Что необходимо учитывать в процессе занятий?

Язык и речь

Быстров А. Л., Быстрова Е. С.

Развивающие

Игровые Упражнения

 

 

 

ББК 88.8

Б95

Рецензенты:

доцент кафедры управления учебным заведением    

и психологии ХГПУ им. Г. С. Сковороды О. В. Колесник;

учитель высшей категории кафедры начального образования СЭПШ ХПУ

«Народная украинская академия» 3. И. Шилкунова

 

               Учебное издание

Быстрое Александр Леонидович, Быстрова Елена Сергеевна

               Язык и речь.

Развивающие игровые упражнения

 

 

Редактор И. Сметана

Художник С. Черкашин

Корректоры И. Ачкасова, Н. Боровая

Компьютерная верстка Е. Холодная

Подписано в печать 25.10.2005 г.

Формат 60x84 '/16. Бумага офсетная. Гарнитура Школьная.

Печать офсетная. Уч.-изд. л. 2,8- Зак. №

«ТОРСИНГ ПЛЮС»

Свидетельство серия ДК № 2143

от 01.04.05 р.

Издание осуществлено по лицензии ФОП Шапиро М. В.

По вопросам оптовых поставок обращаться:

61057, г. Харьков, ул. Сумская, 13

Тел.: (057) 719-98-73, тел./факс: 717-10-26

Е-таП: Ъогзт|*_ог@Г1с1ег.сот.иа

\у\У№. ^огвт^. сот. иа

Книга — почтой: 61057, г. Харьков, а/я «Книжкова Л1га»

 

 

тел.: (057) 719-98-80

Быстров А. Л., Быстрова Е. С.

Б95 Язык и речь. Развивающие игры — Харьков: ТОРСИНГ ПЛЮС. 2006. — 64с.

18ВЫ 966-404-066-5

Эта книга продолжает серию изданий, направленных на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, адекватного отношения к себе и окружающему миру у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предложенные игры — результат практической работы авторов с детьми 3-6 лет в группах психоинтеллектуального развития.

Шестой выпуск посвящен развитию речи.

ББК 88.8

© Быстров А. Л.,

Быстрова Е. С, 2006

© ФОП Шапиро М. В., макет, 2006

© Черкашин С, дизайн

18ВЫ 966-404-066-5                         обложки, 2005

 

Содержание

Вступительное слово................................................................. 4

«Буквы-путешественницы»...................................................... 7

«Веселый Паровозик»............................................................... 8

«У кого больше?».................................................................... 12

«Сказочный калейдоскоп»..................................................... 13

«Расскажи — покажи» ........................................................... 15

«Диалог»................................................................................... 16

«Бегут, плывут, летят...»........................................................ 18

«Клячики» ................................................................................ 20

«Встретились однажды...» .................................................... 25

«Новый год»............................................................................. 26

«Раз словечко, два словечко...»............................................ 28

«Тянем — потянем...»............................................................. 28

« Хвостики »............................................................................. 29

«Аквариум »............................................................................. 31

«Буква за буквой»................................................................... 32

 

Вступительное слово

«Давай поиграем!»

Более десяти лет назад, начиная работать с детьми в груп­пах интеллектуального развития, мы искали оптимальные формы организации занятий. Хотелось, чтобы малыш, до­стигнув школьного возраста, обладал не только необходимыми знаниями и умениями, но и высоким уровнем познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, вообра­жения, речи — всем тем, что поможет ему легче справиться со школьной программой и школьными требованиями. Благодаря бесценному опыту общения с маленькими умни­ками можно утверждать: игра — это обязательное условие успешного развития и само развитие одновременно; это естественный, т. е. заложенный в ребенке самой природой, принцип постижения себя и окружающего мира.

«Давай поиграем!» — вы, наверное, не раз замечали, с каким искренним интересом реагирует ваш ребенок, когда слышит эту фразу. Игры, а в особенности настольные,— это чудесная возможность пообщаться с ребенком, войти в его мир и открыть перед ним все новое и неизведанное. Создать атмосферу игры в ходе занятия совсем не трудно. Нужно лишь захотеть и чуть-чуть постараться. Закройте на минутку глаза и вспомните себя маленьким, каким вы были когда-то, и тогда вы обязательно поймете, что ожидает от вас малыш и как полезное сделать интересным и захватывающим.

Умейте заинтересовать

Дети с удовольствием занимаются только тем, что их увлекает, позволяет свободно выражать свои мысли, фантазии, желания. Превратите, например, скучное: «Ты должен выучить эти буквы!» в занимательное: «Эта буква очень хочет с тобой познакомиться...», и положительный результат не заставит себя долго ждать.

Одобряйте и поощряйте

Если во время игры ребенок совершил какую-то ошибку, не говорите: «Это неверно!», поинтересуйтесь, почему он так делает, дайте ребенку возможность пояснить свои действия и не бояться услышать отрицательную оценку.

Пусть он усвоит, что ошибка — естественный этап движения вперед, который должен вызывать не стыд, а желание его преодолеть.

Оставайтесь другом

Игра дарит вам самое главное — общение с ребенком. Из вечно занятого родителя вы превращаетесь в близкого друга, а это очень важно, согласитесь!

Начинаем играть

Вашему вниманию предлагается серия изданий для раз­вития основных познавательных процессов. Шестой выпуск посвящен языку и речи. Собранные в нем упражнения помогут вашему малышу запомнить, как произносятся и пишутся буквы алфавита, освоить чтение слогов, а затем и слов. В игровой форме ребенок будет расширять словар­ный запас, учиться грамотно и красиво излагать мысли, сочинять и рассказывать сказки. Важно помнить при этом, что овладение языком и речью — процесс тонкий и посте­пенный, требующий от взрослого чуткости, деликатности и помощи там, где нужно.

