Попевки, осмогласие, одноголосие и знамена

Церковное пение [А.Г. Григорьев]   Первые упоминания о музыке в богослужении мы видим в Ветхом завете – псалтырь, гусли, тимпаны. Но Иоанн Златоуст говорит: «Музыка попущена была тогда по немощи и жестокосердию, чтобы отвлечь народ божий от языческих ритуалов». Действительно, нужно было завести своего царя и свою музыку, чтобы не прельщаться в полной мере достижениями цивилизации. Давыд играл на гуслях пред царём Саулом и от царя отступал злой дух, которым он был одержим. От звуков труб пали Иерихонские стены, трубы сопровождали богослужение в храме Соломона, и пр. Эти явления не имеют прямой связи с христианским богослужением.   Что же происходит в Церковной культуре? «Воспойте Господеви песнь нову» - ключевой гимн христианства. Место пророка занимает християнин, поклоняющийся Богу в духе и истине. Поскольку лучший христианин – это инок, система текстов и пения формируется именно в иноческой среде. Для иноческого делания ключевым моментом является молитва. Но уже молитва не в молчании, а в её произнесении. То есть, молитвенная мысль преобразуется в слова и слова, естественно, преобразуются в пение. Единственным источником христианской мелодии является само молитвенное слово. «Гласное пение – указание на вопль умный внутри». (св. Григорий Синаит).   Важно отметить, что в не християнских культурах, в том числе в древнееврейской, система богослужебных текстов была статической. Это значит, что в данный день, в данное время года мы должны произносить, или пропевать, определённые установленные для данного дня и времени тексты. Этот порядок статичен и не изменяется никогда. В христианстве возникла уникальная структура текстов, которая называется динамической. Это значит, что тексты зависят от нескольких, совершенно разных, временных кругов: суточного, недельного, месячного, годичного (солнечный) и пасхального (лунный). Т.о. получается, что сочетание текстов в конкретный день оказывается не повторяемым. Тексты разных кругов, как бы проникают один в другой, образуя всё новые и новые комбинации, как узоры. Полное совпадение последования текстов происходит каждые 532 года. Этот цикл называется Великим индиктионом. Он обусловлен совпадением кругообращения солнца с кругообращением луны. Т.е., солнце, луна, день недели и число месяца оказываются в том же положении, как 532 года назад.   Для мирской музыкальной мысли основополагающим явлением выступает физический звук. Композитор, используя конкретные звуки – ноты: «до», «ре» и т. д. – сочетает их между собой и, таким образом, составляет мелодии, услаждающие слух. Т.е., физические звуки здесь реальны, а интонация, производная от них – потенциальна. В церковной культуре отдельный материальный звук сам по себе не имеет никакого смысла, т.к. бездушен. Приобретает значение только то звучание - интонация с которой произносится слово. Т.о., здесь реальной оказывается интонация, а звуки, производимые ею – потенциальными. Эта мелодия -  интонация молитвенного слова существует целиком, её нельзя отделить от слова, её нельзя разделить на части. На этом основании возникает структура церковных песнопений, которые строятся не из отдельных звуков, а из готовых мелодических оборотов-формул. Каждая мелодическая формула, соответствует определённой идее, христианской мысли, определённому молитвенному обращению, и поэтому неделима. В нашем церковном пении такая музыкальная формула называется попевкой. Музыковедами такое строение мелодии называется центонным.   Центон с итальянского означает «лоскут», «кусочек». Не из отдельных звуков - ниток, а из целых лоскутков составляется песнопение. Каждая попевка имеет не только свой характер, но прежде всего определённый духовный смысл. Т.о., попевки (или формулы) – это основа и сама жизнь любого церковного песнопения, одна из великих драгоценностей церковной культуры, потому что они вырабатывались на протяжении веков в недрах молитвенной жизни при содействии Святаго Духа. Как алмазы в толще земли, так попевки образованы в сокровищнице сердца под воздействием плача, поста, подвига и молитвы.   