Раздел II Индустриальная экономика 10 страница
Таким образом, развитие промышленности прошло несколько циклов. В XVII в. существовало мелкотоварное производство, в хозяйстве страны утверждалось мануфактурное производство. Резкий скачок промышленного производства пришелся на первую четверть XVIII в., когда мануфактура укрепила свои позиции в экономике, в первую очередь в металлургической и текстильной отраслях. Замедленность технического переворота в первой половине XIX в. условиях давления крепостничества отрицательно сказывалась на промышленном состоянии России. Несмотря на определенные успехи, Россия в индустриальном отношении отставала от передовых стран Европы.
С XVII в. начался новый этап в развитии внутренней торговли. Торговые связи, разрывавшие границы местных рынков, приобрели национальный, всероссийский характер. Центром формирующегося рынка стала Москва. Усиливались ее связи с Поволжьем, Сибирью, Украиной. В XVIII в. постепенно сложились два обширных района — Центрально-Промышленный и Центральночерноземный. Поразительно быстро создавался новый рынок с Петербургом во главе. Рынки крупнейших городов и ярмарки перерастали областные пределы, становились частями складывающегося всероссийского рынка, связанными между собой хозяйственной специализацией. Натуральность хозяйства, характерная для феодализма, неуклонно разрушалась.
В первой половине XIX в. развитие всероссийского рынка продолжалось. За полстолетия удельный вес городского населения вырос вдвое. В середине XIX в. горожане составляли уже около 8% всего населения России (в конце XVIII в. — 4%). Рост городов и углубление хозяйственной специализации отдельных районов страны ускорили развитие внутренней торговли. Так, промышленный центр России с его крупными городами, фабриками и заводами, количество которых непрерывно росло, обменивался товарами с земледельческими районами юга и юго-востока страны. В городах появлялось все больше и больше магазинов и лавок, которые становились основной формой торговли. На окраинах, в провинциальных городах возникали крупные ярмарки. Нижегородская ярмарка с ее миллионными оборотами производила грандиозное впечатление на современников. Сюда приезжали купцы со всей России и из-за границы. Большую роль играли также Ирбитская, Ростовская, Харьковская, Контрактовая (в Киеве) и Коренная (в 30 км от Курска) ярмарки. Во многих городах Украины, Сибири и Закавказья возникли новые ярмарки местного значения.
|
|
На XVIII в. пришелся рост ярмарочной торговли. Во второй половине века насчитывались 1831 годовая ярмарка и 6916 еженедельных торгов. Широкое распространение и рост ярмарочной торговли отражали крепнущие торговые связи. Проявлением роста внутренней торговли стало постепенное оттеснение на рубеже XVIII—XIX вв. ярмарочной торговли постоянной торговлей в лавках и магазинах, а также еженедельными торгами. Однако уровень развития торговли и ее формы были еще отсталыми. Постоянно действующая магазинная и лавочная торговля была развита слабо, да и то только в крупных городах. В деревне регулярной торговли не было. Здесь действовали офени — мелкие торговцы галантереей и мануфактурой. Небогатые офени (коробейники, ходебщики) носили весь свой товар на руках (в коробе), более состоятельные имели подводы. Тормозило развитие торговли и отсутствие хороших путей сообщения. Главным видом транспорта была подвода.
|
|
Заметные сдвиги в первой половине XIX в. происходили в развитии путей сообщения. Развивался речной транспорт, правда преимущественно с ручной тягой (с помощью бурлаков), в начале века была расширена сеть каналов, увеличилась длина шоссейных дорог.
Важное значение имело возникновение речного пароходства. Первый пароход появился на Неве в 1815 г., но лишь в 40—50-е годы пароходы стали регулярно ходить по Неве, Волге, Днепру и другим рекам. К 1850 г. в России было около 100 пароходов.
|
|
В 1830-х годах началось железнодорожное строительство. В начале 30-х годов замечательные изобретатели крепостные мастера отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили первую железную дорогу (с паровой тягой) на Нижнетагильском заводе. В 1837 г. была построена железная дорога протяженностью 25 верст от Петербурга до Царского Села, а в 1843 г. началось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Оно продолжалось до 1852 г. и обошлось очень дорого. Затем началось строительство дороги Москва — Нижний Новгород и других направлений. К 1861 г. общая протяженность построенных дорог составила полторы тысячи верст, что в 15 раз меньше, чем в Англии.
Выход России к Балтийскому морю увеличил объем и расширил сферу русской внешней торговли. Большое значение во внешней торговли приобрели порты Петербурга, Риги, Таллина, Выборга, а после присоединения черноморского побережья — Одессы, Таганрога. Самые значительные торговые связи Россия имела с Англией и Голландией. Видное место в русском экспорте XVIII в. занимали промышленные товары: льняные ткани, парусина, железо, канаты, мачтовый лес, а в начале XIX в. — зерно.
