Тема 5. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель)



 

Расцвет философии Нового времени воплотился в творчестве выдающихся мыслителей Германии – Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, самых ярких представителей Немецкой классической философии. Немецкая философия стала своеобразным образцом интеллектуальной мысли эпохи, получив название «классической». Ее представители – И.Г. Гердер, И. Кант, И. Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах – при всем разнообразии их подходов были едины в утверждении ценностей свободы, человека, прогресса, морали, рациональности. 

1. Философия И. Канта. Иммануил Кант(1724-1804) родился в Пруссии, в Кенигсберге, в семье ремесленника. Он окончил теологический факультет Кенигсбергского университета, затем преподавал в нем метафизику, логику, моральную философию, физику, математику. Был образцом пунктуальности и точности, при жизни получил статус первого философа Германии.

И. Кант – основоположник немецкой классической философии предпринимает попытку создания замкнутой системы философского знания, истинной на все времена, исключающей все другие теории. Основаниями для этой системы послужили рационализм Р. Декарта, физика И. Ньютона, скептицизм Д. Юма. Главными задачами эпохи, стоявшими перед философами, были вопросы об овладении стихийными силами природы; о разумном преобразовании общества; об устранении конфликта между личностью и обществом. Решение этих вопросов И. Кант связывает, прежде всего, с деятельностью субъекта.

Согласно Канту, философия во всемирно-гражданском плане призвана ответить на следующие вопросы: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?»[5] Решение этих вопросов он возлагал на философию, как систему принципов «чистого» разума. Разум, согласно Канту, имеет теоретическое и практическое применение. Соответственно философия делится им на теоретическую – философию природы и практическую – философию нравов, этику.

2. Кант о происхождении Вселенной. По общепринятой в научной литературе точке зрения, все творчество И. Канта разделяется на два периода – «докритический» (до 1770) и «критический». В «докритический» период основное внимание И. Кант обращал на естественнонаучные проблемы и их философское осмысление. Главное произведение этого периода «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) было посвящено проблемам происхождения Вселенной, образованию небесных тел, причинам их движения. Кант опирался на открытия начавшейся Научной революции и, прежде всего, законы И. Ньютона. Однако Кант видел и недостатки теории Ньютона, состоящие в механицизме, неизбежно предполагавшем идею перводвигателя. Пытаясь преодолеть ограниченность механистического миропонимания, Кант обращается к наследию Р. Декарта и Г.В.Ф. Лейбница, выдвинувших идею развития мира. Рассматривая движение как всеобщее свойство материи, уже Декарт указал на относительность движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также закон сохранения количества движения[6]. Однако и Декарт понимал движение механистически – как простое перемещение тел. Кант, обращаясь к проблеме происхождения Вселенной, связывает его с поиском внутреннего источника движения. Таковым он считает силы притяжения и отталкивания. Их взаимодействие и определяет, по мысли Канта, механизм движения вообще. Принцип взаимодействия противоположностей (притяжения и отталкивания, возникновения и гибели, прогрессивных и регрессивных изменений) как реализация идеи развития позволил Канту избежать обращения к «перводвигателю» и обосновать естественное происхождение материального мира. Кант реализовал эти идеи в космогонической гипотезе, изложенной во «Всеобщей естественной теории и истории неба». В ней обосновывалось, что материя, составляющая первичное вещество и, будучи активным, творческим, деятельным началом, создает природу во всем бесконечном мироздании. Материя готова и стремиться к формированию, так как в ней постоянно действуют внутренние силы притяжения и отталкивания[7]. Принцип жизнедеятельности всех тел, несмотря на их разнообразие один: развитие, гибель и новое воспроизведение. Кант выдвинул «небулярную» космогоническую теорию об образовании планетарной системы из первоначальной туманности, то есть из облака диффузного вещества (данная гипотеза известна в современной науке как теория Канта-Лапласа). Вселенная представлялась системой, все части которой находятся во взаимной связи, несмотря на гибель одних и рождение других. Не составлял исключение из этого закона и человек. Новые творения, считал Кант, возмещают распад старых и, таким образом, мироздание это открытая развивающаяся система, где осуществляется вечный круговорот веществ. Но вместе с тем Кант говорит и о Боге: «Один вывод вполне правилен: если в устройстве мира проявляется порядок и красота, значит Бог существует. Но не менее достоверен и другой вывод: если этот порядок мог проистечь из всеобщих законов природы, значит вся природа есть результат действия высшей мудрости»[8]. Гипотеза Канта о происхождении Вселенной, однако, надолго осталась неизвестной, а его произведение так и не было раскуплено, автор был разочарован исследованиями в области онтологии, астрономии и обратился к вопросам познания и субъекта, которые и стали ведущими в «критический» период его творчества.