Образцом церковной гимнографии или молитвенных песнопений всегда были ветхозаветные пророческие песни: пророка Моисея, пророчицы Анны, Аввакума, Исаии, Ионы, трёх отроков, Богородицы. Почему именно эти песни? Потому, что они были воспеты в чрезвычайных условиях, условиях мироотречения. Именно в этих песнях мы как бы переступаем порог этой жизни.  Моисей с народом бежит от фараона, разверзается море, народ проходит по суху и море поглощает египтян. Моисей воспевает первую на земле песнь Истинному Богу. Только момент чудесный, момент как-бы за гранью смерти мог породить пение имеющее уже неземное начало. Пророк Иона воспевает такую песнь оказавшись в чреве кита. Отроки, начинают петь, брошенные в огненную печь. Все эти ситуации характеризуются полной смертью для мира. У святых отцов есть такое высказывание: «Огненной пещью для нас должен стать клирос, а огнь в пещи – это страх Божий». Страх Божий должен быть условием и причиной пения. Без него клирос превращается в сцену, пение - в концерт, а певчий – в артиста.   Первая пророческая песнь – песнь по переходе Моисея через Чермное море. Когда Моисей с народом по суху перешёл море, а фараон с колесницами был потоплен, Моисей и его сестра пророчица Мариам составили два хора (женский и мужской), и воспели. Именно пророческие песни, даже более псалмов, всегда были образцом молитвенного вдохновения и пения и непременно использовались в богослужении. Вторая песнь, тоже принадлежит Моисею, была воспета, когда он, получив скрижали Завета, увидел, что Израиль поклоняется золотому тельцу. Эта песнь имеет жёсткий, обличающий характер, т.к., Моисею пришлось казнить неверный народ за идолопоклонство. Третья Песнь – пророчицы Анны, матери пророка Самуила. Воспета ею в благодарность Богу за избавление от неплодства. Четвёртая Песнь – пророка Аввакума воспевает праведный гнев Божий и спасение кающегося. Пятая Песнь – пророка Исайи говорит о гибели нечестивых и воскресении мёртвых. Шестая Песнь – пророка Ионы. Воспета им в чреве кита. Седьмая и восьмая Песни – трёх отроков, брошенных в горящую печь, они стали петь и остались невредимы огнём. Девятая Песнь – Песнь Богородицы «Величит душа моя Господа». Воспета, когда Она пришла к Елизавете и «взыгрался младенец (Иоанн Предотеча) во чреве Елизаветы. Вторая часть девятой песни – Песнь пророка Захарии, отца Иоанна Предотечи. Воспета Захарией, по рождении сына и разрешении от немоты.   Все эти Песни воспеты в необыкновенных условиях, чрезвычайных обстоятельствах, сопровождаемых чудом и поэтому являются самым высшим образцом молитвы.   В соответствии с содержанием пророческих песней и их порядком, с 7-го века стали составляться каноны. Слово «канон» значит – правило. Канон – это некое последование ряда тропарей духовно восходящих и уподобляющихся пророческой песни и дополняющих её.   Первый известный составитель канонов – св. Софроний, патриарх Иерусалимский (644 г.), составил каноны «Триоды» - трипесньцы на все дни Великого поста. Т.е., такой канон имеет только три песни: какую-либо одну из первых семи и всегда 8-ю и 9-ю. Обычный канон состоит, как правило, из 8 песней. По причине специфического содержания второй пророческой песни, она редко встречается в канонах. Поэтому песни канона имеют последовательность: 1;3;4;5;6;7;8;9. Полным каноном, имеющим все 9 песней, является известный Великий покаянный канон Андрея Критского, читаемый в Великом посту (св. Андрей преставился в 712 году). Иоанн Дамаскин (780 г.) составил все воскресные каноны и каноны почти на все двунадесятые праздники. Каждая песнь канона начинается Ирмосом – неким образцом, заглавием, далее следует ряд тропарей, метрически и тематически следующих ирмосу. Особенность древних песнопений состоит в их ритмическом строении. Например, если ирмос состоит из трёх строк (В первой строке 7 слогов, ударение на первом и последнем. Во второй – 3 слога, ударение на втором и четвёртом. В третьей – 5 слогов, ударение на четвёртом и пятом), то и тропари, которые следуют за ирмосом, составлены так, чтобы иметь точно такое же количество строк и слогов и тот же порядок ударений, как ирмос. Поэтому, если мы знаем напев ирмоса, то сможем легко спеть и все тропари.   