Зимние обрядовые песни и их художественные особенности

Гадания

Приметы, гадания, колдовство, заговоры известны у всех народов. В их основе лежит мифическое восприятие мира, придававшее окружающему особый, сокровенный смысл. В древности они были основаны на образном, метафорическом мышлении, уподоблении по аналогиям. Поразительна живучесть этих явлений: суеверия и колдовство, особенно в модернизированном обличье, существуют и в наши дни.

Гадание — средство распознания будущего. Гадающий не пытается влиять на естественный ход событий, а лишь стремится проникнуть в скрытые тайны. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе, поэтому гадание осознавалось как грешное и опасное занятие (к примеру, гадающие снимали с себя кресты). Для гаданий избирались места, где, по представлению народа, можно было вступить в контакт с обитателями "иного мира" (перекресток, баня, кладбище и прочее), а также такое время суток, в которое этот контакт был наиболее вероятен (вечер, полночь, до первых петухов). [Зуева, Кирдан 2003: 62]

Тем не менее в гадания проникли и христианские образы.
Например, на Введеньев день (21 ноября) девушки, ложась спать, загадывали сон:


Пресвятая Богородица,
Приведи в тот храм,
Где венчаться нам!

Гадая, люди стремились получить ответ на тот или иной важный для них вопрос: о здоровье, об урожае и приплоде скота, о судьбе ушедшего на войну.[Зуева, Кирдан 2003: 62]

Наиболее многочисленны были гадания девушек о предстоящем замужестве.

В основе гаданий лежал прием истолкования "знаков":

1) звуков;

2) случайно услышанных слов;

3) отражений в воде;

4) очертаний вылитого в воду растопленного воска, олова или же яичного белка;

5) поведения животных; брошенных предметов (венка, валенка).

 Для получения этих "знаков" предпринимались действия, в которых использовались предметы, животные, растения. Иногда действия сопровождались словесными формулами:


Полю, полю снежок, там мой женишок.
Где собачка взлает, там он пребывает.


Существовал обычай прикреплять гадания к календарным дням:

Масленице, Юрьеву дню, Пасхе, Троице, на Ивана Купалу, а в особенности к зимним святкам.

С помощью гаданий люди стремились заглянуть в будущее, узнать, какая судьба ожидает их, сбудутся ли желания.

Подблюдные гадания и песни.

Наиболее развитыми в художественном отношении были святочные подблюдные гадания — коллективные гадания о будущем. В них первостепенную роль играла символика специальных подблюдных песен.

Подблюдная песня - это песня-символ, песня-иносказание. Однако иносказания этих песен прозрачны: пели о курочке, что вырыла «зо­лотой перстень», — верная примета замужества; пели о воробье, что глядит на чужую сторону, — быть на чужбине и т. д.
Название "подблюдные" произошло от типа гаданий. Собравшись в какой-либо избе, участники (чаще всего девушки) брали блюдо (чашу), клали в него, снимая с себя, кольца или другие мелкие предметы, наливали в блюдо воду и покрывали платком. (Известна также разновидность этого обряда без воды.) Хором исполнялись песни — поэтические предсказания, а кто-либо, не глядя, вынимал из блюда положенные туда предметы. Сначала воздавали честь хлебу и лишь затем пели другие песни. Они могли предвещать богатство, свадьбу, продолжение девичества, несчастье, смерть. Чью вещь вынимали, к тому и относилось предсказание. Число песен зависело от числа гадающих.

Основными поэтическими символами были универсальные образы хлеба, золота, дома, дороги, дерева. В песнях, предрекающих урожай и богатство, наиболее характерным был образ хлеба и связанных с ним зерна, снопов, квашни, дежи. Богатство символизировали также образы щуки, медведя, мыши. Несчастье или смерть предрекали карканье вороны, поминальный блин, белое полотно, гроб. Замужество — кот с кошуркой, а также символы свадебных песен и обрядов, часто парные: соболь с куницей, береза с дубом, два голубочка; венчальное кольцо. Песенные предсказания имели постоянный, традиционный смысл, но в отдельных случаях в их истолковании допускалось варьирование.[Кравцов, Лазутин 1977: 53]

 

Для композиции подблюдных песен характерны заключительные формулы закрепки, исполнявшиеся после каждой песни:

 

Кому вынется, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется;
Кому спели,
Тому добро!
А кому-то эта песня достанется,
Тому сбудется-вспамятуется.


