Встреча с Гададхарой Пандитом



Вайшнавские святые

Сатьярадж_дас

 

Вступительное слово

Бхакти-чару Свами

 

Шри Чайтанья Махапрабху пришел в темную эпоху лицемерия и раздоров, чтобы раздавать людям любовь к Богу и научить людей самому возвышенному духовному методу освобождения из рабства материи и вознесения в духовный мир. Даже если человек не признает Шри Чайтанью Верховной Личностью Бога, познакомившись с Его жизнью и учением, он, без сомнения, проникнется глубоким почтением по отношению к величайшему из тех, кого когда-либо видел мир.

Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада не только познакомил людей за пределами Индии с личностью Шри Чайтаньи Махапрабху и Его учением, но и убедил тысячи искренних душ стать Его верными последователями. Сам Шрила Прабхупада проповедовал славу Господа через свои книги. Мировая история не знала другого писателя, создавшего за такое короткое время столько философских произведений (около 80 томов за 10 лет). Он знал, что в этом веке печатное слово будет наилучшим средством проповеди духовного послания Шри Чайтаньи. Поэтому он просил своих последователей распространять его книги, а также писать книги самим.

Сатьярадж дас (Стивен Роузен) всем сердцем принял это наставление и посвятил свою жизнь описанию Верховной Личности Бога и Его преданных слуг. “Жизнь святых вайшнавов: Шринивас, Нараттам и Шьямананда” является естественным продолжением двух предыдущих работ автора: книг “Духовное возрождение Индии. Жизнь и эпоха Господа Чайтаньи” и “Шесть Госвами Вриндавана”. Все три книги содержат описание сокровенного учения Шри Чайтаньи.

Шри Чайтанья Махапрабху пришел на землю, чтобы одарить каждого, начиная от возвышенных святых и кончая самыми опустившимися грешниками, бесценным сокровищем духовного мира. Хотя Он и стал основателем самой яркой и могущественной философии, Он не оставил после себя ни одного произведения, за исключением “Шикшаштакам” - восьми стихов на санскрите, в которых изложена суть Его учения. Госвами Вриндавана, Шри Рупа, Санатан, Рагхунатх дас, Рагхунатха Бхатта, Гопал Бхатта и Шри Джива, составили множество книг, разъясняющих учение Шри Чайтаньи Махапрабху и доказывающих их соответствие Ведическим писаниям. Лишь благодаря усилиям Госвами учение Шри Чайтаньи Махапрабху не кануло в Лету, а сохранилось и дошло до наших времен.

Деяния Верховной Личности Бога вовсе не случайны. Все, что делает Господь, происходит согласно Его божественной воле. Явление Госвами, сыгравших важную роль в Его играх, было частью Его божественного плана. То же можно сказать и о явлении Шриниваса, Нароттама и Шьямананды. Они первыми начали распространять книги Госвами Вриндавана об учении Шри Чайтаньи Махапрабху.

На духовном пути знание о предшествующих святых раскрывается их последователями. Верховная Личность Бога, Шри Кришна, пришел на землю в облике преданного, Шри Чайтаньи Махапрабху, тем самым раскрыв Свою собственную сущность. По милости Шести Госвами Вриндавана, можно узнать о Шри Чайтанье Махапрабху и Его учении, а по милости Шриниваса, Нароттама и Шьямананды можно узнать о Шести Госвами.

Работая над книгой, которую вы держите сейчас в руках, Сатьярадж Прабху глубоко исследовал жизнь этих трех светил вайшнавского мира. Главным источником информации для него служили древние писания Гаудия вайшнавов, в которых он тщательно искал цитаты и эпизоды, имеющие непосредственное отношение к теме книги. По этой причине данная книга представляет интерес не только для преданных Шри Кришны Чайтаньи, но и для широкого круга читателей.

Впрочем, некоторые эпизоды книги могут казаться противоречивыми. К примеру, Сатьярадж пишет, что Шринивас, Нароттам и Шьямананда следовали по пути Рагатмика бхакти, и духовные учителя раскрыли им их духовную сущность манджари. Может показаться, что это противоречит учению Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, однако, на самом деле, противоречия здесь нет. Рупануга Гаудия вайшнава сампрадая действительно следует по пути Рагатмика бхакти, но при этом Шрила Бхактисиддханта Сарасвати и Шрила Прабхупада утверждали, что для того, чтобы раскрыть духовную сущность своего ученика, духовный учитель должен сам находиться на чистом духовном уровне, а ученик должен быть достаточно зрелым в духовном отношении, чтобы осознать свою вечную сущность. Этот момент ясно освещается в книге Сатьяраджа в полном соответствии с философией нашей сампрадаи.

Ученик постигает свою духовную сущность и сущность своего духовного учителя во Вриндаване сразу же, как только он достигает определенного уровня духовного развития. Все это открывается в его сердце само собой с течением времени, подобно тому, как к сыну миллионера, законному наследнику состояния отца, с возрастом переходят все права на наследство.

Когда однажды один из учеников Шрилы Прабхупады попросил его раскрыть его “сиддха сварупу” (“духовную сущность”), Шрила Прабхупада ответил: “Тебе незачем беспокоиться о своей сварупе. Когда ты будешь готов, я лично приду к тебе и открою эту тайну”.

Шьямананда Прабху получил духовное посвящение от Хридоя Чайтаньи, принадлежащего к ученической последовательности Господа Нитьянанды. Хридой Чайтанья не раскрыл Шьямананде его духовную природу в момент посвящения, но позднее Сама Шримати Радхарани, явившись Шьямананде, открыла ему его тождество с Канака Манджари. Необходимо помнить, что духовный мир - это место, где царит абсолютная истина, и в нем нет места досужим выдумкам и ничем неоправданным фантазиям. Единственный способ узнать истину - вручить себя Господу и Его преданным.