Что необходимо учитывать в процессе занятий?

Перед началом игры убедитесь, что малыша ничего не. отвлекает, у него нет каких-то срочных, неотложных дел, которые помешали бы сосредоточиться.

Важно, чтобы и у вас, и у ребенка было хорошее настроение. Если ребенок утомлен, не стоит начинать игровое занятие.

Ваш настрой очень важен! Если вам сейчас не до за­нятий, мысли заняты чем-то другим, и вы с беспокойством поглядываете на часы, торопя себя и ребенка, не ожи­дайте ничего хорошего.

Выбирайте постоянное время для игр, лучше в первой половине дня.

Вводите элементы соревнования («кто быстрее») там, где позволяет игра. Победитель может получать счетные палочки, старые монеты и т. д. Но в случае, когда вы замечаете чрезмерно сильную реакцию на поражения и победы, откажитесь от соревнований.

Не спешите поправлять ребенка, если он допустил ошибку. Попробуйте выяснить, почему он так поступил, и с помощью наводящих вопросов подведите его к правильному действию. Прямую подсказку используйте в крайнем случае, но лучше обойтись без нее, предложив более простой вариант задания. Важно, чтобы малыш исправлял ошибки самостоятельно! Это необходимо для эффективного интеллектуального и эмоционального развития.

Обязательно хвалите ребенка, подбадривайте, говорите, что с каждым разом у него будет получаться все лучше и лучше.

Предложите ребенку роль ведущего, а сами побудьте учениками, детям обычно это очень нравится. Такой обмен способствует раскрытию игрового потенциала малыша.

Не настаивайте на продолжении игры, если видите, что ребенок устал, ему неинтересно, иначе он потеряет желание вернуться к игре снова.

Авторы ни в коем случае не против творческого подхода к предлагаемым играм. Вы можете дополнять или совершен­ствовать упражнения, если сочтете это целесообразным.

Итак, играйте, развиваясь, и развивайтесь, играя. А мы от души желаем успеха вам и вашим детям.

С уважением, авторы

Условные обозначения:

 

подготовительный этап;

описание игры;

пояснения и рекомендации для ведущего.

 

 

«Буквы-путешественницы»

 


_ Игровой комплект включает в себя: карту Сказочной страны (лист № 1), буквы-фишки (лист № 2) и кубики (лиса № 2), которые вам нужно вырезать и склеить. Буквы после вырезания сложите в конверт.

 

 


В этой игре вам с малышом предстоит отправиться в увлекательное путешествие по Сказочной стране. Но сначала, чтобы не заблудиться, нужно хорошенько изучить карту. Достаньте ее и внимательно рассмотрите. Покажите ребенку маршрут. Попросите назвать героев сказок, встре­чающихся на пути. Объясните, для чего нужен кубик и как с его помощью двигать фишки.

Фишкой может быть любая из десяти букв: А, О, И, Е, У, Я, Ё, Ю, Ы, Э. Выберите, какими буквами вы будете сейчас играть и положите обе справа от кружка с цифрой «1».

Итак, к путешествию все готово. Тот, кто первым доберет­ся до финиша, считается победителем. В дороге соблюдайте правило: обязательно называть слог, который образуется, когда фишка-буква становится рядом с буквой на маршру­те.Например, фишка «А» попала на кружок № 5 — нужно произнести: «ЗА» и т.п. Счастливого пути!

 

 


Цель данного упражнения — помочь ребенку научить­ся читать слоги. Но сделать это в игре, незаметно для него самого. Поэтому не следует уж очень акцентировать вни­мание малыша на том, как он справляется с заданием и до­биваться идеального выполнения. Просто играйте — и все прийдет само собой. При этом вы должны четко, нараспев произносить слоги, образованные вашей фишкой и помо­гать, при необходимости, ребенку.

 

Если малыш не знаком с алфавитом, упростите задачу; пусть он называет не слоги, а только буквы, рядом с которыми ставит фишку. В дальнейшем вернитесь к основному правилу.

На начальном этапе используйте в качестве фишек буквы: А, О, И, Е, У. Затем включите в игру остальные. Следите за самочувствием малыша. Усталость или потеря интере­са — сигнал к прекращению занятий и смене деятельности.

Второй комплект букв и кубик — запасные.

 

 «Веселый Паровозик»

 

Игровой комплект помещен на листах 3-9, 27. Разрезав их согласно разметке, вы получите: вагоны, Паровозик, алфа­вит и набор картинок. Обратите внимание на то, что картинки объединены в 23 серии. Каждая серия состоит из 4-х карто­чек, а слова, обозначающие нарисованное на них, начинают­ся с одной и той же буквы. Например,- серия «Т»: тюльпан, тигр, туфли, торт. Для удобства использования разложите картинки в отдельные конверты по несколько серий и на­пишите сверху соответствующие сериям буквы. Алфавит так же сложите в конверт. Играть можно за столом или на ковре.

 

 


Составьте Паровоз и вагоны в поезд. Выберите в алфавите букву, с которой будете играть (любую из тех, которыми начи­наются слова в сериях) и поместите ее в окошко Паровозика. Затем разложите перед ребенком картинки выбранной серии и какой-либо другой вперемешку (рис. 1.1). Дайте малышу рас­смотреть игровой набор, подержать в руках, задать вопросы. «Наш Паровозик отправляется в путь. Сейчас им управляет буква «Т» (рис. 1.1). Поэтому пассажирами будут только слова, начинающиеся на эту букву. Рассмотри картинки, назови на­рисованное на них, определи, какие слова начинаются на букву «Т» и «рассади» соответствующие карточки по вагонам».

