Энергетический аутодиагноз Низкий уровень энергии 3 страница



Я хочу подчеркнуть, что, когда я говорю об ана­лизе, то я не имею в виду психоанализ. Нельзя сделать движения грациозными, лежа на кушетке или сидя в кресле и разговаривая о своих пережи­ваниях. Такой разговор необходим и полезен, по с хроническим напряжением мышц, которому сопут­ствует потеря грации, необходимо бороться на уров­не тела. Этим занимается биоэнергетика — подход, который я стараюсь развивать и совершенствовать уже около 35 лет. Этот подход объединяет в себе идеи Востока и Запада и ис­пользует силу ума для понимания напряжений, которые связывают тело. Он мобилизует энергию тела для того, чтобы избавиться от этих напряже­ний.

Связующем нитью здесь является понятие энер­гии, которое мы находим в Восточной и Западной медицине. Энергия — это сила, стоящая позади духа. Это фундамент духовности тела. Если ее ис­пользовать сознательно, она становится очень мощ­ной. В следующей главе мы рассмотрим восточное и западное понятие энергии и покажем, как био­энергетика интегрирует их.

 

Глава 2

Энергия

 

Восточная религиозная мысль характеризуется тем, что объединяет дух или духовность с энергетичес­ким взглядом на тело. Например, хатха-йога пред­полагает существование двух противоположных энер­гий: "ха" — энергии Солнца и "тха" — энергии Лупы Цель хатха-йоги — достижение равновесия между этими двумя силами. Согласно Йесудиан и Хайх — авторам книги "Йога и здоровье", — наше тело про­низано позитивными и негативными потоками энер­гии, и когда эти потоки полностью уравновешивают­ся, мы наслаждаемся идеальным здоровьем. (Selva Yesudian, Elisabeth Haich "Yoga ami Health", New York, 1953.) Легко понять, почему первобытные народы считают Солнце и Луну энергетическими телами: оба они непосредственно влияют па Зем­лю и жизнь на ней. Согласно китайской идее здо­ровье зависит от равновесия противоположных энергий, инь и ян, представляющих энергии Зем­ли и Неба. В китайской практике лечения акупун­ктурой различают каналы, по которым движутся эти энергии. Посредством укалывания иглами или надавливания пальцами на акупунктурные точки можно управлять течением энергии в теле в целях излечения болезней и укрепления здоровья.

Другим способом, который используют китайцы для мобилизации энергии тела и сохранения здо­ровья, является программа специальных упражне­ний, известных как тайцзи-цюань. Движения тай-цзи обычно делаются медленно и ритмично, при использовании минимальной силы. Согласно Гер­ману Канцу "удар делается на расслаблении", ко­торое "помогает течению внутренней энергии, на­зываемой по китайски "чи", а по японски "ки". Резервуар этой энергии находится, как считается, в нижней области живота". (Herman Kanz, "The Martial Spirit", New York, 1977). К другим аспек­там восточной мысли, которые касаются движения энергии в теле, я обращусь в следующих главах этой книги.

Западная мысль объясняет энергию в механис­тических категориях, как нечто поддающееся из­мерению. Но, поскольку никакими доступными инструментами эти энергии измерить не удалось, стремящийся к точности западный ум отрицает их существование. Однако живые организмы реагиру­ют на некоторые аспекты энергии тела так, как ма­шины реагировать не могут. Например, возбужде­ние, которое чувствует любящий человек, когда встречает свою любимую — явление энергетичес­кое, которое не измерил еще ни один прибор. Жизненность, излучаемая влюбленными — сле­дующий пример энергетического явления, которое также не зарегистрировал ни один инструмент. Несмотря на то, что кирлиановская фотография показала существование ауры пли энергетического излучения окружающего тело, еще никому не уда­лось объяснить это явление в количественных ка­тегориях. Еще до того, как мысль Востока начала проникать в западную культуру (что произошло совсем недавно) некоторые ученые оспаривали точ­ку зрения, что тело является всего лишь сложной биомеханической машиной, оживленной неким неясным духом и облагороженной метафизической душой. В прошлом столетии французский писатель и философ Генри Бергсон постулировал су­ществование силы или витальной энергии, так на­зываемой elan vital, которая оживляет тело. При­верженцы витализма, как было названо это направление, не могли принять мысль, что функ­ционирование живого организма можно полнос­тью объяснить в химических или физических ка­тегориях. Однако, по мере развития техник и методов научного исследования, которые дали воз­можность выяснить биохимическую основу теле­сных процессов, на витализм стали смотреть как на нечто не поддающееся научному исследованию, не имеющее отражения в объективной реальности.