В книга “Жизнь вайшнавских Святых” Сатьярадж сумел раскрыть славные деяния и неоценимые достижения трех весьма выдающихся ачарьев Гаудия вайшнавской сампрадаи. Мир должен узнать о деяниях таких личностей. Шрила А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада начал духовную революцию во всем мире, а Сатьярадж дас прекрасно помогает Его Божественной Милости, составляя биографии основных ачарьев Гаудия вайшнава сампрадаи.

События из жизни вечно освобожденных душ следует воспевать и слушать, ибо они способны принести благо и просветление каждому. Великие души на протяжении многих веков черпали огромное наслаждение, пересказывая эти истории. Следует также отметить, что иногда документальные повествования бывают намного увлекательнее обычной художественной литературы: рассказ о жизни Шриниваса, Нароттама и Шьямананды является ярким тому подтверждением. Итак, эта книга, рассказывающая о жизни трех выдающихся людей, способна принести мир, благоденствие и прилив духовной радости каждому, кто с ней соприкоснется.

Предисловие

Доктор Чарльз С.Дж. Уайт

 

· Доктор Чарльз С.Дж. Уайт является Председателем м Профессором Кафедры Философии и Религии Американского Университета в Вашингтоне.

 

Книга “Жизнь святых вайшнавов: Шриниваса Ачарьи, Нароттама даса Тхакура и Шьямананды Пандита” предоставляет читателю достоверную информацию о жизни великих святых вайшнавской религиозной традиции Гаудия. Работа Стивена Роузена посвещена Шринивасу, Нароттаму и Шьямананде, которые общались с Чайтаньей Махапрабху (основателем этой традиции).

Гуру господина Роузена, А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, в настоящее время является основным звеном ученической преемственности, соединяющей исторические корни Гаудия-вайшнавизма в Индии и его ветви на Западе в виде Международного Общества Сознания Кришны. Господин Роузен начал свою духовную практику, став членом ИСККОН, и по сей день продолжает следовать принципам и учению вайшнавов.

В связи с этим работа господина Роузена подчеркивает его личное духовное отношение к обсуждаемой теме и написана скорее с точки зрения “бхакти”, нежели в строгой научной манере. Приняв точку зрения автора, читатель может глубже проникнуть в сферу духовных ценностей этой сампрадаи. Помимо этого, книга представляет немалую ценность для всех, кто занят изучением индуизма и, в особенности, аспекта бхакти, поскольку господин Роузен представляет документальные факты исторического развития Гаудия-вайшнавизма в период его зарождения. Эту работу можно смело назвать уникальной по представлению высшего состояния вайшнавского мистицизма в настроении Сакхи-бхавы.

Примером этому может служить захватывающее описание медитативного транса Шриниваса, в котором он наблюдал, как Радха играет в воде со своими подругами, гопи. Погруженный в мистическое созерцание этой игры, он заметил, как украшение из носа Радхи (бесара) упало в воды Ямуны, пока Она и гопи плескались в воде. Шринивас в течение нескольких дней не мог вернуться в сознание, будучи полностью поглощенным поисками бесара Радхи. В конце концов, с помощью Рамачандры Кавираджа, другого возвышенного преданного, который погрузился в транс рядом со Шринивасом, обнаружил его в обществе Радхи и гопи и нашел бесар под листком лотоса.

В мистическом царстве Сакхи-бхава бхакти, Шринивас и Рамачандра Кавирадж объединяются в облике гопи Мани Манджари, близкой служанки Радхарани, состоящей с ней в дружеской расе. Понимание этого необычного сценария медитации чрезвычайно важно для проникновения в суть духовного процесса бхакти, представляющего собой совершенно иной аспект самоосознания, нежели индуистский мистический процесс достижения Ниргуна Брахмана или лишенного качеств Пуруши.

 

 

Введение

Господь Чайтанья Махапрабху произвел революцию в духовном и общественном мировоззрении людей Индии 16 века. До его явления большинство населения Индии постепенно отходило от исконной Ведической религии. Отступления брахманов от религиозных традиций стали обычным делом, росло количество последователей Тантрического Буддизма и других гетеродоксальных направлений индуизма, сельские местности наводнили поклонники Шакты и аскеты-авадхуты, среди ученых основным предметом изучения стала Нава-ньяя, новоизобретенная наука логики из Митхилы, ситуация обострялась также вследствие неутихающего антагонизма мусульман.

Посреди этого хаоса, Махапрабху возродил в людях их естественное влечение к духовности, открыв им до этого мало доступную Ведическую истину, гласившую, что святое имя Кришны является как средством, так и целью духовного просвещения. Жизнь и учение Махапрабху и духовное возрождение Индии в 16 веке и поныне остаются предметом изучения для многих писателей и ученых. Однако далеко не всем известно, что вскоре после того, как Махапрабху завершил свои игры на земле, Индию захлестнула вторая волна духовного возрождения, которая стала естественным результатом Его проповеди. Хотя Махапрабху распахнул двери сокровищницы, где хранилась любовь к Богу, а Шесть Госвами, написав свои книги, разлили эту любовь по сосудам, тем самым сделав ее еще более доступной, мир был бы все же не способен утолить ею свою жажду, если бы не три святых вайшнава, которые взяли эти сосуды и распространили их по всему Индийскому субконтиненту.

Шринивас, Нароттам и Шьямананда были подобны драгоценным камням, венчавшим корону Гаудия-вайшнавизма. С трудом верится в то, что до сих пор никто не описал жизнь этих троих выдающихся людей на английском языке. Хотя упоминания о них содержатся в работах Д.С.Сена, датированных 1930-м годом, эти упоминания довольно кратки и поверхностны. Более подробно о них писал только Рамаканта Чакраварти, но и его описание было весьма упрощенным и беглым. Такое молчание может вызвать только изумление, поскольку именно Шринивасу, Нароттаму и Шьямананде принадлежит заслуга за распространение послания Шри Чайтаньи по всем уголкам Индии, что, без сомнения, требовало колоссальных усилий.