Ваша помощь и ваши действия в игре зависят от того, насколько малыш владеет языком.

Если он только начал знакомиться с буквами и звуками, то обязательно проговаривайте несколько раз четко букву, которая «управляет» Паровозиком и просите ребенка повто­рить. Научите малыша произносить слова, «нарисованные» на картинках, медленно, акцентируя голосом первый звук.

Если же ребенок хорошо знает алфавит и может безоши­бочно назвать каждую букву, то пусть попробует справиться с заданием самостоятельно. При необходимости, помогите, как описано выше.

В том случае, если ваш малыш уже может выделять на слух слоги в словах, измените правила. Кладите в окошко Паровозика не отдельную букву, а слог. «Пассажиром» тогда будет только одна картинка.

В более трудном варианте игры, рассчитанном на детей, умеющих читать, в окошко Паровозика помещаются две (одна) последние буквы слова (слов). Карточек, среди которых малыш выбирает нужные, должно быть от 4 до 8 и более. Вы можете взять их из разных серий так, чтобы «пассажир» был один или несколько (рис. 1.2).

           

Рис. 1.1


          

 

Рис. 1.2

 

В дальнейшем дополните игровой набор новыми картинка­ми, вырезав их из журналов, старых книг, календарей и т.п.

Когда ребенок освоит упражнение в достаточной степени, поиграйте «на скорость», предложите выполнить задание за определенное время.

 

 

 


Данное упражнение эффективно на всех этапах обучения ребенка языку. В начале очень важно научить малыша «пропевать» слова, выделяя голосом отдельные звуки, а затем и слоги.

Не спешите усложнять задание. Продвигайтесь вперед постепенно, ориентируясь на возможности ребенка.

Чтобы сделать игру увлекательней, можно «сцепить» Паровозик и вагоны ниткой, построить из кубиков два «вокзала» и возить «пассажиров» (картинки) из одного города в другой с гудками, с «Поезд отправляется!» и т.д.

Длительность занятий выберите такой, чтобы не пере­утомить малыша и не вызвать, тем самым, негативного от­ношения к упражнению. Ниже дан список серий и таблица слов с одинаковыми окончаниями (Таблица 1).

 


Серия «Т»

торт

тюльпан

тигр

туфли

Серия «М»

мост

матрос

мельница

муравей

Серия «Д»

диван

дерево

доктор

дудка

Серия «П»

привидение

павлин

пылесос

перец

Серия «Щ»

щетка

щенок

щука

щит

Серия «Я»

яблоко

яхта

яичница

якорь


Серия«С»

солнце

сачок

седло

сумка

Серия«К»

кукуруза

капитан

компас

кит

Серия «Н»

ноты

нитки

негр

наушники

Серия «Ф»

факел

футболист фотоаппарат фейерверк

Серия«Ж»

журавль

жук

жаба

желудь

Серия «И»

игрушки

индеец

индюк

искры


«Серия «Р»

ранец

ракета

рукавицы

рояль

Серия «Б»

бусы

банан

бочка

белка

Серия«3»

зебра

зажигалка

зубр

замок

Серия «Ч»

чайка

чашка

Чипполино черепаха

Серия «А»

ананас

автобус

акула

абрикос

Серия «О»

огурец

осел

олень

орел


Серия«В»

ваза

вилка

вертолет

волк

Серия«Г»

гиря

газета

гусеница

горка

Серия«Л»

ласточка

лебедь

лимон

ложка

Серия «Ш»

шуба

шапка

шоколад

шимпанзе

Серия«У»

узор

ученик

улыбка

умывальник


 

 

Таблица 1

 
КА

Сумка, вилка, бочка, белка, дудка, ласточка, за­жигалка, ложка, чайка, чашка, шапка, щетка, щука, улыбка, горка.

ЗА Кукуруза, ваза.  
АН Тюльпан, капитан, банан, диван.  
АС Компас, ананас.  
ЦА Мельница, гусеница, яичница.  
ТА Ракета, яхта, газета.  
БА Шуба, жаба.  
ЕЦ Перец, индеец, огурец, ранец.  
КИ Нитки, наушники, игрушки.  
ОК Щенок, замок, сачок.  
ОС Матрос, пылесос, абрикос.  
ДЬ Лебедь, желудь.  
СТ Мост, футболист.  
ОР Доктор, узор.  

 

 

«У кого больше?»


Игра рассчитана на детей старше 4 лет, но может быть предложена и младшим детям.

Игровое поле помещено на листе № 10. Алфавит и ком­плект карточек с картинками возьмите из упражнения № 2 «Веселый Паровозик». Если вы еще не знакомы с этим упражнением, то, прежде чем приступать к игре, рассмо­трите карточки вместе с ребенком. Обратите внимание: все они поделены на серии. Каждая серия состоит из четырех картинок, а слова, обозначающие нарисованное на них, начинаются с одной и той же буквы. Например, серия «М»: мельница, муравей, мост, матрос. Играть лучше за столом.

Сядьте рядом. Положите перед собой игровое поле. Достаньте из комплекта любые четыре серии картинок, переверните цветной стороной вниз и перемешайте. Затем разложите произвольным образом картинки в клетках игро­вого поля так, чтобы вы не знали, где какая лежит. Часть поля останется пустой. Возьмите из алфавита каждый по две буквы, соответствующие выбранным сериям.

Теперь вы по очереди снимаете с поля карточки, откры­ваете, называете предметы, которые на них нарисованы, и расскладываете на группы. У каждого из вас получится по две группы карточек: в одной будут слова, начинающиеся на ваши буквы, в другой — на буквы партнера. Победителем считается тот, у кого «своих» карточек окажется больше.

