Сонатно – симфонический цикл и его строение



Цикл – это ряд произведений, объединенных одним замыслом или одной тональностью.

 

Симфонический цикл состоит из 4-х частей, расположенных по принципу контраста:

I-я часть – сонатное аллегро (быстрая)

II-я часть – адажио (медленная)

III-я часть – менуэт или скерцо (танцевальная)

IV-я часть – финал (стремительная)

 

Сонатный цикл состоит из 3-х частей. I и II как у симфонии, а III часть –

финал.

 

Особое место в сонате и симфонии занимает I ч. – СОНАТНОЕ АЛЛЕГРО.

 

                                         Её строение:

I раздел - ЭКСПОЗИЦИЯ

Вступление (его может и не быть)

Главная партия (Г.П.) написана в основной тональности.

Связующая партия (С.П.) или связка. Она осуществляет переход к побочной партии.

Побочная партия (П.П.) обычно в тональности доминанты или параллельной тональности.

Заключительная партия (З.П.) завершает экспозицию.

Кодазавершает первую часть (встречается не всегда)

 

II раздел - РАЗРАБОТКА

В ней развиваются яркие мотивы из экспозиции. Проводятся по разным тональностям, регистрам, варьируются. В разработке обычно наступает КУЛЬМИНАЦИЯ (наивысшая точка напряжения), которая потом разрешается и приводит к III разделу.

 

III раздел - РЕПРИЗА

Здесь повторяется материал экспозиции, но все темы звучат в основной тональности.

 

Жанр песни. Использование народной песни в творчестве композиторов – классиков.

Жанр – это совокупность признаков, характерных для ряда музыкальных произведений.

 Песня – это самый распространенный музыкальный жанр - небольшое вокальное произведение (мелодия со словами), написанное в куплетной форме (запев и припев),

Существуют две основные группы песен: народные и авторские.

Народная песня – неиссякаемый источник, откуда берет начало русская классическая музыка. Многие композиторы учились у народа мелодизму.

 М.И. Глинка собирал и обрабатывал русские народные песни. Используя их интонации в своих романсах и операх «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила».

 Композиторы «Могучей кучки» делали то же самое. Особенно ярко рисовал народные сцены М.П. Мусоргский с помощью интонаций народных песен, а так же используя их, как цитаты (то есть в неизменённом виде). Например в опере «Борис Годунов» звучит народная песня «Как во городе было во Казани». Любил использовать народные песни и П.И. Чайковский. В 1-м концерте для фортепиано с оркестром звучит украинская народная песня «Выйди, выйди, Иваньку», а в 4-й симфонии – «Во поле берёза стояла».

М.А. Балакирев и А.К. Лядов делали обработки русских народных песен для фортепиано и оркестра.

 

Жанр оперы.

Опера – крупный синтетический жанр. В него вошли несколько видов искусства: музыка, литература (либретто – текст оперы), живопись (декорации, костюмы), хореография (танцы, пантомима), драматическое искусство (игра актёров на сцене).

Опера зародилась в Италии. Там же был построен первый оперный театр «Ля Скала».

В Италии опера разделилась на два направления:

Опера – SERIA (сериа) – серьёзная опера и комическая опера – BUFFA (буффа). Из Италии опера распространилась по странам Европы, в каждой из них обретая новые черты. Например, во Франции появилась ГРАНД-ОПЕРА (пышная опера), а в Германии опера ЗИНГШПИЛЬ (подобие оперетты, где есть разговорная речь), в России создателем классической оперы стал М.И. Глинка. Он дал начало двум ветвям – сказочной опере и исторической.

Примером оперы-сериа может служить «Аида» Верди, а оперы-буффа – «Севильский цирюльник» Россини, оперы-зингшпиля – «Мнимая простушка» Моцарта.

