Искусство как феномен культуры
Художественная культура как составная часть социокультурного пространства. Соотношение художественной культуры и искусства. Социокультурные смыслы искусства. Искусство как чувственный образ мира, способ коммуникации, информации, отражение действительности, гедонизм, игра, познание и т.д. Полифункциональность искусства в системе человек-культура. Система наук об искусстве. Специфика искусства как элемента культуры. Взаимосвязь искусства с другими элементами культуры (экономикой, политикой, философией, религией, наукой, техникой). Искусство элитарное и массовое. Проблема «дегуманизации общества» (Х.Ортега-и-Гассет). Представления о красоте как сущности искусства (восточные и западные культуры). Эстетические идеалы различных культурно-исторических эпох.
Понятие «социализация» и «инкультурация»
Этапы, задачи и функции социализации и инкультурации. Принципиальное различие в статусе личностного начала и его содержание в разных культурах. Личность в восточных культурах: доминирование принципа органического включения в общество и коллективная ответственность. Личность в европейской культуре: приоритет самостоятельного начала, утверждение принципа индивидуализма, его нравственное и правовое обеспечение. Личность в традиционном обществе и индустриальной цивилизации. Проблемы модернизации и маргинальная личность. Культура и образованность. Эволюция моделей «культурного человека». Идеалы человеческой жизни. Проблема культурного самосовершенствования личности. Смысл культурного творчества человека.
|
|
Типология искусства
Классика и модернизм. Новая художественная картина мира в современных направлениях и жанрах искусства. Система искусства и его виды. Принципы классификации искусства. Динамика художественной культуры. Доминирование видов искусства в разные культурно-исторические эпохи. Кризис в искусстве. Проблема взаимодействия и синтеза видов искусства. Синестезия и появление новых искусств. Влияние новых технологий на художественную культуру.
Религия в контексте культуры
Специфика культурологического понимания сущности религии. Структурные компоненты религиозной системы. Функции религии как сферы духовной деятельности. Соотношение религии и культурной среды. Религиозное и светское начала в культуре. Религиозное сознание и религиозная деятельность, их отражение в духовной жизни общества. Специфика религиозных ценностей. Религия как средство рационализации поведения. Значение мировых религий в социокультурной интеграции личности общества.
Наука как феномен культуры
|
|
Научное и мифологическое мышление. Основные этапы развития науки. Наука как система, как социальный институт, как деятельность. Модели научного знания. Проблема соотношения научного и религиозного знания в истории культуры. Гносеологические и ценностные аспекты науки. Критерии научности. Специфичность естественнонаучного, технического и социогуманитарного знания. Этические императивы ученых.
Культура и цивилизация.
Понятия культуры и цивилизации, история и логика их взаимоотношений. Взаимодействие культуры и цивилизации. Многообразие современных трактовок соотношения культуры и цивилизации. Место культуры в цивилизованном процессе. Культура как генератор социально-экономических трансформаций. Культура как социогенетика цивилизации, как генотип общества, формирующий механизм наследственности, изменчивости и «отбора» цивилизаций. Культура как фактор устойчивости социального организма, адаптации к окружающей культурно-цивилизованной среде. Роль культуры в динамике цивилизаций.
ГЛОССАРИЙ
Аккультурация - процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культур-антропологами в 1930-х гг.
|
|
Аксиология - теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.
Артефакт - 1. Процесс или образование, не свойственные объекту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования. 2. Произведение искусства.
Архетип - прообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввел К.-Г. Юнг, для которого архетип - врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с коллективным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения.
Ассимиляция - процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.
Атараксия(от греч. ataraxia - невозмутимость) - состояние душевного покоя, к которому должен стремиться человек.
|
|
Вестернизация(от англ. west - запад) - процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.
Вторичные моделирующие системы(«вторичные языки культуры», «культурные коды») - языки, «надстраивающиеся» над первичными знаковыми системами культуры и образующие семиотические системы более высокого уровня. Ими являются языки таких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет и др.
