ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИЛНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ранжирование ценностей в зависимости от нравственных устремлений, решает наиболее трудный вопрос о смысле жизни.
Б. С. Братусь предложил при оценке личностных качеств использовать уровневую характеристику смысловых сфер. Он выделил четыре уровня: прагматический, эгоцентрический, группоцентрический, просоциалъный. Нулевой уровень — это собственно прагматические, ситуационные смыслы, определяемые самой предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях. Исходным моментом первого уровня является личная выгода, удобство, престижность. В рамках второго уровня смысловым моментом отношений к действительности становится близкое окружение человека (семья, группа), которое он либо отождествляет с собой, либо ставит выше себя в своих интересах и устремлениях. Третий уровень включает в себя коллективистскую, общественную и, как свою высшую ступень, общечеловеческую смысловые ориентации.
Немаловажным параметром личности считается ориентация его целей и потребностей. Выделяют два типа ориентации: индивидуализма коллективизм. Под индивидуализмом понимается приоритет целей и потребностей индивидуума над потребностями основных групп (семья, коллектив, общество). При коллективистской модели личные ценности и потребности подчинены потребностям группы. Однако взаимоотношения людей в обществе более разнообразны и способствуют формированию четырех комбинаций индивидуализма и коллективизма, что, в свою очередь, определяет развитие тех или иных личностных качеств. Описаны горизонтальный и вертикальный индивидуализм и коллективизм.
|
|
Для психологии девиантного поведения знание механизмов формирования личностных качеств, так же как и механизмов становления характерологических свойств, весьма актуально, поскольку девиантное поведение основывается на распространенных изменениях характера и личности, возникающих вследствие соматического или психического заболевания, а также после жизненных потрясений.
Одной из наиболее значительных и убедительных концепций в области клинической психологии и психологии девиантного поведения является дифференциально-аналитическая концепция Н. Пезешкиана.В ней, в частности, разработана схема приоритетных отношений (ценностей) человека и описаны кардинальные психологические особенности, формирование которых можно объяснить различными ценностными приоритетами. Интерес представляет также транскультурный подход в оценке формирования личностного смысла и личностных ценностей. Н. Пезешкиан выделяет две принципиально различные по ориентационным приоритетам культуры: западную и восточную, которые способны как сформировать особые устремления отдельного человека и общества, так и создать условия для переработки внутрилич-ностных и межличностных конфликтов. «Каждый человек имеет свои определенные предпочтения в способах переработки конфликтов, — пишет Н. Пезешкиан, — и при гипертрофии одной из форм переработки остальные отодвигаются на второй план. То, какие из форм оказываются в предпочте-
|
|
58
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО И НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
нии, зависит в значительной степени от воспитания и, прежде всего, от опыта, полученного в детстве».
Согласно концепции дифференциального анализа, приоритеты (ценности) человека или культуры (этноса) могут быть сосредоточены в четырех областях, названных: тело/ощущения, деятельность/работа, контакты, фантазии/ будущее. В приоритеты, обозначенные условно «тело/ощущения», включаются такие ценности, как: физическое и психическое самочувствие, внешняя привлекательность, сексуальность, удовлетворенность количеством и качеством сна, принятия пиши. Вследствие развития данного приоритета в процессе воспитания вырабатываются, например, такие свойства характера, как чистоплотность, сексуальность, стремление к физическому и психическому комфорту. К приоритетам, названным «деятельность/работа», относится ценность труда, отношение к работе, ее престижности, авторитету, карьерные ценности и пр. На их основе формируются, например, пунктуальность, организованность, послушание, надежность, бережливость. Приоритетность «контактов» говорит сама за себя. В этой области ценностями становятся любовь, терпение, доверие. Сфера приоритетности «фантазии/будущее» включает становление ценностей религии, интуитивных способов жизни, творчества. Каждая из четырех сфер закрепляет ценности в процессе воспитания человека с помощью концепций-девизов (житейских мудростей, на основании которых строятся взаимоотношения в семье, обществе, культуре, этносе).
|
|
«По моим наблюдениям, сделанным более чем в двадцати культурах, — пишет Н. Пезешкиан, — в Европе и Северной Америке на первом месте оказываются ценности из области «тело» и «деятельность», в то время как на Востоке прослеживается тенденция доминирования областей «контактов», «фантазий» и в меньшей степени «тела».