Современная медицина также придерживается этого взгляда. Когда я начал изучать медицину (мне было тогда тридцать шесть лет), я много размыш­лял о том, какое значение для здоровья могут иметь чувства, и как мы можем объяснить такие явления как любовь, храбрость, гордость и красота. Зна­ния, которые я получил в медицинской академии, были очень ценными, но ни одно из ниже назван­ных понятий там даже не упоминалось. Не рас­сматривались даже такие важные эмоции как страх, гнев и грусть, так как считалось, что это явления психологические, а не физиологические. Боль изу­чалась лишь исходя из неврологической и биохи­мической точек зрения, ну а чувством удовольствия вообще никто не занимался, несмотря на то, что оно представляет такую мощную силу нашей жиз­ни.

Самым серьезным белым пятном в медицинс­ком образовании в го время была (да и сейчас до некоторой степени присутствует) сексуальность че­ловека. Каждому врачу известно, что эта функция необычайно важна для жизни и здоровья. И насколько к функции репродуцирования подошли исчерпывающе, настолько сексуальность обделена вниманием из-за того, что она не относится к ка­кому-либо одному органу, а связана с чувствами, охватывающими все тело. Благодаря изучению именно этой функции Вильгельм Райх понял, в чем состоит роль энергии в процессе жизни.

Современные медицинские пауки занимаются прежде всего функциями органов. Врачам прихо­дится специализироваться в лечении отдельных систем, таких как дыхание, кровоснабжение или пищеварение. Наука о целостном человеке неиз­вестна западной медицине. Можно подумать, что это область психиатрии или психологии, однако эти дисциплины ограничились изучением мысли­тельных процессов и их влиянием на тело.

Идея о том, что мыслительные процессы при­надлежат к одной области, так называемой психо­логии, а физические процессы к другой, так назы­ваемой медицине органов, не согласуется с моделью принципиальной целостности человеческой лично­сти. Такой взгляд — результат отделения духа от тела и ограничение его сферой сознания. Этот раз­рыв искалечил психиатрию и истощил медицину. Единственным способом справится с этим наруше­нием целостности человека является возвращение психики в тело человека. Здесь было ее первона­чальное место. Единство тела и духа выражено в греческом корне psychein, что означает дыхание. Целостный взгляд на человеческий организм при­вел бы к признанию того, что тело пронизано ду­хом, который оживляет психику и контролирует его работу.

Поскольку такое определение психики происхо­дит от витализма, наука не может его принять.

Таким образом, оно было вытеснено в царство ме­тафизики. Однако, именно с помощью психоло­гии в форме психоанализа был открыт путь к по­ниманию духа как энергетического явления. Эта дорога привела психологов па территорию сексу­альности, которая игнорировалась традиционной медициной. Фрейд предстал перед проблемой сек­суальности, стараясь понять истерические симпто­мы, психосоматические заболевания, которые ни медицина, пи психология не могли объяснить, пока Фрейд не опубликовал своего классического уче­ния. Он показал, что истерия — это результат пе­ренесения в физическую плоскость психического конфликта, связанного с сексуальностью и проис­ходящего из раннего травматического сексуально­го переживания. Однако ни Фрейд, ни другие пси­хоаналитики не были в состоянии объяснить, каким образом происходит это перенесение. В результате психосоматическая медицина страдала от разрыва между психикой и соматикой и не могла их объе­динить.

Объединить психику и соматику смог Вильгельм Райх, использовавший для этого понятие энергии. Он понял, что конфликт возникает одновременно на двух уровнях: психическом и соматическом. Он подошел к психике и соматике, как к двум аспек­там — мыслительному и физическому — одного неделимого процесса. Подходящей метафорой мо­жет быть реверс и аверс монеты, ведь, чтобы мы ни делали с монетой, это касается обеих ее сторон. Так же и сознание и тело составляют две разные функции, взаимно влияющие друг на друга. Райх сформулировал свою концепцию, как принцип пси­хосоматического единства и противоположности. Общность существует на глубинном энергетическом уровне организма, в то время как на уровне наблюдаемых явлений существует противополож­ность. Эти, на первый взгляд сложные взаимоот­ношения, можно ясно представить при помощи иллюстрации модели этих связей (рис. 2.1).

Энергетический процесс

Рис.2.1. Райх рассматривает психику и таю как единые на глубоком уровне, но противоположные на поверхностном уровне.

 

Возникает вопрос, касающийся природы этого энергетического процесса, а также участвующей в нем энергии. Райх представлял этот процесс как пульсацию, как возбуждение и расслабление, ко­торые можно почувствовать в виде энергетических потоков в теле. Идея энергии, действующей в теле (конкретно в его сексуальной функции), принад­лежит Фрейду. Он открыл, что другие физичес­кие недомогания, такие, как неврастения, ипохон­дрия или беспокойство, связаны с нарушением сексуальной функции. Поскольку половой акт сопровождается эмоциональной разрядкой, Фрейд считал, что эта разрядка имеет энергетический ха­рактер и постулировал, что сексуальное влечение возникает в результате накопления сексуальной энергии, которую он назвал либидо. Сначала Фрейд считал, что либидо — это физическая энергия, но, не сумев доказать ее существование, определил ее позднее как психическую энергию сексуального вле­чения. Сделав это, он увеличил пропасть между сознанием и телом.