Ввозила Россия сукно, красители, предметы роскоши. Продолжала развиваться торговля со странами Востока — Персией, Китаем, Турцией, Средней Азией. Здесь в экспорте преобладали промышленные изделия — железо и металлоизделия, льняные ткани, а импорт состоял из шелка, хлопка, чая.
|
|
Торговая политика оставалась протекционистской, хотя и непоследовательной. Тариф 1816 г. был «фритредерским», а с 1823 г. опять протекционистским. В 1808 г. был разрешен беспошлинный ввоз оборудования, ас 1811 г. — сырья, не производимого в России. Объем внешней торговли за 30 лет увеличился примерно в 2,5 раза. Рост торговли способствовал накоплению нарождавшегося русского капитала.
Развитие промышленных и ремесленных производств, внутренней и внешней торговли потребовали реформ в денежном обращении. Для улучшения денежной системы в 1700—1704 гг. была проведена реформа монетного дела. В ее основу был положен десятичный принцип (рубль—гривенник—копейка). Главными единицами стали медная копейка и серебряный рубль, который для облегчения внешнеторговых операций был приравнен к талеру. Петр I запретил вывозить за границу золото и серебро. Чеканка монет стала монополией государства.
В 1769 г. российское правительство приступило к выпуску бумажных денег — ассигнаций достоинством 25, 50, 75 и 100 руб. За годы правления Екатерины II было выпушено ассигнаций на сумму 157 млн руб. К 1786 г. их свободный обмен на серебряные монеты прекратился. В результате произошло падение ценности бумажных денег. К концу XVIII в. курс ассигнаций упал до 68 коп. Все это привело к нестабильности денежного обращения, которая сохранилась до 1840-х гг. В течение долгого времени в стране существовала практика расчетов и ассигнациями, и серебром.
Экономическое развитие феодальной России происходило в целом в русле тех процессов, которые были характерны для других стран Европы. Вместе с тем оно обладало рядом черт и особенностей, связанных с внешне- и внутриполитическим развитием, менталитетом, традициями, громадной территорией, полиэтническим населением. Более позднее вступление России в эпоху индустриального развития предопределило ее отставание от ведущих стран Европы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Назовите экономические и социально-политические основы формирования феодальной хозяйственной системы.
2. Что такое аллод, бенефиций, феод и в чем состоит разница между ними?
3. Какие формы зависимости крестьянина от феодала существовали в средние века?
4. Дайте определение натурального хозяйства.
5. Что такое иммунитетные права феодала и какую роль они сыграли в истории феодализма?
6. Каковы были причины утверждения феодального поместья в качестве главной организующей основы общества?
7. Почему развитие сельскохозяйственного производства происходило преимущественно экстенсивным путем?
8. Назовите основные отрасли аграрной экономики.
9. Какие количественные показатели свидетельствовали о прогрессе сельского хозяйства?
10. Дайте краткую характеристику процессам, в которых выражались качественные показатели прогресса аграрной экономики.
11. Почему домашнее ремесло не могло удовлетворить потребности феодалов?
12. Что такое цензива?
13. Каковы были причины роста средневековых городов в Европе?
14. Определите экономическую роль средневековых городов.
15. Что такое коммунальные революции?
16. Выделите главные отрасли городского ремесла.
17. Какие функции выполнял средневековый цех?
18. В чем проявлялся консерватизм цеховой организации?
19. Что такое гильдия?
20. Каковы были причины, сдерживавшие развитие внутренней и внешней торговли?
21. Назовите основные торговые пути средневековой Европы.
22. Назовите основные факторы, влиявшие на развитие сельского хозяйства.
23. Каковы основные формы феодального землевладения в России?
24. Назовите формы феодального землевладения.
25. Какие виды ренты существовали в экономике феодальной России?
26. Назовите основные торговые пути Древнерусского государства?
27. Какие торгово-ремесленные центры существовали в Московской Руси?
28. Когда и где появились первые промышленные предприятия?
29. Какие причины сдерживали промышленное развитие страны?
30. Когда началось формирование всероссийского рынка?
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
аллод бенефиций лен (феод) прекарий
натуральное хозяйство
иммунитет
сеньория
баналитетная система рента
коммутация ренты цензива рантье минестериал
коммунальные революции Ганза
цеховая организация гильдия
товарные биржи банк (банкир) вексель двуполье трехполье
черные (черносошные) земли вотчина (или «отчина») поместье
поссионное право мануфактура дворцовая мануфактура вотчинная мануфактура посессионная мануфактура протекционизм
протекционистская торговая политика ярмарки офени
Раздел II Индустриальная экономика
Глава 4
ПРЕДПОСЫЛКИ И СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ
ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (XVI-XVIII вв.)
