Дни совершения Литургии Преждеосвященных Даров



Из истории формирования чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров

Генезис Литургии Преждеосвященных Даров

Вопрос о происхождении Литургии Преждеосвященных Даров является трудным[1], потому что самые ранние свидетельства о ее существовании относятся к началу VII века. Одно из них — в «Пасхальной хронике», где говорится: «В этом году при Сергии, патриархе Константинопольском, с первой недели поста, четвертого индикта (615 года) начали петь после «Да исправится» во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакиона (сосудохранительницы, особого строения рядом с храмом, где хранились святые мощи, священные сосуды, и совершалась проскомидия[2]) на Престол, после того, как иерей скажет «По дару Христа Твоего», народ тотчас начинает «Ныне силы небесные»...»[3].

В древнейшей из сохранившихся рукописей византийского Евхология (рукопись Ватиканской библиотеки Barberini. gr. 336, конец VIII в.) приводятся молитвы чина Литургии Преждеосвященных Даров, не называемые «Литургией», но лишь «преждеосвященными» (Fol. 38V–43V)[4]. Приведенное в этом Евхологии богослужение совершалось вечером, «во светильничное же, после чтений и «Да исправится», и «Господи, помилуй», бывает молитва оглашенных при [совершении] Преждеосвященных»[5]. Под «чтениями» подразумеваются паремии на вечернях Великого поста; усиленное чтение Ветхого Завета за великопостным богослужением обусловлено древним обычаем подготовки оглашаемых к принятию Крещения в Великую субботу или на Пасху; епископы и пресвитеры читали оглашаемым Священное Писание и произносили огласительные поучения. Об этом рассказывает Этерия в своем «Паломничестве»; святитель Иоанн Златоуст упоминает о том, что огласительные наставления сопровождались обрядом возжжения светильников, необходимого ввиду того, что наставления продолжались до вечера[6]. Этот обряд в современной нам практике заключается в том, что иерей, выйдя из алтаря со светильником в руках, обращается к народу со словами: «Свет Христов просвещает всех». Употребление этого обряда зафиксировано в памятниках III—V веков[7]. Происхождение этого обряда лежит в древней иудейской (и даже шире — средиземноморской) благочестивой традиции — при зажигании вечерних светильников произносить благодарение за свет, ниспосылаемый Всевышним, чтобы люди могли видеть в ночной темноте. В христианской Церкви этот обряд получил новый смысл. Светильник, вносимый в молитвенное собрание, напоминал верующим о присутствии среди них Христа, Который назвал Себя «Светом миру» (Ин. 8, 12 и 9, 5).

Таким образом, «катехитическими» элементами чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров можно назвать: поучения оглашенным и готовящимся к принятию Крещения, начинавшиеся во второй половине дня и длившиеся до наступления вечера; возглашение «Свет Христов просвещает всех» и древний обряд внесения светильника в молитвенное собрание; респонсорное исполнение вечернего («светильничного») 140-го псалма «Да исправится молитва моя». К этим элементам было присоединено Причащение, которое стало общецерковным[8]. В Константинополе это, вероятно, произошло между 531—536 годами в правление святого императора Юстиниана. В Константинополе вошло в обычай частое совершение Литургии Преждеосвященных Даров — так, святой патриарх Никифор Исповедник предписывал совершать Литургию Преждеосвященных в среду и пятницу в течение всего года (если в этот день не случится великий праздник и не отменяется пост) и в праздник Воздвижения Креста Господня. Великим постом ее совершали каждый день, она совершалась и в Великую пятницу. Согласно константинопольскому Студийско-Алексиевскому уставу, действовавшему на Руси до начала XV века, эта Литургия совершалась в среду и пятницу сырной седмицы, во все будние дни Великого поста, в первые три дня Страстной седмицы и в Великую пятницу.

Вопрос об авторстве чина Литургии Преждеосвященных Даров

В богослужебных книгах и популярной литературе ныне распространено мнение, что автором чина Литургии Преждеосвященных Даров был свт. Григорий Двоеслов (т. е. «[писавший] диалоги»), папа Римский (нач. VII в.). Однако это мнение не подтверждается ни данными рукописей (ни одна греческая или славянская рукопись старше XVI в. не называет свт. Григория автором чина; как правило, последование Литургии Преждеосвященных Даров не надписано ничьим именем, иногда встречаются имена свт. Василия Великого, Епифания Кипрского, Германа Константинопольского; кроме того, в рукописях сохранилось еще одно чинопоследование Литургии Преждеосвященных Даров, отличное от нашего и надписанное именем ап. Иакова), ни сохранившимися текстами трудов самого свт. Григория (в первую очередь, его Сакраментария), где нет ничего похожего на византийский чин Литургии Преждеосвященных (единственная параллель — священнодействие освящения Чаши Преждеосвященных Хлебом в Великую пятницу; но, несмотря на наличие здесь явной параллели с нашим чином, в остальном чин не имеет почти ничего общего с византийским), ни тем, что Литургия Преждеосвященных получила распространение еще до времени деятельности свт. Григория. Однако сам свт. Григорий был великим литургистом, очень много потрудившимся в деле обустройства богослужения Римской Церкви; его Сакраментарий содержит указание (уже отмеченное) на практиковавшееся в Риме раз в году освящение Чаши через погружение в нее Преждеосвященного Хлеба. Эти, а также и некоторые другие причины и послужили тому, что имя свт. Григория после XVI в. закрепилось за чином Литургии Преждеосвященных Даров, хотя здесь указание на авторство имеет совершенно условный характер (в отличие от Литургий свт. Василия Великого и Иоанна Златоуста — даже современная критическая наука пришла к выводу, что оба святителя действительно были авторами анафор тех литургий, которые носят их имена).

Дни совершения Литургии Преждеосвященных Даров

Дни совершения Литургии определены одинаково и в современном и в дониконовских Типиконах, и в греческом Иератиконе. Это среда и пятница в течение Великого поста, а также понедельник, вторник и четверг, в случае выпадения на эти дни полиелейных праздников: 1 и 2 Обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля), 40 мучеников (9 марта), храмового святого. Кроме того, Преждеосвяшенная Литургия совершается в четверг 5-й седмицы («четверг Великого канона») и в первые три дня Страстной седмицы[9]. По словам протоиерея К. Никольского, в XIX веке в Киево-Печерской Лавре Литургия Преждеосвященных Даров служилась во весь пост, кроме понедельника и вторника 1‑й седмицы[10].


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!