Садово-парковое искусство эпохи Возрождения и барокко 



Садово-парковое искусство эпохи Возрождения и барокко в Италии

 

Рельеф – террасированные склоны, подпорные стены облицованы камнем, украшены нишами. Гроты увенчаны балюстрадой, украшены скульптурой, террасы связаны лестницами и пандусами, которые играют роль основного планировочного элемента. 

Вода дается зрителю щедро, в виде фонтанов, каскадов, плоских бассейнов. Воды много, она вызывает  восхищение. Спокойной воды почти нет. Вода – центр композиции, водные устройства расположены на главной композиционной оси, на нее фокусируются видовые лучи.

Растительность – платаны, дубы, кипарисы; стрижка: лавр, мирт, самшит, сближенные посадки кипариса, узорчатые бордюры и арабески (арабские узоры).

 Зеленые комнаты-боскеты. Боскет – участок, имеющий форму прямоугольника, квадрата, треугольника, ограниченный регулярными дорожками, внутри которого высаживаются деревья. Ильм, тополь, каштан, плодовые деревья, маслины. В группах: сосна итальянская, в вазах – цитрусовые. Вьющиеся: виноград, розы, плющи – в перголах. Цветы: ирисы, лилии, гвоздики, фиалки.

По стилю – регулярные, по композиции – замкнутые. Виды обращены вовнутрь. К саду примыкают лесные участки, рощи, которые рассматривались как дикая варварская природа. Дом, как правило, расположен на главной планировочной доминанте - продольной оси, поперечные оси связывают второстепенные композиционные узлы. На периферии сада в соответствии с общим ритмом пространств устраиваются боскеты. Каждый фрагмент сада был композиционно завершен. В центральной части виллы разбивались партеры. Партер – это плоский сад, развитие сада – ксиста, рассматривался как продолжение дома, плоскость оформлялась цветниками, арабесками из стриженого буксуса, с фонтанами и скульптурами. На партерах устанавливались беседки, трельяжи, перголы. Излюбленным мотивом стал ступенчато оформленный откос – амфитеатр с гротами и балюстрадой. Рядом с парадной виллой иногда создавался маленький «секретный сад».

Вилла Капрарола (1547–1550 гг). Архитектор Бароции да Виньола. 70 км от Рима у местечка Капрарола. Центр сада-замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 м расположен небольшой дом и секретный сад площадью – 1 га. Вилла Капрарола решена в четырех уровнях, участок вытянут в пропорциях 1:3. Нижняя площадка – фонтан, далее по склону – пандус с ручьем, замкнутым стенками, затем площадка с фонтанами и скульптурами речных богов. 3-й уровень – открытое пространство «Сад кариатид», плоская терраса размером 75 х 44 м с низким парапетом для сиденья. На парапете 4-метровые скульптуры в виде женских фигур с корзинами цветов и фруктов на голове. Сад решен монументально в крупных пропорциях с использованием местного материала (рис. 6).

Вилла Ланте  сер. XIV в. Архитектор Бароции да Виньола. Город Банья в 84 км от Рима, владелец герцог Монтальто. Площадь виллы 1,5 га. Перепад рельефа по длине участка составляет 16 м. Тема ручья, сбегающего с горы и образующего продолжительную ось сада. Дом разделен на 2 объема, чтобы освободить дорогу ручью. Нижняя терраса – плоский партер 75 х 75 м, в модуль вписан водный партер с круглым островом в центре со скульптурной группой (рис.7).

 Вилла Д Эсте. XIV в. Архитектор Пирро Лигорио, 80 км от Рима в г. Тиволи, владелец кардинал Д Эсте. Перепад рельефа по длине участка составляет 35 метров. Площадь виллы 3,5 га. Дворец построен на верхней террасе. Открытые террасы образуют поперечные оси. Внизу устроен партер размером 70 х 70 м и боскеты. На главной оси – фонтан драконов, мощные вертикальные акценты создают группы кипарисов. Великолепны Аллея 100 фонтанов длиной 150 м., фонтан Сивилла, фонтан Торжествующий Рим (рис.8). 

Сады эпохи Возрождения выглядят как сложные архитектурные декорации, состоящие из полукруглых стен с нишами и фонтанами, так называемыми театрами и экседрами. 

