Глава 19. Общественные институты 3 страница
Если рассматривать формирование личности как процесс, то по отношению к нему во многом справедлива ещё одна поговорка: посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу…
И обязанность семьи в том, чтобы не сеялось то, что помешает ребёнку состояться человеком. Поскольку импринтинговые процессы особенно в раннем детстве играют важную роль в формировании психики личности, то взрослым строгость надо применять прежде всего в отношении себя, не подавая малышу даже единичных дурных примеров поведения, — ребёнок такого рода строгость по отношению к себе воспримет через импринтинг; а строгость по отношению к ребёнку как поток придирок и нравоучений в детстве вызывает только страхи и неприязнь в силу того, что интеллектуальная мощь ребёнка не всегда достаточна и нет знания жизни, чтобы понять правоту взрослых и осознанно согласиться с нею и начать вести себя иначе осознанно волевым порядком.
Ребёнок ещё с эмбрионального периода своей жизни интенсивно осваивает Мир, в котором ему предстоит жить, вбирает в себя информацию, и в этом деле он не может обойтись без помощи других людей. При этом он в состоянии поглотить столько внимания взрослых, сколько ни один взрослый не в состоянии предоставить ему в одиночку (во-первых, во взрослой жизни есть и другие дела, а во-вторых, ребёнок после выхода из младенчества по «энерговооружённости» превосходит взрослых, вследствие чего утомит любого взрослого раньше, чем устанет сам).
|
|
Дети нуждаются во внимании родителей.
«В ноябре 2015 года одна молодая мама из США провела удивительный эксперимент в домашних условиях. Вернее, сам эксперимент банальный до чертиков, а вот результаты, к которым он привел, заставляют задуматься каждого из нас.
Немного предыстории. Брэнди — мама двух прекрасных 4-летних близнецов: Блэйна и Райла. Однажды ей захотелось интереса ради провести следующее исследование. Она сидела тихонечко в углу комнаты, пока ее малыши играли друг с другом. Единственной ее задачей было подсчитать, сколько раз детишки обернулись в ее сторону по тем или иным причинам. Результатами своего домашнего эксперимента она поделилась в Фейсбук. Вот что она написала:
«Сегодня я провела дома небольшой эксперимент, пока мои мальчики игрались. Я сидела тихонечко в углу комнаты и считала, сколько раз они мимолетом глянут на меня по той или иной причине. Им было интересно увидеть мои реакции. Их волновало, вижу ли я их козни, одобряю ли их действия или же, напротив, гневаюсь.
И тогда я подумала: а что, если бы в это время я сидела, уставившись в телефон, и знать не знала, что происходит вокруг?
|
|
Тогда бы 28 раз (именно столько раз мальчики оборачивались посмотреть на маму — прим. ред.) мои ангелы подумали бы, что Интернет важнее, чем они. 28 раз я бы обделила вниманием своих детей. 28 раз мои сыновья почувствовали бы себя одинокими. 28 раз мои малыши подумали бы: то, что происходит онлайн, намного важнее, чем реальная жизнь.
В мире, где все воспринимают тебя таким, каким ты кажешься, а не каким есть на самом деле; в мире, где твой уровень успеха меряется количеством подписчиков в соцсетях; в мире, где живое общение заменилось перепиской из соседних комнат, я прошу вас: будьте другими!
Пожалуйста, отложите свои мобильные телефоны и проводите время с родными и близкими. Следующее поколение надеется, что мы научим их, как быть взрослыми. А мы просто убиваем время на Интернет...
Эти мощные слова Брэнди напоминают нам о том, что действительно важно в жизни. И пусть она пришла к этому выводу довольно странным путем, суть от этого не меняется».[192]
Именно это обстоятельство и делает большую — нравственно-этически здравую — семью нескольких взрослых совместно проживающих поколений наилучшей средой для личностного развития ребёнка, прежде всего на самых ранних его этапах, начиная от предыстории зачатия. А все педагоги-профессионалы системы дошкольного и школьного воспитания и образования — могут быть только помощниками семье в деле формирования личностей представителей новых поколений и не более того; их задача — компенсировать воздействие фактора «не научился Ванечкой…» в тех случаях, когда семья в силу разных причин что-то упускает из виду либо не может дать ребёнку по каким-то иным причинам. И даже в условиях, когда внесемейное всеобщее образование стало нормой, педагоги — учителя-предметники — только помогают семье сделать то, что она не может сделать сама вследствие роста объёмов информации и алгоритмики в культуре.
|
|
Кроме того большая семья (если она нравственно здравая) автоматически разрешает и ряд других социальных проблем, в частности: снижение уровня подростковой (и соответственно, спустя некоторое время и взрослой) преступности; одинокая старость и обеспечение жизни утративших здоровье и работоспособность; она создаёт и меньшую экологическую нагрузку на среду обитания за счёт существенно меньшей потребности во многих видах продукции в расчёте на душу населения.
