Печ. листов N 1. Роман, драма, поэмы, философия, теория: поэтика, живопись, музыка, театр: Россия, Зап. Европа, Америка, 30 репродукций. 9 страница



1 Из стихотворения "Песни, песни, о чем вы кричите?…". 2 Во "Вступлении" к сборнику "Стихи скандалиста" Есенин писал: "Я чувствую себя хозяином в русской поэзии и потому втаскиваю в поэтическую речь слова всех оттенков, нечистых слов нет. Есть только нечистые представления. Не на мне лежит конфуз от смелого произнесенного мной слова, а на читателе или на слушателе" (V,  204).

Н. А. ПАВЛОВИЧ

КАК СОЗДАВАЛСЯ КИНОСЦЕНАРИЙ "ЗОВУЩИЕ ЗОРИ"  Надежда Александровна Павлович (1895-1980) – поэтесса. Она начала свой литературный путь в одно время с Есениным, их стихи в 1914-1916 годах иногда печатались в одних и тех же московских журналах, в частности, в "Млечном Пути", "Заре" и т. п. Однако непосредственно соприкоснулись их пути только в 1918-1919 годах, когда Н. А. Павлович стала секретарем литературного отдела московского Пролеткульта. В то время Есенин испытывал известный интерес к деятельности Пролеткульта, бывал на собраниях, выступал с чтением стихотворений. Участвуя в пролеткультовских мероприятиях, Есенин вместе с тем не разделял основных теоретических постулатов этого движения, критически оценивал и творчество большинства писателей, примыкавших к нему. Рецензируя два сборника пролетарских писателей, он замечал, что их проза пока "еще не нашла своих путей, как поэзия" и что "дорога их в целом пока еще не намечена" (V,  197). Основные теоретики и вожди Пролеткульта, со своей стороны, непримиримо относились к Есенину, давали отрицательные оценки многим его произведениям. Есенин быстро отошел от Пролеткульта, сохранив, правда, дружеские отношения с рядом его участников – В. Т. Кирилловым, Н. Г. Полетаевым, М. П. Герасимовым и др. поэтами. Свидетельством его временной близости с группой поэтов-пролеткультовцев остались: "Кантата", написанная совместно с М. П. Герасимовым и С. А. Клычковым, и киносценарий "Зовущие зори", написанный вместе с М. П. Герасимовым. С. А. Клычковым и Н. А. Павлович. Подробнее об отношении Есенина к Пролеткульту см.: Коржан В. Есенин и Пролеткульт (1917-1920). – Сб. "Сергей Есенин. Проблемы творчества". М., 1978, с. 79-96. Воспоминания Н. А. Павлович были впервые напечатаны в сб. "Литературная Рязань. Литературно-художественный и публицистический альманах", кн. 2. Рязань, 1957, с. 301-304. Повторены в сб. Воспоминания, 1965  и Воспоминания. 1975.  По этому тексту они печатаются в наст. изд. Датируются по первой публикации.

1 Здесь и далее Н. А. Павлович цитирует (не всегда точно) киносценарий "Зовущие зори" (см. V,  237-251).

Л. В. НИКУЛИН

ПАМЯТИ ЕСЕНИНА  Лев Вениаминович Никулин (1891-1967) – писатель. Воспоминания впервые напечатаны в журн. "Дон", Ростов-на-Дону, 1957, N 4, с. 174-180. Включены в кн.: Hикулин Л. Люди и странствия. Воспоминания и встречи. М., 1962. С некоторыми уточнениями и поправками вошли в сб. Воспоминания, 1965,  по тексту которого печатаются в наст. изд. Датировано автором.

1 Из стихотворения О. Э. Мандельштама "Отчего душа так певуча…". 2 Названия сборников стихов М. М. Шкапской и Б. В. Смиренского, вышедших в 1922 г. 3 Из стихотворения "Я иду долиной. На затылке кепи…". 4 Из поэмы "Ленин".