4.1. Возрождение, Реформация,
Великие географические открытия
В социально-экономической и духовной жизни Западной Европы с XV в. произошел ряд изменений, знаменовавших начало новой эпохи, которая вошла в историю как Возрождение (Ренессанс). Новая эпоха осознавала себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, откуда и идет само название «Ренессанс», то есть Возрождение. В действительности ренессансная культура являлась синтезом античности и средневековой культуры.
Возрождение было подготовлено всем ходом общеевропейского развития. Но на него оказывали сильное влияние исторические и экономические региональные особенности. В XIV—XV вв. широкое развитие получили товарно-денежные отношения, появились элементы новой, капиталистической хозяйственной системы. Италия первой вступила на этот путь, чему в немалой степени способствовали высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок. Богатый, процветающий итальянский город стал базой культуры Возрождения, светской по своей природе и общей направленности.
Перемены в умонастроениях общества были связаны прежде всего с процессом секуляризации — освобождения от влияния ре лигии и церковных институтов культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретала не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство. Вначале этот процесс протекал очень медленно и в разных странах по-разному.
Идеологией Возрождения стал гуманизм, означавший на первых порах комплекс знаний о человеке, его месте в природе и обществе. В последующие века содержание «гуманизма» значительно расширилось, усложнилось. Рождение гуманизма произошло раньше всего в Италии — Флоренции, Неаполе, Риме, где возникли кружки гуманистов, а затем оно распространилось по всей Европе. Виднейшими представителями гуманизма были Леон Альберти (1404—1472), Леонардо Боуни (1370—1444), Джо- ванно пико делла Мирандола (1463—1494), Эразм Роттердамский (1469—1539), Иоганн Рейхлин (1455—1522).
Развитие гуманистических идей в Италии, усилившееся в первые десятилетия XVI в. благодаря книгопечатанию, прервала католическая церковь, отношение которой к ренессансной культуре в этот период резко изменилось. Если вначале римско-католическая церковь покровительствовала новому искусству и не препятствовала гуманистическому движению, то с середины XVT в. она выступала как ярый враг и душитель культуры Возрождения. Столь резкий поворот в позиции церкви был неизбежен, поскольку новая идеология и культура во многом противоречили принципам религиозно-теологического мировоззрения, церковной идеологии и культуре.
Главным в гуманистическом мировоззрении стало признание высокого достоинства человеческой личности и ее творческих способностей. Гуманистическая идея активной жизнедеятельности человека противоречила проповедуемым идеям пассивности и терпеливого ожидания милости Божьей. Знание как основа творчества провозглашалось гуманистами главной целью человеческого бытия. Система церковных добродетелей во главе с верой уступила место добродетелям разума — знанию, мудрости, благоразумию.
Гуманизм решительно порвал с аскетической этикой католицизма. Идее пренебрежения плотью во имя свободы религиозного духа противопоставлялись теории гармонии тела и души, чувств и разума во имя совершенства человеческой природы, ради высшего проявления творческих способностей человека. Формировалась мораль, оправдывавшая «честное обогащение», радости мир ской жизни, венцом успеха считался высокий престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Все гуманисты признавали высокую нравственную роль труда, ценили творческую, созидательную роль человека. Именно в труде, деяниях самой личности, а не в знатности происхождения видели они основу ее благородства и достоинства. Гуманисты, желая того или нет, являлись последовательными критиками господствовавших в то время сословных, т.е. феодальных, взглядов на многие этический категории и нормы.
Новым было и решение гуманистами проблемы богатства и накопительства. Они оправдывали накопительство. По их мнению, богатство приносит пользу обществу и служит основой достойной жизни его членов. В отличие от средневековой традиции они не считали бедность атрибутом нравственной жизни. Но безусловному осуждению подлежали ростовщичество, страсть к стяжательству, неумеренное расточительство. Роскошной жизни паразитирующего дворянства противопоставлялись бережливость, честные методы накопительства, щедрые траты на образование, меценатство. Таким образом, большинство гуманистов стояло на антифеодальных позициях. Их идеи подготавливали почву для формирования буржуазной этики.
Но если новое мировоззрение противоречило многим важным принципам господствующей католической идеологии, то отношение гуманистов к религии и церкви далеко не всегда находилось в соответствии с их идеями. Большинство итальянских гуманистов никогда не порывало с католической церковью и проявляло полную лояльность к ней в повседневной жизни. К вопросам культа и веры они относились с полным равнодушием.