Но это строение сохраняется только в древних оригинальных канонах. Большинство наших канонов - это переводы с греческого языка. И переводчики, сохраняя прежде всего точный смысл слов, не могли при этом соблюсти ритм. Поэтому в Русской церкви до 14-15 века, чтобы петь каноны, необходимо было нотировать не только ирмосы, но и все тропари. Впоследствии, пение канонов почти полностью заменилось чтением.   Почему исконное церковное пение категорически отказалось от музыкальных инструментов? Святые отцы говорят, что инструменты в церкви не нужны, т.к. инструменты не могут молиться. Источником звука стал не инструмент, а спасённое Христом существо человека. Человек стал самодостаточен для прославления Бога, не нуждающимся в приборах. Даже физически ни один инструмент не может быть совершеннее голоса человека. Богослужение состоит из слова: молитва, славословие, поучение, толкование, проповедь. Слово выражает мысль, идею. Инструмент способен передать лишь какой-то эмоциональный элемент, который каждый переживает субъективно, что противоречит идее единения Церкви. Слышимое слово – конкретно, мы понимаем его значение и объединяемся в нём.   Богослужебная певческая система осмогласия сформировалась к 7-8 веку когда составился круг уставных текстов (каноны, тропари, кондаки и пр.) так как зависела напрямую от них. Подытоживание формирования певческой системы осмогласия на Востоке приписывается Иоанну Дамаскину, а на Западе – святому папе Григорию Двоеслову.   Полагают, что из развитой древнегреческой системы музыкальных ладов, християнами использовались только четыре, как наиболее строгие, лишённые чувственности и прелести. Т.н. - Дорийский; Фригийский; Лидийский и Миксолидийский. Впоследствии, каждый из этих ладов получил развитие и дополнение, сформировав ещё четыре. Таким образом утвердилось неизменное число ладов (по-славянски - гласов) – 8. Важно отметить, что каждый глас, имеет свой характер, свою философию и сами тексты песнопений составлялись гимнотворцами соответственно гласовой принадлежности. Т. о., глас – имеет не только музыкальное значение, но и смысловое, относящееся к тексту. Вот очень краткая характеристика гласов: Первый глас – это символ мужества, победы, начала. Второй глас – это символ перехода от тьмы к свету, надежды. Третий глас – глас тайны и богословия. Четвёртый глас – глас празднества и торжества. Пятый глас – глас поклонения и умиления. Шестой глас – молитвы и труда. Седьмой – райского пребывания. Восьмой глас – глас будущего века.   В соответствии с этим, например, тропарь, относящийся к первому гласу, не может произвольно быть спет ни третьим, ни каким-либо другим гласом. Преподобный Иоанн Дамаскин составил, так называемый, Октай - осмогласник (окто – восемь). Это песнопения на каждый день недели: тропари, кондаки, стихеры и каноны. Каждое из этих песнопений существует как бы в 8 лицах - гласах. Например, канонов посвящённых Христову Воскресению не один, а восемь. Каждый воскресный день служится канон другого гласа, образуя замкнутый осмогласный круг. Каждый глас октайного круга длиться неделю. Такая структура имеет глубокое символическое значение. Восемь – это число будущего века. Если одно из самых основных чисел нашего конечного мира – это семь (семь Таинств, семь Вселенских Соборов, семь цветов радуги и т.д.). То восемь – это число будущего века, вечности. Поэтому церковное пение и октайный круг – это явления будущего века. Они восходят к тому пространству и безвременному состоянию, в котором пребывают ангелы.   «О божественных разумных силах говориться, что они движутся: кругообразно – когда соединяются с безначальными и бесконечными сияниями Прекрасного и Благого; прямолинейно же – когда промыслительно нисходят к низшим существам; и, наконец, спиралеобразно – ибо, промышляя о низших, нисходно пребывают самотождественными, непрестанно вращаясь вокруг Прекрасного и Благого, как причины всякого тождества». (Св. Дионисий Ареопагит, о Божественных именах).   