О строении вново на коровьем дворе часовни

И.В.Моторико

История создания

Образа Смоленской Богородицы 

в меднолитейных мастерских Выгореции.

 

 

 На обширной территории Выговского Суземка, уже к 30-м годам восемнадцатого столетия, организовались десятки старообрядческих скитов, связанных между собой общей идеей и подчиняющихся большаку, киновиархуДаниловского монастыря.На русском севере, среди непроходимых болот, зарождался анклав с самодостаточной инфраструктурой.

Гениальные организаторы и руководители Выговской Пустыни - братья Андрей и Семён Денисьевы - за тридцать лет совершили экономическое и духовное чудо - в глухих, практически безлюдных лесах, вырастают два города-монастыря -  Данилово и Лекса, прокладываются дороги, расстраиваются и заселяются многочисленные скиты, разрабатываются поля, строятся скотные дворы, кузни, мельницы, пильные заводы, переписываются и переплетаются в скрижальных мастерских книги, работают иконописцы, ведут разведку следопыты-рудознатцы, налаживаются торговые и дипломатические связи с Санкт-Петербургом -республика Выгореция стремительно развивается по всем направлениям. И всё это происходит в условиях жёсткого надзора и давления со стороны власти.

В России, в это время, идут масштабные преобразования. В том числе, Империя заинтересована в развитии северных территорий, а такой проект требует значительных финансовых затрат. Русский император ПётрI, мудрый политик и правитель, строитель и реформатор, видел, какв унисон с его северными прожектами, благоустраивается и развивается огромная территория, не требуя при этом казённых вложений. Начинается взаимовыгодное сотрудничество,в результате, Выговцы, «за свою деятельность на олонецких заводах, приобретают права на полную самостоятельность и самобытность в внутреннем управлении своей общины.» (Островский Д., свящ. Очерк из истории Выговской старообрядческой пустыни// Памятная книжка Олонецкой губ.на 1909 год. Петрозаводск, 1909). Несмотря на ревностное вниманиецеркви с одной стороны,«розыскных раскольничьих дел канцелярий» и мирских судей с другой,Выговцы, осознаютреальность перспективы возрождения «древлецерковного благочестия».Уходит в прошлое идея самосожжений, этому посвящены несколько проповедей-слов от отцов-руководителей Выговской пустыни, появляется возможность жить, строить и осуществлять планы по развитиюВыгореции и укреплению Старой Веры.

 Семён Денисьев уже составляет свой знаменитый старообрядческий мартиролог «Виноград Россейский…» - сборник житий страдальцев «за древлецерковное благочестие», монастырские «экспедиторы» расходятся по миру с целью сбора православных святынь, созданных до раскола, собираются древние книги, иконы и другие реликвии и факты, доказывающиепревосходство и истинность Старой Веры.Выговцам нужны собственные святые - замечаются и ревностно описываются чудеса, которые происходят в разных скитах Выгореции. Наиболее примечательные из них, впоследствии, будут вписаны Иваном Филипповым в «Историю Выговской Пустыни».

Рассмотрим одно из событий, произошедшее в ноябре 1730 года:

О строении вново на коровьем дворе часовни

Хотя на коровьем дворе при отце Андреи и строенно, однако же ещё не достроено. Столовая келия построена была и в ней хлебы пекли и на моление собиралися и великая о том нужда была тогда во время собрания. И начаша о том доносити настоятелю Симеону, он же со отцем Даниилом и ссоборными, видя их такую нужду, что им негде славословия Божия и молитвы к Богу отдавати, сотвориша совет, еже состроити им дом молитвенный.И наяша плотников летом, того же году, когда и мелничную плотину строиша, и срубиша летом и осенью зготовиша к празднику Введения Пресвятыя Богородицы в лето от мироздания 7239 (1730) году(21 ноября по ст. стилю. – М.И.) И оный Симеонначасоветовати со отцем Даниилом, еже велетиписати образв часовню Богородицын местный иконописцу березовскому Алексею Гаврилову. А преже того лета зимою прииде жена некая с Москвы на Березовку и привезе с собою образ Пресвятыя Богородицы Одигитриамосковскагодревнягописма во окладе.Ипоставити оный образ на Березовке в своих хоромах в темном тесном чюлане, понеже инде места у нея не имелося, где бы поставити. И размышляше о том и имеяши немалое попечение, как бы оному образу нарочный устроитичюлан.

