О том, что не дозволено задерживаться в гостях так, что это может привести хозяина в затруднительное положение



От абу Шурейха аль-Ка'бий, да будет доволен им Аллах, передают, что Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Тот, кто уверовал в Аллаха и Судный день, пусть говорит о хорошем или молчит. Тот же, кто уверовал в Аллаха и Судный день, пусть проявляет щедрость гостю подарком в течение дня и ночи. Гостеприимство длится три дня, а то, что будет после этого, является садакой. И не дозволенно гостю задерживаться у него так, что это может привести хозяина в затруднительное положение» (аль-Бухари в «аль-Адаб аль-Муфрад» 743).

 

Ибн Батталь, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Был спрошен Малик об этом хадисе, он ответил: «Это проявление щедрости и уважения в течение дня и ночи. Три дня длится гостеприимство».

 Однако ученые разошлись относительно понимания трех дней, входит ли первый день в эти три дня или нет?

Сказал Абу 'Убейд: «Хозяин обязывает себя тем, что он в первый день проявляет гостю благочестие, мягкость и доброту, а во второй и в третий день подает гостю то, что есть у него и не превышает сверх своего обычного» Источник: «Фатхуль-Бари» 10\549.

 

В другой версии, передаваемой имамом Муслимом, передают, что Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Не дозволено мусульманину находиться у своего брата так долго, что он станет вводит его в грех». Тогда его спросили: «О, посланник Аллаха! Как он может ввести его в грех?» Пророк ответил (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Это случится, если он будет пребывать у него до такой степени, что у хозяина не найдется ничего, чем бы он угостил своего гостя».

 

Ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, по поводу этого хадиса сказал: «Это потому, что хозяин может начать злословить (гиба) за спиной гостя из-за того, что он находится у него длительное время, или может намекать ему, тем самым он может принести ему боль и или же может подумать о нем плохо. Все это может произойти, если нахождение гостя не было по выбору (желанию) хозяина, т.е. когда хозяин сам не просил гостя остаться подольше, или же не было по убежденности гостя в том, что хозяин не станет его порицать» …

И такая польза извлекается со слов Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), когда он сказал: «И не дозволено ему загоститься у него так, что это может привести хозяина в затруднительное положение».Поэтому понимается из этого то, что если нет затруднения, то тогда дозволенным становится (пребывание в гостях)» Источник: «Фатхуль-Бари. 10\550.

Ибн Батталь, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не желательно человеку находиться в гостях более трех дней, чтобы не причинить хозяину трудности. А иначе садака со стороны хозяина будет в виде упрека и оскорбления» Источник: «Фатхуль-Бари 10\550.

 

О благопристойностях вхождения в дом хозяину.

Не желательно гостю стучаться в дверь или звонить в дверной звонок больше трех раз. А также, чтобы этот стук было слегка, соблюдая благопристойности. Сначала он стучится кончиками пальцев, ударяя ногтями по двери, затем самими пальцами, а потом уже звонит в дверной звонок, не удлиняя его. Но если место, в котором находится хозяин, расположено далеко от двери или от звонка, то нет проблем, если повысить стук так, чтобы услышал хозяин и никто другой, кроме него. Если хозяин позволит войти и входящих будет несколько, то первым заходит и произносит приветствие со словами: «ассаламу алейкум» тот из них, кто выше по положению или старше. Послечего приветствует хозяина тот, кто ниже по положению (или младше по возрасту). Источник: «Фадлуль-‘Ильм» стр. 305.            

 

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, говорил: «Поистине, в дверь Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) стучались ногтями». (аль-Бухари в «аль-Адаб аль-Муфрад» 1080. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахихе» 2092).

 

Аль-Джиляни, да смилуется над ним Аллах, по поводу этого хадиса сказал: «…Поистине, они (сподвижники) поступали таким образом, проявляя уважение и почтение. И так поступать является правильным для того, кто находится вблизи двери. А что касается того, кто находится далеко от двери так, что не дойдет до него звук стука, если постучатся кончиками пальцев, то в таком случае желательно повысить стук так, чтобы его услышал хозяин дома» Источник: «Фадлу-Ллах ас-Самад» лиль Джилани 2\516.

 

Также не желательно гостю говорить: «Это я, это я», не называя своего имени, в то время, когда хозяин его спрашивает: «Кто за дверью?» или «Кто там?». 

Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды я пришел к Пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) относительно долга, который был на моем отце, и постучался в дверь. После чего Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) спросил: «Кто там?». Я ответил: «Это я». Затем он, выражая недовольство, сказал: «Это я, это я»» (аль-Бухари 5887).

 

Также если дверь открыта, то пришедший не поворачивается лицом к двери, однако стоит с права или слева от угла двери, после чего произносит приветствие, сказав: «ассаламу алейкум» Источник: «Фадлуль-‘Ильм» стр. 305.       

      

Однажды Сахль ибн Са'д, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что один человек смотрел в комнату Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) из отверстия, а у Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) в это время была расческа, с которой он расчесывал свои волосы. Затем он сказал: «Если бы я знал, что ты наблюдаешь, то я непременно пронзил бы ею твой глаз. Ибо было установлено просить разрешения войти для того, чтобы не наблюдать» (аль-Бухари 5896 и Муслим 2156).

 

И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!

    

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!