В те времена (16-17 век) трансцендентное знание передавалось преимущественно путем устной проповеди, а также через проведение пышных фестивалей с пением, танцами и раздачей прасада (освященной вегетарианской пищи). Духовное обучение также происходило путем изучения священных писаний, написанных на пальмовых листах, под руководством истинного духовного учителя. Все трое наших героев отличались особым энтузиазмом и усердием во всех вышеописанных видах проповеди, и эти их качества были отмечены бенгальскими историками.

Однако истинное величие достижений Шриниваса, Нароттама и Шьямананды не было раскрыто полностью до тех пор, пока в 19 - начале 20 века Бхактивинода Тхакур и Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур начали распространять вайшнавскую философию с помощью современных устройств, таких как печатные станки. Продолжив их вдохновляющую миссию, Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада и его ученики с любовью донесли послание Чайтаньи Махапрабху до жителей всех городов и деревень мира, что стало возможным благодаря массовому распространению книг.

Феномен передачи духовного знания имеет долгую историю в вайшнавской традиции и занимает в ней весьма важное место. Издавна знание Упанишад постигалось у стоп совершенного учителя, Ведическое знание передавалось изустно от гуру к ученику. Впоследствии Ведические тексты начали переносить на пальмовые листы, правом изучать которые обладали только самые серьезные и искренние ученики. Истины, заключенные в этих текстах, были скрыты в сложных санскритских шлоках и, открывая их своим ученикам, гуру, фактически, открывали им доступ в духовный мир. Следуя этой вековой традиции, Чайтанья Махапрабху очень хотел, чтобы написанные его учениками, Госвами, книги о бхакти, раскрывающие недоступную сущность Ведических текстов, попали в руки всех, кто был готов их понять. Пионерами этой духовной миссии, впоследствии наводнившей весь мир, стали Шринивас, Нароттам и Шьямананда, которые организовали первую выездную группу санкиртаны.

Те из вас, кто знаком с вайшнавской средневековой литературой на бенгали, знают, что Шри Чайтанья Махапрабху в разное время предсказывал приход Шриниваса, Нароттама и Шьямананды, вдохновенно описывая тот ни с чем не сравнимый вклад, который внесет каждый из них в ход мировой религиозной истории. В этой миссии им содействовали другие великие вайшнавы: царь Бирхамбир, Рамачандра Кавирадж, Сантош Датта, Расик Мурари, Джахнава деви, Бирабхадра и многие другие. Тем не менее, наше повествование будет целиком посвящено, Нароттаму, Шринивасу и Шьямананде, поскольку их роль в этой миссии была наиболее значительной, что станет ясно в дальнейшем на страницах книги.

Не следует, однако, забывать о роли других вайшнавов. К примеру, Джахнава деви, супруга Нитьянанды Прабху и едва ли не самый уважаемый вайшнав того времени, сыграла роль инструмента в этой миссии, убедив Дживу Госвами в необходимости разослать книги о преданном служении из Вриндавана всем вайшнавам на восточном побережье Индии, включая Бенгалию и Ориссу. Именно благодаря Джахнаве деви, которая вдохновила вайшнавов на распространение духовной литературы, произошли наиболее яркие эпизоды в жизни Шриниваса, Нароттама и Шьямананды.

Исторический визит Джахнавы деви во Вриндаван и ее встреча с Дживой Госвами описаны в “Бхакти-ратнакаре”, “Нароттама-виласе” и “Према-виласе” - произведениях, на которые мы будем неоднократно ссылаться по ходу этой книги, а также в “Мурали-виласе” Раджбаллабхи Госвами. Но к этим работам мы опять же будем обращаться только если это непосредственно связано с нашими героями. В таких случаях, вместо того, чтобы ссылаться на многотомные труды, описывающие жизнь других возвышенных личностей, мы будем рассматривать только авторитетные произведения, построенные на описании жизни трех наших героев.

 

(1) Бхакти-ратнакара (“Океан преданности, полный сокровищ”)

Это, пожалуй, наиболее выдающееся и известное произведение о жизни Шриниваса, Нароттама и Шьямананды. Оно было написано в конце 18 века рукой Нарахари Чакраварти, который также был известен под именем Гханашьямы Даса. Он был сыном ученика Вишванатхи Чакраварти Тхакура, Джаганнатха Чакраварти. Нарахари принял духовное посвящение у Нарасингхи Чакраварти (ученика Бирбхадры). Он был также известен как хороший повар в храме Говиндадева во Вриндаване, где проходил обучение. Со временем Нарахари стал одним из наиболее выдающихся вайшнавских писателей своего времени. “Бхакти-ратнакара”, состоящая из 15 длинных глав (15019 стихов) и по сей день остается его самым значительным произведением. (1)

 

(2)”Нароттам-вилас” (“Игры Нароттама”).

 Эта книга, также написанная Нарахари Чакраварти, является продолжением объемной “Бхакти-ратнакары”. В ее 12 главах подробно описаны эпизоды из жизни Нароттама Тхакура. (2)

 

(3) “Према-вилас” (“Игры божественной любви”).

Эта книга была написана много раньше, чем две предыдущих, и вполне возможно, что Нитьянанда дас был непосредственным очевидцем многих событий, происходивших в жизни Шриниваса, Нароттама, Шьямананды. В юности Нитьянанду даса звали Баларам. Его, сироту, усыновила знаменитая Джахнава Деви, от которой он позже принял духовное посвящение и узнал о вайшнавской философии. Она взяла его с собой во Вриндаван, где попросила написать обо всех происходивших в то время событиях. Результатом его усилий стали 20 глав книги “Према-вилас”. (3)

 

Эти три книги на бенгали станут нашими основными источниками информации о жизни Шриниваса, Нароттама и Шьямананды. Кроме них, мы также обращались к другим ценным историческим источникам:

 

(4) Карнананда (“Блаженство для слуха”)

Ядунандан Тхакур, автор этой небольшой книги, состоящей из 7 глав, был учеником дочери Шриниваса, Хемалаты Тхакурани, хотя в некоторых источниках указывается, что он был учеником ее племянника, Субалчандры. Главным образом, эта книга посвящена описанию жизни Шриниваса, но наряду с этим также содержит ценную информацию о Нароттаме и Шьямананде. Из всех книг о жизни этих трех святых вайшнавов, историки, как правило, отдают предпочтение именно этой, вероятно, потому что повествование Ядунанданы Тхакура наиболее упорядочено и последовательно. Кроме того, судя по достаточно ранней дате написания книги, можно предположить, что ее автор был очевидцем многих описанных в ней событий. (4)

 

(5) “Анурага-балли” (“Коллекция духовных эмоций”).