В более трудном варианте игры на поле выкладываются двадцать картинок: по две от каждой из десяти каких-либо серий, а игроки «контролируют» уже по пять букв.

Игра поможет ребенку легко запомнить, как читаются и пишутся буквы алфавита. Ваша задача при этом: 1) ста­раться избегать подсказок. Пусть малыш сам определяет, на его ли букву начинается слово или нет; 2) научить его выделять голосом первый звук в слове на карточке и срав­нивать с названиями букв, которыми он играет.

«Сказочный калейдоскоп»

Игра рассчитана на детей старше 5 лет, но может быть предложена и младшим детям.

Игровой набор состоит из карты Чудесной страны (лист № 11) и комплекта сюжетных картинок (листы № 12-15), которые вам нужно вырезать и сложить отдельно.

Перед началом игры рассмотрите карту и картинки. Пусть малыш сам назовет сказочных персонажей, выскажет свое мнение об их особенностях, характере, назначении и т. п. Не все из представленных образов однозначны, поэтому старайтесь не направлять воображение ребенка. Дайте ему возможность составить собственное представление о со­держании картинок, а не использовать ваше. После этого можно начинать игру.

Переверните карточки цветной стороной вниз (пустые пока не участвуют в игре). Перемешайте. Выберите наугад девять штук и разложите на Волшебной дорожке. Затем переверните их «лицом» вверх. Остальные карточки отложите.

«Представь, что ты оказался в Чудесной стране, где рож­даются Сказки. Как это происходит? А вот как! Каждый раз, когда сказочные герои жители этой страны — ста­новятся друг за другом на Волшебной дорожке, возникает новая Сказка. Как сейчас! Посмотри на картинки и попро­буй рассказать ее. Начни с карточки, лежащей на середине карты и двигайся по стрелкам к концу истории».

В более сложном варианте игры карточки, после рас­кладывания на поле, остаются закрытыми. Ребенок не видит сразу весь сюжет целиком. Он открывает картинки по очереди, по мере продвижения вперед. Так труднее, но и интереснее.

Через какое-то время предложите малышу придумать и нарисовать на пустых карточках своих сказочных героев и включите их в игру.

 


Сочинить сказку, даже по готовым картинкам,— дело не простое. Особенно, если это первый подобный опыт. Не торопите ребенка, не спешите подсказать. Лучше, в качестве примера, придумайте несколько историй сами.

Упражнение активно задействует воображение. Однако пом­ните, что направлено оно на развитие речи ребенка, т.е. на форми­рование словарного запаса, умения последовательно и грамотно излагать мысли, правильно употреблять слова и т.д. Помогайте ему в этом, поправляя при необходимости мягко и ненавязчиво.

В течение одного занятия достаточно рассказать 1-2 сказки.

«Расскажи — покажи»

Вырежьте согласно разметке игровое поле (лист № 16). Карточки-картинки возьмите из упр. № 2 «Веселый Паро­возик». Играть можно за столом или на ковре.

 Сядьте рядом. Заполните клетки игрового поля карточ­ками (любыми). Предложите ребенку выбрать глазами одну из них и рассказать об изображенном предмете (животном, растении и пр.) так, чтобы вы сумели понять, о какой кар­тинке идет речь. Если картинка угадана, вы снимаете ее с поля и кладете возле себя, если нет — оставляете на месте. Затем вы описываете какую-либо картинку, а малыш вни­мательно слушает и старается определить ее. И так дальше по очереди до тех пор, пока все карточки не будут сняты с поля. Выигрывает тот, у кого их окажется больше.

Играя с детьми 3-4 лет, закройте половину поля альбом­ным листом и используйте только 6 картинок. Постепенно, по мере освоения игры, увеличивайте поле, добавляя по 3 карточки. Дети 5 лет могут начать с 9 карточек.

Важно, чтобы вы и ребенок при описании картинок не ограничивались видимыми (нарисованными) признаками того или иного предмета (животного, растения и пр.), а со­общали как можно больше различной информации о его  свойствах, особенностях, назначении и т.п. Например, говоря о гусенице, мало сказать: она маленькая и зеленая. Добавьте, что она превращается в бабочку, кушает листья, медленно двигается, ею питаются птицы и т.п. Конечно же, трехлетне­му ребенку сразу выполнить это задание будет не под силу. Но шаг за шагом, с вашей помощью, он научится.

 

_ Картинки описывайте медленно, при необходимости повторяйте описание.

Помогайте малышу правильно выстраивать фразы, под­бирать нужные слова.

Учитывайте, что это игра-соревнование и ребенку будет хотеться выиграть у вас. Не лишайте его удовольствия почувствовать себя победителем. Поддайтесь иногда, но незаметно для малыша.

В дальнейшем подберите новые картинки, вырезав их из ненужных журналов, буклетов и т.п.

Средняя продолжительность игры — 10 минут.                                                

.

«Диалог»

Игра рассчитана на детей старше 4-х лет, но может быть предложена и младшим детям. Наглядный материал помещен на листах № 17-21. Вырежьте картинки и сло­жите в конверт.

 Каждая из картинок имеет свой сюжет, в центре ко­торого два персонажа. Художник изобразил их в момент активного общения между собой. Задача ребенка — внима­тельно рассмотреть рисунок, пофантазировать и сочинить диалог главных героев. Можно дать персонажам имена и говорить от лица то одного, то другого.

В том случае, если малыш не сможет сразу понять смысл задания, возьмите первую картинку и приведите пример. Затем вновь предложите ему попробовать самостоятельно.

Как вариант, одну из ролей вы можете брать на себя, а также обмениваться ролями в ходе диалога.