А. Б. МАРИЕНГОФ

ВОСПОМИНАНИЯ О ЕСЕНИНЕ  Анатолий Борисович Мариенгоф (1897-1962) – поэт, один из основателей и теоретиков имажинизма. Он познакомился с Есениным в конце лета 1918 года, и поначалу между ними установились тесные дружеские отношения. В 1919-1921 годах они часто выступали вместе на различных вечерах, совместно организовали книжную лавку на Никитской, одно время даже жили вдвоем в Богословском переулке (ныне – ул. Москвина). Вдвоем они подписали один из имажинистских манифестов (см. V,  259- 260), собирались вместе писать монографии о Г. Б. Якулове и С. Т. Коненкове. В этот период Есенин посвятил А. Б. Мариенгофу стихотворение "Я последний поэт деревни…", поэму "Пугачев" и статью "Ключи Марии". Однако творчество обоих поэтов было и в те годы глубоко различным по своей природе. Паясничание и показной цинизм в стихах А. Б. Мариенгофа причудливо переплетались со строками вроде "Святость хлещем свистящей нагайкой" и призывами к массовому террору. Все это не имело ничего общего с творчеством Есенина. Об этом нередко говорили критики уже и в то время. Один из них даже писал: "Никакая каторга с ее железными цепями не укрепит и не свяжет этих заклятых врагов не на жизнь, а на смерть. Сам же Мариенгоф проводит резкую непереходимую черту между творчеством обоих мнимых друзей" (Львов-Рогачевский В. Л. Имажинизм и его образоносцы. М., 1921, с. 46). С течением времени несовместимость идейно-творческих установок поэтов давала себя знать все острее. И хотя статья Есенина "Быт и искусство", в которой он сделал резкий выпад против своих "собратьев"-имажинистов, была конкретно направлена в значительной мере против В. Г. Шершеневича, он явно имел в ней в виду и А. Б. Мариенгофа. Резко обострились их отношения после возвращения Есенина из-за рубежа. Отказываясь печататься в имажинистском журнале "Гостиница для путешествующих в прекрасном", Есенин презрительно именовал его "мариенгофским" (VI,  142). Полный разрыв в отношениях произошел летом 1924 года. В октябре 1925 года Есенин сам пришел к А. Б. Мариенгофу "мириться", было еще несколько эпизодических встреч, в декабре А. Б. Мариенгоф и его жена А. Б. Никритина навестили Есенина в клинике, но все это было лишь формальным примирением, дружеские отношения не восстановились. Впервые воспоминания А. Б. Мариенгофа о Есенине были опубликованы в 1926 году отдельным изданием в "Библиотеке "Огонька". Они были в целом благожелательно встречены критикой. Даже такой журнал, как "На литературном посту" (1926, N 7-8), отмечал, что воспоминания "написаны с большой нежностью и дают ряд интересных черт из жизни покойного поэта". Но в следующем, 1927 году появился "Роман без вранья", который был воспринят всеми знавшими Есенина как клевета на него. В 1950-е годы А. Б. Мариенгоф написал новые воспоминания "Роман с друзьями". Несколько вариантов этой рукописи хранится в различных архивах страны. Фрагменты были опубликованы в РЛ,  1964, N 4, и журн. "Октябрь", М., 1965, N 10, 11. В наст. изд. включены отрывки из кн.: Мариенгоф А. Воспоминания о Есенине. М., 1926. Печатаются по тексту этого издания с учетом исправлений, внесенных автором при включении соответствующих фрагментов в "Роман без вранья". Датируются по первой публикации.

