Учебное издание Богатеева Зумера Абдуловна 16 страница
Еще одна разновидность мозаики из бумаги создается по типу мозаики из мягких материалов (войлок, кожа, мех, сукно), как это принято в искусстве многих народов Юго-Восточной и Средней Азии, Северного Кавказа, Татарии, Башкирии, Крайнего -Севера'. Мозаику вырезают из нескольких слоев разноцветной бумаги контрастных тонов, сложенных вместе, используя приемы симметричного изображения путем деления заготовок пополам (по принципу зеркальной симметрии) или несколько раз — для получения центрально-лучевых композиций.
Сначала надо показать детям более простые изображения. Они создаются в виде стилизованного цветка или орнаментальной композиции приемом сгибания двух-трех слоев бумаги пополам, чтобы в мозаике передать форму цветков типа колокольчика, тюльпана, лилии, ириса и т. д., а также бабочек, стрекоз или декоративных фигур, вписанных друг в друга по кругу, квадрату. Образцы свободного декоративного решения мозаики показаны на рис. 102. Чтобы создать три варианта цветового оформления аппликации, надо взять три листа прямоугольной бумаги яркой контрастной расцветки. Их складывают вместе пополам по вертикальному сечению окрашенной стороной внутрь. От сгиба карандашом намечают половину рисунка и вырезают все слои бумаги по контурной линии одновременно. Затем расправляют фон и вырезанные части. В образовавшиеся прорези всех трех прямоугольников вкладывают и наклеивают части рисунка, меняя их местами по окраске так, чтобы получить в итоге панно с различным цветовым звучанием. Сочетания цветов должны подчеркивать красоту друг друга. Особенно эффектно это получается, когда берут яркие и контрастные по тону заготовки: красные, синие и желтые, фиолетовые, зеленые и оранжевые, коричневые, желтые, синие и т. д. Например, цветок ириса трижды повторяется в вариантах желтого, зеленого и фиолетового цветов. Каждый раз эти тона то усиливают свое звучание, то- ослабляют его в зависимости от места, которое занимает тот или иной тон в общей композиции мозаики, и количества повторяющихся элементов (рис. 102, второй ряд).
|
|
Подобные мозаики можно создать из круговых, квадратных, ромбических заготовок. Их получают путем складывания нескольких однородных по форме и разных по окраске фигур пополам два или три раза. Потом на гранях сгибов вырезают цветочные или геометризованные формы. Два варианта орнаментирования квадратов также помещены на рис. 102, третий и четвертый, ряды. Их получают из трех квадратов. Один из
1 Подробно см.: Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.— М., 1986.
Рис. 102. Мозаика из нескольких слоев разноцветной бумаги
|
|
них складывают пополам три раза (вдоль, поперек и по диагонали). Эта последовательность представлена в виде чертежей на рис. 102 слева. Потом вырезают узор, который наклеивают на другой квадрат так, чтобы рисунок украшения красиво просматривался через прорези. Обрезки наклеивают на последний (третий) квадрат, группируя их в узорной форме в разных частях фона.
Чтобы усилить декоративность аппликации, иногда под прорези некоторых частей можно подкладывать другие цвета бумаги и чередовать их с просветами фона. Другой вариант мозаики в таком случае выполняют в двухцветном виде (рис. 102, четвертый ряд). Мозаики можно сделать и по типу витражей. Здесь вместо цветной бумаги под прорези узора или другой композиции подкладывают прозрачные подцветки из слюды, светофильтра, а если их нет, то используют вощеную либо промасленную бумагу. Такие подцветки особенно красиво мерцают в плоских и объемных изделиях, подвешенных или укрепленных в проемах окон, дверей. Свет, проникая через цветные прозрачные или полупрозрачные материалы, отражается на полу, стенах, создает сказочную обстановку. Витражи желательно применять в оформлении группы, зала к новогоднему празднику. Ими украшают и елочные игрушки в виде фонариков, кубов, корзин, многогранников, звездочек, а также многообразные атрибуты к сценариям (сундуки, ларцы, домики), элементы костюмов (кокошники, маски, ленты).
|
|
Такая работа заинтересовывает и увлекает детей своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно комбинировать цвета и формы с учетом свойств предметов и материалов, учатся с помощью аппликации облагораживать интерьер детского сада. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АППЛИКАЦИИ В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Теория и практика дошкольного воспитания накопила большой опыт по использованию аппликации в целях развития у детей чувства красоты, совершенствования знаний о форме, окраске, пространственном расположении предметов на плоскости бумаги, развитии у них ручных умений и художественного вкуса.