Для детей старше 5-ти лет правила меняются: нужно не только придумать, о чем говорят сейчас герои, но и пред­ставить, что они чувствуют, о чем думают, что было до этого и чем все закончится.

Картинки пронумерованы в порядке возрастания сложности. На первых — сюжет более прозрачен и легок для интерпретации. Постепенно усложняясь, он требует от воображения больших усилий. Поэтому включать карточки в игру лучше по очереди.

Важно дать малышу возможность свободно выражать мысли по поводу увиденного, какими бы непонятными они ни казались вам. Задавайте вопросы, уточняйте что-либо, просите пояснить, почему он сделал тот или иной вывод, словом, будьте активным участником игры.

Речевые ошибки исправляйте мягко, ненавязчиво, чтобы не вызвать у ребенка негативного отношения к своим воз­можностям и упражнению.

Каждая из изображенных ситуаций неоднозначна, и опи­сать ее можно по-разному. Это дает возможность использовать картинки многократно, до определенного момента. В дальней­шем подберите новые, взяв их из журналов, книг и т.п.

На каждом занятии достаточно использовать 2-3 картинки.

 

 

«Бегут, плывут, летят...»

Наглядный материал к игре помещен на листе № 22. Разрезав его согласно разметке, вы получите две серии по 10 кружков («зеленую» и «голубую») и 8 геометрических фигур, из которых составляется квадрат. Сложите их в конверт.

Разложите перед малышом игровой набор. Покажите, какиз деталей собрать квадрат, и дайте потренировать­ся ребенку. Попросите малыша назвать изображенное на кружках. Обратите его внимание на то, что все персонажи картинок нарисованы в действии: собака бежит, корабль плывет, колокольчик звенит и т.д.

Теперь возьмите какой-либо кружок. Положите отдельно. Еще раз проговорите, какое действие он обозначает, и пред­ложите ребенку подобрать другие слова, которые также могли бы «выполнять» это действие. За каждое правильно найденное слово к кружку добавляется один элемент ква­драта до тех пор, пока он не будет собран.

Ниже даны названия картинок и, в качестве примера, несколько слов к ним. В дальнейшем придумайте и на­рисуйте новые картинки, используя для этого пустой кружок.

Независимо от возраста ребенка, начните играть с «зе­леной» серии кружков и постепенно перейдите к «голу­бой», более сложной.

 

Названия картинок.

І. «Зеленая» серия.

1. «Бежит собака».

Бежать могут: человек, олень, ручей и т.д.

2. «Плывет корабль».

Плыть могут: облака, рыба, бревно и т.д.

3. «Падает снег».

Падать могут: листья, человек, стакан со стола и т.д.

4.«Летит ласточка».

Лететь могут: самолет, орел, воздушный змей и т.д.

5. «Висит груша».

Висеть могут: лампочка, яблоко, картина и т.д.

6. «Лежит кошка».

Лежать могут: книга на столе, мальчик на диване, ко­шелек в сумке и т.д. 7.«Стоит дом».

Стоять могут: забор, девочка, автобус и т.д.

8. «Прыгает лягушка».

Прыгать могут: заяц, спортсмен, мячик и т.д.

9. «Пахнет цветок».

Пахнуть могут: торт, краска, арбуз и т.д.

10. «Блестит кольцо».

Блестеть могут: капля воды, звезды, новогодние игруш­ки и т.д.

 

ІІ. «Голубая серия».

1. «Колется иголка».

Колючими могут быть: ежик, роза, шарф и т.д.

2. «Сыпется сахар».

Сыпаться могут: крупа, песок, конфеты и т.д.

3. «Звенит колокольчик».

Звенеть могут: звонок, ключи на связке, трамвай и т.д.

4. «Качаются качели».

Качаться могут: дерево, ветки, маятник и т.д.

5. «Открываются двери».

Открываться могут: чемодан, книга, окно и т.д.

6. «Складывается пирамида».

Складываться могут: вещи, карандаши в коробку, мо­заика и т.д.

7. «Шуршат листья».

Шуршать могут: газета, сено, ежик в саду и т.д.

8. «Цепляется колючка».

Цепляться могут: обезьяна за ветку, полотенце на крю­чок, прицеп к машине и т.д.

9. «Светит фонарик».

Светить могут: солнце, лампочка, свеча и т.д.

10. «Кружится ветер».

Кружиться могут: птицы, пыль, листья и т.д.

 

 


___Это упражнение можно сравнить со своеобразным кон­структором, где деталями служат слова. Малыш мысленно перебирает детали-слова, соединяя их друг с другом, пока не найдет взаимное соответствие. Для этого нужно время. Поэтому старайтесь не торопить его, но и не подсказывайте. В случае необходимости, соберите 1-2 квадрата, называя слова по очереди.

Следите за самочувствием ребенка. Усталость и потеря интереса к игре — сигнал к смене деятельности.

Клячики»

Упражнение рассчитано на детей старше 5-ти лет, но может быть предложено и младшим детям.

Игровой комплект состоит из карты страны Противополож­ностей (лист № 23) и тридцати черных и белых кружков (лист № 27), которые вам нужно вырезать и сложить в конверт.

На столе или на ковре расположите карту страны Противоположностей и кружки (по десять каждого цвета). Рассмотрите ее вместе с ребенком. Спросите, как он думает, почему она так называется. Предложите поискать на карте и назвать «противоположности»: высокий — низкий, длин­ная — короткая и т.д.

«В стране Противоположностей живут необычные существа Клячики. Они милые и симпатичные, но очень рассеянные, и часто теряют свои черно-белые шубки. Хочешь помочь им отыскать одежду? Тогда смотри и слушай, что нужно делать!