Так же и в церковном пении, песнопения октая, находящиеся в осмогласном (недельном) кругу, соответствуют кругообразному движению ангелов. Песнопения, не имеющие гласовой принадлежности (суточный круг) – прямолинейному движению, а песнопения относящиеся к какому либо из восьми гласов, но не входящие в октайный круг (годичный круг) – спиралеобразному.   На основе восточного осмогласия, Григорий Двоеслов собрал римские напевы, которые бытовали в то время у христиан, и придал значение канона этим распевам. В католичестве и сейчас можно услышать певческую традицию, которая называется «григорианский хорал» или «григорианский напев» - единственное каноническое церковное пение западной латинской церкви. В 11-12 веках, на основе византийского пения, будет утверждено християнское пение на Руси, охватив собою весь християнский мир.   Различия культур западной и восточной наиболее ярко сказались только в после раскольный период с начала 11 века. А в до раскольный, особенно в этот, наверное, Золотой век христианской культуры (6-8 в.) они были очень близки. В то время папы были подданными Византийской империи, даже в Риме Богослужения совершались на двух языках: один клирос пел по-гречески, другой по-латински. Исследователи считают, что, вероятно, в это время церковное пение достигло своего высшего духовного расцвета и совершенства. И именно потому, оно было настолько простым и естественным, что не требовало записи. Записи напевов появляются только в 9-10 веках. Появление записи свидетельствует о некоторой утрате, а именно – утрате простоты. Либо появилась избыточность вариантов напевов, либо появилась излишняя сложность, которую уже нельзя было сохранить и передать по памяти. Как же на протяжении стольких веков пели християне, совершенно не имея никаких нот? В античности для фиксации музыки использовалась буквенная система. Это набор греческих букв, каждая из которых соответствовала отдельному звуку.   Поскольку христианство сознательно отказалось от фиксации отдельных звуков, эта нотация не использовалась и была забыта. В християнском песнопении нет звуков, есть интонации, попевки. Как эти попевки можно отобразить, чтобы не забыть, точнее передать и совместно исполнять? Уже в 4 веке встречаются упоминания об особом методе, который назывался хирономия – законы руки. Движениями руки и комбинациями пальцев показывались интонации. Нельзя считать это современным дирижированием. Дирижёр – координирует оркестр. У каждого оркестранта своя партитура, он смотрит на дирижёра, чтобы согласовываться со всем оркестром. Хирономия указывает мелодию, это знаки, которые непосредственно показывают, куда идёт движение - интонация – вверх, вниз. Вероятно, хирономические знаки - это праотцы наших знамен-крюков.   Ещё одна особенность, исконного християнского пения, которую обязательно нужно иметь ввиду – одноголосие или унисон. Это значит, что, независимо от количества поющих, все поют в один голос, т.е., в одну единицу времени звучит только одна нота. (или т.н. октава, например: «ре» в низком регистре – мужские голоса и «ре» в высоком регистре - женские голоса.) Современное пение западное и никонианское – это многоголосие. Это значит, что в единицу времени звучат разные по высоте звуки. Например: «до и ми», «ре и фа». Эти сочетания звуков называются гармоническими, так как звуки гармонируют между собою и создают приятное звучание.   Почему древнее церковное пение не приняло многоголосия? Последовательность звуков, образует во времени некую линию. Линии не нужно пространство – глубина, высота и пр. Длящаяся линия в нашем сознании вызывает ощущение временной последовательности не связанной с объёмными представлениями. Одноголосие переживается как духовный процесс, как непосредственная молитва. Если же рядом с каждым звуком воспроизвести другой или несколько, чистая линия трансформируется в иллюзию перспективы. Появляется объём, пространство, которое так или иначе должно быть заполнено какими-либо материальными предметами - образами – чувствами, ощущениями, переживаниями и представлениями.   