Генезис(от греч. genesis - происхождение, возникновение) - процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропосоциогенез», «антропогенез» и др.
Герменевтика - традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов. В эпоху Возрождения герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1. Теория и методология истолкования текстов. 2. Течение в философии.
Глобализация(от лат. globus - шар) - процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду.
Деконструкция - преодоление доминировавших в западной культуре более двух тысячелетий метафизических оппозиций реальности и знака, вещи и образа, природы и культуры и т.д. с целью выявления опорных понятий бытия. Одно из ключевых понятий постструктурализма и постмодернизма.
Диффузионизм - теоретическая модель историко-культурного процесса; методология культурологических, культурантропо-логических и этнографических исследований.
Евразийство - направление русской социально-философской и культурологической мысли 1920-1930-х гг., возникшее в среде эмигрантской научной интеллигенции. Пафос теоретической деятельности представителей евразийства заключался в выявлении своеобразия «культурной личности» России.
Европоцентризм - культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими.
Естественные знаки - вещи или явления природы, которые используются для получения информации о других, причинно связанных с ними, вещах и явлениях («знаки-признаки»).
Знак - материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.
Знаковая система - совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.
Идентичность - психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности и целостности.
Инкультурация - процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре.
Интеграция культурная - процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокультурными группами и историко-культурными образованиями.
Информационная культура - 1.Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе. 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации.
Коммуникация социокультурная - процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем.
Конвенциональные знаки - искусственно созданные знаки, которым «по условию» приписывается определенное значение.
Контркультура - направление развития современной культуры, противостоящее атмосфере современного индустриального общества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 1960-х гг.
Креационистский подход - подход в понимании происхождения культуры, в основе которого лежит представление о божественном или ином сверхъестественном творении, что свойственно теологическому взгляду на культуру.
Культурантропология, культурная антропология - одно из направлений философской антропологии (учения о природе человека), ориентирующееся на построение теории человека как субъекта культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчивость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию и психологию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки.
Культурные ареалы - зоны территориального распространения определенных локальных культурных типов и черт. Культурные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распространения каких-либо элементов специализированных культур.
Культурогенез - процесс зарождения культуры.
Легитимация(от лат. legitimus - согласный с законом, законный, должный, надлежащий) - процесс социального или культурного «узаконивания».
Маргинальность культурная - 1. Положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркультурные проявления.
Ментальность, менталитет(от франц. mentalite) - мироощущение, мировосприятие) - глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем самым целостный образ жизни человека или социальной группы.
Минимализм(от англ. minimal art - минимальное искусство) - художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства - определенный заранее результат процесса его производства. Наибольшее распространение получил в живописи, скульптуре, музыке, театре, кинематографе.
Морфология культуры - раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов.
Научно-техническая революция - понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного развития. Начало НТР принято относить к сер. 1940-х - нач. 1950-х гг.
Отчуждение - процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними. Отчуждение означает превращение каких-либо явлений и отношений в то, чем они не являются сами по себе, искажение и извращение.
Парадигма(от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
Персонализм - направление в философско-культурологической мысли XX в., исходящее из представления, что первичной реальностью и главенствующей ценностью культуры является творческая личность.
Постструктурализм - направление в философском и социогуманитарном знании, получившее развитие в 1960-1980-х гг. в форме критики, преодоления структурализма и его «второй волны». Основные характеристики постструктурализма: деконструкция, децентрация, дискурсивный анализ языка культуры, интерпретация пространства культуры как текста и контекста, стирание пространственно-временных границ феноменов.
Рационализм(от лат. ratio - разум) - система взглядов, которая признает основой познания, поведения и мотивации человеческий разум.
Сакральное(от лат. sacer, sacri - священный, запретный, проклятый) - святое, священное. Важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные.
Семиотика,или Семиология(от греч. semeiotic - учение о знаках) - общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Выступает наукой, изучающей семиозис культуры через жизнь знаков.
Символ - знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.