Я беру черный кружок, кладу его Клячику (любому) и на­зываю слово, например, «горячо». Половина шубки есть. Что­бы «найти» и положить вторую половину (белый кружок), ты должен подобрать к слову «горячо» слово с противопо­ложным значением. Подумай, какое это слово?

Умница! Это слово «холодно». Один Клячик у нас одет. Теперь я кладу черный кружок другому Клячику. Называю слово «тяжелый», а ты слово?., и кладешь белый кружок. Наша задача одеть всех Клячиков».

Ниже даны пары слов с противоположным значением. Ис­пользуйте их попорядку, независимо от возраста ребенка.

С данным списком можно сыграть дважды. Сначала вы назы­ваете первые слова в паре. Затем, дойдя до конца, начните зано­во, но называйте уже второе слово в паре. В дальнейшем попро­буйте дополнить список, придумав свои «противоположности». Пары слов:


1. Громко — тихо.

2.Горячо — холодно.

3. Добрый — злой.

4. Высокий — низкий.

5. Сильный — слабый.

6. Толстый — худой.

7. Длинный — короткий.

8. Черный — белый.

9. Мокрый — сухой.

 

10. Грязный — чистый.

11. Мягкий — твердый.

12. Тяжелый — легкий.

13. Голый — одетый.

14. Грустный — веселый.

15. Плакать — смеяться.

16. Кривой — прямой.

17. Волосатый — лысый.

18. Острый — тупой.

19. Новый — старый.

20. Темный — светлый.

21. Пустой — полный.

22. Утро — вечер.

23. Храбрый — трусливый.

24. Узкий — широкий.

25. Говорить — молчать.

26. Шершавый — гладкий.

27. Одеться — раздеться.

28. Лето — зима.

29. Много — мало.

30. Глупый — умный.

31. Открыть — закрыть.

32. Кислый — сладкий.

33. Больной — здоровый.

34. Первый — последний.

35. Налить — вылить.

36. Трудный (путь) — легкий.

37. Похвалить — поругать.

38. Начало — конец.

39. Быстро — медленно.

40. Выиграть — проиграть.

41. Далеко — близко.

42. Потерять — найти.

43. Поймать — отпустить.

44. День — ночь.

45. Вход — выход.

46. Включить — выключить.

47. Зажечь — потушить.

48. Часто — редко.

49. Застегнуть — расстегнуть.

50. Вопрос — ответ.

51. Голодный — сытый.

52. Забыть — вспомнить.

53. Загадка — отгадка.

54. Ушел — пришел.

55. Подняться — опуститься.

56. Левый — правый.

57. Сложный — простой.

58. Проснуться — заснуть.

59. Закопать — выкопать.

60. Небо — земля.

61. Убежать — прибежать.

62. Обрадоваться — огорчиться.

63. Огонь — лед.

64. Интересно — скучно.

65. Поздороваться — попрощаться.

66. Молодой — старый.

67. Пришить — оторвать.

68. Верх — низ.

69. Стоять — лежать.

70. Испачкать (одежду) — постирать.

71. Забежать — выбежать.

72. Глубоко — мелко.

73. Согнуть — выпрямить.

74. Прилепить — отлепить.

75. Причесать — разлохматить.

76. Весна — осень.

77. Впереди — сзади.

78. Друг — враг.

79. Потолок — пол.

80. Сломать — починить.

81. Крыша — подвал.

82. Нарисовать — стереть.

83. Ветки - корни.

84. Гора - яма.

85. Уехать — приехать.

86. Лицо — затылок.

87. Купить — продать.

88. Клюв - хвост.

89. Будущее — прошлое.

90. Пятка — носок.

91. Разрезать (ткань) — сшить.

92. Забрать — отдать.

93. Повесить — снять.

94. Нагреть — остудить.

95. Родной — чужой.

 

96. Кричать — шептать.

97. Спина — грудь, живот.

98. Лужа — море, океан.

99. Порядок — беспорядок.

 

100. Двоечник — отличник.

101. Вчера — завтра.

102. Голова — ноги.

103. Любовь — ненависть.

104. Вкрутить — выкрутить.

105. Внутри — снаружи.

106. Дикий — домашний.

107. Урок — перемена.

108. Мутный — прозрачный.

109. Взлететь — приземлиться.

110. Понедельник — воскресение.



    Значения некоторых слов нельзя назвать противопо­ложными в строгом смысле этого слова. Гора — яма, по­толок — пол, спина — грудь и др. — не являются антони­мами. Их противоположность становится понятной только тогда, когда эти слова образуют пару. Поэтому просите ребенка представить себе, например, птицу и подумать, что противоположно ее клюву (хвост).

На подбор нужного слова отведите столько времени, чтобы пауза не слишком затягивалась, но и не торопите малыша. Если слово пока не отыскивается, оставьте этого Клячика без второй половины шубки и перейдите к следу­ющему. Подсказок лучше избегать.

Продолжительность игры выберите, исходя из самочув­ствия ребенка и его реакции на упражнение.

 

 

Встретились однажды...»

 Игра рассчитана на детей старше 5 лет, но может быть предложена и младшим детям. В качестве игрового комплекта используйте карточки-картинки к упр. № 2 «Веселый Паровозик».

Разложите картинки цветной стороной вниз. Пере­мешайте. Возьмите семь любых и положите стопочкой «лицом» вниз возле себя. Это же попросите сделать ребен­ка. Тот, кто ходит первым, берет из своей стопки верхнюю карточку, переворачивает и кладет перед собой. Второй игрок подкладывает к ней свою верхнюю карточку тоже цветной стороной вверх.