Еще одна небольшая (из 8 глав) книга о жизни и времени Шриниваса Ачарьи. Автором ее является вайшнавский историк по имени Манохар дас, ученик Рамшарана Чаттараджа (одного из близких учеников Шриниваса). Эта книга содержит множество ярких подробностей, не упомянутых в других работах. Она была написана приблизительно в 1697 году, вскоре после того, как божественная троица святых завершила свои игры на этой земле.(5)

 

(6) Шьямананда Пракаш (“Воплощение Шьямананды”).

Эта апокрифическая работа была написана Кришна Чаран дасом и повествует о юношеских годах Шьямананды Пандита. По мнению некоторых историков, Кришна Чаран был правнуком Расикананды (главного ученика Шьямананды), но согласно более достоверной информации, он был учеником Радхамохана даса и духовным братом знаменитого Баладевы Видьябхушаны. Шьямананда Пракаш состоит из 16 глав (620 четверостиший на бенгали) и считается одной из немногих авторитетных книг, описывающих жизнь Шьямананды Пандита. (6)

 

Наша книга опирается главным образом на эти шесть произведений, и поскольку они лежат в основе всего, о чем пойдет речь, мы не будем цитировать их непосредственно. Вместо этого мы позволим повествованию течь плавно и гладко, ограничившись лишь сносками в конце страниц для пояснения научных или исторических моментов и для того, чтобы предоставить отдельные факты, необходимые для последующих научных исследований. Особое благо принесет эта книга преданным вайшнавам, открыв для них важный, но пока малоизвестный период вайшнавской истории, а также предоставив им возможность увидеть этот период глазами ученых-историков. С другой стороны эта книга представляет немалый интерес и для ученых, поскольку, несмотря на научный подход, позволяет им взглянуть на вайшнавскую традицию изнутри ее самой.

Как уже говорилось, основой той книги послужили шесть перечисленных выше произведений. Кроме них следует отметить еще ряд ценных источников, о которых речь пойдет немного позже. Сначала, однако, необходимо признать, что первые шесть источников не исключают некоторых неточностей. Как ученые, так и верные последователи вайшнавизма, выделяют ряд более поздних дописок и исторических неточностей во всех шести работах. Но даже такая серьезная проблема не перечеркивает значимости этих книг, поскольку читатель все равно может понять общий смысл и содержание благодаря серьезному сравнительному изучению всех критических очерков и книг на эту тему.

Причина возникновения подобной проблемы состоит в том, что писатели-вайшнавы в период с 16 по 19 век никогда не были историками в том смысле, который придают к этому слову на Западе. Иначе говоря, вместо того, чтобы строго придерживаться хронологической последовательности, они полностью сосредотачивались на описании предмета. Эта тенденция прослеживается даже в ранних Ведических текстах, таких как “Шримад-Бхагаватам”. В Бхагаватам может одновременно описываться свадьба героев, относящихся к разным поколениям - Кришны, Прадьюмны и Анируддхи, а об эпизодах, приведших к этим событиям, рассказывается в совершенно другой части “Бхагаватам”.

Другой такой пример можно обнаружить, когда Бхагаватам описывает уничтожение демонов: события, предшествующие смерти Паундраки, Двивиды, Джарасандхи, Шишупалы, Шалвы и Дантавакры, следуют одно за другим, хотя промежутки времени между смертью этих демонов на самом деле довольно продолжительны. Таким образом, в вайшнавской литературе нередко объединяются события, происходившие в разное время. Датам и хронологической последовательности происходящего уделяется второстепенное значение. Таково общее правило.

Существуют, однако, и более существенные признаки, в силу которых вайшнавские исторические произведения не отвечают нормам западной исторической летописи, и есть вполне обоснованные причины, по которым вайшнавские историки писали и продолжают писать свои книги по своему собственныму уникальному стандарту. Наиболее значительная причина состоит, пожалуй, в следующем: писатели-вайшнавы заинтересованы не столько в документальной точности фактов и образов - дат и хронологической последовательности событий, - сколько в сиддханте, или философских заключениях, и потому считают своим первостепенным долгом с наибольшей точностью передать бхаву, “настроение” определенной личности или исторического периода. Другими словами, уделяя достаточно внимания общепринятым методам исторического повествования и временной последовательности происходящего, они, в то же время, не придают этому первостепенного значения, стараясь полностью сосредоточиться на духовном содержании своей книги. По этой причине, такие незыблемые авторитеты, как Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, признавали, что эти книги могут часто содержать те или иные исторические неточности. Например, Шри Навина Кришнадаса во вступительном слове к “Бхакти-ратнакаре”, изданной Гаудия Матхом, приводит цитаты из писем Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (“Патрабали”, Вторая Кханда, стр 146). Тхакур говорит, что историческая ценность “Бхакти-ратнакары” является ati alpa, т.е. “очень незначительной”. Несмотря на это, Сарасвати Тхакур дал разрешение на издание этой книги, что означает, что в общем он принимал ее и отмечал при этом, что в отношении топографии (местности Вриндавана и Навадвипы), а также в том, что касается сиддханты, эта книга представляет немалую ценность. Более того, его отец и духовный наставник, Бхактивинода Тхакур, в своих поисках важнейших мест игр Шри Чайтаньи во многом опирался именно на “Бхакти-ратнакару”. Шрила Прабхупада также не раз обращался к “Бхакти-ратнакаре”, и ссылки на нее можно найти во многих его переводах и комментариях. Таким образом, несмотря на все проблемы с исторической датировкой, учителя вайшнавизма принимали авторитет этой книги.

