Тема 3. Cредние века. Наука и религия
Средние века ( с I – II вв. до XIV-XV вв. н.э.) – это господство религиозного мировоззрения, теоцентризма. Высшей реальностью в нем признается не природа, а бог, как беспредельное всемогущество, определяющее и творящее все сущее. Принцип творения богом мира – креационизм (от лат. creatio - сотворение).
Бог и его творение - мир представляют собой две реальности с разным онтологическим статусом, абсолютно не переходящие друг в друга. Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, Он источник всего сущего и недоступен для познания. Бог - это высшее благо. Мир, наоборот, изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку, поскольку сотворен Богом. Таким образом, если бог высшая реальность, но он и становиться предметом познания.
Проблема веры и знания в средневековой философии. Решение этой проблемы имело прямое значение для развития средневековой науки. Если в начале средних веков приоритет однозначно отдавался в пользу вере, то мере развития роль знания возрастала, когда, наконец, в XIII веке Фома Аквинский провозгласил науку и религию равноценными.
Августин Блаженный (345 - 430) выдвинул идею о тождестве веры и знания, при котором господствующее положение оставалось все-таки за Откровением, а разуму отводилась подчиненная роль.
Знаменитая формула Августина «верю, чтобы понимать» стала основой рационалистической традиции в философии средних веков. Ее приверженцы, Иоанн Скотт Эриугена ( 810 - 877), Пьер Абеляр (1079 - 1142), поднимали на достаточную высоту роль разума, открыто критиковали противоречия в рассуждениях «отцов Церкви».
|
|
Существовала так называемая теория «двух истин», согласно которой вера и разум оказываются двумя независимыми областями, различия между которыми столь радикальны, что никогда не могут быть преодолены. Для сторонников этой теории, Сигера Брабантского (1240 - 1281), Уильяма Оккама (1300 - 1350), разграничение веры и разума является фактически требованием эмансипации науки и философии, освобождения ее из-под контроля религии.
Огромный вклад в решение проблемы веры и знания, теологии и науки внес Фома Аквинский (1225 -1274) величайший представитель схоластической философии. Во всех католических учебных заведениях, в которых введено преподавание философии, систему св. Фомы предписано преподавать как единственно истинную философию; это стало обязательным со времени рескрипта, изданного Львом XIII в 1879 году.
Фома Аквинский утверждал, что есть два вида наук, сакральные науки и естественные. Первые науки опираются на вторые. Значит, с точки зрения Фомы Аквинского, священное знание опирается на естествознание. Каким образом? Цель естественных наук и сакральных, священных одна и та же – доказательство бытия бога. Священное знание доказывает бытие бога онтологически (бог есть, потому что существование его очевидно), а естествознание приходит к доказательству бытия бога, опираясь на аналогию, аналогически. Изучая природу, объективный мир, наука, тем самым, по аналогии, показывая совершенство творца, доказывает его бытие. Значит, религия и наука преследуют одну и ту же цель – доказательство бытия бога, но идут к этой цели разными путями, а эти пути не противоречат друг другу.
|
|
Поэтому, с точки зрения Фомы Аквинского, религиозная истина может быть постигнута как при помощи веры, так и доказана при помощи разума. Рациональные доказательства доступны лишь ученым людям, невежественным - достаточно сакрального знания. Ученые люди приходит к богу при помощи разума, невежественные – при помощи откровения.
Опираясь на Аристотеля, Фома Аквинский формулирует пять доказательств бытия Бога. В «Сумме теологии» приводится пять доказательств существования Бога. Во-первых, доказательство неподвижного двигателя, о котором речь шла выше. Во-вторых, доказательство первой причины, покоящееся опять-таки на невозможности бесконечного регресса. В-третьих, доказательство того, что должен существовать конечный источник всякой необходимости. В-четвертых, доказательство того, что мы обнаруживаем в мире различные степени совершенства, которые должны иметь свой источник в чем-то абсолютно совершенном. В-пятых, доказательство того, что мы обнаруживаем служат цели, которая должна быть целью, установленной неким существом вне их, богом.
|
|
Таким образом, по мере развития элементов рационального мышления, элементов научного знания, рациональная истина, в конце концов, что мы видим у Фомы Аквинского, получает если не доминирующее, то равноправное место по сравнению с откровением. Все это позволяло в условиях средних веков, в условиях господства религиозного мировоззрения, пусть не достаточно быстро и эффективно, но все же, развиваться науке и научному знанию.
