Буквенное обозначение тональностей

Nbsp;

Теория

1. Интервалы простые – сочетание 2х звуков. Простые интервалы в пределах октавы. Нижний звук – основание, верхний – вершина. Названия – латинский счет, обозначение – цифрами, которые показывают количество ступеней между основанием и вершиной.. Интервалы имеют тоновую и ступеневую величины: ч5 – 5 стеней, 3,5 тона (7 полутонов); б3 – 3 ступ, 2 тона, б7= 7 ступ, 11 п. Чистые интервалы: ч1, ч4, ч5, ч8. Малые и большие – все остальные. Мелодические интервалы – звуки поочередно, гармонические – одновременно. Гармонические интервалы делятся на диссонансы (резко звучащие: м2, б2, м7, б7), консонансы (согласно звучащие - все остальные).  

 

Интервал Обознач Колич ст Колич полут Звучание
Чист прима ч1 1 0 Повторение 1 звука
Малая секунда м2 2 1 Диссон, рядом, темно
Большая секунда б2 2 2 Диссон, рядом, светл
Малая терция м3 3 3 к/ф Бедная Настя
Большая терция б3 3 4 Чижик-пыжик
Чистая кварта ч4 4 5 Гимн
Чистая квинта ч5 5 7 По малину
Малая секста м6 6 8 Ровесники
Большая секста б6 6 9 В лесу родилась елоч
Малая септима м7 7 10 Диссон, широко, вниз
Больш септима б7 7 11 Диссон,широко,вверх
Чистая октава ч8 8 12 Повт зв через окт

 

2. Характерные интервалы – увеличенные и уменьшенные интервалы, которые образуются в гармоническом мажоре (VI ступень понижена) и гармоническом миноре (VII ступень повышена).

В гармоническом мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной ступени

 

Интерв Ступени Обращ Ступени
Ув2 VI* - VII Ум 7 VII- VI*
Ув4 VI* - II Ум 5  II- VI*
Ув5 VI* - III Ум 4 III -VI*

VI* - шестая пониженная ступень гармонического мажора

 

В гармоническом миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII пониженной ступени

 

Интерв Ступени Обращ Ступени
Ум 4 VII*- III Ув5 III- VII*
Ум 5 VII*- IV Ув4 IV -VII*
Ум 7 VII*- VI Ув2 VI -VII*

VII*- седьмая повышенная ступень гармонического минора.

 

Все характерные интервалы разрешаются по ладовому тяготению

 

 

3. Тритоны - интервалы, которые содержат три тона. Это ув4 и ум5.

В натуральном мажоре и гармоническом миноре (VII #) ув4 строится на IV, включая VII, разрешается в м6 в мажоре, б6 в миноре (III и I ступени). ум5 строится на VII, включая IV, разрешается в б3 в мажоре, м3 в миноре (I и III ступени).                                                                                                                                                         В гармоническом мажоре (VI b)и натуральном миноре ув 4 строится на VI, включая II ступень, разрешаются в б6 в мажоре, м6 в миноре. ум 5 строится на II, включая VI ступень разрешаются в м3 в мажоре, б3 в миноре.

 

  Интервал Разрешение Интервал Разрешение
1 пара Натуральный мажор Гармонический минор (VII #)        VII Ув 4 = IV м6 (мажор) б6  (минор)         IV Ум 5 = VII б3 (мажор) м3 (минор)
2 пара Гармонический мажор (VI b) Натуральный минор        II Ув 4 = VI б6  (мажор) м 6 (минор)        VI Ум 5 = II м3 (мажор) б3 (минор)

 

 

Обращение интервалов

Обращение – перемещение нижнего звука на октаву выше, или верхнего звука на октаву ниже. При           обращении интервалов основание переносится на октаву вверх, или вершина - на октаву вниз. Таким образом, основание становится вершиной, а вершина основанием. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые – в большие, большие – в малые, уменьшенные в увеличенные, Увеличенные в уменьшенные.