Ее признают авторитетной и в ученых кругах. Д.С.Сен видел в “Бхакти-ратнакаре”, несмотря на ее недостатки, самую важную историческую книгу данного периода. Позднее, Б.Б.Маджумдар, один из величайших авторитетов традиции Гаудия этого века, согласился с этой точкой зрения, сказав: “Нарахари Чакраварти был точным историком, внимательным биографом и проявлял доскональную точность в описании районов Матхуры и Навадвипы. Нарахари Чакраварти приступил к работе над своей книгой более века спустя после ухода Шриниваса Ачарьи и Нароттама Тхакура и собирал данные об этих святых, полагаясь на рукописи тех времен и воспоминания, передававшиеся из поколения в поколение изустно. По этой причине его работа может содержать исторические ошибки. Однако аналогичным сомнениям могут быть подвергнуты любые другие исторические произведения, начиная от трудов Геродота и до работ Тарачанда”.

Итак, шесть основных источников, на которых основана эта книга, могут содержать некоторые неточности, однако, это нисколько не умаляет их ценности как единственных достоверных исторических свидетельств того времени, по крайней мере в том, что касается их духовного содержания (и, скорее всего, с исторической точки зрения в целом). Более того, сравнивая эти книги друг с другом и с другими историческими источниками, можно прийти к единству мнений, которое устранит все возможные сомнения относительно исторических несоответствий. И хотя отдельные цифры и данные все еще остаются под вопросом, совокупность событий и образов сложатся в совершенно ясную картину.

Например, в Према-виласе можно найти упоминание о том, что первой темой обсуждения для Шриниваса при дворе царя Бирхамбира были пять глав Шримад-Бхагаватам, описывающих танец раса, тогда как в Бхакти-ратнакаре говорится, что предметом его обсуждения была Бхрамара Гита (“Песнь шмеля”). Однако по мере того, как перед нами разворачивается история жизни Шриниваса, становится совершенно ясно, что тема его первой лекции при дворе царя никоим образом не отражается на основной истории его жизни и, в лучшем случае, ее следует считать незначительной подробностью.

И все же, желая определить истину, кроющуюся даже за самыми запутанными подробностями, мы обращались за помощью ко многим второстепенным источникам. На бенгали написано множество книг о жизни Шриниваса, Нароттама и Шьямананды, удачных как с научной, так и с вайшнавской точки зрения, и эта информация пополнила ту, что содержалась в шести изначальных источников. Однако в том, что касается философии, а также исторического понимания, главной основой моей работы были многочисленные тома духовной литературы, написанной Его Божественной Милостью, А.Ч.Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Книги, письма, записанные на пленку разговоры и подробные очерки Шрилы Прабхупады четко определили рамки и направления, в которых должно было происходить целостное изучение биографии Шриниваса, Нароттама и Шьямананды. Кроме этого, Шрила Прабхупада лично обсуждал деяния этих трех светил вайшнавизма, особенно в своих письмах и разговорах. Его взгляд на их учение замечательно отражен в переводах и комментариях к некоторым стихотворным произведениям Нароттама Тхакура, которые включены в приложение к этой книге.

Большинство редких текстов на санскрите и бенгали, необходимых для полного описания жизни Шриниваса, Нароттама и Шьямананды были предоставлены мне в Индии и за это (а также за их перевод) я бесконечно признателен Хена Басу и Бхарати Рою из Отделения Исследований вайшнавской Истории в Калькутте. Я также благодарен Шриватса Госвами, Киранаш дасу, Матхура дасу, Харидхам дасу, Даянанде и Нандарани, Ситале деви и другим преданным (перечисление которых заняло бы слишком много места) за то, что они поделились со мной знанием этих языков и духовных традиций. Кроме того, мне очень помогли мои близкие друзья и духовные братья: Брахмананда дас, Дашаратха Сута дас, Лочананда дас, Мригендра дас и, особенно, Ваясаки дас, которые улучшили качество этой книги, предлагая свои советы и редакторские замечания. Я также должен поблагодарить Его Святейшество Бхакти-чару Свами и доктора Чарльза Уайта за то, что они внимательно ознакомились с содержанием книги, предложили свою конструктивную критику и написали вступительные статьи, полные благожелательных и вдохновляющих слов.

 

 

1

Шринивас Ачарья

 

Шринивас Ачарья - один из наиболее выдающихся учителей среди поколения вайшнавов, непосредственно следовавшего за Шри Чайтаньей Махапрабху.

Его знают, в основном, как блестящего ученика Гопала Бхатты Госвами и Шри Дживы Госвами. Среди его заслуг можно отметить то, что он первым в истории Гаудия-вайшнавизма начал распространять книги, обратил в вайшнавизм царя Бирхамбира (могущественного царя Маллы из Вана Вишнупура), создал особый стиль киртана, известный под названием “Манохар Шой”, подробно разработал технику Манджари-садханы, а также стал одним из организаторов первого фестиваля Гаура пурнимы (дня явления Шри Чайтаньи), который был проведен в Кхетури вместе с Нароттамой Дасом, Шьяманандой и тысячами других вайшнавов.

Рассказ о Шринивасе мы начнем за несколько лет до его рождения у благочестивого брахмана Гангадхара Бхаттачарьи и его жены Лакшми-прии, живших в маленькой деревушке Чакханди на восточном берегу Ганги. Именно они должны были стать родителями Шриниваса. Однако до его рождения они, к своему несчастью, волею судьбы были бездетными в течение многих лет. Гангадхар был великим преданным Махапрабху и проводил много времени, слушая и пересказывая истории о великой Золотой Аватаре.