Поэтому:
|
|
· одно из проявлений рабовладения — уничтожение института семьи в среде рабов;
· извращение функций института семьи — неотъемлемый аспект процесса порабощения самобытных обществ, которое далеко не всегда осуществляется грубой военной силой, но может быть осуществлено в некоторых обстоятельствах и методом «культурного сотрудничества» на основе принципа «каждый в меру понимания работает на себя, а в меру непонимания — на тех, кто понимает больше…»[193].
Хотя это банальность, тем не менее не лишне напомнить ещё раз, что в основе института семьи лежит различие биологических функций мужского и женского пола в жизни биологического вида «Человек разумный».[194]
Соответственно в семье и в жизни общества представители обоих полов должны выполнять естественные для каждого из них биологические и социальные функции, взаимно дополняя друг друга. Поэтому:
Концепция «гендерного равенства» и тем более самоопределения индивидом своей «гендерной принадлежности» — не просто вздорна, а представляет собой один из инструментов порабощения или уничтожения общества, как и порождённая ею субкультура «unisex», навязываемая обществам во всём мире.
Дав одному из своих фильмов название «Благословите женщину»[195], С.С. Говорухин указал на важнейшее обстоятельство жизни общества, но тему он, к сожалению, не раскрыл. Поэтому обратимся к существу вопроса.
Безусловно, что женщины и мужчины разные не только по строению тела и физиологии, но и по особенностям психики (см. раздел 17, а также специальную литературу, посвящённую этой теме). Однако творческий потенциал одинаково свойственен и мужчинам, и женщинам, поскольку каждый из полов должен нести свою долю в наместничестве Божием на Земле. Но реализуется творческий потенциал мужчин и женщин по-разному.
· Статистически чаще творческий потенциал мужчин реализуется большей частью непосредственно в решении тех проблем, с которыми его сводит жизнь.
· Статистически чаще творческий потенциал женщин в разрешении проблем внесемейного характера — в силу того, что она мать и в этом качестве незаменима, — реализуется большей частью опосредованно через её детей и внуков, а отчасти и через мужа (либо сожителей и любовников, если она распутна).
· Меньшей частью творческий потенциал мужчин реализуется опосредованно через их детей и жену (либо сожительниц и любовниц, если мужчины распутны), а творческий потенциал женщин (если они ведут семейную жизнь) меньшей частью реализуется непосредственно в решении проблем внесемейного характера, с которыми их сводит жизнь.
Поэтому, если кто-то из мужчин по мнению общества совершил нечто выдающееся, это общество прежде всего прочего должно быть благодарно его матери (и возможно, — бабушкам), поскольку в период от предыстории зачатия до вступления ребёнка в речевой период и начала им собственного активного познания Жизни и творчества именно мама — безальтернативно — главный взрослый человек в судьбе и в жизни каждого: она избирает будущего отца своих детей и признаёт избрание мужчиной её самой в качестве супруги и матери их детей[196]; мама — первый учитель и первый воспитатель, куратор первых этапов личностного развития будущего взрослого человека.
Именно в этот период (начиная с предыстории зачатия), над которым почти безраздельно царит женщина (вне зависимости от того, осознаёт она это либо же нет — см. раздел 17), формируется духовное наследие[197] будущего ребёнка, закладываются телесные и биополевые структуры его организма и формируются те основы психики, на которых в дальнейшем развивается, осваивается и реализуется в жизни познавательно-творческий потенциал. Если нет этих основ, то на альтернативной им пустоте не может сложиться ничего полезного для общества и самой личности вне зависимости от её пола[198]. Роль мужчины как непосредственного воспитателя и наставника ребёнка в жизни семьи становится весомой только на последующих этапах личностного развития.
Соответственно, если рассматривать общество на интервалах времени, охватывающих жизнь нескольких поколений, то:
· за женщиной — большей частью решение социально-стратегических задач в русле концепции, под властью которой живёт общество[199], хотя сама женщина может и не осознавать этого, либо не соответствовать своему биологическому и социальному предназначению[200];
· а за мужчиной — большей частью решение тактических задач в русле концептуально обусловленной стратегии, хотя и он может не осознавать этого и не соответствовать своему биологическому и социальному предназначению.