3. Теория познания Канта. «Вещи в себе» и «феномены». Суть исследований теории познания Кант изложил в трех «Критиках» («Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика теории суждения»). В этот период главным вопросом для него выступала проблема возможности научного познания. Прежде чем заниматься любыми исследованиями необходимо определить, возможно ли познание истины, как далеко распространяется компетенция разума человека (трактат «Критика чистого разума»). Кант определяет знание как суждение, то есть соединение представлений и понятий в сознании. При этом подлинностью обладает знание, характеризующееся признаками всеобщности и необходимости. Но такие признаки свойственны далеко не всякому знанию. Например, ими не могут обладать суждения, полученные из опыта. Посредством опыта, который всегда ограничен, можно познать лишь единичное, отдельное, но не всеобщее. Однако мы располагаем знанием математическим и логическим не выводимым из опыта. Очевидно, предполагает Кант, существует другой источник познания, кроме опытного (апостериорного). Этот другой вид познания есть знание априорное - независимое от опыта. Все всеобщие и необходимые знания являются априорными. Источник априорного знания – сама структура познавательной способности человека.

Процесс познания начинается с опыта: «в самом деле, чем же пробуждалась бы к деятельности познавательная способность, если не предметами, которые действуют на наши чувства...»[9]. В процессе познания субъекту, полагает немецкий философ, противостоит независимая от него действительность, объективная реальность, которую он называет «вещь в себе». Вещь в себе, воздействуя на органы чувств, вызывает у субъекта ощущения. Но эти ощущения не дают ему никакого знания о вещах самих по себе, поскольку его сознание оперирует только тем, как вещь проявляется для него, то есть он познает явление вещи, внешний феномен, а не саму сущность или «вещь в себе». Человеческое сознание упорядочивает весь поток ощущений и представлений благодаря наличию в нем априорных форм, главными среди которых являются пространство и время. Эти формы приводят в порядок ощущения, располагая их в пространстве и во времени. Пространство и время, таким образом, априорные формы человеческого сознания, не существующие объективно. Тем самым Кант обосновывает существование двух миров: «мира явлений» (феноменов) и «мира «вещей в себе». Познаваемый мир явлений существует лишь в нашем опыте, а тем самым – в пространстве и времени. Мир «вещей в себе» существует вне нашего опыта и познанию не доступен.

Познание мира явлений составляет особое внимание теории Канта. Он полагает, что познание состоит из двух функций: чувственности и рассудка. Чувственностьесть пассивная воспринимающая способность. В отличие от нее рассудок как способность мыслить создает правила для осмысления, синтезирования чувственных данных. Рассудок устанавливает связь между явлениями, приводит их к единству, его деятельность активна.

Понятия, которые доставляет рассудок, Кант разделяет на эмпирические чистые. Те, в которых содержится ощущение, вызываемое присутствием предмета, называются эмпирическими, те, которые не связаны с ощущениями – «чистыми». К «чистым» понятиям относятся в первую очередь категории: количество, единство, множество, качество, отрицание, ограничение, отношение, причинность, зависимость, необходимость, случайность и другие. Эти чистые понятия априорно присущи рассудку, благодаря им, он и может мыслить. Сами «чистые» понятия не являются знанием, они лишь формы мышления, на основе которых происходит синтез чувственности и рассудка. Априорные формы мышления Кант называет трансцендентальными, то есть доопытными, предшествующими опыту. Соотнесение познания с трансцендентальным единством самосознания делает познание объективным. То есть субъективная форма делает объективным наше знание. Посредством категорий многообразие наглядных представлений приобретает всеобщий и необходимый характер. Кант приходит к выводу, что рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей. В этом проявляется субъективизм, присущий и всей философии Канта.

Высшей формой познания, возвышающейся над чувственностью и рассудком, Кант считает разум, как способность создания умозаключений на основе суждений рассудка. Рассудок порождает категории, а разум – трансцендентальные идеи, для осуществления системного познания. Не все обладают способностью мыслить сообразно идеям разума, тех, кто способен к этому, Кант называет гениями. Разум, по мнению философа, связан со способностью выводить частное из общего. При этом разум имеет своей особенностью антиномичность, то есть склонность к противоречивости. Тезис и антитезис могут быть обосновано доказаны, и наш разум будет раздвоен в противоречиях, если не будет опираться на чувственное созерцание.