1 Гимназический товарищ  - Г. Р. Колобов, в те годы – ответственный сотрудник Наркомата путей сообщения. А. Б. Мариенгоф зашифровал в воспоминаниях его подлинное имя под псевдонимом "Михаил Молабух" или дружеским прозвищем "Почем-Соль". 2 Перечислены отдельные темы, которые Есенин развивал в статье "Ключи Марии". 3 "Утлым суденышком" А. Б. Мариенгоф называет книжный магазин на Большой Никитской (ныне – ул. Герцена), который был им и Есениным создан на кооперативных началах в 1919 г. "В первые годы революции, – вспоминал Н. С. Ашукин, – когда было открыто несколько книжных лавок на кооперативных началах, Д. С. ‹Айзенштат› организовал книжную лавку поэтов-имажинистов на Большой Никитской. Пайщиками лавки были Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф и А. М. Кожебаткин, но душой всего дела был Д. С. В эту пору у Д. С. установились дружеские отношения с Сергеем Есениным. Памятью этих отношений являются надписи, сделанные Есениным на книгах своих стихов, подаренных им Д. С. в 1921 году. На книге "Сельский часослов" написано: "Давиду Самойловичу Айзенштату на добрую память С. Есенин".  На книге "Исповедь хулигана": "Дорогому Давиду Самойловичу. Доброй няненьке с любовью С. Есенин"  (сб. "Книга", кн. 46. М., 1983, с. 138). 4 Рассказ об этом эпизоде содержался в утраченной ныне рукописи первой автобиографии Есенина. Видевший эту рукопись журналист свидетельствует, что при публикации было "пропущено описание того, как к Есенину пришли гости и так как не было щепок, то самовар поставили, расколов для этого две иконы, и "мой друг не мог пить этого чая" ("Литературное приложение" N 11 к газ. "Накануне", Берлин, 1922, 30 июля). См. также примеч. 1 к воспоминаниям И. И. Старцева. 5 Из стихотворения "В том краю, где желтая крапива…". 6 Из стихотворения "Хорошо под осеннюю свежесть…". Стихотворение датировано автором не 1919-м, а 1918 г. 7 В Харьков Есенин вместе с А. Б. Мариенгофом и А. М. Сахаровым выехал 23 марта 1920 г. и вернулся в Москву в середине апреля. 8 Из письма к Л. И. Повицкому 1919 г. В письме Есенин приводит (с неточностями) отрывок из поэмы А. Е. Крученых "Пустынники". 9 Евгения Исааковна Лившиц, ее сестра Маргарита Исааковна и их подруги. 10 Шуточное прозвище Есенина. А. Б. Мариенгоф рассказывает, что художник Дид Ладо читал доклад и "карандашом доказывал сходство всех имажинистов с лошадьми: Есенин – Вятка, Шершеневич – Орловский, я – Гунтер". 11 Другую версию возникновения этого стихотворения приводит в своих воспоминаниях Л. И. Повицкий. 12 На Кавказ Есенин вместе с А. Б. Мариенгофом выехал около 5 июля 1920 г. С 8-11 июля до 5 августа они были в Ростове-на-Дону. Затем выехали в Пятигорск и Кисловодск и оттуда отправились в Баку. В Москву Есенин вернулся в первой половине (до 19) сентября. 13 Эта встреча Есенина и А. Дункан состоялась, видимо, 3 октября 1921 г. "Сегодня год, как он увидел А.", – записала в своем дневнике Г. А. Бениславская 3 октября 1922 г. 14 В "Романе без вранья" А. Б. Мариенгоф рассказывает, что этот обмен стихотворениями состоялся за три дня до вылета Есенина и А. Дункан в Германию, т. е. не 10-го, а 7 мая 1922 г. В этот день А. Б. Мариенгоф и А. Б. Никритина уезжали на Кавказ.

РЮРИК ИВНЕВ

О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ  Рюрик Ивнев (псевдоним Михаила Александровича Ковалева; 1891-1981) – поэт, прозаик и переводчик. Выступал в печати с 1909 года. В предреволюционные годы примыкал к литературной группе эгофутуристов. В январе 1919 года его подпись появилась под "Декларацией" имажинистов – первым манифестом этой группы. Вскоре (в марте того же года) вышел из ее состава, вернулся в группу в декабре 1920 года и оставался ее членом вплоть до распада имажинистского объединения в 1927 году. Впервые воспоминания были опубликованы в сб. Воспоминания, 1926.  В 1964 году автор значительно их переработал. Отрывок этой новой редакции под заглавием "Московские встречи" был опубликован в сб. Воспоминания, 1965.  Полностью новая редакция воспоминаний была напечатана в журн. "Волга", 1967, N 5, с. 165-181. В наст. изд. воспоминания печатаются с сокращениями по тексту кн.: Ивнев Рюрик. Часы и голоса. М., Советская Россия, 1978, с. 144-201.