А в то время на коровьем дворе часовня зготовилася. И оной жене некогда всвоейкелии мало в тонок сон уснувши, видит в видении пришедшу к ней некую честную жену, убрус бел на главеимеяши и поясом препоясану. И бе ей, аки знаема. И рече ей: Взяла ты мене с Москвы и привезла сюда, и затворила в темной чюлан, где мало и света видети. И хотя ты и тщишися и имеешипечаль, чтоб мне чюланустроити, но мне индевозлюбленно есть место и ты ныне о том не имей попечения, еже устроити мне чюлан. Уже бо ныне мне в монастыре на Выгу на коровьем дворе дом и место устроено и зготовлено. И ныне отвези мя скоро в монастырь и отдай во устроенной дом имени моему на коровьем дворе. Аще ли не свезеши, то сама пойду, а тебе оставлю.

Оная же жена, аще и во сне, обачепозна юбыти саму Владычицу Богородицу, глаголющук ней, и с великим желанием и с теплыми слезами возопи к ней, глаголющи: Отходиши ли от мене, Царице и Владычице, образом своим, а мене беднусиру и презрену от себе оставляюшина чюжей стране. Увы мне беднице, что сотворю от царствующего града изыдох, на тебе, Царицу небесе и земли, надеющися. Ныне же оставлена бых от тебе посреди пустыни непроходимыя, како прочее пойду, к кому прибегну, чиейвверюся помощи, на чиевозоуповаюзаступление?

Оная же честная жена явльшаяся, глагола к ней: Сотвори точиюповеление и проводи мене в монастырь во уготованный мне дом. Аще и тамо буду, но буду снабдеватитя и посещатимилостию своею. И тогда с нею прочии в келииживущеи, слышаще ю во сне глаголющу и плачущю, возбудиша ю. Честная же жена она явльшаяся, невидима бысть ей. Пробудившисяубо жена та от сна и размышляше в себе о видении сем, не просто бытито разумевая. Жену убо честную явльшуюся ей, саму Пресвятую Богородицу непщеваше, а глаголы еяо образе ея, который имеяше у себе, и абие шедши в чюлан, иде же образ Пресвятыя Богородицы, и с великою верою и с теплыми слезами паде пред ним, моляся со усердием. И глаголаше к ней: О Царице и Владычице, отходиши от мене бедныя, оставляешимясиру, отходиши образом своим Пречистая во уготованное ти место, яко же сама изволила еси, а мене, бедную, оставляеши не имети, где главы подклонити, обаче не смею я, бедница, твоему изволению и повелению противитися. Скоро твое повеление сотворю и отвезу твой честный образ во уготованное ти место. Но молю и прошу, не забуди мене и сохраняй от всяких козней диавольских и от враг видимых и невидимых, покровом своим покрывай преблагая.

И моляшесятако со слезами на долг час доволне и преставши от молитвы, написаписмов монастырь к настоятелю Симеону, призывающе его к себе. Он же скоро приеха к ней и сказа ему она явление Богоматере и глаголы ея. Он же, слышав, возрадовасярадостию великою и шед, где стоит образ Пресвятыя Богородицы, моляшеся со слезами и пев молебен. И оная жена отдаде той образ ему, настоятелю Симеону, и проводи его сама в монастырь в том же от мироздания 7239 (1730)-го месяца ноября в 4-е.

Приемше же отцы образ Богоматере с великою честию и с теплою верою. И поставиша его в столовую, певше молебен и стояше в столовой до Рождества Христова. И на Рождество Христововнесоша его в часовню с молебным пением и с великою верою во уготованный и нареченный имени ея молитвенный дом. И поставиша в часовни на место свое. И допевше молебен, всимолящеся со слезами с великим умилением и праздноваша в новопоставленной часовни праздник Рождества Христова. И на праздник собор Пресвятыя Богородицы(26 декабря по ст. стилю – М.И.)принесения ради образа певши всенощное пение и всю церковную службу и молебное пение отправиша по праздничному обычаю.

И радовашесявсирадостию великою. И стоит той образ Богоматери и поныне благодатию Христовою во оной часовни. И имеют к ней вси сироты велию веру и усердие и всегда к ней прибегают под покров ея и заступление, просяще милости во всяких случающихся в скорбех и болезнех, в напстех и бедах и искушениих от диавола наносимых. И приемлют всегда невидимо благодать и заступление.» (Иван Филиппов.История Выговской пустыни)

Как видим, один из очевидцев и участников описанного события – большак и идеолог Выговской пустыни – Семён Денисьев. И, возможно, благодаря именно его участию, чудо не осталось незамеченным, а впоследствии стало частью истории Выгореции. Произошедшее было осознанно, как Чудо, уже тогда – в ноябре 1730 года, и не могло не отразиться на духовной жизни обители. Несомненно, Выговскими иконописцами делались, впоследствии,копии Образа для жителей Суземка, а также для многочисленных паломников, а литейные мастера должны были отреагировать разработкой медной копии чудесного Образа и её тиражированием.