Философия и наука в мусульманском мире. В средние века философия и наука сначала наиболее эффективно развивались в мусульманском мире. Лишь в XI века европейская цивилизация пришла в соприкосновение с арабским миром.
В силу господства религиозного мировоззрения в средние века европейская наука переживала период упадка вплоть до XII-XIII веков. На Востоке же, наоборот, наблюдался прогресс науки. В Арабском халифате отсутствовало монопольное право на знание со стороны религиозных деятелей в период исламизации культур покоренных народов. Поэтому в сфере знания имел место выход далеко за рамки религиозных догм, подключение достижений античной философии и науки.
|
|
Когда византийский император Юстиниан в VI веке запретил языческие философские школы, многие ученые переселились в Персию, здесь переводили на арабские языки, накопленные в прошлом знания. В VII веке в Кордове, в Х веке в Каире созданы университеты, понятие грамотности было расширено до научного знания.
Со второй половины VIII века научное лидерство явно переместилось из Европы на Ближний Восток. На арабский язык были переведены «Начала» Евклида и сочинения Аристотеля. Таким образом, древнегреческая научная мысль получила известность в мусульманском мире, способствуя развитию астрономии и математики.
Одним из первых философов арабского востока был Аль-Фараби (870-950). Он, подобно Аристотелю, пытается построить всеобъемлющую систему, охватывающую все стороны жизнедеятельности. В этой системе он мистико-религиозные аспекты подчиняет рациональным, продолжает разработку логики.
Аль-Фараби первым попытался решить вопрос о соотношении философии (науки) и религии. Люди приобщаются к истине двумя путями – с помощью логики (философии) и с помощью риторики, поэтики (религии).
Наиболее известные арабские философы того времени: Авиценна (Ибн Сина; 980-1037), Аверроэс (Ибн Рошд; 1126-1198).
Авиценна родился в Бухарской провинции; когда ему исполнилось 24 года, переехал в Хиву - «уединенную Хиву в пустыне»; затем в Хорасан - «к уединенным Хорезмийским берегам». Некоторое время Авиценна преподавал медицину и философию в Исфахане; затем обосновался в Тегеране. Авиценна был знаменит более в области медицины, чем философии. Врачебный трактат Авиценны служил в Европе руководящим пособием медиков.
В своей философии Авиценна опирался на Аристотеля. Как и европейских схоластов, Авиценну интересовала проблема универсалий. В решении этой проблемы Авиценна примиряет противоположные точки зрения, представленные номиналистами и реалистами, и дает свое, более верное решение данной проблемы.
Авиценна дал свою формулу: «Мышление выводит всеобщее из отдельных вещей». Однако Авиценна не был материалистом, как можно было бы подумать исходя из данной формулы. Он смотрел несколько шире материализма и идеализма, полагая, что универсалии, существуют одновременно до вещей, в вещах и после вещей. Этот взгляд должен был примирить номиналистов и реалистов.
Аверроэс (Ибн Рошд; 1126-1198) жил в противоположном по отношению к Авиценне конце мусульманского мира. Он родился в Кордове, в Испании. Аверроэс изучал сначала теологию и юриспруденцию, затем медицину, математику и философию. Почти все исследователи рассматривают Аверроэса как вершину рационализма мусульманской средневековой науки.
Аверроэс с большим уважением относился к Аристотелю. Аверроэс утверждал, что бытие Бога может быть доказано разумом независимо от откровения, - взгляд, которого придерживался также Фома Аквинский. Что касается бессмертия, то, видимо, Аверроэс примыкал к воззрению Аристотеля, полагая, что душа не обладает бессмертием, разум же (nous) бессмертен.