Нередко после каждого двустишия повторялся рефрен: "Слава!", "Слава, ладо мое!", "Ладо ладу ", "Диво ули ляду!" и тому подобные.

Рефрены (содержащие обращение к славянскому богу любви Ладу), а также напевы подблюдных песен обнаруживают их связь с песнями весенне-летнего календаря.

Разновидностью подблюдных песен были, по народной терминологии, йлии: каждая песня начиналась со специального запева, обращенного к Илье-пророку, которого народ соединил с древним небесным божеством — громовником, возможно, Перуном:


Как сегодня у нас страшные вечера, Илия!
Страшные вечера да васильевские, Илия!
Поют песни первоначальные, Илия!


Призыв этого божества мог выражаться только в рефрене:

"Шею, идею!"

 

Святочные гадания описаны в русской литературе:

Например,

 «Светлана» Василия Андреевича Жуковского.

Гадание на зеркале девушки, тревожащейся о судьбе своего жениха, традиционно для русских святочных обрядов.

 

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

«Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.

 

«…На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали

В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.»

(Глава 5, фрагмент IV)

 

«Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости. Вдруг увидя
Младой двурогий лик луны
На небе с левой стороны.»

[Пушкин: Глава 5, фрагмент V]

«Она дрожала и бледнела.
Когда ж падучая звезда
По небу темному летела
И рассыпалася,— тогда
В смятенье Таня торопилась,
Пока звезда еще катилась,
Желанье сердца ей шепнуть.
Когда случалось где-нибудь
Ей встретить черного монаха
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она.»

[Пушкин: Глава 5, фрагмент VI]

 

«Война и мир» Льва Николаевича Толстого.

«Наряженные дворовые: медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснились в залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались песни, пляски, хороводы и святочные игры».[Толстой, 2014: с.608, Том второй, часть четвертая, глава десятая].

 

«Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала». [Толстой, 2014:c.618,Том второй, часть четвертая, глава двенадцатая].

 

Таким образом, подблюдными песнями можно назвать такие песни, которые сопровождают подблюдные святочные гадания, и в которых в иносказательной форме представлялась судьба их участников.

Символика подблюдных песен очень разнообразна, но для носителя традиционной культуры она не представляла сложности: толкование разгадки после спетой песни являлось объяснением только для самых молодых участников гадания, для остальных, присутствующих не в первый раз, толкование "судьбы" было скорее констатацией, чем расшифровыванием. Многие из образов подблюдных песен или их символические заменители использовались и в других видах гаданий, не всегда имеющих словесное оформление. В подблюдных же гаданиях ведущая роль принадлежит слову, подблюдной песне: именно ее смысл является основным показателем ожидаемой судьбы. Такое отношение к слову, имеющему в подблюдных песнях, особенно в "закрепках" ("Кому найдется, тому сбудется, тому сбудется - не минуется"), императивный характер и выполняющему функция заклинания, сближает этот жанр с колядками и заговорами. Источником образной системы подблюдных песен являются различные сферы традиционной культуры: быт и занятия крестьянина, ритуалы, разные жанры обрядового фольклора.

По содержанию подблюдные песни не были разнообразны — в них, как и в других гаданиях, предсказывались свадьба или смерть, счастье или несчастье, богатство или бедность. Но предсказание было зашифровано в текстах песен, представлено в виде каких-то символических картинок — поэтому количество известных фольклористам текстов очень велико.

 

Зимние обрядовые песни и их художественные особенности.

Время от Рождества Христова (25 декабря) до Крещения (6 января) называлось Святками. Зимние Святки делились на святые вечера (с 25 декабря по 1 января) и страшные вечера (с 1 по 6 января), их разделял Васильев день (1 января, по церковному календарю — Василия Кесарийского). В святые вечера славили Христа, колядовали, призывая благополучие каждому двору. Вторая половина Святок была заполнена игрищами, ряжением, посиделками.

Христа славили в течение всей рождественской недели. Парни и девушки ходили от избы к избе с изображением вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, и сделанной из разноцветной бумаги. Они распевали величальные, то есть поздравительные песни, которые назывались колядками:

 

– Пришла коляда

Накануне Рождества!

Дайте коровку –

Масляну головку!