4. Взгляды И. Канта на общество и мораль. В учении об обществе главной для Канта выступает идея совершенствования, саморазвития. Сущность изменений в общественной жизни Кант оценивает как прогресс, цель которого состоит в развитии моральных задатков человека. Субъект действует свободно, но его деятельность в целом определяется общими законами природы. Сознательность действий людей выступает важнейшим критерием зрелости общества. Кант полагает, что человечество движется по пути нравственного прогресса. В связи с этим он ставит вопрос о необходимости устранения войн из жизни общества. Итогом истории для него является достижение гражданского мира между народами, в условиях которого будет происходить дальнейшее совершенствование морали.

Главная ценность общества – человек, получающий свое достоинство как общественный и нравственный субъект. Долгом отдельного человека, по Канту, является собственное совершенство, а главным принципом жизни в обществе – следование высшему нравственному закону, который Кант назвал категорическим императивом.Его суть заключена в следующем:«поскольку человек есть личность, постольку он есть цель сама по себе, то есть никогда никем (даже богом) не может быть использован только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью»[10]. Нравственное поведение состоит в ограничении собственного эгоизма, вытекающего из закона самосохранения относительно аналогичной ценности других. Другой формулой нравственного закона является заповедь: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в тоже время иметь силу принципа всеобщего законодательства»[11].

Учение Канта о человеке проникнуто гуманизмом. Человека он определяет как принадлежащего двум «мирам» биологическому и нравственному. Как феномен – человек звено общей цепи природы, подчинен причинной зависимости, не может быть свободен. В то же время человек принадлежит миру «вещей в себе», и в этой сущности он свободен. Человек осуществляет свобод в своих действиях в чувственно воспринимаемом мире, который таким образом становится подчиненным умопостигаемому миру. Условием свободы и независимости человека от механизма природы Кант считает следование чистым практическим законам, данным собственным разумом (на основе категорического императива). Для того чтобы свобода не переросла в произвол, каждый должен осознавать, что его свобода ограничена, но не государством и законом, а свободой другого человека.

Нравственные ориентиры дают человеку моральное чувство, единственное чувство, которое, как говорит Кант, мы познаем совершенно a priori. Это чувство возникает вследствие подавления практическим разумом чувственных склонностей. Однако чистое удовольствие от выполнения долга не является мотивом совершения добрых поступков. Они бескорыстны (в отличие от внешне похожих на них «легальных» поступков), хотя и связаны с надеждой получить вознаграждение в виде счастья. Единство добродетели и счастья Кант называет «высшим благом». Человек должен содействовать высшему благу. Кант не отрицает естественности стремления человека к счастью, понимаемому им как сумма удовольствий, но считает, что условием счастья должно быть моральное поведение. Человеческая история являет собой поступательное движение в направлении полного признания свободы и ценности личности, к «вечному миру» и созданию всемирного государства.

Философия Канта оказала громадное воздействие на последующую философскую и общественную мысль. Во второй половине XIX века возникло и пользовалось большим авторитетом «неокантианство». В XX веке серьезное влияние Канта признают ведущие представители феноменологической школы, а также экзистенциализма, философской антропологии и аналитической философии. Учение Канта о свободе является высшим образцом гуманистической мысли, актуальным и для современной эпохи.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831) - крупнейший философ идеалист со времен Платона, в творчестве которого немецкая классическая философия достигает своей вершины.

5. Тождество бытия и мышления в учении Гегеля. Система философии Гегеля содержится в его важнейших работах «Наука логики», «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук». Главным понятием его философии выступает Абсолютная идея, определяемая как чистое мышление, объективно существующее в мире, как субъект и объект одновременно, как безусловная и конкретная всеобщность, как мировой разум. Кроме Абсолютной идеи и ее форм другой реальности и бытия не существует. Такой подход к пониманию объективного мира может быть назван тождеством мышления и бытия. Формы Абсолютной идеи содержат все универсальные законы и принципы, все содержание бытия и всю истину. Абсолютная идея, будучи чистой мыслью, находится в процессе самовыдвижения и самопознания. Первым этапом ее самовыражения является Логика, которая в свою очередь разделяется на «науку о сущности», «науку о бытии» и «науку о понятии». Исчерпав все возможности чисто логических превращений, Абсолютная идея осуществляет «онтологическое отчуждение», порождая предметный мир. Здесь возникают еще две ступени саморазвития идеи – Природа и Дух. Природа, по Гегелю, находится в узах раздробленности, единичности, в ней полностью отсутствуют закономерности, в результате чего она статична и неподвержена эволюции. Учение о природе Гегеля основано на тезисе о том, что природа есть «инобытие» Абсолютной идеи. Отчуждение идеи от себя имеет характер онтологического падения. Отражая структуру идеи и заключая в себе множественность, природа не является, тем не менее, подлинной конкретностью, так как многообразное в ней «внеположно». Природа не лишена момента случайности и иррационального начала. Считая природу инобытием неизменной идеи, Гегель отрицал эволюционистские концепции: природа существует только как повторение, круговорот живых форм. Основными формами природного существования Гегель считал пространство, время, механические и химические взаимодействия стихий, а также жизнь. В жизни природа переходит в свою следующую стадию – Дух. Природа – некое олицетворение материи, в котором Гегель не нашел подтверждения действия законов развития и сделал вывод, что никаких законов там и не существует.