Эти же явления можно наблюдать и в иконе. Древняя икона не знает перспективы, она не передаёт пространства и объёмы, тем самым являет нам духовную реальность. Нередко древние иконы написаны даже в обратной перспективе, прямо противоположной законам земного зрения. При прямой перспективе близкие предметы кажутся нам большими, а предметы находящиеся вдали маленькими – удаляющимися в одну точку - точку небытия за линией горизонта. При обратной перспективе – точка видения находится не в иконе, а перед ней, то есть в том, кто на икону смотрит. При этом, отдалённые предметы видятся большими, возрастающими в бесконечность. Одноголосное пение (соответствующее плоскому изображению в иконе) вне материи, вне вещества – чистая молитва. И естественно, многоголосное пение (соответствующее пространственному изображению на живописных картинах) - молитва обрастающая помыслами и эмоциями, одебеленная материей.   Первые знамена в истории появились не в песнопениях, а в текстах для чтения. Мы даже не знаем, как в своё время назывались эти знаки. В одной из древних рукописей они обозначены как: «тоны посланий апостолов и Евангелий». Современное научное название – экфонетика. Это интонационные знаки для выразительного чтения.   В древней Руси, когда говорилось «петь, пение», имелось ввиду - только церковное пение. А всё остальное, что касалось мирской музыки - народные или скоморошьи песни, игра на музыкальных инструментах, называлось словом «играть». То есть церковные песнопения нужно петь, а мирские песни – играть. В этом заключён глубокий смысл, потому что музыка мирская – это игра по существу - игра звуков, воображения, мыслей и чувств. Игра должна быть разнообразной, постоянно обновляться, если её не обновлять, она становится скучной. В пении церковном – всё наоборот. Здесь главное не развлечение, а сосредоточение, не обновление, а повторение и подобие, непрестанное припадание ко Христу. Церковные певцы никогда и ничего не поют от себя, они уподобляемся тому, как пели раньше. Однообразие, единогласие и повторение – сам дух церковного пения. Богослужебные круги существуют именно для того, чтобы священные песнопения повторялись, вводя человека в священное пространство. Молящиеся не слушающие и не ожидающие новизны ни в текстах ни в напевах, могут созерцательно углубиться в богослужение.   Вот несколько мыслей святых отцов, важных для понимания сущности церковного пения. Григорий Синаит: «Гласное пение – это указание на умный вопль внутри». То есть, пение голосом (внешнее физическое звучание) является следствием некоего внутреннего воззвания, настоящего вопля - к Богу. Григорий Нисский: «Безыскусный напев сплетается с божественными словами, чтобы само звучание и движение голоса изъясняло скрытый смысл, стоящий за словами». Известная сейчас поговорка гласит – «Пение красно, а чтение свято». Т.е. безусловно необходимым для молитвы считается именно чтение, а пение служит лишь украшением. Но согласно св. Григорию, пение церковное – это не украшение, а ключ к тексту, который открывает его подлинный смысл, даёт правильное восприятие священного слова. Как человек состоит из духа, души и тела, так и богослужебное пение трисоставно – тело - это книги; душа – устав; дух – молитва.   Блаженный Иероним: «Бога должно воспевать не голосом, но сердцем». То есть, для истинного пения, звуки и голос явления вторичные, чтобы петь, прежде всего нужно сердце. Григорий Нисский: «Бог повелевает, чтобы твоя жизнь была псалмом, который слагался бы не из земных звуков, но с небесных высот получал бы своё чистое и внятное звучание». Истинное пение – это християнская жизнь. Можно повторять сотни слов и сотни псалмов, но если душа не молится – всё это медь звенящая.   Какие же формы сотворил себе дух християнской молитвы?