Еще в детских садах дореволюционной России (платных, фребелевского общества, общества содействия первоначальному воспитанию детей) широко практиковалось вырезание и наклеивание фигур из бумаги. Такие занятия были включены в «Руководство для устройства детских садов», изданное А. С. Симонович в 1887 г.
|
|
Для организации занятий по аппликации в России использовались методические пособия, созданные русскими и зарубежными авторами. Среди них особый интерес представляет пособие К. Цветкова «Первые работы для маленьких пальчиков» (в 4 книжках, 1907 г.), Ю. И. Фаусек «Бумажное царство» (1912 г.), Е, Коротковой «Как вырезать из цветной бумаги» (1913 г.) и др. Из переводных работ была популярна книга Гирке и Давидсон «Детская жизнь в трудах и забавах» (перевод с немецкого, 1913 г.), Л. Плестед «Ручной труд и его место в воспитании раннего детства» (перевод с английского, 1915 г.)
В этих пособиях представлены аппликации для вырезания детьми силуэтов по нарисованному контуру или трафарету. Многие рекомендации предусматривают использование копировальной бумаги для перевода контуров фигур. Поэтому аппликация как изобразительная деятельность использовалась для приобретения детьми практических, трудовых умений по работе с бумагой и ножницами в процессе механических упражнений. Тем самым значение аппликации в художественном воспитании ребенка отодвигалось на задний план.
В конце XIX — начале XX в. в детских садах России большое распространение получила система занятий Ф. Фребеля, основанная на создании геометризированных комбинаций из квадратной бумаги путем ее многократного сгибания на части и получения на сгибах разных выемок, срезов разной конфигурации (без опоры на конкретное предметное изображение). При развороте такой заготовки после вырезания получалась фигура, красота которой достигалась правильным, ритмичным
4.1 /
чередованием и-повторением абстрактных форм от середины к углам и сторонам. Фребель считал квадрат самой совершенной формой, он разработал принципы его деления и вырезания для получения разных формальных эффектов, имевших название «формы красоты». Систему Ф. Фребеля еще до революции подвергли глубокой критике прогрессивные русские педагоги: А. С. Симонович, Е. П. Смидович, Е. И. Водовозо-ва и др. Они отмечали мистически-идеалистическое обоснование фребелевских занятий, их надуманную последовательность, механистичность и сухость. Эти занятия превращались в скучную систему упражнений ради отработки движений руки и глаза на отвлеченном для малыша геометрическом содержании.
Однако сам принцип вырезания форм после предварительного сгибания заготовки на части до сих пор используется в процессе изображения многих предметов симметричного строения (бабочки, листья, цветки, фигуры животных, человека).
В 20—30-е гг. XX в. под влиянием теории «свободного воспитания», основанной на утверждении спонтанности процесса детской деятельности, в практике детских садов роль воспитателя в руководстве изобразительной деятельностью детей, в том числе и аппликацией, сводится к минимуму. Это было связано с переоценкой детских творческих возможностей. Например, считалось, что в аппликации достаточно дать ребенку ножницы и цветную бумагу, чтобы он в процессе «свободного кромсания» мог проявить свой творческий потенциал.
Многие передовые педагоги того времени (К. М. Лепилов, Н. П. Ткаченко и др.)» видя беспомощность детей в таком «свободном кромсании», рекомендовали воспитателям показывать на занятцях приемы вырезания, разработали образцы для воспроизведения их дошкольниками в аппликации.
Несмотря на то что методика организации обучения детей аппликации в пособиях этих авторов раскрыта недостаточно полно, ценно само указание о необходимости руководства со стороны воспитателя развитием детской изобразительной деятельности. Эти рекомендации затем легли в основу разработки вопросов обучения изобразительной деятельности в детском саду, осуществленной Н. П. Сакулиной, И. Л. Гусаровой, Т. Г. Казаковой и др.
