Борьба мотивов в ситуации морального выбора

Лекция 9

 

Свобода богозданного человека

Свобода составляет нравственную, а не онтологическую основу личности, поскольку онтологической основой человека является творческое действие Бога. 

Свобода — это самоопределение личности, но не по отношению:«небытие — бытие», а по отношению к дихотомии «добро — зло». Выбора не бытия, выборсостояния бытия. Создание человека, как его призвание из небытия в бытиеисключало человеческий выбор, но введение человека в рай, как условие его нравственного состояния, предполагало в дальнейшем человеческое самоопределение и выбор. Возможность выбора была дана именно для того, чтобы жизнь в раю была не только даром Творца, но и личной

заслугой человека.  Настройка, окраска данного нам бытия.

Бог как Личность творитличностное бытиепо любви. Это Его свободное решение. Для того чтобы творение возрастало и пребывало в любви и тем самым уподоблялось Творцу. Основа бытия – свобода. А свобода – основа любви. Без свободы нет любви.

Всё определяет масштабность задачи и призвание человека – уподобиться Богу. Перед человеком стояла задача утвердить себя в свободе, в которой он был создан  и в которой он пребывал. В соблюдении заповеди и в послушании воле Божией человек должен был  развить полученный от Бога дар свободы. Дан закон развития свободы – послушание, т.е. обращения от себя к кому-то и к Кому-то. Свобода – не произвол. В свободе всегда присутствует жертвенность.

Мы образ и подобие. И мы зависимы, не самобытны. Самобытие имеет только Бог. Абсолют и относительность. Мы существует относительно и благодаря Тому, кто выше понимания. Бог вне определений.

 

Воля Бога предстаёт перед Адамом в двойном аспекте. С одной стороны, благословение господствовать над всей землёй и всем творением. С другой стороны, это кажущееся ограничение свободы, содержавшееся в заповеди  не касаться древа познания. (Быт. 1, 26-28; Быт. 2, 16-17). В этой двойственности заключалась завязка самоопределения личности в её свободе. Бог указывает, что такое зло – это нарушение Его воли. Человеку предлагается выбор пути – автономия или синергия. Без свободы заповедь не имела бы смысла, без заповеди свобода не могла бы реально осуществиться и не имела бы ценности. (архим. Платон) Человек выбрал автономию. Он пренебрёг заповедь.Старославянское –zapovedati (сообщить, рассказать).Слово образовалось в славянских языках с первоначальным значением – «то, что сообщено».Заповедь – закон развития и существования твари, т.е. то, что необходимо для жизни.

сия есть первая и наибольшая заповедь;(Мат. 22:38)сommandment приказ, предписание, директива;

Человек поддался закону греховному, противостал воле Божией. Природа первородного греха и последствия Адамова непослушания привели к тому, что человеку стало свойственно сопротивляться всем вообще императивным нормам.

Христос — Новый Адам — через добровольное подчинение закону освободил человека от рабства закону. Вместо закона, который подчинял человека и осуждал, Христос даровал благодать, которая его освобождает и спасает. Он положил принцип обретения свободы – добровольное подчинение, «да будет воля Твоя». Синергия! (молитва: «но или хочу или не хочу – спаси меня»).

Вхождение в Царство Божие предполагает со стороны человека предельно полную реализацию дара свободы.

 

Нравственная свобода— это способность личности осуществлять посредством разума господство над чувствами и желаниями.

Самообладание. Оно проявляется в двух связанных между собой аспектах бытия — природном и экзистенциальном (экзистенциясуществование в простой фактичности; экзистенциальный – относящийся к существованию, ссылающийся на него) — и предполагает осуществление человеком двух принципов формирования — аскетического и этического.

Аскетический аспект состоит в том, что человек как личность призван к обладанию своей духовно-телесной природой. Власть человека над природными влечениями, чувствами и желаниями достигается в реализации им принципа добровольного воздержания.

Самосознающее «я» открывает, выявляет  и осуществляет себя в своей духовно-телесной природе, которая дана в обладание и является областью самореализации и самоопределения личности. Ипостазирование природы личностью. Власть личности над природой. От психо-соматики к пневматике. От животного начала к духовному. Осуществление человеком аскетического принципа, через добровольное воздержание и выявляет должное отношение его «я» к его природному началу, составляет основное, содержание нравственной свободы личности.

