Учение Аристотеля о государстве и праве
Происхождение государства.
Государство — творение природы, продукт естественного развития (в его основе — потребности людей; человек — животное политическое, общественное (не может жить один, нуждается в контактах с себе подобными, в объединении с ними).
Ступени объединения (семья; деревня (селение); полис; по мере расширения круга объединения возрастает количество благ, получаемых человеком от общения, и безопасность; большее значение приобретает разделение труда; полис достаточно велик, чтобы удовлетворить все потребности человека; цель полиса — благо граждан).
Характеристика государства (определение государства).
Полис (объединение людей и территория, находящиеся под властью одного правителя, имеющие одну конституцию (единство власти и территории придают ему целостность)).
Полис — общение свободных и в известном смысле равных людей, обладающих разумом и способных самоопределяться, управлять своими действиями (власть в нем распространяется на свободных и равных граждан).
Рабовладение (естественно и неизбежно; существует с незапамятных времен; установлено для пользы господина и раба; раб лишен разума, управлять им естественно).
Полис как наиболее совершенная форма общественного объединения стоит выше семьи и индивида (сфера ведения охватывает многие области; общность имущества противоестественна, частная собственность соответствует природе (она — следствие самолюбия; что выгодно гражданину — выгодно полису, богатство граждан соответствует общему благу).
|
|
Общая собственность противоестественна (общий интерес — ничейный; общность имущества не дает стимулов к производству, содействует лени, стремлению воспользоваться трудами других; таким имуществом трудно управлять).
Осуждение корыстолюбия и чрезмерного обогащения (2 формы накопления богатства — своим трудом (через производство, создание материальных ценностей — увеличение общего богатства, выгодна полису); эгоистическое (торговля, спекуляция, ростовщичество)).
Упразднение семьи уничтожает стимулы к труду, заботе о близких, альтруизму.
И числа граждан устранить всех, кто не способен самостоятельно приходить к разумным решениям (рабы, чужеземцы, ремесленники, торговцы, матросы) (женщины не наделяются гражданскими правами).
Граждане — те, кто участвует в законосовещательной и судебной деятельности (между ними не может быть полного равенства; совершенный гражданин — тот, кто может быть избран на любую должность).
Формы государства (идеальное государство).
Государства делит по числу участвующих в управлении на 3 группы (властвует один человек, немногие, большинство) (добавляет критерий качественный и этический — правильные и неправильные формы — в зависимости от того, думают ли правители об общем благе или о своих интересах).
|
|
Классификация форм правления (каждый вид в 2 вариантах — правильном и неправльном, могут трансформироваться друг в друга, если не достигают цели):
1) монархия ↔ тирания;
2) аристократия ↔ олигархия;
3) полития ↔ демократия.
Худшая из всех форм правления — тирания; аристократия предпочтительнее монархии (чтобы не вырождалась, необходима группа очень хороших людей); олигархия — полное неравенство.
Демократия — неустойчивая форма правления (предпочтительнее олигархии и выше аристократии).
Полития — совершенная форма правления (вариант власти большинства; сочетает лучшие стороны олигархии и демократии) (граждане — только лица, обладающие средним достатком; участвуют в народном собрании, выбирают магистратов).
Смена форм государства в результате переворотов (причина переворотов — нарушение справедливости (при демократии — абсолютизация равенства; при олигархии — неравенство)).
Лучший способ обеспечения стабильность — установление политии, смешанного строя, укрепление среднего класса.
|
|
Понятие права (отличие от закона; виды права).
Благодаря своему общему характеру законы свободны от страстей (уравновешенный разум, которому не мешают эмоции, симпатии и антипатии).
В полисе должно господствовать право, а не люди.
Право — нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей форму и стабильность.
Важнейший признак закона — его принудительная сила (большинство людей не склонны поступать добродетельно — необходимость принуждения на правовой основе).
Право — воплощение справедливости (законное и справедливое должны совпадать; цель права — общее благо, ассоциирующееся со справедливостью; право регулирует отношения свободных и равных людей и отношения властвования и подчинения).
Право не однородно по форме, по происхождению (различается естественное право (везде признано, не нуждается в законодательном оформлении) и условное право (нормы, установленные людьми в форме законов и соглашений); различается писаный и неписаный закон
Стабильность права (уважает обычаи, не одобряет решения государственного регулирования и законотворчества, не считающегося с традициями; искусство законодателя — создавать законы, соответствующие государству
|
|
Право как идеальное понятие не отождествляется с условным, рукотворным правом (с законом) (закон может быть справедливым или несправедливым; даже несправедливый закон имеет обязательную силу; грань между идеалом и действительностью — возможность совершенствования права, закона).
Аспекты справедливости (общее благо и равенство -> два вида справедливости (уравнивающая (основана на арифметическом равенстве) и распределяющая (оправдывает неравенство); для обеспечения справедливого распределения власти, почестей, прав, обязанностей необходимо учесть вклад каждого в общее благо).
Важный показатель справедливости — отсутствие крайностей между бедностью и богатством (ничего чрезмерного) (справедливость ассоциируется с заботой о чужом благе; несовместима с эгоизмом).
Особенности теории.
Критика коммунистической идеи и апология частной собственности.
Закон запрещает то, чего он не предписывает.
Справедливость и умеренность (идеолог среднего класса).
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!