 

Интервал Его обращение
1 прима 8 октава
2 секунда 7 септима
3 терция 6 секста
4 кварта 5 квинта
5 квинта 4 кварта
6 секста 3 терция
7 септима 2 секунда
8 октава 1 прима

 

6. Составные интервалы – интервалы шире октавы. Образуются путем прибавления к октаве простых интервалов. Названия составных интервалов показывают количество ступеней, входящих в их состав. Как и простые интервалы, составные бывают чистые, малые и большие.

 

Название Количество ступеней Интервал через октаву
Нона 9 Секунда
Децима 10 Терция
Ундецима 11 Кварта
Дуодецима 12 Квинта
Терцдецима 13 Секста
Квартдецима 14 Септима
Квинтдецима 15 Октава

 

Виды мажора и минора

Строение натурального мажора: 2т, п, 3т, п.                                                                                                      Гармонический мажор -  понижается VI ступень.

Мелодический мажор вверх – натуральный, вниз понижаются VI, VII

Строение натурального минора: 1т, п, 2т, п, 2т.

В гармоническом виде повышается VIIступень.

В мелодическом виде вверх – повышается VI, VIIступени, вниз повышение отменяется.

 

Лады народной музыки

Кроме мажора и минора существуют особые семиступенные лады, которые используются в народной музыке.

Лидийский: по сравнению с нат маж 4 ступень повышается на полутон

Миксолидийский: по сравнению с нат маж 7 ступ понижается на полутон

Ионийский: полностью совпадает с натуральным мажором

Фригийский: по сравнению с нат минором понижается 2 ст на полeтон

Дорискийкий: по сравнению с нат минором 6 ст повышается на полутон                                             Эолийский: совпадает с натуральным минором

При построении ладов народной музыки знаки альтерации (повышения или понижения) пишутся как случайные рядом с нотами, тоника наверху не повторяется

 

15.Пентатоника – пятиступенный лад, построенный по интервалам б2, м3. В нем отсутствует м2 (полутоны).

Мажорная пентатоника – б2, б2, м3, б2. По сравнению с натуральным мажором отсутствуют IV, VII ступени

Минорная пентатоника – м3, б2, б2, м3. По сравнению с натуральным минором отсутствуют II, VI ступени.  

Главные трезвучия, их обращения – трезвучия, которые строятся на главных ступенях:

T53 – I , S53 - IV, D53 - V. Главными называются потому, что в мажоре эти трезвучия мажорные, в миноре – минорные.

В гармоническом миноре из-за повышения VII ступени d53 становится мажорным- D53.

В гармоническом мажоре из-за понижения VI ступени S53 становится минорным – s53.

Каждое трезвучие имеет 2 обращения: секстаккорд, квартсекстаккорд.  

 

     III       I T64 – V            VI     IV S64 – I           VII      V   D64 – II
       I       V T6 – III                IV         I        S6 - VI       V       II                                                                          D6 - VII
     V     III         T53 - I        I             VI S53 – IV       II      VII                                                                           D53 – V

 

Интервальный состав Б53, М53,Б6, М6,Б64,М64   

 

     б3 Б64 = ч4      м3 М64=ч4           
      ч4 Б6= м3                     ч4         М6 = б3
       м3 Б53=б3        б3 М53 =м3           

                        

7.Типы трезвучий:

 

Мажорное трезвучие         м3 Б53 = б3                   Минорное трезвучие       б3 М53 = м3
Увеличенное трезвучие           б3 УВ53 = б3 Уменьшенное трезвучие       м3 УМ53 = м3           

Увеличенное трезвучие:

 Интервальный состав б3+б3.                                                                                                             Строится в гармоническом мажоре на VI* ступени, в гармоническом миноре на III ступени, разрешается по ладовому тяготению.                                                                                                                                                                                                     

Интерв состав             Мажор Разрешение Минор Разрешение
         б3 Ув 53 = б3 III I     VI* (г в) Т 64 VII*(г в)    V    III    T6

Уменьшенное трезвучие:                                                                                                                          Интервальный состав: м3 + м3. Строится наVII ступени в натуральном мажоре и гармоническом миноре, на II ступени в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Разрешается по ладовому тяготению.