1 Считалось, что Р. Ивнев познакомился с Есениным 28 марта 1915 г. на том поэтическом вечере, о котором пишет в своих воспоминаниях В. С. Чернявский. Это как бы подтверждают и слова самого Р. Ивнева, указавшего, что знакомство произошло в Зале армии и флота, то есть именно там, где проходил данный вечер. Однако это не согласуется с датой, имеющейся на автографе стихотворения, которое Р. Ивнев подарил Есенину (см. примеч. 3). Очевидно, знакомство состоялось раньше 28 марта. 2 Так Р. Ивнев называет "подвал" К. Ю. Ляндау, о котором рассказывают В. С. Чернявский и М. В. Бабенчиков. 3 Р. Ивнев преподнес Есенину автограф своего стихотворения "Я тусклый, городской, больной…". Рукопись, переписанная на особой, плотной бумаге, озаглавлена "Сергею Александровичу Есенину". Под стихотворением дата 27 марта 1915 г. (ИМЛИ).  Начальная и конечная строфы этого стихотворения: Я тусклый, городской, больной, Изнеженный, продажный, черный. Тебя увидел и кругом Запахло молоком, весной, Травой густой, листвой узорной, Сосновым свежим ветерком. Пусть уничтоженный, больной, Весь в язвах и на костылях, Но я пойду на зов кликуш. Спаси меня своей весной, Веди меня в свои поля, В хлеба, в хор божьих, стройных душ. Они нашли явный отзвук в ответном послании Есенина. 4 Об этой встрече Р. Ивнев писал еще в 1921 г: "Помнишь, мы встретились на Невском, через несколько дней после февральской революции. Ты шел с Клюевым и еще с каким-то поэтом. Набросились на меня будто пьяные, широкочубые, страшные. Кололись злыми словами. Клюев шипел: "Наше время пришло". Я спросил: "Сережа, что с тобой?" Ты засмеялся. В голубых глазах твоих прыгали бесенята. Говорил что-то злое, а украдкой жал руку. ‹…› Я никогда не забуду этой мартовской петербургской оттепели. И тогда, и потом, и теперь ты возбуждал и возбуждаешь во мне самые разнообразные чувства" (Ивнев Р. Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича. Изд. "Имажинисты" [М., 1921], с. 8-9). 5 Автор имеет в виду "Декларацию" имажинистов – первое совместное заявление о характере образованного ими литературно-художественного объединения. Она была опубликована в журн. "Сирена", Воронеж, 1919, 30 января, N 4-5, и газ. "Советская страна", М., 1919, 10 февраля. 6 Речь идет о стихотворении "Радость, как плотвица быстрая…". Акростих Р. Ивнева "Сергею Есенину" ("Суровая жизнь – и все ж она…") см. в его кн. "Избранные стихи". М., 1965, с. 38. 7 Вышло всего четыре номера этой газеты – 27 января, 3,10, и 17 февраля 1919 г. В ней была напечатана не только "Декларация" имажинистов, но и целый ряд их поэтических произведений (в том числе "Магдалина" А. Б. Мариенгофа) и критических статей. Отстаивая правомерность возникновения имажинизма, Р. Ивнев писал, например, в этой газете: "Явление имажинистов слишком серьезно и слишком сильные его корни, чтобы плоды, которые ему суждено принести, пострадали от скороспелых выпадов впавших в заблуждение критиков… Груз прошлого и величие настоящего создали теорию образа как центра поэтического действа, и это, может быть, слабо, может быть, еще недостаточно полновесно выявил имажинизм!" (Ивнев Р. Литературное одичание. – Газ. "Советская страна". М., 1919, 17 февраля). Посвящение Р. Ивневу, с которым появился в "Советской стране" "Пантократор" Есенина, было при последующих перепечатках автором снято. 8 Это письмо было напечатано в "Известиях ВЦИК" не 12-го, а 16 марта 1919 г. В нем говорилось: "Уважаемый товарищ редактор! Позвольте мне через посредство вашей газеты заявить о моем выходе из литературной группы "имажинистов", вследствие моего полного несогласия с образом действий этой группы. Рюрик Ивнев.  Москва, 12 марта 1919 г.". Раньше, в другой статье, Р. Ивнев писал: "…я не могу, однако, отнестись одобрительно к хаотическим уклонам левого крыла имажинистов в лице молодого поэта А. Мариенгофа и отчасти неугомонного Вадима Шершеневича…" (газ. "Советская страна". М., 1919, 17 февраля). 9 Есенин и А. Б. Мариенгоф жили тогда не в Козицком, а в расположенном поблизости Богословском переулке (ныне – ул. Москвина). 10 См. примеч. 22 к воспоминаниям И. В. Грузинова. 11 Это обращение Р. Ивнева под заглавием "Открытое письмо Сергею Есенину и Анатолию Мариенгофу" было напечатано в сб. "Имажинисты". 1921. Вот его текст: "Дорогие Сережа и Толя! Причины, заставившие меня уйти от вас в 1919 году, ныне отпали. Я снова с вами. Рюрик Ивнев.  Кисловка. 3 декабря 1920. Москва". 12 Вечер состоялся в Большом зале консерватории 6 декабря 1920 г. 13 Вечер состоялся не 24, а 21 августа 1923 г. В газетной информации сообщалось: "Во вторник, 21 августа в Политехническом музее состоится первое выступление Сергея Есенина по возвращению из-за границы. В программе: "Впечатления о литературе, театре и живописи в Америке и Европе"; новые стихи "Берлин – Милан – Париж – Нью-Йорк". В вечере участвуют также поэты Грузинов, Ивнев, Мариенгоф, Ройзман, Шершеневич и Эрдман" (газ. "Известия ВЦИК". М., 1923, 21 августа). В отчете говорилось: "Доклад" С. Есенина на вечере 21 августа в переполненной аудитории Политехнического музея – впечатления о заграничной поездке, – по существу, не являлся докладом, а беседой на разные темы. Нужно отметить, что меньше было впечатлений, а больше раздражений по поводу "Лефа". Увы, это раздражение и полемические выпады покоились не на критической базе, а на шатком фундаменте поэтической конкуренции… Но все же по докладу можно признать, что поездка произвела сдвиг в мироощущении поэта… После доклада поэт читал свои последние стихи… Необходимо отметить, что в первом цикле – "Москва кабацкая" -…чувствуется новая большая струя в поэзии Есенина. Сила языка и образа оставляет за собой далеко позади родственную ему по романтизму поэзию Блока. Следующие стихи "Страна негодяев" относятся еще к старым работам и слабее первых" ("Известия ВЦИК". М., 1923, 23 августа). 14 В вышедшем в начале 1924 г. третьем номере журнала "Гостиница для путешествующих в прекрасном" (М., 1924, N 1‹3›) под общим заглавием "Москва кабацкая" были напечатаны стихотворения Есенина "Да! Теперь решено. Без возврата…", "Мне осталась одна забава…" и "Я усталым таким еще не был…". 15 В "больнице на Полянке" Есенин, как сообщает Г. А. Бениславская, лечился с 17 декабря 1923 г. до конца января 1924 г. В первой редакции своих воспоминаний Р. Ивнев несколько иначе рассказывал об обстоятельствах этой встречи с Есениным: "…готовился N 3 журнала имажинистов "Гостиница для путешествующих в прекрасном". После долгих колебаний Есенин дал туда свою "Москву кабацкую". Но уже в четвертом номере того же журнала Есенин не согласился печататься. Я ездил к нему "выяснить его позиции" на Полянку. Он лежал там в каком-то санатории… Я пытался выяснить его отношение к имажинизму и к работе в группе… В этом разговоре он мне прямо сказал, что ему не по пути с "имажинизмом в том виде, в каком он теперь" (сб. Воспоминания, 1926,  с. 30-31). 16 Р. Ивнев имеет в виду следующее место из своих ранних воспоминаний: "Есенин был, несомненно, натурой исключительной. К нему нельзя было подходить с общей меркой. Он был очень умным, расчетливым, с "характером" и внутренне сухим. Многие чувства были ему совсем чужды, и то, что другие делали от сердца, он делал механически. Несмотря на это, в нем была какая-то "изюминка" очарования. Он производил обаятельное впечатление, и все, кто с ним встречались, хорошо это знают. Он же никого никогда не любил простой, согревающей человеческой любовью" (Воспоминания, 1926,  с. 33-34).