В методических пособиях В. И. Паллон, Е. А. Коссаковской, Л. Г. Суховской и др. были определены и сформулированы основные задачи и последовательность обучения аппликации в младшей, средней и старшей группах1.
1 См.: Суховская Л. Г., Паллон В. И. Вырежи и наклей.— М-, 1954; Паллон В. И. Занятия аппликацией в средней группе детского сада // Педагогические чтения: рисование, лепка и аппликация в детском саду,—М., 1955.
В. И. Паллон разработал последовательность обучения детей приемам вырезания без предварительной прорисовки контура изображения. Сначала они должны были упражняться в вырезании на глаз по прямой линии, а затем по кругу и плавным кривым. При этом автор подчеркивает, что прочное усвоение этих приемов зависит от того, насколько воспитатель умело изменяет содержание занятий, поддерживает интерес ребенка к работе с бумагой и ножницами.
Такая последовательность обучения в соответствии с программными требованиями нашла наглядное выражение в альбоме для воспитателей детских садов, созданном В. И. Паллон в соавторстве с Л. Г. Суховской,— «Аппликация в детском саду» (1960 г., 1964 г.). Его материалы затем были включены в альбом под тем же названием авторов Л. Г. Суховской и А. А. Грибовской в дополненном виде (1980 г., 1984 г.).
Перечисленные пособия и альбомы по аппликации последовательно раскрывают перед воспитателями содержание и приемы обучения детей сначала выкладыванию и наклеиванию готовых форм (младшая группа), а затем вырезанию геометрических фигур, реальных предметов из отдельных частей (средняя группа), и, наконец, прием симметричного и силуэтного вырезания (старшая и подготовительная к школе группа). Много образцов представлено по декоративной, сюжетно-тематической аппликации, предлагаются элементы для оформления помещений детского сада к праздникам (Г. Н. Пантелеев и др.).
Глубокое теоретическое обоснование значения аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разработка последовательности в обучении аппликации в разных возрастных группах были даны в пособии И. Л. Гусаровой «Аппликация в детском саду» (1968 г.). Автор практически показал пути применения разных методов и приемов овладения техникой аппликации на конкретном содержательном материале, исходя из особенностей усвоения детьми приемов вырезания, раскладывания, наклеивания.
В книге И. Л. Гусаровой аппликация рассматривается как важное средство эстетического воспитания дошкольников, формирования их конструктивных, творческих способностей и эстетического вкуса. Такая направленность аппликационных занятий выделяется в пособиях и альбомах других советских авторов: Лоотсар Е. Э. Аппликация в детском саду: Альбом.—М,, 1967; Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду.— М., 1977; Косминская В. В., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей.— М., 1981.
ПРИЛОЖЕНИЕ И
ПЕРЕЧЕНЬ РАСТЕНИЙ ДЛЯ АППЛИКАЦИОННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Таблица 1
Растительные формы с одной осью симметрии для вырезания из заготовки, сложенной пополам
Название растения | Семейство | Место обитания | Время цветения | Форма и окраска цветка | Форма листьев |
Крокус _ | Ирисовые | Помещение, сад | Февраль | Овальная. Белая, розовая, желтая | Линейная |
Глоксиния | Амариллисовые | Помещение | Март | Колокольчатая. Малиново-красная | Яйцевидная |
Амариллис | — — | — — | __ л ___ | Лилейная. Розово-красная | Линейная |
Сон-трава | Лес | Апрель | Колокольчатая. Фиолетовая всех оттенков | ||
Ландыш | Лилейные | — " — | Май | Колокольчатая. Белая | Линейно-ромбическая |
Гиацинт | — — | Сад | — — | Бокаловидная. Разнообразная | Линейная |
Белоцветник | Амариллисовые | — " — | __ и ___ | Колокольчатая. Белая | |
Тюльпан | Лилейные | Сад, лес | Колокольчатая, овальная. Разнообразная | ||