Гуманизм сформировался в переходную эпоху, отделявшую Средневековье от Нового времени. Объективно его задача состояла в том, чтобы подготовить почву для свободного развития науки, отделив ее от религии, освободить человека от тесных рамок средневековых запретов, обеспечив тем самым социальный и экономический прогресс в странах Европы. Однако завершился этот процесс лишь в эпоху нового времени - в XVII—XVIII вв. — и не в Италии, где он был прерван католической реакцией и общим упадком страны, а в других странах, вставших на путь капиталистического развития.
XVI вв. — время создания централизованных государств в Западной Европе, время, когда католическая церковь стремилась встать над светской властью, что вызвало возмущение и ненависть в различных слоях общества. В ряде государств папские права были ограничены. Особенно остро эти проблемы проявились в Германии. В политически раздробленной Германии представители высшего католического клира чувствовали себя полными хозяевами. Светские князья желали ограничить всевластие князей церкви, но не имели для этого ни реальной силы, ни необходимой твердости. Вопрос об освобождении Германии от папского произвола стал национальной задачей. Необходимость церковной реформы признавалась всеми социальными слоями страны.
Сложное внутреннее положение Германии, проявлявшееся в бурном экономическом и социальном подъеме в обстановке неблагоприятных условий национального развития, явилось причиной Реформации, которая стала общим событием для большинства европейских стран, но в Германии приняла характер широкого общественного движения.
Идеологом Реформации в Германии был Мартин Лютер (1483—1546), бросивший вызов католической религиозной концепции в «Тезисах против индульгенций» (1517). Лютер критиковал злоупотребления и испорченность нравов католического духовенства, отстаивал идею, что роль церкви должна сводиться только к поучениям и наставлению христиан в духе благочестия, отвергал роль церкви как посредника между богом и людьми, требовал предоставления мирянам права устройства церковных дел.
На первом этапе Реформации оппозиция в Германии объединилась вокруг Лютера, превратившись в мощную революционную силу. Лютер стал выразителем общенациональных интересов.
В 1520-е г. положение изменилось. Единая оппозиция начала распадаться. Каждое сословие определило свои цели в общей борьбе, свое понимание характера Реформации. Оформилось два основных направления: последователи Лютера и народная Реформация во главе с Т. Мюнцером и М. Гайсмахером.
Наиболее ярким выразителем народной Реформации являлся Томас Мюнцер. Задачи Реформации он видел не в установлении новой церковной догмы, а в осуществлении социально-политического переворота, который должны провести крестьяне и городская беднота. Выступая против угнетения народа, Мюнцер выступал за такой общественный строй, в котором отсутствовали бы классовые различия, частная собственность и чуждая обществу государственная власть.
Кульминацией Реформации стала Крестьянская война 1524-1525 гг., в ходе которой усилилась княжеская власть. Ее орудием была лютеровская реформация, продолжившая путь к секуляризации церковных земель. Когда в 1529 г. император Карл V приостановил «огосударствление» церковных земель, сторонники Лютера заявили протест, за что их назвали «протестантами».
В 1555 г. протестантские и католические князья Германии заключили между собой и с императором религиозный мир, согласно которому княжеский суверенитет объявлялся незыблемым и распространялся на религиозную область. Религиозная принадлежность подданных теперь определялась верховным правителем, на землях которого они проживали. В результате договора в Германии образовались католические и протестантские княжества, отличавшиеся не только религиозной, но и политической ориентацией. Таким образом, Реформация в Германии способствовала усилению и закреплению политической раздробленности страны, что обусловило застой и упадок хозяйственной жизни.
Германия с середины XVT в. постепенно теряла свое место на внешних рынках. Более того, купцы других стран стали вытеснять немцев с местных рынков. Переживала упадок горная и металлургическая промышленность, разорялись торговые фирмы, сократились капиталовложения в промышленное производство. Ухудшившееся положение городов, горно-добывающих и металлургических районов вело к сокращению внутреннего рынка. Ощутимый удар был нанесен сельскому хозяйству запада и юго- запада Германии, ориентированному на выращивание огородных, винодельческих и технических культур для нужд бурно развивавшихся городов. Со второй половины XVI в. перспективными оказались в основном те отрасли, продукция которых вывозилась за границу, т.е. в страны растущего капитализма. Набирала силу тенденция к усилению закрепощения крестьян, прежде всего восточных земель, где существовали благоприятные условия для развития экспортного зернового производства. В западных землях сохранилась система мелких крестьянских хозяйств, плативших феодалам денежный и натуральный оброк.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 929; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!