THE ARBITRARINESS OF SOCIAL CONSCIOUSNESS AS A TRANSITION TO SOCIAL BEING: A PROBLEM STATEMENT

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ КАК ПЕРЕХОД В СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В.А. Заикин

Первый Московский государственный медицинский университете имени И.М. Сеченова, г. Москва

Аннотация: В данной статье обсуждаются методологические предпосылки для категоризации и изучения перехода от социального познания к социальному бытию. Ставится вопрос об обоснованности выделения данного перехода в психологической реальности личности, в частности социально-психологические аспекты. В кратком теоретико-методологическом обзоре основной акцент сделан на наследии отечественной социально-психологической школы, основанной Г.М. Андреевой и коллегами. Анализируется современное состояние академической среды и психологической практики, как в нашей стране, так и в мире.

Ключевые слова: Психология социального познания, психология социального бытия, произвольность как психологическая категория, осознанность как психологическая категория.

 

Шаблонная фраза начала многих научных работ: "В современном, неопределенном и меняющемся мире..." не всегда отражает всю степень неопределенности и скорость изменчивости современного нам мира. В наши дни и на наших глазах субъективное восприятие времени переживает глобальную психологическую реконструкцию (Лебедева, Василенко, 2015), человечество с каждым днем увеличивает скорость своего развития и события происходят столь стремительно, что мы порой не успеваем их заметить. Например, большинство пользователей сети Интернет предпочитают короткие видео - длинным, с большей охотой смотрят картинки, чем читают тексты (Соболев и др., 2016). Длинные, пусть и содержательные статьи слишком часто остаются мало востребованными. И другая шаблонная фраза: "Для широкого круга читателей" сегодня может быть интерпретирована с большой долей иронии. Но эта ирония, что книги пишутся: "для всех и ни для кого" нисколько не умаляет и не означает что короткий, емкий и лаконичный по форме информационный контент не содержит в себе важного и определяющего смысла. Это блестяще доказал В. Франкл, форма не существенна, содержание поверхностно, лишь смысл важен. И нацарапанное гвоздем на нарах в концентрационном лагере слово: "ЖИВИ" может уберечь человека от поспешного прощания с жизнью. И совершенно неважно, на каком языке, кем и при помощи каких средств это слово было написано (Франкл, 2009).

 

Но 21 век ставит новые вопросы и задает новые числовые ориентиры, например, "Сто сорок знаков с пробелами", 140, ровно столько умещает в себя один месседж в социальной сети Twitter. Это новый "информационный барьер" для того поколения, которое принято считать "следующим" после поколения "девяностых" (Рикель, Тычинина, 2017). Сегодня эти юноши и девушки оканчивают университеты и делают свои первые шаги в карьере. И весьма сильно и наивно спотыкаются на ровной дороге корпоративных правил и невидимых социальных ограничений (Красностановаи др., 2015). Одной из важнейших и главных причин этого явления можно назвать несформированность социальной произвольности. Но социальная произвольность, гораздо более широкое и сложное понятие, чем познавательная произвольность, которая поэтапно формируется у ребенка в начальной школе, и предшествует социальной. Вопрос о том, насколько образовательная система, как начального, среднего, так и высшего образования, и не только в России, но и в мире, успешно справляется со своими функциями остается открытым и неоднозначным, но не является предметом данной статьи.

 

Продолжая логику перехода познавательной произвольности в социальную произвольность, можно предположить, что именно детский период является определяющим, именно он закладывает фундамент будущего развития как познавательных способностей, так и социальных навыков (Божович, 2001). В детский период у ребенка формируется познавательная произвольность, он понимает, когда он делает домашнее задание, а когда играет в игрушки, и появляться граница между учебой и "не учебой", данная "граница" позже преобразуется в разделение работы, отдыха и развлечений, если следовать теории П.Я. Гальперина (Гальперин, 1985). Но если предположить возможность экстраполяции этой концепции на подростковый возраст, когда активно формируется личность человека, то можно сделать вывод о формировании социальной произвольности, наиболее ярко проявляющей себя в произвольности социального поведения подростка. Многократно в литературе описан тот "театр субличностей" (Harre, Moghaddam, 2003) который репрезентирует подросток в своем поведении: с учителями, с родителями, с "чужими" взрослыми. И наиболее важно, что подросток может полностью изменить свою модель поведения в зависимости от того, взаимодействует ли он со сверстниками или со старшими, или с младшими подростками. Подобное поведение и кажущаяся легкость с которой он переключается между ролевыми моделями, порой диаметрально противоположными друг другу, может быть (и должна быть) интерпретирована в терминах осознанности, рефлексивности и, конечно, произвольности.