Задача первого игрока — придумать ситуацию, которая могла бы произойти на самом деле и в которой участвовали бы оба изображенных предмета (растения, животных и т. д.). Если ему это удается, то обе карточки он забирает себе. Если нет — отдает партнеру. Затем выкладываются следующие картинки, и ситуацию пробует сочинить второй игрок и т.д. Выигрывает обладатель большего числа карточек.

Например (рис. 2):

«В автобусе ехала девочка и везла в сумке ананас» или «Возле клетки с обезьянкой стояли люди и наблюдали за ней. Вдруг она высунула лапу и сорвала у кого-то шапку».

Рис. 2


           

 

 

Число карточек в стопках может меняться (от 4 до 10 и более) в зависимости от возраста ребенка и его личност­ных особенностей (утомляемости, усидчивости и пр.).

После того, как малыш получит некоторый опыт в игре, добавьте условие: придумать ситуацию, связывающую кар­тинки, за определенное время. Выберите, каким оно будет сначала и постепенно уменьшайте.

Данное упражнение заставляет активно работать мышление и воображение ребенка. Однако направлено оно прежде всего на развитие речи, расширение словарного запаса. Поэтому ваши подсказки (в разумных пределах) и помощь в правильном построении фраз здесь вполне уместны.

Продолжительность игры выберите индивидуально.

«Новый год»

Упражнение рассчитано на детей старше 5 лет, но может быть предложено и младшим детям.

Игровое поле помещено на листе № 24. Вырежьте ново­годние игрушки (лист № 28) и сложите отдельно.

Проводите занятие за столом или на ковре.

 

Рассмотрите игровое поле и шары. Попросите малыша описать картинку, рассказать, что на ней изображено. За­тем возьмите каждый по 5 шаров одного цвета и положите возле себя. Остальные уберите, они будут запасными.

«Наступает Новый год в сказочном Лесу. Его жите­ли зверята готовятся к празднику и наряжают Елочку. Уже висят гирлянды, хлопушки, серпантин. Не хватает только замечательных новогодних шаров. Давай поможем зверятам развесить их. Но для этого нам нужно справиться с заданием. Слушай правила!

Я называю какой-нибудь предмет. Наша задача пред­ставить его, подумать и назвать действия, которые можно совершить с этим предметом. Например: телевизор. Его можно включить, сломать, купить, смотреть, переста­вить, починить, продать и т.д.»

За каждый правильный ответ вы вешаете на елку один шар. Чьих шаров окажется больше, тот и выиграл.

В игре участвуют не только предметы, а и животные, рас­тения, профессии, явления природы, транспортные средства и пр. Словом, любые существительные, к которым можно подобрать глаголы. Ниже дано несколько примеров.

1. Снег — падает,тает, кружится, летит, сверкает; из него лепят,его сгребают, стряхивают, утаптываюти т.д.

2. Ветер — дует, шумит, свистит,кружится, наметает су­гробы, сбиваетс ног, поднимаетволны, надувает парус и т.д.

3. Врач — лечит, ставитградусник, выписывает рецепты, принимаетбольных, ходитна работу, спит, отдыхает и т.д.

4. Котенок— мяукает, играет, мурлыкает, умывается, прыгает, спит, царапаетсяи т.д.

5. Автомобиль — едет, тормозит,сигналит; его заправля­ютбензином, красят, ремонтируют,ставят в гараж и т.д.

 

 


Упражнение направлено на расширение словарного запаса ребенка, поэтому подсказки здесь допускаются и да­же нужны. Но только в том случае, если малыш, затратив определенное время на поиски подходящего глагола, дей­ствительно не может сам его найти.

Старайтесь подбирать такие глаголы, которые отра­жали бы специфические свойства предметов (растений, животных и т.д.). Скажем, и стул, и карандаш покупают в магазине, дарят, ломают.Но на стуле сидят, а каранда­шом рисуют.

Средняя продолжительность игры — 10 мин.

 

 

«Раз словечко, два словечко...»

Игра рассчитана на детей старше 5 лет, но может быть предложена и младшим детям. Предварительной подготовки не требуется.

 

 


В упражнении должно участвовать не менее двух игроков. Лучше, если их будет больше (4-8).

Цель игры — придумать по кругу общую историю или сказку. При этом каждый участник в свою очередь может добавить к рассказу только одно слово. Тому, кто начинает или заканчивает рассказывать историю разрешается ис­пользовать несколько слов.

Например: «Жил-был кот...» или «Однажды мама...».

Поскольку сюжет заранее не известен, а рождается по ходу действия, то истории получаются увлекательные, со множеством неожиданных поворотов и ситуаций.

Самое трудное для ребенка — привыкнуть к прави­лу — добавлять не более одного слова. Кроме того, ему нужно отказываться от своей версии развития сюжета и учи­тывать, что сказали предыдущие игроки. Поэтому малыш будет нуждаться в вашей эмоциональной поддержке. А вы­работанные в процессе игры навыки самоконтроля ему обя­зательно пригодятся, особенно в будущей школьной жизни. Средняя продолжительность игры — 10 мин.

«Тянем — потянем...»

Игра рассчитана на детей, умеющих читать. Вам по­надобится алфавит к упр. № 2 «Веселый Паровозик».

 


Сядьте с малышом за стол. Разложите перед собой алфавит цветной стороной вниз. Перемешайте. Возьмите наугад по три карточки. Переверните их и попробуйте сложить слово — каждый из своих букв. Если у кого-то из вас получилось, то ему засчитывается очко, а игра начина­ется заново. Если нет, то вы добавляете по одной карточке и вновь пытаетесь придумать слово. Затем, в случае обо­юдной неудачи, еще по одной — и так дальше, до тех пор, пока слово не будет составлено.