Попевки, осмогласие, одноголосие и знамена.

Осмогласие – это та система, которая устанавливает и регулирует принцип подобия и повторения. Это принцип ограниченного разнообразия. Не один и тот же глас, не один и тот же лад, не одна попевка. Гласов восемь. Если 7 – число нашего времени (семь ступеней звукоряда, семь дней недели), то 8 – число будущего века – вечности. Восемь форм разнообразия – это предел, это совершенство, явленное в богооткровенной истине. Как уже говорилось,  осмогласие это разнообразие не только певческое, но и текстовое. Потому, что изначально все тексты песнопений, (тропари, кондаки, каноны), созданы в соответствии какому-либо из восьми гласов.

Одноголосие – это пение в один голос, одними усты. В этом видимо и слышимо проявляется церковное единство. «Поём яко же из единых уст, а если все не поём, то один поёт или читает, и мы все через него, через его уста возносим молитву Богу». Только форма одноголосия даёт возможность чистоты молитвенного пения.

Знамена. Подлинное христианское пение может быть записано только особыми знаками - знаменами. Как возникли эти знаки? Почему для церковного пения непригодны современные ноты? Любая нотная система фиксирует звуки. Звук – это материальное - физическое явление. Подлинная, древняя знаменная система фиксирует интонацию. Знамя – знак движения души. Интонация – это сама мелодия, это движение, там нет звуков, внимание сосредоточено на движении – ровно, или вверх, или вниз.

 

Звуки относятся к внешнему миру, их могут издавать и неодушевлённые предметы, но связывать звуки в осмысленную интонацию может только одушевлённая сила. Можно сказать, что знаменная система противоположна нотам. Ноты фиксируют звуки, которые сами по себе ничего не значат. Чтобы они зазвучали, нам нужно их упорядочить, придать им последовательность, осмыслить, прочитать, пропеть. Только после установления эмоциональной, логической, музыкальной связи, материальные звуки образуют мелодию. Знамена же фиксируют не сами звуки, а именно эти духовные, эмоциональные, логические и музыкальные связи. И только когда мы начинаем воспроизводить интонацию, тогда

образуются звуки.

 

Знаки выразительного чтения - экфонетика и жесты руки - хирономия легли в основу полноценной системы записи песнопений т.н. невменной (от греческого слова «невма» –знак, дыхание). Эта система, имея единую для всего християнского мира природу и принципы, отличалась по странам, местностям и языковым признакам. Невмы не указывают ни самих звуков, ни их длительности, ни их количества. Это значит, что пение по невменной рукописи возможно только при заведомом знании мелодии, а знаки в рукописи призваны напомнить её. Знание же самих мелодий передавалось устно, по преданию, от учителя, из поколения в поколение. В раннем христианстве сохранялся принцип – истинное знание должно передаваться вживую. Нотная система изобретается ещё до раскола Церкви бенедиктинским монахом Гвидо Аретинским. Уже в 11 веке были изобретены ноты. Они очень быстро (в течение столетия) вытеснили невмы. Затем появляется многоголосие, новый принцип музицирования – контрапункт и вскоре Запад теряет церковное пение окончательно, оно заменяется светским, полифоническим.

 

В начале 20 века, в западном мире стал проявляться научный интерес к древнему одноголосному пению. К сожалению, григорианское пение получило огромную известность. Теперь его ставят наравне с произведениями гениев-композиторов. Оно исполняется почти всеми хорами церковной и светской музыки. Григорианские напевы считаются музыкой для релаксации, используются в рок и поп-музыке. Если мы начнём популяризировать знаменное пение, мы получим такой же результат.

 

Если на Западе были изобретены ноты и невменная нотация прекратила своё существование, то Византия продолжала петь по невмам. Первые системы невм Церкви Востока (10-12 века), называемые палеовизантийской нотацией, т.е., старо-византийской, не расшифровывается. Петь по таким рукописям нельзя. Во второй половине 13 века гимнографом Иоанном Кукузелем была осуществлена реформа древне-византийской нотации. В старой нотации невмы не указывали звуков и длительностей, а только интонации, т.е. направление голосодвижения: Эта невма - пой вверх, эта – пой вниз, а эта – пой равно. Насколько вверх? Насколько вниз? - неизвестно. Византийцы изобрели некий промежуточный вариант между невмами и нотами. Они придали невмам значение не только направления голосоведения, но и количества ступеней – гласоступаний. Например: три ступени вверх, две ступени вниз. Самих звуков здесь нет, но есть интервалы между ними. Даётся начальный тон (изон), и следующая невма указывает, на сколько ступеней от начальной следует подняться или опуститься. Такая нотация (называемая средне византийской), бытовала вплоть до самой гибели Византийской империи. Современное греческого пение не претерпело таких серьёзных изменений, как западное, но считать его духовно неповреждённым не приходится, оно заметно отличается от традиции византийского пения

 

Христианство было принесено на Русь в 10 веке и вместе с ним, древневизантийская певческая нотация. Хотя в 13-14 веках культурные связи Руси с Грецией были достаточно активными, но на Руси нет никаких следов средневизантийской реформы. То есть, на Руси вплоть до 17 века пели по самому архаичному методу.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 665; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!