 

Если кратко резюмировать методологические основания изложенного выше тезиса, то их можно представить следующим образом. Одним их важнейших новообразований подросткового периода является "Личность". (Эльконини др., 1967) Одной из важнейших характеристик личности является ее способность к поступку, к произвольному поведению, опирающемуся преимущественно на личностные основания и до определенной степени игнорирующее влияние внешней, социальной среды. (Леонтьев, 2005) Одним из важнейших аспектов способности человека к поступку является формирование у него высшей психической функции, "Воли", которая в свою очередь позволяет человеку совершать произвольный выбор и выходить из "тупиковых" ситуации, например, дилеммы "Буриданова осла" (Выготский, 1983). И в этой логике совершенно понятной, и даже очевидной становится мысль Г.М. Андреевой о том, что социальное познание, его процессы, явления, свойства и состояния является именно тем важнейшим элементом психической реальности, где неразрывно соединено и переплетено индивидуальное и социальное в каждой личности (Андреева, 2009). Кроме того, часто только феномены и артефакты социального познания являются единственными объектами доступными для эмпирического изучения. Вся психология истории, культуры, эстетики и искусства опирается преимущественно на изучение языка и текстов той или иной природы: рефлексивных отчетов, дневников, открытых публикации и т.д. Еще более укрепляет данную позицию тот факт, что с точки зрения культурно- исторической концепции Л.С. Выготского и А.Р. Лурия вся психология может быть интерпретирована как социальная психология (Андреева, 2007).

 

Конечно, методология любого вопроса всегда вызывает споры и противоречия, но одним из важнейших аспектов научной работы является открытая дискуссия выносимых на обсуждение идей, тезисов и гипотез. И главный вопрос данного краткого обзора может быть сформулирован так: существует ли придел у произвольности социального бытия. Иными словами, существую ли какие- то формы социального поведения, которые либо возможны, либо не возможны для личности. Поясним эту мысль на конкретном примере аттитюда: "Не лги". Подавляющее большинство людей осведомлены об этой социальной установке, и знают о ее социальной оценке и последствиях, в случае если ложь становиться явной. Те случаи, когда люди непроизвольно говорят правду, проговариваются, или неосознанно лгут, мы оставим изучению психоаналитиков и психологии бессознательного (Фрейд, 2011). Очевидно придется оставить "за скобками" и философско- психологическую традицию изучения лжи, сейчас она будет избыточной (Поддьяков, 2009). Наиболее значимым является осознанный и произвольный акт поведения, когда человек лжет или говорит правду вне зависимости от внешних обстоятельств, таких как, уже раскрытая и проговоренная ситуация обмана (подделка двойки или родительской подписи в дневнике), или, когда правда причинит вред самому человеку (сознаться в проступке из- за обвинения невиновного). Ключевым в обоих случаях является то, что действие выбрано сознательно и человек отдает себе отчет в том, что он говорит не правду, что с поведенческого уровня он поднимается на бытийный и произвольно определяет свое социальное бытие (Мамардашвили, 1990), в данном примере, как бытие лжеца или говорящего праву. Конечно, в рамках данной концепции, могут быть интерпретированы и другие примеры.

