано в неявной форме;
•ф- п о форме сообщения и по самостоятельности е( порождения выделяют сообщения, имеющие готовую фс му; сообщения, имеющие фиксированную форму; сообщен» конструируемые полностью самостоятельно;
•ф- по установке на воспроизведение различают сор!
щения с предварительной установкой на воспроизведение; сое
щения без установки на воспроизведение монолога.
Композиционная сложность монолога обычно характеризуется методом изложения материала. Выделяют следующие методы:
•ф- индуктивный — изложение материала от частного к общему (этот метод нередко используется в агитационных выступлениях);
•ф- дедуктивны и — изложение материала от общего к частному (оратор в начале речи выдвигает какие-то предположения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах);
•ф- метод аналогии— сопоставление различных явлений, событий, фактов;
•ф- концентрический — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором (выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу);
•ф- ступенчатый — последовательное изложение одного вопроса за другим (рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше к ней не возвращается);
•ф-исторический — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
18. Семиотические модели коммуникации.
Модель речевой коммуникации Р.Якобсона выстроена из 6 элементов и и каждому элементу автор придал отдельную языковую фун-ц.
1 элемент адресант(отправитель сообщений,фун-ц экспрессивная)
2 элемент-адресат,фун-ц конативная
3 элемент контакт,фун-ц фатическая
4 элемент код,фун-ц метоязыковая(толковая)
5 элемент сообщение,фун-ц реторическая
6 элемент контекст,фун-ц когнитивная(познавательная)
Экспрессивная- коммуникатор выражает отношение к исходящей к нему речи. Одно и тоже сообщ.может иметь множество интонационно-эмоциональных оттенков.
Адресат(конативная) повторное обращение призывает адресата к чему либо. Выражена в звательной форме и повелительного наклонения.
Контакт(фатическая)поддержание контакта.фун-ц реализуется по средствам обмена ритуальными формами, преимущественно из области речевого этикета.
Код(метоязыковая) осуществляется когда говорящему и слушающему необходимо проверить пользуется они при общении одним и тем же кодом. Предметом речи становится код.
Сообщение (риторическая)центральная фун-ц характерно большее внимание к форме, чем к содержанию.
Контекст(познавательная, когнитивная) реализуется по средствам обращения к объекту о котором сообщается.
Невербальная коммуникация.
Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует понимать средство информации, систему невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения.
В широком смысле понятие «невербальная коммуникация» практически отождествляется с понятием «невербальное поведение» и означает социально обусловленную систему взаимодействия, в структуре которой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека.
Основное свойство невербального поведения — движение, постоянное изменение совокупности невербальных средств выражения вслед за изменениями личности.
Человек гораздо точнее оценивает свою способность передавать речевые сигналы, чем воспринимать их. По-видимому, причина в том, что, выражая свои эмоции, человек получает более непосредственную и обязательную (навязанную) обратную связь, чем в том случае, когда он дает понять, что сумел «расшифровать» эмоциональные выражения других людей. В связи с этим полезны понятия «знак» и «сигнал». Знак — это элемент поведения, внешности, движений индивида, несущий информацию, которая независимо от его воли и намерений воспринимается другим индивидом.
невербальная коммуникация выполняет функции контроля, регуляции, информации, диагностики, коррекции взаимодействия. Сочетание вербальных и невербальных компонентов зависит от ситуации общения, главными компонентами которой являются отношения между участниками, цели взаимодействия, вид общения. При этом невербальное поведение может выступать как средство, дополняющее речь, как «автономный текст», существующий параллельно речи, а также как единственное средство общения.
Исследование невербальной коммуникации имеет большое зна-. чение не только в системе человек — человек, но и в системе человек — машина, в частности в инженерной психологии для решения задач автоматического распознавания речи, при идентификации личности говорящего, в процессе контроля за состоянием человека, работающего в стрессовых условиях.
К невербальной ком относятся:
МИМИКА И ВЗГЛЯД
ЖЕСТЫ и тд
1. Невербальные коммуникации - система невербальных символов, знаков, кодов, используемых для передачи сообщения.
2. Невербальное поведение в отличие от невербальных коммуникаций является не просто средством информации и внешним сопровождением психических явлений, а формой существования внутреннего мира человека.
3. Основные структурные системы отражения невербального поведения: проксодическая, оптическая, тактильно-кинестетическая, олъфакторная.
4. Невербальная коммуникация может выступать как средство дополняющее речь, как «автономный язык», существующий параллельно речи, а Ъакже в качестве единственного языка общения.
Пара- и жстралингвистические компоненты невербальной коммуника-Чии, мимика, жесты, позы, походка, нормирования пространственной и временной организации общения несут разнообразную информацию о стоянии человека, демонстрируют отношение к другому, снабжают < ной связью, комментируют речевое поведение.
6. Кодирование и декодирование сигналов невербальной коммуникации') ляется сложной задачей, успешное решение которой зависит как от ( ней ситуации общения, так и от специальных способностей и социален интеллекта субъектов взаимодействия.
22. Понятие массовой коммуникации. Структура массовой коммуникации.
Массовая коммуникация—это систематическое распространение информации или сообщений, через электронные или печатные СМИ, среди численно больших рассредоточенных аудиторий. С целью информирования, оказания идеалистического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценку мнения и поведения людей.(Алешина)
В качестве субьектов коммуникации выступают :
-носители социальных интересов
-носители экономических интересов
-носители творческих интересов
носители социальных интересов:
-политические партии,
-органы государственной власти,
-представители общественных организаций
носители экономических интересов:
-товаропроизводители
-СМИ
-рекламодатели
носители творческих интересов:
-журналисты
-актеры и т.д
Информационное сообщение-социально значимая информация.
Массовая информация
-ориентирована на массы
-массовая информация – соответствует нуждам массы, ориентирует массы в социально значимых процессах, явлениях.
-Массовая информация - доступна, проста по форме, должна легко восприниматься, усваиваться.
- массовая информация- направлена на создание о массе единую позицию по социальным вопросам.
-массовая информация- содержит оценочную функцию
- массовая информация-должна быть насыщена информацией. Множественна. Информация должна быть оперативна.
СМИ - это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.
Пресса — это массовые периодические печатные издания. Пресса — единственное средство, дающее потребителю информации возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в системе периодических изданий занимают газеты.
Каналами массовых коммуникаций служат электронные и печатные средства тиражирования и передачи информационных продуктов (телевидение, радиовещание, кинематограф, компьютерные сети, периодическая печать, книгоиздание, аудио и визуальные средства информации и рекламы и т, д.).
На третье место в структуре массовой информации (по какому каналу сообщается) Лас-суэлл ставит средства передачи массовой информации — СМК.
Современная система СМК подразделяются на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику.
Телекоммуникация - это технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений.
Информатика - это система средств обработки данных при по вычислительных машин (компьютеров).В этом контексте СМК являются «четвертой властью» в том смысле, что не зависят от традиционных трех, не сливаются с ними, но обладают собственной «властью» над умами людей. При этом государство может выступать как арбитром, задающим правила игры участникам! ночных отношений — продюсерам, телевизионным и радио»
, газетам и журналам, журналистам, рекламодателям, так и самостоятельным субъектом, участвующим от имени общества в процессе создания общественных благ, производимых СМК через общественные каналы массмедиа.
Каналы коммуникации
Наиболее важными являются:
• вербальный (речевой) канал;
• невербальный канал;
• канал иконических документов;
• канал символьных документов;
• канал исполнительского искусства (музыка, танец, театр);
• каналы литературы и литературного языка;
• каналы радиовещания и телевидения;
• мультимедийный канал.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1593; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!