А дай бог тому,

Кто в этом дому:

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

 

* * * * * * * * * *

 

Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи.

К дому путь свой правим,

Христа Бога славим.

За привет, за угощенье

Вы примите поздравленье!

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством во всем!

 

В новогодней магии большую роль играли хлеб, зерно, солома: солому стелили в избе на пол, приносили в избу снопы. Зернами обсевали избы — бросая горсть, приговаривали: "На здоровье — коровье, овечье, человечье "; или: "На полу теляток, под лавкой ягняток, на лавке — ребяток!"

В ночь перед Рождеством и под Новый год совершали обряд колядования. Собирались подростки и молодежь, кого-либо обряжали в вывороченный тулуп, давали в руки палку и суму, куда позже складывались продукты. Колядующие подходили к каждой избе и под окнами выкрикивали величания хозяевам, а за это им подавали угощение.

 

Коляда, коляда,

Подавай пирога!

 

Не подашь пирога,

То корову за рога.

 

А подашь пирога –

Целый двор живота.

 

Около вашего двора

Растер шелкова трава:

 

На каждой травинке –

По жемчужинке.

 

Ваши детушки –

Как пчелушки.

 

А хозяюшка в дому –

Как оладейка в меду.

 

Вы подайте пирога –

Заговенышка.

Обходные песни (исполнявшиеся во время обрядового обхода дворов) Композиционно они состояли из благопожелания и требования подаяния. Особенно частым было пожелание изобилия, которое изображалось в заклинательных песнях с помощью гипербол:


А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа.
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.

 

Выражалось пожелание долголетия, счастья, многочисленного потомства. Могли спеть величание отдельным членам семьи. Желаемое, идеальное рисовалось как действительное. Описывался богатый, фантастически прекрасный двор и дом, хозяин сравнивался с месяцем, хозяйка с солнцем, а их дети с частыми звездочками:


Млад светел месяц — то хозяин наш,
Виноградье, виноградье, красно-зелено.
Красно солнушко — то хозяюшка,
Виноградье, виноградье, красно-зелено.
Часты звездочки — малы детушки.

 

Скупым хозяевам пели песню:


Не дашь пирога —
Мы корову за рога.
Не дашь кишку <колбасу> —
Мы свинью за виску.
Не дашь блинка —
Мы хозяина в пинка.

 

На Святках обязательно было ряжение. Магическое значение в древности имели зооморфные маски (бык, конь, коза), а также архаичные антропоморфные: старик со старухой, покойник. Глубокие корни имел травестизм: переодевание женщин в мужской костюм, мужчин — в женский. Позже стали рядиться в солдата, барина, цыганку и тому подобные костюмы. Эти образы отображались и в обрядовых песнях.

В колядках часто можно встретить уподобление хозяев дома солн­цу, месяцу, звездам - один из элементов аграрных обрядов, возвели­чивавших солнце.

Тип новогодней песни-просьбы заключает в себе требование обря­дового одаривания колядующих и реальную деталь обряда - полу­чение ими обрядовой еды. Этот тип иногда встречается в форме са­мостоятельной песни и почти всегда входит в другие тексты как их составная часть.

Колядка - просьба о вознаграждении колядующего - иногда при­нимала форму требования, перерастающего подчас в угрозу «навлечь беду». Этим подчеркивалось, что колядующие приходят не как про­сители, а как лица, совершающие обряд, который должен принести восхваляемым хозяевам богатства.

Коляда-маляда,

Прикатила молода.

Мы искали коляду

Во Ивановом двору.

Как на улице мороз

Подмораживает нос.

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать:

Или тёпленький пирог,

Или маслице-творог,

Или денежку копьем,

Или рубль серебром.

 

Раньше гадания были непременным атрибутом жизни, о чем свидетельствуют летописи, предания, легенды. Богатое воображение, которому может позавидовать любой социальный человек нашего времени, рисовало невидимые образы, которым люди верили безоговорочно и посредствам самовнушения получали в итоге желаемый результат, к сожалению не всегда положительный.

Очевидно, что популярность гаданий существует и до сих пор. Конечно, в современную эпоху люди уже не относятся настолько серьезно к гаданиям, но всё равно прибегают к их использованию.До сих пор многие незамужние девушки в Святки, как и в далекие времена, надеются узнать свою судьбу и увидеть суженого.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2524; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!