Это предсказанное воплощение Шри Шри Радхи и Кришны недавно появилось в Навадвипе, где Господь проводил свои игры с ближайшими спутниками. Гангадхар Бхаттачарья желал большего, чем просто обсуждать игры Господа, однако общественные условия и семейные узы позволяли ему лишь сосредоточиться на внутренней медитации в разлуке. Но к 1510 году его терпение иссякло, и он решил отправиться в Навадвип, чтобы увидеть своего Господа. Путь его лежал через Катву, которая находится милях в 7 от Чакханди. Придя туда, он услышал, что Нимай из Надии - сам Чайтанья Махапрабху, находился в той же деревне и принимал саньяс, отреченный образ жизни. “Что?!” - воскликнул Гангадхар, - “Зачем Господу принимать отреченный образ жизни? Эта аскеза существует специально для людей, подобных мне, чтобы мы могли преодолеть привязанность к этому миру. Но Шри Нимаю - Верховной Личности Бога - нет нужды жить суровой жизнью аскета”. Однако в то же время Гангадхар Бхаттачарья был чрезвычайно счастлив, ведь Махапрабху был так близко, и Гангадхар мог воочию увидеть своего Господа.

Подойдя к священному месту, где Шри Нимай принимал саньясу, Гангадхар увидел ближайших спутников Господа - Нитьянанду Прабху, Чандрашекхара Ачарью, Шри Мукунду Датта и многих других. Он увидел, как парикмахер Мадху Шил готовился обрезать прекрасные черные кудри Нимая. “Нет, пожалуйста, остановитесь!”, говорили собравшиеся люди. Они, как и Гангадхар, не могли представить, чтобы Господь вел отреченный образ жизни, да и не хотели они этого видеть. Даже Мадху, которому посчастливилось дотронуться до головы Господа, обрезал кудри Господа только из чувства долга, и все это время обливался слезами.

Мадху и все остальные прекрасно знали, что Господь уже все решил. Он хотел подать пример всему религиозному миру и подчеркнуть важность отречения. Они ничего не могли поделать.

Чайтанья Дас

Когда Кешава Бхарати, саньяса-гуру Господа, произнес новое имя Нимая - Шри Кришна Чайтанья - люди, стоявшие там, были в шоке: красавец Нимай действительно принимает саньясу. Они не могли поверить своим глазам, из которых ручьем лились слезы. Но дело было сделано. Цирюльник Мадху потерял сознание. Зачем он обрил голову Господу? Его как будто вела рука Господа, чтобы исполнить необъяснимое желание. Но что бы ни произошло, Нимай Пандит стал теперь саньяси по имени Чайтанья Махапрабху. Гангадхар был особенно растроган тем, что увидел. Он лишь повторял: “Чайтанья! Чайтанья! Чайтанья!” Его глаза с мольбой смотрели на всех собравшихся, словно пытаясь понять, что же произошло. Он, будто без сознания, продолжал повторять: “Чайтанья! Чайтанья!” Слова Кешава Бхарати снова и снова звучали у него в голове. Вскоре Гангадхар понял, что он уже громко взывает: “Чайтанья! Шри Кришна Чайтанья! Шри Кришна Чайтанья!” Каким-то образом трансцендентные печаль и радость смешались в особые духовные эмоции.

Гандгахар чуть не потерял рассудок от экстаза, когда, возвращаясь в Чакханди-грам, постоянно повторял: ”Шри Кришна Чайтанья! Шри Кришна Чайтанья! Чайтанья! Чайтанья!” Он рассказал своей жене о том, что произошло в Катве, и ее также охватил экстаз. Время шло, и их экстаз все усиливался. Вся Чакханди дивилась, видя перемены в Гангадхаре. За его полную и заразительную поглощенность именем Шри Чайтаньи его жена и жители Чакханди прозвали его Чайтанья Дас.

Путешествие в Пури.

Чайтанья Дас был одержим Шри Чайтаньей. Чтобы повидать Господа, он и его жена решили пойти в Джаганатх Пури, куда Господь отправился, приняв отреченный образ жизни. Когда супруги прибыли в Пури, они немедленно отправились к Шри Чайтанье и предались его лотосным стопам. Господь, проявив к ним особую милость, сказал:”Господь Джаганнатха очень доволен тем, что вы пришли сюда. Идите в храм и повидайтесь с Ним в образе божества. Лотосоокий Господь очень милостив, поэтому, пожалуйста, пойдите и повидайтесь с ним”. Следуя приказу Шри Чайтаньи, Чайтанья Дас и его жена вместе с Говиндой - личным слугой Махапрабху, быстро отправились в храм, где вознесли многочисленные молитвы лотосным стопам Господа Джаганатхи. По распоряжению Шри Чайтаньи счастливых супругов, которые обливались слезами божественной любви, проводили в роскошные апартаменты. Они провели несколько счастливых дней со Шри Чайтаньей в Джаганатха Пури. Однажды Махапрабху сказал своему слуге:”Говинда! Хотя Чайтанья Дас и его жена не сказали мне об этом, они хотели бы иметь ребенка. Они сказали это Господу Джаганатхе, от Которого Я не отличен. Их молитва была искренней, и Я знаю, что у них на уме. Желанное дитя скоро появится, и его назовут Шринивас. Он будет очень красивым мальчиком. Через Рупу и Санатана я проявлю бхакти-шастры, а распространяться все эти святые писания будут через Шриниваса. Пусть этот брахман и его жена немедленно возвращаются в Чакханди.

Появление Шриниваса

Супруги вернулись в Чакханди, и в назначенный срок у них родился прекрасный мальчик. Его назвали Шринивас. Точный год его рождения неизвестен, поскольку ни один из авторитетных источников не упоминает об этом. Тем не менее, существуют, по крайней мере, пять версий, датирующих его рождение между 1517 и 1585 годами. Поскольку Шринивас общался со многими близкими спутниками Господа Чайтаньи, особенно с Нарахари Саркаром, который жил в одно время с Махапрабху, но был старше его, не приходится сомневаться, что позднее он родиться не мог, так как Нарахари к тому времени уже скончался. Настоящая дата, видимо, находится где-то посредине, ближе к ранним датам, возможно, лет за 20 до ухода Махапрабху в 1534 году.