 

Однако со времен Р. Лапьера (Андреева, Богомолова, Петровская, 2002) этот переход "от чувства к мысли, и от мысли к действию" остается удивительно мало исследованным и методологически отрефлексирован не только в социальной психологии, но и во всем комплексе антропологических и социальных наук. И стоит отметить, что эта ситуация имеет свои причины. В любой группе, особенно занятой созиданием нового знания, должен сохраняться «ролевой баланс», и в случае переизбытка какой- то определенно социальной роли, сообщество становиться дисфунционально. Например, переизбыток роли "критик" ведет к догматизму, ригидности и стагнации, переизбыток роли "генератор идей" ведет к избыточному теоретизированию и понятийной перегруженности результата познавательной или научной деятельности, неприменимости полученных знаний к объективной реальности (Кричевский, Дубовская, 2001). Но попытки найти баланс в текущей ситуации крайне затруднены, в силу того, что происходит сращивание административных и научных карьерьерных траекторий в мировом высшем образовании. И это отнюдь не только и даже не столько тенденция в нашей стране, где классический университет возникает весьма поздно, в середине 18 века и является "убежищем вольнодумцев" и "созиданием свободных наук и искусств" (Гумбольдт, 2002). Именно поэтому текущая ситуация "Глобального кризиса образования" проявляет себя в нашей стране столь неравномерно, затрагивая преимущественно финансовые вопросы, оставляя большую степень научной и преподавательской свободы.

 

Резюмируем основные выводы из вышеизложенного:

 

1) Сегодня сложилась уникальная историческая ситуация, когда в нашей стране могут быть реализованы актуальные и фундаментальные методологические и эмпирические исследования. Причины этого в том, что крупные классические университеты сохраняют государственные субсидии, мало зависят от инвестиций частного сектора и имеют достаточный кадровый потенциал для реализации подобных проектов.

 

2) Определенная методологическая и теоретическая избыточность и ригидность связанная как с историческими, так и с социальными условиями формирования науки в нашей стране. Однако это не умаляет важности и необходимости постановки сложных«пограничных» вопросов и разработки новых концепций и теорий, возможно ограниченных и не совершенных в текущей перспективе, но необходимых как опорные конструкции в данный момент. Заслуживает рефлексии вопрос создания пространства свободного и независимого научного творчества, где идеи проверятся на жизнеспособность по средствам открытых дискуссий и проектных пилотажных исследований.

 

3) Социальная психология накопила уже достаточный, и в определенных вопросах избыточный, методический и эмпирический аппарат. Можно по- разному оценивать, но почти бессмысленно отрицать тот факт, что в вопросах приложения к практике и получению как фундаментальных, так и социально значимых знаний, социальная психология занимает одно из лидирующих мест в психологической науке сегодня, и особенно в нашей стране.

 

4) Проблема произвольности и осознанности в психологии вновь становиться в ряд ключевых и решающих научных и практических проблем. Одной из основных причин этого является разрозненность и отчужденность практической и научной психологии на современном этапе. Психологическая практика сегодня определяется законами эффективности и рынка, слишком динамична и не имеет внутренних стандартов работы и пока никак не регулируется, располагаясь, с одной стороны, между мистическими и религиозными институтами, и с другой стороны, подвержена влиянию политики и большого бизнеса, обслуживанию их интересов, которые бывают весьма специфичны и далеки от гуманистических ценностей. Академическая психология же во многих смыслах существует в "запертой башне из слоновой кости" и часто увлекается софистикой, оставляя весьма малое количество "точек для входа" других, альтернативных идей и мнений.

 

5) Проблема перехода от социального поведения к социальному бытию тесно связанна с проблемой произвольности, осознанности и самоопределения личности. Факт того, что обозначенные проблемы сегодня мало изучены ни к коей мере не должен служить препятствием для постановки новых гипотез, и их обстоятельной и последовательной эмпирической и методологической проверки. Сочетание как качественных, так и количественных методов следует привести к синтезу, а не к противостоянию, поскольку игнорирование одного из аспектов изучаемого феномена неизбежно ведет к редукционизму и ограниченности нашего познания.