Западная модель приоритетов (ценностей, обладание которыми становится смыслом жизни, способствует обретению психологического комфорта) ориентируется на ценности сохранения собственного здоровья, внешней привлекательности, «моложавости», «спортивности», сексуальности, а также карьеризма, увлеченности работой, престижности. Приоритеты заставляют изменять жизнь и отдавать этим сферам основную часть энергии, сил и времени. Именно поэтому человек западной психологической культуры активно зани-
|
|
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
мается спортом (чтобы комфортно себя чувствовать и выглядеть «на миллио долларов»), следит за собой (благодаря парфюмерной индустрии), у него вс «ОК», он уважает сильных, достигших чего-либо в жизни, авторитетных як дей и ориентируется на престижность.
Восточная модель приоритетов нацелена в первую очередь на контакты межа людьми, близкие эмоциональные отношения, поиск смысла жизни. Эти облг сти становятся значимыми, часто в ущерб иным, например пунктуальное^ организованности, бережливости — характерных западных ценностей.
Личность в психоаналитической теории 3. Фрейдарассматривается в едиь стве трех основных структурных компонентов души: Ид (Оно), Эго и Суперэг* Ид (Оно), как считал 3. Фрейд, содержит все унаследованное, все, что есть пр рождении, что заложено в конституции, то есть инстинкты. Это первоначал! ная, базисная структура личности, открытая как соматическим требования тела, так и действиям Эго и Суперэго. Содержание Ид почти целиком бессс знательное. Оно включает в себя психические формы, которые никогда не был сознательными, равно как и материал, который оказался неприемлемым т осознания. Мысли или воспоминания, вытесненные из сознания и обретак щиеся среди теней Ид, по-прежнему способны влиять на психическую жизь человека. Эго является той частью психического аппарата, которая находится контакте с внешней реальностью. Основной внешней задачей Эго 3. Фрейд н; зывает самосохранение посредством бегства, адаптации или деятельности; о< новной внутренней задачей — контролирование инстинктов в виде подавлени: ослабления, сублимации, исходя из обстоятельств и требований внешнего мир Суперэго служит судьей (цензором) деятельности и мыслей Эго. Это, по мн< нию 3. Фрейда, хранилище моральных установлений, норм поведения. Бази< ные функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.
С позиции психоаналитической теории становление личности происх< дит на основе принципов удовольствия, реальности и постоянства. Принцц удовольствия утверждает, что психика стремится к достижению удовольствр и избегания боли; принцип реальности говорит о том, что у человека отмеч, ется стремление к приведению бессознательных индивидуалистических стре!\ лений к получению удовольствия в соответствие с требованиями внешне] мира, с объективной реальностью; принцип постоянства указывает на то, чг психический аппарат обладает тенденцией удерживать имеющееся в нем ki личество возбуждения на возможно более низком и постоянном уровне.
Теория аналитической психологии К. Юнгарассматривает личность как gobi купность архетипов. Под архетипом личности понимается форма и способ свя: наследуемых бессознательных первичных человеческих прообразов и струкг психики, обеспечивающих основу поведения, понимание мира, внутренн единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимания людей. К. Юнг выделг пять основных архетипов личности: самость, анима и анимус, тень, эго и перс ну. Самость он называл архетипом порядка и целостности личности. Анима анимус представляют интерсексуальные связи в душе каждого индивидуу» (первый — у мужчины, второй — у женщины) и фокусируют весь психолог ческий материал, который не удовлетворяет сознательному представлению ч
60
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!