В отличие от Фрейда, Юнг рассматривал либи­до как энергию, которая включает в себя все функ­ции и движения тела. Однако он не назвал ее фи­зической силой. В результате этого дух, психика и либидо остались физическими понятиями, а ду­ховность - понятием сознания.

Райх вернулся к изначальной фрейдовской кон­цепции либидо как физической энергии и провел некоторые эксперименты, чтобы определить, мож­но ли ее измерить. Он открыл, что электрический заряд на поверхности эрогенной зоны (грудь, губы и ладони) увеличивался, когда эта зона стимули­ровалась. Болезненное воздействие на эту зону по­нижало заряд. Кроме того, Райх показал, что при приятной стимуляции усиливался кровоток в зоне возбуждения, в то время как болезненной стиму­ляции соответствовало некоторое уменьшение кро­вотока. (Wilhelm Reich "The Function of the Orgasm" New York, 1934.)

Эти эксперименты позволили Райху разрешить конфликт между виталистами и механицистами. В мертвой материи нет зависимости между прият­ной стимуляцией, набуханием и увеличением элек­трического потенциала. Однако он подчеркнул, что "живая материя функционирует, опираясь на те же законы физики, что и неживая материя". Про­сто эти законы действуют по-другому, так как жи­вое тело является особой энергетической системой.

Но позднее Райх пришел к убеждению, что в процессе жизни участвует особый вид энергии. Он назвал ее "оргоном" и утверждал, что это протоэнергия Вселенной. В период сотрудничества с Райхом я также поверил в существование этой энер­гии. Я считаю, что существуют доводы, доказыва­ющие, что энергия процесса жизни является энер­гией, отличной от электромагнетизма. Мы можем согласиться, что для питания жизни нужна энер­гия. Чтобы избежать споров, которые могут воз­никнуть при использовании термина оргон или другого подобного названия, говоря об энергии жизни, я использую термин биоэнергия. Посколь­ку моя форма психотерапии опирается на концеп­цию энергетических процессов тела, я называю ее биоэнергетическим анализом.

Чтобы облегчить читателям понимание дальней­ших рассуждений, я начну сейчас отступление, объясняя, в чем состоит биоэнергетический ана­лиз. Личность в биоэнергетическом анализе рас­сматривается как пирамидальная структура. На вер­хушке — голова, где находятся сознание и эго. У основания, на самом глубоком уровне тела нахо­дятся энергетические процессы которые заставля­ют человека действовать. Эти процессы, проявля­ются в движениях, которые вызывают эмоции, а завершаются мыслями. Зависимость между этими процессами представлена на рис 2.2.

Пунктирная линия между разными уровнями личности указывает на взаимозависимость этих пластов. В биоэнергетическом анализе, для того, чтобы понять личность, изучается каждый уровень.

 

Рис. 2.2. Иерархия личности.

 

Из-за их исключительной значимости в центре вни­мания находятся энергетические процессы, лежа­щие в основе пирамиды. Объектом пристального внимания являются энергетический потенциал дан­ного человека и способ, которым он используется.

Мы знаем, что энергия производится в теле в результате биохимических реакций. Несмотря на всю свою сложность химия метаболизма похожа на процесс, где горючее становится энергией, по общей формуле:

Р (топливо или продукты питания) + О = Е (энергия)

Живые организмы от неживой природы отлича­ет тот факт, что в организмах этот процесс проис­ходит внутри мембраны, благодаря чему произве­денная энергия не теряется в окружающую среду, а используется организмом для выполнения своих жизненных функций. Одна из главных функций — это получение из окружающей среды необходимых элементов для производства энергии. Необходи­мо, чтобы мембрана была проницаемой для продуктов питания и кислорода, а также для удале­ния продуктов распада. В случае более сложных организмов, чем бактерии или простые однокле­точные, этот процесс объединен с активным поис­ком необходимых продуктов. Поэтому движения организма не могут быть случайными. Они долж­ны управляться некой формой чувствительности к окружающей среде. Как заметил один из ведущих исследователей функционирования протоплазмы, "возможно, у протоплазмы нет разума, но то, что она делает — разумно". Разве не является разум­ным стремление к пище, любви н приятным кон­тактам и отступление перед опасностью или бо­лью? Это не механический процесс, гак как каждый организм постоянно изучаем свое окружение. Это приближение и отступление - часть пульсационной активности. Внутри организма она включает в себя сердцебиение, дыхание, перистальтику кишеч­ника и т.д. Все это результат возбуждения каждой клетки и каждого органа тела. Таким образом, мы можем сказать, что жизнь — это состояние конт­ролируемого внутреннего возбуждения; возбужде­ние производит энергию, необходимую для под­держания внутренних функций, а также для совершения внешних действий, поддерживающих или увеличивающих возбуждение организма.