   Музыкальные номера оперы:

Увертюра – оркестровое вступление

Интродукция – оркестрово-хоровое вступление к опере

Ария – характеристика героя

Ариетта – маленькая ария

Ариозо - небольшая по размеру ария лирического характера

Дуэт – 2 голоса

Терцет – 3 голоса

Квартет – 4 голоса

Квинтет - 5 голосов

Хор – многоголосное исполнение

Опера делится на действия, а действия на картины.

В конце оперы обычно бывает финал – заключительный раздел.

 

 

Жанры инструментальной музыки.

Самый распространенный жанр инструментальной музыки – пьеса. Это небольшое музыкальное произведение, передающее какой-то образ или настроение.

Цикл – это несколько пьес или произведений, объединенных одним замыслом или одной тональностью.

Сюита - (последовательность, ряд) несколько пьес, объединенных одним сюжетом. Танцевальная сюита – это ряд танцев.

Концерт – крупное музыкальное произведение для солирующего инструмента и оркестра (роли инструмента и оркестра равнозначны).

Квартет – произведение камерного жанра (для небольшого зала). Его состав – 2 скрипки, альт и виолончель

Жанр балета.

Балет – сложный вид музыкально-драматического искусства. Его составные части: музыка, хореография (танцы, пантомима), литературный сценарий (либретто), художественное оформление (декорации, костюмы).

Искусство балерины и танцовщика – раскрыть в пантомиме и танце смысл происходящего на сцене, чувства и эмоции героев.

Декорации и костюмы создают атмосферу, в которой происходит действие.

Балеты бывают одноактными и многочастными.

Главная «пластическая речь» в балете – классический танец. В него входят движения, заимствованные из античной культуры.

Характерный танец – это изображение животных или использование движений из народных танцев.

Пантомима – рассказ мимикой и жестами.

В России великим реформатором балета стал П. И. Чайковский. Его «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» являются примером балета-симфонии.

Яркими балетами на мировой сцене стали: «Жизель» Адана, «Дон Кихот» Минкуса, «Петрушка» Стравинского, «Гаянэ» и «Спартак» Хачатуряна, «Кармен-сюита» Щедрина, «Ромео и Джульетта» и «Золушка» Прокофьева.

Много замечательных танцоров играли на сценах Большого и Мариинского театров. Среди них Галина Уланова, Анна Павлова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Марис Лиепа, Владимир Васильев, Лавровский и другие.

 

Жанр кантаты и оратории.

Оратория и кантата относятся к хоровому жанру.

Оратория подобна опере, но без действия на сцене. В ней есть сюжет, арии, речитативы, солисты, ансамбли, хор. Обычно в оратории повествуется о каких-то событиях.

Кантата – очень похожа на ораторию, но меньше по размеру. Много кантат и ораторий написал И.С. Бах на библейские сюжеты. Всемирно известны оратории Й. Гайдна «Времена года» и «Сотворение мира». Из современных наиболее известна кантата  С. Покофьева «Александр Невский».

Из композиторов XX века выделяются русские музыканты:

Родион Щедрин.Наряду с симфониями и ораториями он сочинял музыку к фильмам, пьесы для фортепиано, оперы и балеты. Наиболее известны его «Озорные частушки» для оркестра и балеты «Анна Каренина» и «Кармен-сюита».

Георгий Свиридов.Ученик Шостаковича. Хорошо известны его оратории на стихи Есенина, Маяковского, Блока «Памяти Сергея Есенина», «Пушкинский венок», «Патетическая», кантата «Курские песни».

Дмитрий Кабалевский. Композитор, который очень любил детей, работал с ними, писал для них. У него много музыки для кино, оперы «Кола Брюньон», «Семья Тараса», оперетта «Весна поёт», концерты для скрипки и фортепиано с оркестром, много фортепианных пьес и песен. Кабалевский разработал систему музыкального воспитания в школе.

Из известных музыкантов XX века стоит назвать так же Альберта Шнитке.

Его хоровые и симфонические произведения очень проникновенны.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 4931; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!