Влияние взгл. Спенсера, Дюркгейма, Тарда на стан и развит соц псих



О. Конт и Г. Спенсер считали основной задачей новой науки – объяснить законы установления и поддержания «социального порядка», причем причины его возникновения рассматривались через призму определенных человеческих качеств. у человека есть два психологических свойства, ведущих к «всеобщему согласию»: потребность пребывать в обществе себе подлобных и потребность в доброжелательной кооперации. Оба эти свойства есть следствие победы в ходе исторического развития социального инстинкта над индивидуалистическим. Доказательством этому служат возникающие на определенном этапе специфические формы деятельности (совместный труд) и социальные институты (семья). Закреплению же подобного положения вещей способствуют конкретные механизмы социального контроля, базирующиеся, по выражению Спенсера, на «страхе перед живыми и перед мертвыми» и воплощающиеся в создании государственных и религиозных социальных институтов. Исследование социальной реальности должно опираться, по их мнению, на методы наблюдения и эксперимента.

С точки зрения Э. Дюркгейма, социальная реальность имеет собственную оригинальную природу и потому должна объясняться социальными фактами. Она не может быть сведена к реальности человеческой индивидуальности, и, следовательно, любые заимствования социальными науками объяснительных моделей из других областей знания не могут дать должного результата. Именно Дюркгейму исходно принадлежит представление о двух возможных формах «социального принуждения»: с одной стороны, социальное поведение человека регулируется и ограничивается внешними, объективно существующими правилами социального взаимодействия, а с другой – не менее действенным способом социальной регуляции выступают интериоризованные социальные нормы и ценности. В центре внимания Дюркгейма как исследователя «фактов коллективного сознания и коллективных способов действия» были проблемы формирования социальных норм и их воздействия на человека. Во многом подобное понимание предмета было связано со спецификой решения вопроса о соотношении индивидуального и социального. Согласно Дюркгейму, человек есть «раздвоенная реальность», в которой реальное и социальное сосуществуют, фактически не смешиваясь. Более того: человека делает человеком именно «всеобщее» как символически представленное в его сознании общество.

Тард– оказал большое влияние на формирование социальной психологии как самостоятельной области знания. С его точки зрения социум есть совокупность индивидов, каждый из которых определен различными потребностями, мотивами, влечениями. Причем большая часть из них имеет иррациональную природу и является бессознательной. Будучи «итоговой суммой» подобных разнородных элементов, общество закономерно не подлежит однонаправленным изменениям, а потому всякие попытки изучения социальной динамики обречены на провал. Источником не только индивидуально-психологического, но и социального служит «неизменная человеческая натура», и, следовательно, единственно возможная задача исследователя в социальных науках – изучение взаимного влияния людей друг на друга, как в межличностном взаимодействии, так и в рамках большой группы.

Социально-психологические взгляды Г. Лебона, Н. К. Михайловского

Г. Лебон создал одну из первых социально-психологических концепций – психология масс: главной чертой наступающей эпохи (20в) станет замена сознательной деятельности отдельных индивидов бессознательной властью толпы. Причину такого торжества массы над личностью он видел в господстве в обществе определенных идей (социализма). Он тсчитает причиной социальной динамики постоянную смену идей: будучи исходно интеллектуальным и духовным достоянием одного человека определенная идея путем заражения проникает в душу массы, находя все больше приверженцев. Под воздействием каких-то идей, мысли и чувства индивидов в большой группе принимают общее направление, что и составляет закон духовного единства толпы. Основным предметом его исследований является личность.

Н. Михайловский активный участник движения «Народна воля». Наиболее полно и систематически он разрабатывал вопросы психологии толпы. Толпа – некая социальная общность, формирование которой не лишено закономерной последовательности не смотря на присущие ей элементы стихийности и разнородности. Он различает понятия толпа и народ и его связь с феноменом личность. В целом он оценивает возникновение толпы как сугубо отрицательное явление, патологическое состояние. В качестве одного из важнейших механизмов образования и управления толпой он рассматривает подражание (внушений, самовнушение, гипноз). Использовал сочетание социальный гипноз, рассматривал вопрос о социальном влиянии и подчеркивая близость к подражанию таких явлений, как повиновение и покорность. Подражание бывает бессознательным, автоматическим и осознанным.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!