Синергетика - наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Предметом являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой. В сферу внимания синергетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации - неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития.
Синкретизм(от греч. synkretismos - соединение, объединение) - слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальную неразделенность, неразвитое состояние чего либо.
Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований и т.п.
Средство массовой информации - средство распространения информации, обращенное к массовой аудитории, доступное для этой массовой аудитории и профессионально выстраивающее на промышленный манер само производство и распространение информации.
Стандартизация - процесс введения единой сетки общеобязательных стандартов.
Структурализм(от лат. structure - строение и устройство, расположение и связь составных частей чего-либо) - направление в гуманитарных науках (в лингвистике, литературоведении, истории, этнографии и др.), возникшее в 1920-е гг. Использует структурный метод (выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях), а также моделирование, элементы семиотики, формализации и математизации. Структурализм трактует культуру как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии, рекламы и т.п.), анализирует закономерности их функционирования, которым бессознательно подчиняется человек.
Субкультура - особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами поведения.
Субъективизм - особое отношение к миру, человеку, к любому явлению, при котором преувеличивается и абсолютизируется роль и положения субъекта.
Сциентизм(от лат. scientia - знание, наука) - мировоззренческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры. Ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественно-научного знания и признает за наукой право и способность решения всех жизненных проблем. Сциентизм утвердился в культуре в конце XIX в.
Текст(в широком семиотическом смысле) - любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодированную в какой-то знаковой системе социальную информацию.
Типология культур - научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам и свойствам.
Тоталитарная культура - официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 1920-1950-х гг.
Универсалии(от лат. universalis - общий) - термин, обозначающий все то, что по природе своей способно сказываться в единичных вещах.
Универсалии культурные - черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более чем 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, запреты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обычай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др.
Унификация(от лат. unus (uni) - один и лат. facere - делать) - приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.
Функциональные знаки - предметы, созданные людьми для каких-либо практических целей, рассматриваемые как носители социальной информации.
Харизма(от греч. charisma - милость, божественный дар) - исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила, недоступная обычным людям. Харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.
Ценностная ориентация - комплекс духовных детерминант деятельности людей или отдельного человека, а также соответствующих им социально-психологических образований, которые интерпретируются в положительном ракурсе их значений. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, переживания людей.
Эволюционизм - направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру, культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.
Экзистенциализм - философское течение XX в., выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.
Энтропия социокультурная - процесс понижения уровня системно-иерархической структурированности, сложности и полифункциональности культурного комплекса какого-либо сообщества в целом или отдельных подсистем этого комплекса, т.е. полная или частичная деградация данной локальной культуры как системы.
Эпистема - общее пространство знания, способ фиксации «бытия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть отношений между «словами» и «вещами», на основе которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, познания и порождаются отдельные идеи и концепции.
Эпистемология(от греч. episteme - знание) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, выявляются условия его истинности.
Эсхатология - религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом или богами и последующей расплате за это.
Этногенез - исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфических этнокультурных систем.
Этнология - наука о сравнительном изучении культур, в американской традиции — часть или синоним культурной антропологии, в европейской - аналог социальной антропологии.
Этнос, этническая общность(от греч. ethnos - племя, народ) - исторически сложившаяся устойчивая группировка людей - племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения этноса - общность территории и языка. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.
Этноцентризм - свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать различные жизненные явления и процессы сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной этнической группы. Этноцентризм выражается в признании превосходства своей этнической культуры по отношению к другим культурам. Этноцентризмом принято обозначать то нормальное мироощущение любого этноса, когда ценности, традиции, установления того или иного этноса кажутся для его представителей единственно истинными и верными.
Этос(от греч. ethos - обычай, нрав, характер) - обобщенная характеристика культуры данной социальной общности, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.
Языковые игры - понятие, которое служит для обозначения целостных и законченных систем коммуникации, подчиняющихся своим внутренним правилам и соглашениям, нарушение которых означает выход за пределы конкретной «игры».
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 499; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!