Ортодоксальная традиция говорит, что более реальны ранние даты рождения Шриниваса, так как он был старше и Нароттама и Шьямананды. Точные даты их рождения тоже неизвестны, но известно, что они родились приблизительно во время ухода Махапрабху. Более того, по мере развития истории жизни Шриниваса, становится ясно, что когда Махапрабху ушел, Шринивас был молодым человеком. Известно, что он родился в благоприятный день полнолуния в месяц Ваишакха (апрель-май), и что его родители были вне себя от радости в связи с рождением такого особенного сына.

Отец Лакшми-прии - Баларам Випра - был ученым-астрологом, и он сообщил счастливым родителям о том, что их сын является махапурушей, божественно уполномоченным человеком. В Бхакти-ратнакаре сказано, что узнал Баларам Випра: ”В день полной Луны в месяц Ваишакха в созвездии Рохини, когда все звезды заняли наиболее благоприятные места, Лакшми-прия, жена Чайтаньи Даса, родила сына, который станет великим преданным Чайтаньи Махапрабху”.

Тело мальчика было золотистого цвета и напоминало этим самого Господа Чайтанью. У него был длинный изящный нос, его красивые глаза походили на два огромных лотоса, грудь была широка, а руки достигали колен, как у Господа Чайтаньи. Все это описано в первых главах обоих произведений - Бхакти-ратнакары и Према-Виласы.

 

 

Его юность

 

Согласно обычаю, Чайтанья Дас и Лакшми-прия сразу же раздали пожертвования брахманам и насладились благословениями, которые те дали их ребенку. Чтобы все они сбылись, Лакшми-прия постоянно молилась, напевая на ухо ребенку Гаура-киртан. Мелодичные звуки молитв матери радовали Шриниваса, и вскоре он научился воспевать имена Чайтаньи Махапрабху, Радхи и Кришны. Скоро Шринивас, маленький месяц, вырос в сверкающий образ полной луны и стал известен как самый умный и самый красивый мальчик во всем Чакханди. Учителем его был известный Дхананджая Видьявачаспати, который научил его всем направлениям Ведического знания, включая религию, логику, поэзию, политику, грамматику, Аюрведу и другие хорошо известные науки того времени. Однако согласно 3 главе Према-Виласа, Дхананджая Видьявачаспати признавал, что ему нечему учить Шриниваса: “Этот мальчик знает больше, чем я могу даже надеяться когда-либо узнать”. Более того, Према-Вилас рассказывает, что во сне Шринивасу пришла Богиня знания и сказала, что она лично даст ему полные знания, и что особенно хорошо он овладеет святыми писаниями. Тем не менее, Шринивас стал лучшим учеником Дхананджаи Видьявачаспати, и им гордилась вся Чакханди. Ему не было равных. Все горожане любили его и считали драгоценным камнем своего города.

 

 

Нарахари Саркар Тхакур

 

Благодаря своей известности, Шринивас встретился с Нарахари Саркаром из близлежащего Шрикханда (Шрикханд и Чакханди находятся в районе Бурдван в Бенгалии), который был близким спутником Господа Чайтаньи. Будучи очень преданным Господу, Нарахари Саркар мог воспевать славу Чайтаньи Махапрабху в присутствии самого Махапрабху, хотя из-за своего смирения Господь никому не разрешал прославлять Его в Его присутствии. Такая милость Самого Прабху произвела на Шриниваса впечатление, и он принял Нарахари своим первым гуру. Согласно всем авторитетным источникам, встретив Нарахари Саркара, юный Шринивас начал проявлять признаки экстаза. Нарахари имел на него сильное влияние, давая ему духовные наставления и говоря о том, что он должен поехать в Пури, чтобы увидеть Шри Чайтанью Махапрабху.

Пока Шринивас собирался в Пури, его отец заболел и через 7 дней лихорадки ушел из этого смертного мира. Это было большим шоком для семьи, и Шринивас старался утешить свою мать. Тем временем всезнающий Махапрабху подготовил своих спутников к приходу Шриниваса:

Он написал Рупе, Санатане и Гопалу Бхатте, прося их вести Шриниваса в духовной жизни (Карнананда, гл.6). Шри Чайтанья также попросил Гададхара Пандита научить Шриниваса Бхагаватам по его прибытию в Джаганатх-Пури (Према-Вилас, гл. 4)

Нарахари Саркар посоветовал Шринивасу перевезти свою мать в Яджиграм, где жили, переехав из Чакханди, ее отец и братья. Нарахари настаивал, чтобы Шринивас отправлялся в Пури увидеть Шри Чайтанью. В это время Шринивас попросил Нарахари посвятить его в воспевании имени Кришны, но Нарахари ответил, что Махапрабху хотел, чтобы он принял посвящение от Гопала Бхатты Госвами.

 

 

Встреча с Гададхарой Пандитом

Все еще юный Шринивас отправился с другом в Пури, но, согласно Карнананде, во время своего путешествия узнал о безвременном уходе Шри Чайтаньи из этого мира. Впервые услышав эту ошеломляющую новость, он был готов расстаться с жизнью, предав свое тело огню.

Однако и Шри Чайтанья и Нитьянанда Прабху, который, согласно некоторым источникам, к тому времени также покинул этот мир, пришли к Шринивасу под предлогом “сновидения”. Фраза “шопна чалей” или “под предлогом сновидения” часто встречается в бенгальской литературе того периода и обычно означает “духовное видение”.