И решение задач обоих классов протекает в русле эгрегориальной алгоритмики соответствующей национальной или конфессионально обусловленной культуры. Поэтому:
Противопоставлять друг другу мужское и женское начало, возвеличивать одно из них, унижая другое — противоестественная дурость.
Такого рода дурость может иметь следствиями только остановку культурного развития, деградацию культуры и биологическое вырождение.
Соответственно таким социальным функциям полов, в основе которых лежит биология (строение организмов и специфика инстинктивных программ их взаимоотношений в процессе воспроизводства биологического вида), — источником качества жизни обществана исторически продолжительных интервалах времени, охватывающих жизнь нескольких поколений, являются личностные качества девушек, становящихся впоследствии женщинами-матерями, обусловленные характером воспитания в этом обществе девочек.
* * *
В связи со сказанным в последнем абзаце, и поскольку в произведениях живописи смысл в ряде случаев упакован плотнее, нежели это возможно в тексте, предложим прочувствовать и осознать, представленное на репродукции малоизвестной картины слева. О том, что есть у Франции такой художник Жан Огюст Доминк Энгр (1780 — 1867), не все знают, но его «Источник» социально-философски гораздо выше «Джоконды», о которой мало кто не знает и которой многие поклоняются.
Если же это произведение живописи не будит в зрителе ничего, кроме похоти либо ханжеского неприятия вида зачавшей человека женщины в её естественной красоте и таинстве творчества будущего, то у зрителя очень серьёзные проблемы нравственно-этического характера, проблемы с миропониманием и с психикой в целом. А исторически сложившаяся психиатрия и классическая философия Запада в этой беде ему помочь не могут: надо прочувствовать жизнь, подумать самому и, изменив себя, начать иначе относиться к Жизни…
* *
*
Однако подавляющее большинство людей к процессам, продолжительность которых охватывает жизнь нескольких поколений, относятся безучастно, поскольку их результаты — как плохие, так и хорошие — «в этой жизни» им не достанутся, а о бессмертии души и связанных с этим обстоятельствах они не задумываются. Тем не менее, человечество едино в череде поколений, и потому отношение к «долгоиграющим» процессам и внесение в них благого или дурного вклада — один из своего рода тестов на состоятельность в качестве человека — наместника Божиего на Земле: только человек — носитель человечного типа строя психики — благостно сопричастен вечности, если соотносить типы строев психики с диапазонами продолжительности процессов, в которых он может быть дееспособен.
И изменения качества жизни общества в ту или иную сторону также начинаются с изменения характера воспитания в нём, прежде всего, девочек.[201]
В основе этой причинно-следственной связи лежит то обстоятельство, что если рассматривать жизнь общества, как совокупность взаимодействующих друг с другом общественных институтов, то социально значимая деятельность мужчин большей частью протекает вне семьи, а социально-стратегически значимая деятельность женщины в её полноте и совершенстве безальтернативно может протекать только в семье. Причём, если исходить из интересов личностного становления ребёнка, то это должна быть семья нескольких взрослых поколений, живущих под одной крышей, общим хозяйством, в ладу всех её членов.
Это не значит, что женщина должна быть затворницей в доме своего отца, а потом — мужа, жить на их доходы, и иметь дело сначала только с куклами, никчёмными, но модными безделушками, а потом — только с кастрюлями, сковородками, горшками и пелёнками, пылесосом, прочей домашней утварью либо командовать прислугой и т.п., ублажать мужа и общаться только с подругами и родственниками, а всё иное общение — только с дозволения отца либо мужа или только под их контролем[202].
Если общественный уклад сводит роль женщины к этому, то она оказывается неспособной выполнить как до́лжно свою социально-стратегическую миссию — реализовать свой творческий потенциал через своих детей и внуков, — поскольку такая самореализация требует широкого кругозора, развитой личностной культуры чувств, личностной культуры интеллектуальной и психической в целом деятельности, а также — предвидения, что невозможно без свободного формирования интересов, свободного участия женщины в жизни общества и без собственных впечатлений от тех сфер деятельности, в которых свой творческий потенциал непосредственно реализуют большей частью мужчины и в которых предстоит работать её сыновьям и внукам.
Сказанное выше позволяет понять ещё один афоризм В.О. Ключевского, и оценить его не как незаслуженный оскорбительный упрёк, а как действительно ключевое указание к разрешению проблем развития Русской многонациональной цивилизации:
«Несчастье русских в том, что у них прекрасные дочери, но дурные жёны и матери; русские женщины мастерицы влюбляться и нравиться, но не умеют ни любить, ни воспитывать. (Вариант: …, но не охотницы ни любить, ни воспитывать»)[203].