И. В. ГРУЗИНОВ

ЕСЕНИН С. ЕСЕНИН РАЗГОВАРИВАЕТ О ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ  Иван Васильевич Грузинов (1893-1942) – поэт, выступал в печати с 1912 года, в 1915-1926 годах выпустил ряд поэтических сборников ("Бубны боли", "Избяная Русь", "Малиновая шаль" и др.). Познакомился с Есениным в 1918 году, в 1919 году вошел в группу имажинистов. Пытался выступать как теоретик этой группы ("Имажинизма основное", М., 1921; ряд статей в журн. "Гостиница для путешествующих в прекрасном"), но никогда не играл главенствующей роли, признанными "теоретиками" имажинизма неизменно считались А. Б. Мариенгоф и В. Г. Шершеневич. Поэтическое творчество И. В. Грузинова тоже не очень вписывалось в имажинистские каноны. В августе 1924 г. вместе с Есениным подписал письмо в "Правду" о роспуске группы имажинистов "в доселе известном составе". В марте-апреле 1926 г. И. В. Грузинов написал воспоминания о Есенине для сборника, выходившего под редакцией И. В. Евдокимова в Госиздате, и в июне того же года существенно дополнил их другим очерком "С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве". В наст. изд. включены с сокращениями оба эти материала. Тексты печатаются по изданиям: первая часть – по сб. Воспоминания, 1926  (с проверкой по рукописи – ИМЛИ ),  вторая часть – по кн.: Грузинов Иван. С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве. М., книгоиздательство Всероссийского союза поэтов, 1926 (с проверкой по рукописи – ГЛМ ).


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!