Выгорецкие меднолитейные мастерские находятся в тот момент на вершине своего творческого становления, в них работают талантливые мастера, за короткий срок создавшие

 знаменитый стиль «Выговского литья». В это время и создаётся самая тиражируемаямеднолитая икона Выгорецкого типа – Образ Одигитрии Смоленской Богородицы.

По периметру  иконы идёт текст молитвы, напоминающейо Берёзовском чуде: «Все упование мое к Тебе возлагаю,Мати Божия, сохрани мяво Своём Си крове». Короткий фрагмент псалма наиболее полно отражает содержание и характер молитвы «некой жены», обращение к покидающей её иконе и просьба о заступничестве.(«…но молю и прошу, не забуди мене и сохраняй от всяких козней диавольских и от враг видимых и не видимых, покровом своим покрывай преблагая»).

Образ становится чрезвычайно востребованным – сама Богородица объявила о покровительстве, а краткость и точность канонического молитвенного обращения были близки и понятны каждому из обитателейСуземка.

Популярность этой меднолитой иконы порождает обилие разновидностей, у которых меняется формат, оформление рамки, оглавия и т.п., но стилистика Образа сохраняется на всех последующих копиях и подражаниях.

Небольшим тиражом выпускается пробный вариант двустворчатого складня со Смоленской Богородицей на левой створке, правая же,  в точности повторяет композицию створки раннего Выговского складня «Деисус с предстоящими» - Ангел Хранитель, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие Чудотворцы.

К самым первым Выговским образцам Смоленской Одигитрии, скопированных с Берёзовской иконы, можно отнести две разновидности:

-иконка с текстом молитвы «некой жены»;

- иконка со жгутиковой рамкой без текста (упрощённый лаконичный вариант).

Обе иконки отличаются характерной для Выговскихлитых икон стилистикойи детализациейв проработке ликов Богородицы и Христа, тонкостью отливки. Венцы с цатами указывают на то, что образцом-первоисточником для них служила писаная икона в окладе, а наличие цат – на возможную древность этого образца.

Таким образом, нижнюю границу датировки меднолитых иконСмоленской БогородицыВыгорецкого типаможно отнести ко времени огласки «берёзовского чуда». При этом, учитывая масштабы и скорость развития Выгореции в то время,задача изготовления матрицы и подготовка к тиражированию иконывполне могла быть решена мастерами Выговской медницы уже в январе 1731 года, и инициатором выхода этого чудесного Образа былкиновиарх Даниловского монастыря - большак Семён Денисьев.

 

                                                                     Список литературы:

 

1.     «Выговская поморская пустынь и её значение в истории России» (сборник научных статей и материалов), - СПб, 2003;

2.     «РаскольничьидълаXVIIIстолътiя, извлеченныяизъдълъПреображенскаго приказа и тайной розыскных дълъканцелярiиГ. Есиповымъ», - Санктпетербургъ, 1861;

3. Островский Д., свящ. «Очерк из итории Выговской старообрядческой пустыни// Памятная книжка Олонецкой губ.на 1909год, - Петрозаводск, 1909;

4.    «Русское медное литьё» (сборник статей)выпуск 2, составитель и научный редактор кандидат искусствоведения С.В.Гнутова. Доклад В.М.Тетерятникова 14 марта 1967 г. в Институте Истории искусств, Москва « К вопросу о датировке древнерусской меднолитой пластики»;

5.    «Исторiя Выговской старообрядческой пустыни издания по рукописи Ивана Филипова», - Санктпетербург, 1862;

6.    Юхименко Е.М. «Выговская старообрядческая пустынь. Духовная жизнь и литература», - Москва, 2002.

 

                                                                  Иллюстрации:

 

1.  Андрей и Семён Денисьевы с изображением Выговского общежительства. Выг, 1810-е г. (Выговский старообрядческий лубок)

2. А.М.Васнецов. «Скит». 1901 г. Холст, масло, 56Х74 см. Национальный художественный музей республики Беларусь, Минск.

3. Симеон Денисьев. Фрагмент настенного листа «Выговские старцы», сер. XIX в.

4. Фото икон и складня извлечены из всемирной паутины.

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!