УПРАВЛЕНИЕ ВЫВОДОМ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЭКРАН



Цель работы

Целью настоящей работы является изучение возможностей базовой системы ввода-вывода при выводе текстовой информации на экран монитора.

Теоретическая часть

Видеосистема компьютера включает в себя ряд аппаратных и программных средств, позволяющих получать на экране монитора текстовые и графические изображения.

К аппаратным средствам можно отнести сам видеомонитор – цветную электронно-лучевую трубку со схемами питания и управления, а также видеоконтроллер или видеоадаптер – электронную плату, обеспечивающую вывод на экран, а также программное управление видеосистемой.

В текстовом режиме изображение обычно состоит из 25 строк по 80 символов в строке, хотя имеется возможность увеличивать число строк до 40 за счет уменьшения высоты отображаемых символов.

Система выделяет участок памяти для Области видеоадаптера или буфера. В текстовом режиме область видеоадаптера занимает 4 Кбайт, 2 Кбайта из которых предназначены для хранения символов, и еще 2 Кбайта – для атрибутов каждого символа, например, инвертирования, мигания, повышенной яркости или подчеркивания. Область видеоадаптера разбита на «страницы» экрана, пронумерованные от 0 до 7. Поскольку таблицы, описывающие форму символов, загружаются в память программно, имеется возможность работать с символами любой конфигурации. Обычно используется стандартная кодовая таблица символов, содержащая знаки английского и русского алфавитов, знаки препинания, специальные машинные знаки, символы псевдографики и некоторые математические символы.

Программные средства управления экраном включают в себя видеодрайвер BIOS, к которому можно обратиться из прикладной программы с помощью прерывания INT 10h, и который обеспечивает нижний уровень управления (вывод символов, работа с курсором, переключение режимов видеоадаптера и т.д.), а также функции DOS, активизируемые с помощью прерывания INT 21h и предоставляющие более высокий уровень сервиса в текстовом режиме.

Для установки графического режима или возврата в текстовой режим используется прерывание BIOS INT 10h, как это показано в двух следующих примерах:

MOV AH,00 ;Режим       MOV AH,00 ;Режим

MOV AL,03 ;Цвет+текст     MOV AL,04 ;Графика среднего

INT 10h                 INT 10h ; разрешения

Текстовой (алфавитно-цифровой) режим

Текстовой режим предназначен для обычных вычислений с выводом букв и цифр на экран. Этот режим одинаков для черно-белых и цветных мониторов, за исключением того, что цветные мониторы не поддерживают атрибут подчеркивания. Текстовой режим обеспечивает работу с полным набором ASCII кодов (256 символов) для всех мониторов. Каждый символ на экране может отображаться в одном из 16 цветов на одном из восьми цветов фона.

Бордюр экрана может иметь также один из 16 цветов.

Тремя основными цветами являются красный, зеленый и синий. Их можно комбинировать друг с другом для получения восьми цветов, включая черный и белый. Используя два уровня яркости для каждого цвета, получим всего 16 цветов:

          I R G B                         I R G B

Черный    0 0 0 0      Серый         1 0 0 0

Синий     0 0 0 1      Ярко-синий    1 0 0 1

Зеленый   0 0 1 0      Ярко-зеленый  1 0 1 0

Голубой   0 0 1 1      Ярко-голубой  1 0 1 1

Красный   0 1 0 0      Ярко-красный  1 1 0 0

Сиреневый 0 1 0 1      Ярко-сиреневый 1 1 0 1

Коричневый 0 1 1 0      Желтый        1 1 1 0

Белый     0 1 1 1      Ярко-белый    1 1 1 1

Таким образом, любые символы могут быть отображены на экране в одном из 16 цветов. Фон любого символа может иметь один из первых восьми цветов. Если фон и текст имеют один и тот же цвет, то текст получается невидимым. Используя байт-атрибут, можно получить также мигающие символы. В приведенной ниже таблице атрибут BL означает мигание, RGB – соответственно красный, зеленый и синий цвета, I - выделение яркостью:

                    фон       текст

Атрибут:        BL R G B I R G B

Номера битов:    7 6 5 4 3 2 1 0

Мигание и выделение яркостью относятся к тексту. Ниже приведены некоторые типичные значения атрибутов:

Текст по фону         Бит: 7 6 5 4 3 2 1 0

                          BL R G B I R G B Шест.

Черный по черному         0 0 0 0 0 0 0 0 00

Синий по черному           0 0 0 0 0 0 0 1 01

Красный по синему          0 0 0 1 0 1 0 0 14

Голубой по зеленому        0 0 1 0 0 0 1 1 23

Светло-сиреневый по белому 0 1 1 1 1 1 0 1 7D

Серый по зеленому, мигание 1 0 1 0 1 0 0 0 AB

Байт-атрибут используется аналогично показанному для чернобелого монитора. Тип монитора можно определить из программы с помощью команды INT 11h. Для черно-белого монитора код 07 устанавливает нормальный атрибут. Для цветных мониторов можно использовать любую из цветовых комбинаций. Цвет на экране, сохраняется до тех пор, пока другая команда не изменит его. Для установки цвета можно использовать в команде INT 10h функции АН = 06, АН = 07 и АН = 09. Например, для вывода пяти мигающих звездочек светло-зеленым цветом на сиреневом фоне возможна следующая программа:

           MOV AH,09 ;Функция вывода на экран

           MOV AL,'*' ;Выводимый символ

           MOV ВН,00 ;Страница 0

           MOV BL,0DAh ;Атрибут цвета

           MOV СХ,05 ;Число повторений

           INT 10h  ;вызвать BIOS


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 698; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!