Аверроэс разводит философию ( науку) и религию, считая, что хотя они занимаются одним предметом – богом, однако делают это разными методами; теоретически строго, логически, научно – с помощью философии и псевдонаучно, риторически – с помощью религии. Первым методом пользуется большинство населения, вторым – большинство.
Аверроэс оказал большее влияние на христианскую философию и науку, чем на мусульманскую. Аверроэс был переведен на латинский язык Михаилом Скоттом в начале XIII столетия.
В целом в арабской науке того времени был достигнут достаточно высокий уровень. Арабские ученые не только разрабатывали рациональные методы в общетеоретическом плане, но и применяли их в конкретных исследованиях в области физики и математики, медицине.
Между античной и новоевропейской цивилизацией века господства догматического религиозного мировоззрения, века мрака. Мусульманская философия и наука сохранила, конечно, в определенной степени, античную традицию, сохранила аппарат цивилизации, книги, ученый досуг. Мусульмане дали импульс Западу для выхода из состояния варварства. В этом историческое значение мусульманской философии в средние века.
Европейская наука. Возрождение западного христианства начинается с X –XI веков. Христианская церковь не отвергала познавательной деятельности и даже покровительствовала учености, заботясь о ее расширении, главным оставалось комментирование догматики. Поэтому средневековая наука делала акцент на интерпретации и осмыслении уже имеющегося знания.
В средневековых школах, а позднее в университетах велось обучение семи дисциплинам: тривий (грамматика, риторика, диалектика) и квадрий (арифметика, музыка, астрономия, геометрия). Если арифметика традиционно занималась изучение практических приемов вычисления площадей треугольника, четырехугольника, круга и т.д., то к геометрии относились знания, описывающие землю, существ, ее населяющих, т.е. географические и космографические сведения.
Огромный толчок для развития западной христианской науки сыграли университеты (Парижской, Болонский, Кембриджский др.), которые стали возникать, начиная с XII века. Основание парижского университета относится к 1160 году. Болонский университет был основан в одно и тоже время с Парижским. Оксфордский основан как филиал Парижского в 1167 году, Кембриджский в 1209 году.
И хотя эти университеты первоначально предназначались для подготовки духовенства, но в них уже тогда начинали изучаться предметы математического и естественнонаучного направления, а обучение носило систематический характер.
Главной целью университетов было отнюдь не производство знания, а воспроизводство образованных людей на основе изучения текстов, написанных на латинском языке. Большую часть изучаемого материала составляли произведения Аристотеля. Наука в средневековье было в основном книжным делом, она опиралась на абстрактное мышление, поскольку откровение было дано не в прямой, а в зашифрованной форме. Схоластика задавала тон в методологии познания. Схоластические диспуты способствовали формированию умения анализа понятий, поиску слабых сторон в аргументации противника.
В XII веке в Европе наступает новая фаза технико-экономического развития (в сельском хозяйстве появляется железный плуг, изобретен маховик, кривошип). Происходит быстрый рост городов.
В XIII веке научные и философские исследования приобретают большую ценность, появляется натурфилософский взгляд на мир, противоречащий теологической картине мира. Ярким выразителем этого мировоззрения был Роджер Бэкон (1214-1294)
. Наука во времена Бэкона была переплетена с алхимией; думали также, что она переплетена и с черной магией. Это - естественный и необходимый этап развития науки, сыгравший свою в роль в становление научного знания.
В этот период получила распространение теоретическая и практическая алхимия. Теоретическая алхимия размышляла над вопросом единой материальной природы вещества, исходила из идеи, что ключ к истине (превращение металла в золото) – дан свыше, надо лишь выявить его путем магического ритуала.
Алхимия, по мнению Бэкона, есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы, как возникли вещи из элементов, и о всех неодушевленных вещах: об элементах и жидкостях как простых, так и сложных, об обыкновенных и драгоценных камнях, о мраморе, о золоте остальных металлах; о видах серы, солях и чернилах; киновари, сурике и прочих красках; о маслах и горючих смолах, находимых в горах, и о бесчисленных вещах.
Мир алхимиков — едва ли не вся природа. Металлургия и минералогия, петрография и ювелирное дело, изучение естественных смол и соков, техника крашения — химия и материаловедение почти в современном объеме термина.