Может оказаться так, что удастся это обоим одновре­менно. Тогда очки делятся поровну. Выигрывает тот, кто сумеет сложить больше слов.

Обязательно заведите «игровой журнал», в котором ребенок будет записывать придуманные слова, свои и ваши (самостоятельно!).

При всей увлекательности, игра может оказаться для вашего малыша достаточно утомительной. Поэтому правиль­но выберите продолжительность занятий.

Учитывайте, что вы «сильнее» в игре, а ребенку тоже хо­чется выигрывать. Но учитывайте это незаметно для него.

.

«Хвостики»

Игра рассчитана на детей 6-ти лет, но может быть предложена и младшим детям. Наглядный материал поме­щен на листе № 25. Вырежьте согласно разметке Павлина и кружки — элементы его хвоста, сложите отдельно. Играть можно за столом или на ковре.


Сначала дайте ребенку время познакомиться с Пав­лином. Рассмотреть, поиграть. Покажите, как заполнить белые участки кружками.

«Ты, конечно, знаешь, что хвосты бывают у живот­ных, птиц, рыб. А в нашей игре «хвосты» есть у слов. Как это? А вот, слушай! «Хвостами» к какому-либо слову мы будем называть слова, тесно связанные с ним в повседневной жизни. Например, «хвостами» к слову автомобиль будут слова: пассажир, шофер, дорога, бензин и т.п. К слову зима: лыжи, снеговик, вьюга, мороз, шуба и т.п.

За каждый найденный «хвост» закрывай у Павлина один кружок. Твоя задача закрыть все пустые участки. Первое слово...»

На начальном этапе предлагайте более легкие слова, такие, как дом, зоопарк, магазин, лес, море и т.д. В даль­нейшем используйте более трудные: вечер, туча, злость, радость и т.д.

«Хвост» должен иметь к слову прямое отношение, но не общие с ним признаки. Скажем, автобус не может быть «хвостом» к автомобилю на основании того, что у обоих имеется руль или колеса.

Для того, чтобы ребенок лучше уяснил правила, сыграйте несколько раз по очереди.

Обязательно просите малыша объяснить выбор каждого слова. Если вы не согласны с тем или иным «хвостом», поясните, почему и предложите подумать еще. Но учиты­вайте, что «правильность-неправильность» здесь не всегда однозначна, поэтому, прежде чем вынести «вердикт», внимательно оцените то, что говорит малыш.

Некоторые слова могут иметь общие «хвосты».

Поскольку игра достаточно трудна, предлагайте ее ребенку в умеренных дозах. Следите за его самочувствием и вовремя заканчивайте занятие.

 

 

«Аквариум»


Упражнение рассчитано на детей, умеющих читать. Наглядный материал состоит из игрового поля (лист № 26) и комплекта рыбок (лист № 28), которых вы должны вы­резать и сложить в конверт.

Играйте за столом или на ковре.

Прежде чем начинать, дайте ребенку время рассмо­треть игровой набор, поделиться впечатлениями о нем, за­дать вопросы. После того, как этот интерес будет удовлетво­рен, сложите рыбок рядом с аквариумом и приступайте.

«В нашем замечательном аквариуме есть и морские звезды, и крабы, и даже затонувший корабль. А кого в нем нет? Конечно, рыбок! Вот сейчас мы их туда и запустим. Но для этого нужно выполнить задание. Слушай!

Я называю какое-нибудь слово, например, нос. Твоя задача придумать слова, начинающиеся на каждую букву данного слова, по порядку. Например: нога, окно, сосулька. За каждое слово в аквариум можно запустить одну рыбку.

Желаю удачи!»

Начните с коротких слов из 3-х букв. К более длинным переходите постепенно, только когда видите, что с пре­дыдущим уровнем ребенок справляется легко.

Слова с мягким или твердым знаками в игре не участвуют.

Игра поможет вашему малышу улучшить технику и увеличить скорость чтения. Кроме того, незаметно, он будет запоминать, как пишутся безударные гласные, т.е. осваивать грамматику языка. Чтобы активизировать этот процесс, исполь­зуйте намеренно больше таких слов, в которых слышится одна гласная, а пишется другая (сабака — собака, рика — река, мыламылои т.д.) и поправляйте ребенка, если он допуска­ет ошибку. Но введите это усложнение через некоторое время. Длительность занятий определите индивидуально.

«Буква за буквой»

Игра рассчитана на детей, умеющих читать. Пред­варительной подготовки не требуется.

В игре может участвовать вся семья. Предположим, играют четыре человека. Тот, кто начинает, называет бук­ву, например, «с». Следующий игрок придумывает в уме слово на эту букву, например, солнце.Вслух его не говорит, а называет только вторую букву — «о». Третий участник придумывает уже слово на две названные буквы, т.е. на «со...», например, сокол.Так же не говорит слова цели­ком, а называет третью букву — «к». Задача следующего становится труднее, ему нужно подобрать слово на «сок...». Допустим, это — сокровище. Тогда называется буква «р». Теперь вновь очередь первого игрока, и он придумывает слово на «сокр...». И так далее, пока не получится какое-либо слово или игроки не зайдут в тупик.

Если, как в нашем примере, в процессе игры образуется слово из трех букв (сок), участники решают: «строить» слово дальше или закончить круг и начать заново с другой буквы.

 


______ Для детей, которые еще не очень хорошо читают, дан­ное упражнение станет полезной тренировкой. Поиграйте с малышом в паре. Слова придумывайте намеренно такие, чтобы их легко можно было угадать, из 3-4 букв.

Учитывайте словарный запас ребенка.

Продолжительность игры выберите индивидуально.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!