На стадии Духа с помощью человеческого мышления идея постигает свою собственную духовную сущность и, таким образом, возвращается к самой себе, обогатившись самопознанием. При этом познание понимается как бесконечный процесс, связанный с постоянной изменчивостью и развитием самой абсолютной идеи. Философия Духа, имеющая дело с человеком во всех аспектах его психического и социального бытия, состоит из трех разделов, рассматривающих субъективный, объективный и абсолютный дух (трактат «Феноменология Духа»). Философия субъективного духа распадается на антропологию, предметом анализа которой является человеческая душа в ее «природном», еще неокрепшем существовании, феноменологию, анализирующую историю сознания в его продвижении через самосознание к разуму (в широком смысле), а также психологию, рассматривающую иерархию душевных способностей, от чувственности до практического разума. Философия объективного духа изучает формы социального бытия человека. Исходное понятие этой части философии духа – тождественная с практическим разумом свобода, объективирующаяся в собственности, материальном выражении свободы. Наличие собственности порождает определенные отношения в обществе, которые нуждаются в правовом регулировании. Право, по Гегелю, основано на насилии, санкции, наказании. Его отрицанием выступает мораль, которая связана с регуляцией отношений посредством общественных норм. Синтез морали и права есть нравственность, которая является высшим регулятором поведения, основанном не на внешних факторах, а на внутреннем, свободном волеизъявлении и совести. Формами нравственности Гегель называет семью, гражданское общество и государство. Целью существования семьи является рождение ребенка, который со временем создает собственную семью. Множественность семей образует «гражданское общество» как сферу «частных интересов». Для их упорядочения возникают различные корпорации и полиция. Гражданское общество не является для Гегеля высшей формой социальной жизни. Таковой он считает государство, как выражение единства устремлений народа. Лучший вариант государственного устройства, по Гегелю, это монархия, вообще, и прусская монархия, в частности. В этом утверждении, скорее всего, проявились ни сколько истинные политические предпочтения философа, сколько компромиссная позиция в отношениях с властью, позволявшая ему стать свободно излагать свои взгляды в скованной цензурой Германии.

Третьей стадией саморазвития Духа является абсолютный дух, который включает еще три формы: искусство, религию и философию. Искусство выражает абсолют в чувственных образах, религия — в «представлениях», философия — в спекулятивных понятиях. Философию, в частности, собственный «абсолютный идеализм», Гегель считает высшим способом познания абсолютной идее самой себя. Таким образом, обогатившись знанием, абсолютная идея возвращается к самой себе, но это процесс не завершается, а происходит вновь и вновь, по мере появления различных феноменов – либо объектов, либо субъектов познания.

Особое внимание Гегель уделяет новому в тот период направлению – философии истории, посвятив ей работу с таким же названием. Первым и главным тезисом «Философии истории» выступает утверждение о том, что «Разум господствует в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический процесс совершался разумно»[12] История трактуется им как самораскрытие мирового духа, как прогрессивное движение человечества к осознанию свободы: «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, который мы должны познать в его необходимости»[13]. Свобода является и главным мерилом, критерием прогресса: народы разделяются Гегелем в зависимости от того, каким количеством свободных людей они располагают и каково качество их свободы.

Гегель разделяет историю человечества на три эпохи:

· Восточный мир, где «свободен один» (деспот);

· Античный мир, где «свободны немногие» (граждане полиса);

· Германский мир, где, благодаря христианству, достигают сознания свободы «свободны все».

Царством реализованной свободы для Гегеля является система права. История развивается независимо от воли людей, которые действуют по собственным интересам, но на самом деле за ними стоит абсолютная идея, осуществляющая свой акт саморазвития и самопознания. В это и состоит «хитрость мирового разума», который направляет вектор движения в нужную сторону. В каждый период истории мировой дух выбирает для реализации своих целей какой-то определенный народ, а в этом народе — выдающихся людей, как бы воплощающих смысл эпохи. Среди таких людей Гегель упоминал Александра Македонского и Наполеона.