Несмотря на такие видения, Шринивас был убит горем. Он был на пути в храм Гопинатха в Пури, желая найти прибежище у Гададхара Пандита. Гададхар Пандит также испытывал сильнейшее чувство разлуки, и из его глаз ручьями текли слезы. Страдающий Шринивас с почтением склонился к лотосным стопам Шри Гададхара. Когда Гададхар услышал его имя, его настроение изменилось: “Я рад, что ты пришел. Прямо перед уходом Махапрабху приказал мне дать тебе уроки по Бхагаватам. Он знал, что однажды ты придешь в Пури и попросил меня рассказать тебе о Кришна-лиле”.

Хотя Гададхар Пандит и был рад тому, что может выполнить одно из последних желаний Махапрабху, его внезапно вновь охватило горе: “Я не могу преподавать тебе Бхагаватам сейчас, о юный Шринивас, потому что мой манускрипт невозможно прочесть из-за обильных слез, которые я пролил на его страницы”. Историк Д.С.Сен пишет что “манускрипт был в основном залит слезами Самого Чайтаньи”. Очевидно, Махапрабху отдал манускрипт Гададхару, но перед этим плакал над его страницами, читая о разлуке Радхи и Кришны.

Шринивас почтительно поднес манускрипт к голове и начал испытывать признаки экстаза. Тем не менее, книгу все еще невозможно было прочесть. Но ни Шри Гададхар, ни Шринивас не собирались отказываться от своей цели. Воля Махапрабху - чтобы Шринивас изучал Бхагаватам под руководством Гададхара Пандита - была для них законом.

Пытаясь исполнить это божественное предписание, Шри Гададхар послал письмо Нарахари Саркару в Бенгалию, прося его прислать еще один экземпляр Шримад Бхагаватам, который он мог бы затем преподать молодому, полному энтузиазма Шринивасу. Нарахари ответил, что у него есть еще один экземпляр, и что нужно немедленно отправить посыльного, чтобы забрать книгу.

По просьбе Гададхара, Шринивас сам отправился в Бенгалию получить Бхагаватам. Гададхар велел ему поторопиться, так как разлука с Махапрабху была для него невыносимой, и он не знал, как долго еще сможет оставаться в этом мире. Однако перед отъездом из Пури в Бенгалию, Шринивас исполнил свое сокровенное желание увидеть личных спутников Шри Чайтаньи, побывав в домах Рамананда Роя, Шикхи Махити, Сарвабхаумы Бхаттачарьи, Вакрешвара Пандита, Парамананды Пури, Гопинатха Ачарьи и многих других. Он также хотел посетить царя Пратапарудру, но, согласно Бхакти-ратнакаре, царь уехал, чтобы в уединении переживать уход Господа.

 

 

Шринивас как Гаура-Шакти

 

Видя Шриниваса, все великие личности в Пури вспоминали Шри Чайтанью. Наблюдая его сильную, не имеющую аналогов любовь к Богу, преданные понимали, что он был Гаура-Шакти, воплощением энергии Чайтаньи Махапрабху. Фактически Према-Вилас заключает, что Шринивас является воплощением экстаза Махапрабху. Ближайшие спутники Господа, естественно, видели это и сразу же понимали, что именно через Шриниваса вечное послание Шри Чайтаньи - послание ведической литературы - получит широкое распространение. Если Махапрабху открыл кладезь любви к Богу, а Госвами разлили этот нектар по кувшинам, то Шринивас должен был проследить, чтобы кувшины были доступны искренним душам. Понимая это, все близкие спутники Махапрабху давали Шринивасу важные указания и советы для выполнения этой миссии.

Прибыв в Бенгалию и получив от Нарахари Саркара Тхакура экземпляр Бхагаватам, Шринивас узнал о том, что Гададхар Пандит покинул этот мир. Это был ужасный удар, и Шринивас, страдая от разлуки, не вернулся в Пури. Согласно другим авторитетным версиям, он не знал об уходе Гададхара до своего возвращения в Пури. Так или иначе, Гададхар Пандит явился ему “под предлогом сна” и вдохновил двигаться дальше. В это время Шринивас размышлял о непостижимой воле Господа. Зачем Он забрал того, кто должен был учить его Бхагаватам? Может быть, у Него появился другой план? Возможно, кто-то другой должен обучить его священному писанию?

На самом деле, он вскоре стал учеником Дживы Госвами - самого уважаемого ученого среди всех Гаудия вайшнавов. Изначальный план его обучения у Гададхара Пандита должен был зажечь его, раззадорить и сделать безумным от разлуки с Господом и его преданными. Говорят, что Шринивас был в это время разбит, но о месяцах и годах непосредственно после ухода Шри Гададхара из этого мира известно совсем немного. Предполагается, что это время Шринивас провел сначала с разбитым сердцем, а затем в серьезной медитации и учебе.

Известные биографы не описывают несколько последующих лет его жизни. Книги Карнапура, Нароттама и Нрисимхадева Кавираджа могут содержать эти сведения, но мы не смогли пока изучить их, за исключением обрывков, цитируемых в более поздних трудах. Видимо, он продолжил учебу, поскольку был еще юношей. Когда Шри Джахнава Деви - жена Нитьянанды Прабху -поехала во Вриндаван, Рупа Госвами попросил ее прислать Шриниваса (из Бенгалии во Вриндаван) как можно скорее (Према-Вилас, гл. 16). По возвращении в Бенгалию она попросила Нарахари сделать это, так как Рупа ждал его, чтобы учить. Шри Чайтанья распорядился, чтобы Госвами Враджи учил Шриниваса, и Нарахари посоветовал ему поторопиться, чтобы не ослушаться этого приказа. Просьба, похоже, увеличила желание Шриниваса изучить литературу бхакти под руководством Рупы и Санатаны, но он все еще оставался дома. Отправься он во Вриндаван сразу же, он встретил бы Рупу и Санатана. Вместо этого он решил посетить по пути основных спутников Шри Чайтаньи и задержался в Навадвипе, чтобы побывать в доме Шри Чайтаньи.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!