 

6) Переход от произвольного социального поведения к социальному бытию может быть определен через интериоризацию процессов, свойств, состояний и явлений (феноменов) социального познания (socialcognitions) в широком его смысле. Однако при разработке и исследовании данного перехода следует переосмыслить актуальное состояние данной области социально- психологического знания. В частности, тот аспект, что когнитивный подход в этой области занимают не просто лидирующее, а доминирующее положение. С силу этого факта, аффективные и личностные аспекты социального познания в большой степени игнорируются и не учитываются, а классический количественный подход в этом вопросе не только не вносит ясности, но и приводит к упоминавшемусяредукционизму и методологической ригидности.

 

7) Содержание понятий «социальная произвольность» и «социальное бытие» может бытьопределено следующим образом в контексте данного обзора. Социальная произвольность - это осознанный и контролируемый личностью выбор модели, формы и средств социальной реализации по средствам деятельности, поступков и поведения. Социальное бытие - это согласованность и комплиментарность внутреннего и внешнего социального функционирования, его прогнозирование, планирование и рефлексия. Безусловно, что требуются дополнительные уточнения и конкретизация формулировок, которая должна быть реализована в дальнейшем.

 

8) Осознанность социального бытия может рассматриваться не только в контексте экзистенциальной психологии и психотерапии. На самом деле, если более широко отнестись к таким изученным и описанным феноменам как: ролевая аутентичность, открытое коммуникативное поведение, самотождественность социальных чувств, то становится очевидно, что накопленным сегодня знаниям не хватает качественно нового уровня изучения и понимания. Возможно, что самоактуализация, самодетерминация, произвольное социальное познание, осознанное социальное бытие, достижение гармонии с собой и миром станут не абстракциями, а неотъемлемой частью качественной жизни всего человечества.

 

Литература:

Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3- е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 303 с.

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - 5- е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна;Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. - 3- е изд. - М.: Московский психолого- социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6- ти т. Т.3 Проблемы развития психики. / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.- М.: Изд- во МГУ, 1985.- 45 с.

Гумбольдт В. Фон. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине // Неприкосновенный запас №2/22. 2002 / Электронный ресурс. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2002/22/gumb.html

Красностанова М. В., Кузнецов И. И., Шахова М. С. Экономика карьеры: профессиональные траектории современных молодых специалистов // Креативная экономика. - 2015. - № 11. - С. 1423–1440. http://bgscience.ru/journals/ce/archive/14936/

Кричевский Р. Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 318 с.

Лебедева А.А., Василенко В.Е. Психологическое время и саморегуляция поведения личности в разные периоды взрослости // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 3 (2015). С. 91- 96

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. - 2- е издание, стереотипное. - М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.

Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема. //Вопр. философии. 1990. № 10. С. 3- 18.

Поддьяков А.Н. Лож злоумышленнику о местонахождении жертвы и полемика о нравственном принципе справедливости // Психология нравственности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.:Институт психологии РАН, 2010. - 508 с.

Рикель А.М., Тычинина М.И. Межпоколенные различия стратегий межличностных отношений. Психологические исследования, 2017, 10(51), 9. http://psystudy.ru

Соболев Н., Жуковский К., Назарчук Р. YouTube: путь к успеху. Как получать фуры лайков и тонны денег. - М.: Изд- во: АСТ, 2016, - 384 с.

Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. Пер. с нем. - М.: Альпина нон- фикшн, 2009. - 239 с.

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. - М.: Изд- во: АСТ, 2011. - 251 с.

Шабельников В.К. Социальная детерминация психики и произвольность экспериментатора в методе поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина // Методология и история психологии. 2007. № 1. С. 100–105.

Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., Боцманова М.Э., Захарова А.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков - М.: Просвещение, 1967, - 360с.

Harre R., Moghaddam F.M. The Self and Others. Westport, CT: Praeger, 2003.

 

Сведения об авторе:

Заикин Виктор Александрович,Первый Московский государственный медицинский университете имени И.М. Сеченова, старший преподаватель, кандидат психологических наук. E-mail: zaipsy@ya.ru

THE ARBITRARINESS OF SOCIAL CONSCIOUSNESS AS A TRANSITION TO SOCIAL BEING: A PROBLEM STATEMENT

V.A. Zaikin


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!