6. Диалектический метод Гегеля. Важнейшим достижением философского творчества Гегеля, однако, является не только система идеализма, а доведенный до полноты диалектический метод, разработанный им в контексте логики. Центральное место в его учении занимает категория противоречие как единство взаимоисключающих, взаимопредполагающих противоположностей (полярных понятий). Противоречия понимаются как причина развития вообще. Движение и изменение постоянно и оно происходит путем диалектического отрицания и диалектического снятия. Способ движения – переход количественных изменений в качественные и наоборот. Гегель формулирует три важнейших диалектических закона, объясняющих механизм развития (закон взаимного перехода количественных изменений в качественные), направление развития (закон отрицания отрицания) и причину развития (закон единства и борьбы противоположностей).

Первый закон диалектики раскрывает сущность процесса появления нового в понятии. По Гегелю, качество есть совокупность наиболее существенных свойств объекта. Изменение качества происходит в результате роста или убыли количества. Простое изменение количества еще не достаточно для такого перехода, необходимо, чтобы была перейдена определенная граница, мера объекта. Мера это диапазон количественных изменений, в пределах которого качество не изменялось. После того, как мера пройдена, наступает резкий скачкообразный переход на новый уровень развития. После чего начинается новый количественный рост, который может способствовать появлению нового качества и количества.

Второй закон носит название отрицание отрицания, или двойного отрицания. Его иллюстрирует знаменитая «гегелевская триада»: Тезис-Антитезис-Синтез. Отрицание, по Гегелю, есть устранение, преодоление старого качества или утверждения (Тезиса). Его вытеснение характеризует Антитезис, как критика старого и отказ от него. Это пример простого, «голого», «дурного» отрицания, которое еще не означает развития, его результатом может быть «хождение по кругу», поскольку каждое новое будет отвергать старое до бесконечности (Гегель называет его «дурной бесконечностью»). Для того чтобы осуществилось развитие, необходимо снятие, сохранение всего наиболее ценного в содержании тезиса, а также учет критики, данной в Антитезисе. В результате этого диалектического отрицания, или диалектического снятия происходит Синтез, процесс соединения наиболее важного в содержании предшествующих ступеней. Таким образом, данный закон показывает, что развитие происходит в направлении от простого к сложному, от низшего – к высшему.

Третий закон Гегель выводит из диалектики Гераклита, утверждавшего, что причиной развития является борьба противоположностей. Гегель придает этой идее научный статус. Главным понятие здесь выступает противоречие как состояние единства и борьбы противоположностей. Противоположности это крайняя степень различия, полярные свойства объектов. Их единство вытекает из того, что у каждой противоположности есть «свое иное», а не иное вообще (например, черное является противоположностью не холодного или живого, а белого). Противоположности, как утверждает Гегель, не существуют друг без друга, постоянно взаимодействуют, взаимопревращаются. Однако им присуще и стремление к вытеснению своей «иной» половины. Если «силы» противоположностей равны, противоречие не разрешается, но по мере того, как одна из них начинает доминировать (в силу действия закона перехода количества в качество), противоречие переходит в конфликт и разрешается через победу одной из них. Данный закон показывает источник, причину развития, имеющий внутренний характер. 

Кроме законов, Гегель формулирует многие важнейшие философские категории, показывая их диалектические взаимосвязи (бытие, небытие, количество, качество, мера, всеобщее, особенное, единичное, форма, содержание, необходимость, случайность, явление, сущность, субъект, объект и др.) 

Гегель оказал огромное влияние на всю последующую философию. Его многочисленные ученики и последователи разделились на «правое», «левое» гегельянство. В рамках левого гегельянства возникло широкое движение «младогегельянцев», вобравшего в себя философские учения Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса и др. Марксисты же считали реформированную гегелевскую философию, прежде всего его диалектический метод, одним из важнейших источников новой идеологии рабочего класса. Знаменитый тезис Гегеля «действительное разумно, разумное действительно» был истолкован ими в смысле необходимости сознательного преобразования мира.

Немецкая классическая философия соединила в себе все важнейшие достижения философской и научной мысли своей эпохи и оказала самое значительное влияние на последующее развитие европейской мысли. Все значительные философы последующих лет выступали либо последователями либо критиками кантианства и гегельянства и испытывали в разной степени влияние этой философии в своем творчестве.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1697; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!