Основные правовые идеи Древней Индии (брахманизм и буддизм)



Предмет, методы, периодизация ИППУ. Понятие, структура политич учения.

ИППУ относится к разряду историко-правовых дисциплин, изучает динамику, развитие.

Дисциплина ИППУ появилась во 2ой пол 19в, когда ее начали преподавать на юр факультетах в университетах.

Предмет ИППУ – совокупность идей, концепций, теорий, дающих представление о сущности, формах и закономерностях развития г-ва (г-венности) и права на различных этапах исторического развития и в разных странах (это представление разных народов и эпох о гос-ве и праве).
Основные методы изучения ИППУ известны, проверены, устойчивы:
-ценностный метод – метод, благодаря к-ому выявляют как ценности формируют представления о гос-ве и праве. Нестабильное об-во – разные представления о гос-ве и праве (разные с/мы ценностей)
-социологический метод – определить как в политич-правовом учении отразились интересы той или иной группы
-региональный (страноведческий) метод – определить базовые условия к-ые повлияли на х-тер ППУ.
-портретный (биографический) метод – позволяет определить степень влияния личного или надличного (общ-ного) на ППУ.
Традиционная периодизация (историческая)
1)Древний мир ( 3 тыс до н.э – 5 в н.э) – выделяют ППУ Др мира, все ППУ созданы в рамках традиции (в виде устной), фиксируются как наставления общего плавна, выделяют: древневосточное учение (учение античности)
2)Средние века (5 – 16 вв) – ППУ средневековья, они созданы в рамках того или иного учения ( либо З или В христианство или ислам)
3)Новое время (16-19 вв) – ППУ нового времени, формируется в рамках научного мировоззрения и они получают современный вид, современные по виду и содержанию учения (Монтескье)
4)Новейшее время (20 в) – современные ППУ.
2ой подход разработан во 2ой пол 20 в – создан на волне либерализма – социентальный – представления об истории как постепенном упорядочивании жизни, человечество идет постепенно от хаоса (беспредела) к правопорядку, основанному на человеческих ценностях, прав.
Выделяют 3 типа об-ва (3 типа ППУ):
1) традиционное общество (существ до 16 в), хар-но особый тип ППУ: человек – это часть нечто общего (> целого), целое важнее части, устанавливался приоритет общего интереса над частным, понятие «долга» - основополагающее.
2) Становление Г.О (16 – 18вв) – выделяют 3 события:
-возрождение (человек – сама ценность, подобие Богу, гуманизм)
-р-мация ( приспособила Бога под ч-ка, общение с Богом объявлено каждому)
-просвещение (заменило Бога на понятие «разума»), появл учение об «автономной личности» - существо самоценное, самопроявиться – понятие прав и свобод.
3) гражд об-во (19-20вв) – окончательно утверждается учение о правах и свободах ч-ка и гр-нина (на нац и м/ународном уровне), соврем мир достиг идеала, несмотря на утверждение общего подходи появл многообразие вариантов, реализации прав и свобод.
В независимости от периодизации всегда н учитывать 2 момента: региональный и индивидуальный (портретный).
Структура ППУ.
1)ИППУ изучает разные явления (идеи – обобщенное понимание чего-либо), представления, взгляд на конкретное политико-правовое явление
2)ИППУ изучает концепции(трактовка какого-либо явления или процесса)
3)изучает теории (с/ма идей, целостных взгладов на проблему окр мира)
4)иногда изучает представления (мнения по какому-либо поводу, свойственны д/многих людей, но они изменчивы, их трудно изучать), представления касаются массового сознания, хотя м изучать по пословицам, поговоркам, письмам.
ИППУ обычно исп термин «учение» - с/ма политико-прав взглядов (идеи, концепции, теории), понятие учения м захватывать несколько стран, множ-во ученых, длиться множ-во эпох. Чтобы выделить различия в рамках одного учения исп несколько дополнит терминов:
-направления – общие начала
-течения - различ по трактовке каких-либо базовых ?
-школа– по разному трактуют трактовки, мелких не ключевых ?
Каждое ППУ состоит из 3х основных компонентов:
1)доктрина – приемы познания и способы объяснения гос-но-правовых явлений (база познания)
2)теория – с/ма положений и выводов
3)политич идеология – с/ма идеалов, ценностей через к-ые воспринимается и оцениватся гос-правовая реальность (п-ка)
Политич идеология – самый яркий компонент, большинство людей знакомо только с идеологией (в самых простых ее формах)

 

Основные правовые идеи Древней Индии (брахманизм и буддизм).

Др Индия - все ППУ исходили из 2х важных идей:

1) Кастовый строй (организация об-ва) распределение функций в об-ве

2) Терпимость, связ с допусканием различных трактовок гос-ва и права (разные уровни предст о гос-ве и праве, разные уровни).

     Брахманизм (возник в сер 1 тыс) на основе веднической традиции. Хар-но: устройство мира – в основе мира лежит вечный закон – Рита, который определяет дхарму (свой пусть реализации вечного закона), д/человека дхарма - комплекс религиозных, прав, прав предписаний     (обязанностей), идея сансары (колесо, череда перерождения, жизни) – цепочка жизни, к-ую проходит любое существо, нирвана – достижение высшего уровня развития, идея распростр на  людей, существует 4 уровня д/ч-ка (они совпадают с понятием «каст»): -шудры, вайна, шатрия, брахманы Карма – неисполнение дхармы. С т.з дхармы, гос-во это:
во-1ых – божественное установление, призванное обеспечить благо людей. Во-2ых – благо обеспечивается в принуждении в основе организации (понимании) гос-ва лежит принцип «данда» , принцип гос-ва «данданити» -  палочное наказание об-ва. Идеология брахманизма – верховенство родовой знати. Авторитетный трактат – Законы Ману (2в до н.э) – идея о перевоплощении душ(душа 2 в н.э после смерти блуждает по телам низших людей, если праведная жизнь – возродится в более высокое положение). Дхарма – культовые, общ-ные, семейные обязанности, установл Богами д/каждой варны. Сословная принадлежность –по рождению, пожизненная. Переход в высшие варны – только умерев. Идея наказания – принуждение как основной метод осущ власти. Гос власть – единоличное правление государя. Брахманы претендовали на то, чтобы государи признавали верховенство религиозного закона над светским. «Артхашастра» - до 3в н.э – положения о кастовых предписаниях, суровые наказания, превосходство жречества, господство наследственной знати. Главная роль – законодат деят-ть государя, высшая сила – царский указ. Идеи сильной централизованной царской власти.

     Буддизм (6-5вв до н.э), против брахманизма: полное признание дхармы, в 2ком виде: как джамма (внешнее предписание закона), пада (внутреннее ощущение), приоритет, внешнее влияние не изменит человека – гос-во бессмысленно, неспособно направлять жизнь человека и общества. Канон «Типитака» - 2-1вв до н.э: религиозно-мифологич учение. Идея освобождения человека от страданий, причина которых –мирские желания. Условие спасения – выход человека из мира и вступление в монашество, куда допускались только свободные (вступающий д.б отказаться от семьи, ее собственности, перестать соблюдать предписания своей варны). Первые в перечне варн не брахманы, а кшатрии. Управление каст в религиозной сфере – пересмотр учения – покорность существующей власти, идеи спасения мирян.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1775; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!