Садово-парковое искусство барокко Франции XVII в. Регулярный классический стиль. Парк Версаль. Большой и Малый Трианон

       

Во Франции более прохладный, чем в Италии, климат, спокойный рельеф, обширные заболоченные пространства. В лесах растут граб, дуб, вяз, липа, ясень, тис. Классический регулярный стиль в ландшафтной архитектуре развивался совместно с барокко в архитектуре. Широко развивается искусство создания конструкций для поддержки растений, имитирующие зеленые стены: пергола, палисад, берсо.

 Берсо - каркас из дерева или металла, возводимый над дорогой. Вдоль каркаса высаживают деревья, ветви которых прикрепляют к нему. Разрастаясь, деревья образуют сплошной зеленый тоннель. В отличие от перголы, берсо не имеет боковых просветов-выходов.

Сложные партерные композиции – бродери. Создатель бродери королевский садовник Молле. Бродери – партер из травы, песка, цветов, стриженого буксуса, толченого кирпича, угля, воды, скульптура.

Партеры со сложным профилем рельефа: буленгрин – заниженный партер, вертюгаден – завышенный партер. Зеленые стены формируют залы и кабинеты в боскетах. Французский боскет развивает традиции итальянского боскета.

Мастер французского регулярного  садово-паркового искусства Андре Ленотр (1613–1700) - создатель парков: Тюильри (1664–1672 гг.), Марли (1699 гг.), Со, Шантильи (1693 гг.), Сен-Клу (1693 гг.), Медон (1680 гг.).

В парке Во-ле-Виконт, в поместье министра финансов Фуке, впервые применена трехлучевая композиция, автор которой Андре Ленотр.

Парк Версаль (1662–1770 г.г.), автор Андре Ленотр. Архитекторы Мансар, Луи Лево. Скульпторы: Марси, Тюби, Лонг, Жирарден. Живописцы: Брен, Юбер Робер, Леблен. Водоснабжение – Пьер де Франсинеи. Парк создан на искусственно выровненной болотистой местности. При строительстве было снесено три деревни. Парк условно можно поделить на две части: Малый парк, площадью 1738 га и Большой охотничий парк, площадью 6600 га. Передняя часть Малого парка перед дворцом с партерами «бродери» составляет 100 га. Осевая композиция (восток-запад) соединяет дворец и парк. Длина дворца 400 м. С востока к дворцу подходит знаменитое трехлучье из Парижа, Сен-Клу и Со, сходящееся на площади Армии.

Парк реализует идеи прогрессивной в то время централизованной монархии, создание нового стиля жизни, нового центра в противовес разобщенному феодализму.

Охват единым взглядом большого пространства – главная задача Андре Ленотра.

 Для парка характерна открытая планировка и веерная композиция аллей. Перед дворцом, на площади, покрытой мелкими желтыми «золотыми» камешками, лежат два узких бассейна в белых каменных рамах. Затем большая лестница, у ее подножья - фонтан Латоны, далее королевская аллея - «зеленый ковер», газон размерами 330 х 45 м. Завершает «зеленый ковер» бассейн с фонтаном «Колесница Аполлона». Сразу за бассейном начинается «Большой канал». Продольный «Большой канал» имеет длину 1,4 км, его поперечная часть – 1 км, ширина каналов – 500 м.

Пространство парка раскрывается сразу как развернутая карта. По мере удаления от дворца планировочные элементы укрупняются. Обратная перспектива рождает впечатления возрастания пространственного ритма (рис.9). Зрелищность и театральность являются яркой достопримечательностью парка. Кулисы и декорации созданы из деревьев, боскетов, водопадов и лестниц.

Особенности французских парков  в стиле барокко:

- подчинение деталей целому;

- длинные и широкие перспективы;

- формирование планировочных рубежей из невысоких лестницы с широкими ступенями и парапетами;

- обширные водные в партерах (каналы);

- топиарные формы и растения в кадках;

- буленгрины и вертюгадены.

Ассортимент растений в парках:

 дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб, каштан, тополь, тис, ель, яблоня, груша, вишня.

 

Основные принципы формирования французских регулярных парков:

- развитие пространства по главной продольной оси, подчиняющей поперечные оси;

- концентрация у дворца партеров и размещение боскетов по периферии;

- создание кульминации на главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы;

- введение диагональных лучевых дорог, идущих от лесных массивов через парк и сходящихся к дворцу;

- учет особенностей оптического восприятия пространства - ориентация перспективы на запад.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2011; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!