Многие не согласятся с этой оценкой причин бедственного на протяжении многих веков характера истории региональной цивилизации многонациональной Руси В.О. Ключевским, в том числе и потому, что не понимают сути Любви, а В.О. Ключевский говорит именно о ней, но не о страстях и взаимных привязанностях.
Изрядная доля женщин не согласится с этой оценкой потому, что им аксиоматически свойственно стоять на позиции, выраженной К.И. Шульженко в романсе «Три вальса»[204]: «Как это, как это я не права? Я и не думаю злиться! (выделено нами жирным при цитировании) Ах, как кружится голова, как голова кружи́тся…».
Многие (как мужчины, так и женщины) не согласятся с В.О. Ключевским потому, что для них «любовь» и забота их матерей о них — неоспоримы, а непререкаемое уважение к своим матерям, к их жизни и деятельности, свойственно им с детства, в силу чего они не вдаются в анализ их жизни и в их оценку, а также — не вдаются в анализ результатов воспитания их самих своими родителями.
Тем не менее, переосмысление жизни родителей и выявление в результате переосмысления чего-либо, что является выражением неправедности, не является основанием для обвинительных заключений и приговоров в их адрес:
· во-первых, Всевышний не ошибся, избрав именно их в качестве Ваших родителей (если бы кто-то другой мог бы стать лучшими, чем они родителями для Вас, то так и было);
· во-вторых, если и выявлены какие-либо проявления неправедности с их стороны, которые отрицательно сказались на результатах зачатия, рождения и воспитания ими Вас, то лучшее, что можно сделать и что следует сделать Вам, — простить своим родителям (и всем старшим родственникам по восходящим линиям) их ошибки и не воспроизводить их (тем более в «усовершенствованном» виде) в своей жизни и в воспитании Ваших детей и внуков, которых Бог доверил (или доверит) Вам.
А некоторым Бог дал матерей, которые не вписываются в приведённый афоризм В.О. Ключевского, вследствие чего им свойственно думать, что большинство матерей в России — такие же как и их матери.
Тем не менее, такого рода чувственно-эмоциональное несогласие с этой оценкой В.О. Ключевского — опасно для будущего, поскольку всех запечатлённых на фотографиях ниже выпускниц школ России зачали и родили мамы; и мамы сыграли в их воспитании такую роль, что показанные ниже результаты воспитания оказались неизбежными. Приводимая далее подборка — это не постановочные кадры. Снимки сделаны в Москве в дни последнего звонка и выпускных вечеров школ большей частью в 2012 г. От времён 1920‑х — первой половины 1980‑х гг. не осталось аналогичных по содержанию фотографий не потому, что тогда фотоаппарат был редкостью[205], а сейчас в кармане почти что у каждого школьника лежат мобильные телефоны с фото- и видео- камерами и широко доступны компьютеры и интернет[206], а потому, что нравы в те времена были другими, и была иная этика (нормы поведения) — как наедине с собой, так и на людях. Конечно, и ныне не все выпускницы и выпускники такие, как запечатлены на фотографиях, но «лицо праздника» определили именно такие.
* * *
Выпускницы начала XXI века.
По сути общенародный праздник — вступления в жизнь нового повзрослевшего поколения — они внутренне нравственно готовы обратить в пьяный разгул, постепенно перетекающий в свальный грех. Сдерживающим фактором пока ещё являются внешние ограничения в виде полиции и родительского гнева, хотя многие рубежи нравственной деградации они уже успешно преодолели. Если же внешние ограничения снять, то — они покажут себя как ошалевшие под воздействием курева, алкоголя, беззаботности и безответственности полные сил дикие «бандерлоги»[207]. Инстинктивная алгоритмика стадно-стайного поведения доделает то, до чего сами они не додумаются.
* *
*
В 1920‑е гг. за появление на улице «в слегка пьяном виде» можно было вылететь из комсомола и из партии. Если бы в любом из городов СССР в 1950‑е — 1970‑е гг. отпраздновали выпускной так, как запечатлено на снимках выше, то всё руководство города и, прежде всего, руководство городского отдела народного образования, а также директора и завучи[208] наиболее «отличившихся» в разгуле школ — лишились бы своих должностей.
Неоднократно публиковался факт, что в разгар Великой Отечественной войны немецкий врач, обследовавший угнанных из СССР в Германию на принудительные работы девушек в возрасте 16 — 20 лет, был крайне удивлён и решил обратиться к Гитлеру с призывом немедленно начать мирные переговоры с нашей страной. Его удивило, что более 90 % им осмотренных были девственницами, и он писал Гитлеру, что невозможно победить народ с такой высокой нравственностью. Это и было доказано практически Победой, достигнутой теми поколениями.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!