Интервальный состав              Мажор натур Минор гармонич Разрешение Мажор гармонич Минор натуральн Разрешение

          м3

Ум 53 = м3

IV

II

VII(*г в)

мажор б3       I  

  VI(*г↓)

IV

         II  

мажор м3         III 
минор м3       I   минор б3         III в

Буквенное обозначение тональностей

Ноты Обозначение   Исключения
До – С(це)          бемоль b es  
Ре -  D(дэ)          диез # is  
Ми –  E(e)        Мажор - dur         Миb - Es                                                                                                  
Фа -   F(эф Минор - moll         
Соль- G(гэ)          
Ля – А(а)              Ляb - As                                                                                    
Си -   H(ха)        Сиb - B

     

9.Квинтовый круг тональностей - последовательность тональностей, в которой количество знаков при ключе прибавляется по одному через интервал ч5.

В диезных тональностях количество знаков прибавляется через ч5 при движении вверх.

В бемольных тональностях количество знаков прибавляется через ч5при движении вниз.

Точкой отсчета мажорных тональностей является До мажор.

Точкой отсчета минорных тональностей является ля минор

 

7b 6b 5b 4b 3b 2b 1b 0 1# 2# 3# 4# 5# 6# 7#  
ДОb СОЛb РЕb ЛЯb МИb СИb ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ ФА# ДО#  
ляb миb сиb фа до соль ре ля ми си фа# до# соль# ре# ля#  

10.Модуляция, отклонение.Отклонение – временное появление новой тональности.

Модуляция – переход в новую тональность. В нотном тексте отклонение и модуляцию можно определить по наличию случайных знаков.

 

11. D7, обращения, разрешения. Септаккорд – аккорд из 4х звуков, расположенных по терциям. D7строится в натуральном мажоре и гармоническом миноре (VIIступ повышена) на V ступени, имеет 3 обращения: D65, D43, D2.     

Аккорд Ступени Интервальн состав Разрешение
D2 (секундаккорд)  II VII* V IV   м3 б3 б2 Т6 с удвоенной Т (III-V-I-I)
D43(терцквартаккорд VII* V IV II   б3 б2 м3 Полное развернутое Т 53 с удвоенной Т (I-III-V-I)                                                                                                                         
D65 (квинтсекстаккорд) V IV II VII*   б2 м3 м3 Т53 с удвоенной Т     (I-I-III-V)                                                                                                   
D7(септаккорд) IV II VII* V   м3 м3 б3 Неполное Т53 с утроенной Т       (I-I-I-III)                                                                                                              

Вводные септаккорды.

Септаккорд – аккорд из 4х звуков, рассоложенных по терциям.                                        Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Это малый вводный септаккорд – МVII7, уменьшенный вводный септаккорд -УмVII7.

 

Аккорд Ступени Интервальн состав Разрешение
МVII7 (малый вводный септаккорд, натуральный мажор) VII, II, IV, VI м3, м3, б3 Т53 с удв III ступ (I-III- III-V)
Ум VII7(уменьшенный вводный септаккорд, мажор гарм, минор гарм) VII, II, IV, VI* VII*, II, IV, VI   м3, м3, м3 Т53, t53 с удв III ступ (I-III- III-V)

 

Таблица аккордов

Ступени Т S D D7   Вводн
VII     D6 D65 Ум53 МVII7, Ум VII7
VI   S6        
V T64   D53 D7    
IV   S53   D2    
III T6          
II     D64 D43 Ум53 II7
I T53 S64        

Хроматическая гамма – гамма, построенная по полутонам

При построении хроматической гаммы б2 заполняются полутонами с помощью повышения ступеней при движении вверх, понижения ступеней при движении вниз (кроме III-IV, VII-I в мажоре; II-III, V-VI в миноре т. к. между ними - полутон).
Исключения:

- в мажоре вверх не повышается VI, вниз не понижается V;

-в миноре вверх не повышается I, вниз гамма переписывается, так же как и вверх.

Код всех исключений 651.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 464; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!