Бэкон обладал энциклопедическими познаниями, но они не были систематизированы. В отличие от большинства философов своего времени, он высоко ценил опыт и иллюстрировал его значение на примере теории радуги. В сочинениях Бэкона много полезного материала по географии. Колумб читал эту часть его труда, которая оказала на него бесспорное влияние. Бэкон был отличным математиком; он цитирует шестую и девятую книги Евклида. Бэкон разрабатывал проблему перспективы, следуя арабским источникам. Логику он считал занятием бесполезным; алхимию, напротив, ценил достаточно, чтобы писать о ней.
В целом, алхимия имела положительное значение в развитии средневековой науки. Экспериментальная алхимия стала предтечей научного эксперимента. Алхимикам удались открытия новых способов получения смесей, веществ, металлов, минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов. Были открыты новые химические элементы, реакции, изобретена печь для длительного нагревания.
К концу XVI века хорошо были отработаны такие операции, как растворение, перегонка, выпаривание, сублимация, осаждение, кристаллизация, настаивание, возгонка применением водяной и песчаной бань.
Открытие этилового спирта в Евpone (Южная Италия), по всей вероятности, относится к периоду 1050-1150 гг. Уже в XIII в. этиловый спирт был известен как медицинское средство. Его называли «мать, государыня, царица всех лекарств». С 1600 года спирт стали применять для экстракции веществ.
В 1270 году Ф. Бонавентура описал приготовление царской водки действием азотной кислоты на раствор нашатыря. После этого было сделано важное открытие - способность царской водки растворять золото. Оказалось, что не поддающийся никаким изменениям «царь» металлов, подобно неблагородным металлам, также может растворяться. Исследование взаимодействия кислот и щелочей привело химиков к открытию реакции получения солей.
Производя манипуляции с веществами, воздействуя на них различными способами (обжиг, растворение, растирание, и т. д.) с целью получения сокровенной квинтэссенции, алхимики непроизвольно начинали изучать зависимость свойств веществ от их состава. В известной мере именно они за многие столетия подготовили основу для последующих исследований в области химии.
Многие исследователи оценивают существование алхимии, астрологии как промежуточное звено между натурфилософией и техническим ремеслом.
В XIII веке начинается разработка некоторых вопросов механики. Успехов достигла группа ученых Парижского университета во главе с Иорданом Неморарием. Было развито античное учение о равновесии простых механических устройств, решена задача, с которой античная механика справиться не могла, - о равновесии тела на наклонной плоскости.
В XIV веке лидерство переходит к группе ученых Оксфордского университета, среди которых наиболее значительная фигура - Томас Брадвардин (1290-1349). Ему принадлежит трактат «О пропорциях» (1328), который в истории науки оценивается, как первая попытка написать «Математические начала натуральной философии» (именно так почти триста шестьдесят лет спустя назовет свой знаменитый труд Исаак Ньютон).
Таким образом, несмотря на тотальное господство догматического религиозного мировоззрения, научная традиция в средние века не угасла. Но наука ограничивалась изучением отдельных явлений, которые укладывались в умозрительные натурфилософские схемы, созданные еще Аристотелем. Но в тоже время в области познания природы просматривается четкая направленность на естественные науки, постепенно начинает вырисовываться опытный, детерминистический подход.
Сегодня существует мнение, что религиозное мировоззрение играет положительную роль в развитии науки. Многие исследователи считают, что изучение природы подкреплено религиозным мировоззрением.
На наш взгляд следует однозначно сделать вывод о том, что религиозное мировоззрение оказало негативное влияние на развитие науки, поскольку религиозное мировоззрение по своей сути прямо противоположно научному. Если научное познание направлено на изучение природы, то согласно религии истина содержится в Откровении. Согласно науке мир подчиняется объективным законам, которые не зависят от чьей-то воли, согласно религии все процессы в мире определяются волей бога и т.д. Не случайно, что в средние века никаких качественных скачков в развитии науки не произошло. И если сейчас из этических соображений не принято называть средневековье мрачным, то и светлым, с точки зрения развития научного знания, его никак назвать нельзя.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1561; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!