Экзистенциальный аспект нравственной свободы человека раскрывается в становлении и самовыявлении личности на фоне её этического отношения к другим, подобным ей, личностям. Зиждется на двух принципах.

1) оригинальность и неповторимость личности, несводимость ни на что другое; неразрушимо ни в пространстве, ни во времени.

2) невозможность для личности осуществлять своё бытие вне общения с другими, подобными ей, личностями. Утверждая себя как личность, человек стремится к общению, к признанию ценностного своеобразия других людей, без чего его собственный внутренний мир  не будет сиять богатством и полнотой. 

Стремление человека к общению предполагает его нравственную свободу, то есть господство над собственными интересами и стремлениями. Без нравственного самообладания и свободы человек не способен преодолеть свой природный эгоизм и подчинить его свободе и интересам ближних. Отношение к ближнему включает, во-первых, признание другой личности,  во-вторых, уважение к ней, в-третьих, заботу о благе этой личности, то есть заповеданную Евангелием любовь.Жертвенность.Мы приобретаем, когда отдаём.

Виды нравственной свободы

Свобода разделяется на три вида: формальную, реальную и идеальную.

Формальная – состояние человека, которое характеризуется нравственной непорочностью и невинностью, когда ум человека ещё не знает реальности нравственного зла и когда чувства и желания находятся в подчинении разуму. Свобода прародителей в раю и свобода детей. Формальная свобода открывает возможность нравственного выбора. 

Реальная— это свобода самоопределения в ситуации морального выбора. Она характеризуется напряжением духовных сил человека, осуществляющего нравственный выбор. В состоянии реальной свободы ум находится в борьбе с помыслами, чувствами и наклонностями природы. Желая осуществить господство разума над эмоциями и влечениями, человек стремится преодолеть противоречие, возникающее между умом, чувством и волей, и подчинить чувство и волю нравственному идеалу и долгу.

Идеальнаясвобода характеризуется сверхъестественным харизматическим даром, доводящим реальную свободу до совершенства. Это свобода святых праведников, находящихся в обладании Божественной благодати. В состоянии идеальной свободы нравственный выбор теряет свою драматическую напряжённость, человек может желать, выбирать и творить только добро, в результате чего совершение зла ни теоретически, ни практически является невозможным. Это полная свобода человека от власти греха, достигаемая духовным подвигом человека при содействии Божественной благодати.

Состояния – до падения, после падения, преображённое.

Два вида свободы.

Когда свобода человека направлена на какую-либо желаемую конкретную цель, эта свобода предполагает вполне определённый выбор и является эмпирической свободой. В условиях земного существования личности. Путь самосовершенствования личности, делающей выбор.

Когда человек на основе произведённого выбора осознает его как акт своего самоутверждения и в этом акте открывает самого себя, то эта возможность открыть себя для самого себя является состоянием трансцендентальной свободы.

В то время как эмпирическая свобода выявляет и объясняет поведение человека, трансцендентальная свобода помогает нам постичь глубокий этический и экзистенциальный

смысл нравственного самоопределения личности.

 

Борьба мотивов в ситуации морального выбора

Под мотивом имеется в виду побуждение, отвечая на которое человек должен сделать тот или иной нравственный выбор. Побуждение возникает в сфере сознания.При этом побуждение вступает в согласие или в конфликт с доминирующими в личном сознании ценностями. Сознание констатирует  возникшее побуждение, анализирует и оценивает ситуацию. Оно оценивает достоинство пришедшего мотива в свете утверждённой ценностной иерархией.Если пришедший мотив несёт в себе идейное противоречие основным принципам, идеалам и устремлениям личности, он отвергается сознанием принципиально. Если же   мотив обладает суммой ценностно привлекательных моментов, он, заняв доминирующее положение в сфере сознания, переходит в сферу  чувства и вызывает влечение и желание.

Влечение возникает на основе неудовлетворённости чувства настоящим и вызывает желание, в котором планируется будущее и в котором обсуждаются пути и средства достижения желаемой цели.

Последней ступенью в реализации свободы является склонение воли. Воля мобилизует силы души в направлении поставленной цели, решается на преодоление всех препятствий и проверяет общую готовность к действию.

 

Свобода самоопределения и феноменология зла(см. конспект)

 

О светлых ангелах.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 453; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!