Мы рождаемся с огромным потенциалом чувстви­тельности к побуждающим факторам; с возрастом эта чувствительность уменьшается. Я думаю, что эту утрату чувствительности можно объяснить тем, что с возрастом тело становится более структури­рованным и жестким. Наконец, приходит время, когда пожилой человек настолько укореняется в своих стереотипных навыках, что практически не способен спонтанно двигаться. Я не помню, чтобы я когда-либо видел пожилого человека, прыгаю­щего от радости гак, как это делают дети. У груд­ных детей наиболее живые и одухотворенные тела, ибо они более, чем кто-либо другой, чувствитель­ны к окружающей среде и другим людям. В го же время пожилые люди одухотворены более созна­тельным образом, ибо в большинстве своем пони­мают, насколько сильно они связаны с окружаю­щим миром. В понятии духовности тела содержится мощный дух или сильное сознание духовного удов­летворения.

Процесс построения связи с внешним миром является энергетическим процессом. Чтобы попять, как это происходит между двумя людьми, предста­вим себе два камертона, настроенных на одну час­тоту. Когда они находятся рядом, то удар по одно­му из них вызывает вибрацию второго. Подобным образом можно объяснить связь между двумя глу­боко влюбленными людьми. Образ двух сердец, бью­щихся как одно, может быть чем-то большим, чем простой метафорой. Как мы показали, наши сердца и тела — это пульсирующие системы, излучающие волны, которые могут действовать на другие сердца и тела. Довольно часто у матерей наблюдается спо­собность чувствовать, что переживают их дети, что зависит от этого типа связи между ними.

Чувства единения с Вселенной можно достичь, утратив или преодолев свое эго. Эго - это грани­ца, создающая индивидуальное сознание. Внутри этой границы содержится самоподдерживающаяся энергетическая система, основной чертой которой является состояние возбуждения. На рисунках 2.3 А-В организм представлен как окружность вокруг пульсирующего корня энергии. Без существования границы не могли бы существовать сознание и эго.

Удовольствие = движе­ние крови и возбужде­ния к поверхности тела

Боль = отток крови и энергии oт поверхности

Граница проницаема или ослабленa = слабое эго

Волны интенсивного возбуждения преодоле­вают сильные границы потоком чувств = радость

 

Рис. 2.3 Энергетические процессы a mow.

А. Нормальная реакция на удовольствие и боль.

Б. Энергетический процесс, происходящий в результате от давления эго.

В Энергетические процессы в состоянии повышенного возбуждения.

 

Рис. 2.3 Л представляет нормальное энергети­ческое взаимодействие организма со своим окру­жением, когда он переживает удовольствие или боль. Эго выступает посредником в интересах самосохранения (когда организм испытывает болевое раздражение) пли само­реализации (когда организм получает приятную стимуляцию).

 

 

Рис. 2.3 Б показывает, как волны возбуждения переходят от корня к миру в случае ослабления эго В этом случае сознание уже не является инди­видуальным. Результатом такого опыта, который можно пережить в глубокой медитации, является состояние тишины и покоя.

На рис. 2.3 В внутреннее возбуждение стано­вится настолько сильным, что волны, которые оно излучает — как во время оргазма или другого ра­достного возбуждения - переполняют эго, излу­чаясь за его границы. В этом случае человек пере­живает чувство единения с космосом, но это не чувство покоя, а экстаз.

Перейдем теперь к практическим аспектам этих рассуждений на тему энергии. Одной из самых ча­стых проблем здоровья людей в нашей культуре является депрессия Трудно определить частоту, с которой она встречается, так как у нас нет объек­тивных критериев, по которым мы распознаем деп­рессию, за исключением ее самых явных форм Человек в состоянии клинической депрессии мо­жет лежать без движения в кровати или сидеть в кресле, не показывая ни малейшего желания ак­тивно участвовать в жизни. Во множестве случаев сопутствующим симптомом является чувство от­чаяния. У других депрессия может объединяться с беспокойством или может чередоваться с периода­ми усиленной активности. Когда доминируют ко­лебания настроения, мы говорим, что состояние маниакально-депрессивное. В случаях такого типа очевидно, что пациент перескакивает из состояния сверхактивности в состояние недостаточной актив­ности.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!