Ирис | Ирисовые | — — | Июнь | Бокаловидная. Разнообразная | — — |
Лилия | Лилейные | Сад | Июль — сентябрь | Бокаловидная. Белая, оранжевая | — — |
Таблица 2
Четырех лепестковые цветки для вырезания из квадрата приемом его сгибания трижды пополам
Название растения | Семейство | Место обитания | Время цветения | Форма и окраска цветка | Форма листьев |
Ярутка | Крестоцветные | Поле | Апрель — июнь | Четырехле-пестковая розетка. Белая | Перистая, сложная |
Чистотел | Маковые | Овраги | Апрель — июль | Четырехле-пестковая розетка. Желтая | __ |>_ |
Сердечник луговой | Крестоцветные | Мокрые луга | Май — июнь | Четырехле-пестковая розетка. Бело-розовая | __ II_ |
Сирень | __ »__ | Сад, лес | Май | Четырехле-пестковая розетка. Разнообразная | Сердцевидная |
Жасмин | — » — | __ »>_ | — » — | Четырехле-пестковая розетка. Белая | Яйцевидная |
Чубушник | Гортен-зиевые | Сад | Июнь | Четырехле-пестковая розетка. Кремовая | __ " _ |
Иван-чай | Крестоцветные | Лес, луг | Июнь — август | Четырехле-пестковая розетка. Лиловая | Линейно-ланцетная |
Алиссум | Сад | Июль | Четырехле-пестковая розетка. Разнообразная | Ланцетная 1 | |
Левкой | — " — | __ >>_ | Июль — октябрь | — " — | — " — |
Вероника | Поле, луг | __ >> | Четырехле-пестковая розетка. Синяя | Яйцевидная |
Таблица 3
Растения для их изображения в виде восьми лепестников, вырезанных из квадрата, согнутого пополам четыре раза
Название растения | Семейство | Место обитания | Время цветения | Форма и окраска цветка | Форма листьев |
Ромашка | Сложноцветные | Лес» луг, сад | Июнь — сентябрь | Многолепестковая розетка. Белая | Линейная с зубчиками |
Маргаритка | Сад | Многолепестковая розетка. Белая, розовая, крас* ная | |||
Циния | ____ ч___ | Сад | _ _ ^ | Многолепестковая розетка. Разнообразная | Эллиптическая |
Хризантема | — " — | __ 11 | Июль — октябрь | Пальчатая | |
Астра | — " — | — " — | — " — | Крупнозубчатая | |
Календула | __ I» . | __ II _ | Многолепестковая розетка. Желтая, оранжевая | Эллиптическая |
Таблица 4
Разновидности трехлепестковых растений
для вырезания из квадрата, разделенного
на шесть частей от центра
Название растения | Семейство | Место обитания | Время цветения | Форма и окраска цветка | Форма листьев |
Традесканция волосистая | Камнеломковые | Комната | Все лето | Трехлепест-ковая розетка. Лиловая | Ланцетная |
Валлисне-рия | Частухо- вые | Водоем | — —~ | Трехлепест-ковая розетка. Белая | Ланцетно-овальная |
Стрелолист | __ »__ | — " — | Июль | — " — | Саблевидная |
Таблица б
Растения с шестью лепестками для вырезания из квадрата, сложенного на двенадцать частей
Название растения | Семейство | Место обитания | Время цветения | Форма и окраска цветка | Форма листьев |
Кливия | Амариллисовые | Комната | С марта | Шестилепест-ковая. Оранжевая | Линейная |
Эухарис | .__ **_ | __ >•__ | Дна раза в год | Шестилепест-ковая. Белая | Овально-продолговатая |
Нарцисс | ■ - -— | Сад | Апрель — май | Шеетилепест-ковая. Белая, желтая | Линейная |
Гусиный лук | Лилейные | Степь, поле | — — | Шестилепест-ковая. Желтая | —". * |
Ветреница | Лютиковые | Лес, степь | Май | Шестилепест-ковая. Белая | Пальчатая |
Печеночница | Степь, поле | Шестилепест-ковая. Голубая, сиреневая | Тройчатая | ||
Сусак зонтичный | * - | Сырые места | Июнь— июль | Шестилепест-ковая. Бледно-розовая | Линейная |
Трясунка | Злаковые | __ 11 | Июнь— сентябрь | Шестилепеет-ковая. Розовая | — "~ |
Ландыш-ник | Лютиковые | Комната | Июль— август | Шестилепест-ковая. Белая, лиловая | Узколинейная |
Клематис | —* —» | Сад | Июль— сентябрь | Шестилепест-ковая. Голубая, розовая | Ромби- * ческая |
Таблица 6
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 366; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!