Деловая игра как активная форма обучения
Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Особенности методов
В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном — эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется. Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Существуют также принципы активизации традиционных форм обучения. М.Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
- принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
- достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
|
|
- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Признаки методов:
-Проблемность.
-Адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических задач и функций обучаемого.
-Взаимообучение.
-Индивидуализация.
-Исследование изучаемых проблем и явлений.
-Непосредственность, самостоятельность взаимодействия обучающихся с учебной информацией.
-Мотивация. К числу используемых преподавателем мотивов обучающихся относят:
-Профессиональный интерес.
-Творческий характер учебно-познавательной деятельности.
-Состязательность, игровой характер проведения занятий.
-Эмоциональное воздействие.
Классификация
Сегодня существуют различные подходы к классификации МАО. В качестве отличительных признаков, используются: степень активизации слушателей, характер учебно-познавательной и игровой деятельности, способ организации игрового взаимодействия, место проведения занятий, их целевое назначение, тип используемой имитационной модели и многие другие.
По характеру учебно-познавательной деятельности: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности: игровые: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, ролевые игры, игровые приемы и процедуры, тренинги в активном режиме, имитационные модели, имитационные игры; и неигровые: анализ конкретных ситуаций (АКС), разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции и т. д. и неимитационные: стажировка на рабочем месте, программированное обучение, проблемная лекция, выпускная работа.
|
|
По назначению: мотивация познавательной деятельности, сообщение учебной информации; формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков; освоение передового опыта, контроль результатов обучения.
По типу деятельности участников при поиске решения задач: методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.
По численности участвующих: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.
|
|
По месту проведения: аудиторные и внеаудиторные, выездные, экскурсионные.
По принципу использования вычислительной техники — ручные, (без использования ВТ); компьютерные — игры на ЭВМ; и игры с компьютерным обеспечением.
Структура
1. Проблемное содержание.
2. Организация участников игрового действия.
3. Игровое взаимодействие.
4. Методическое обеспечение.
Деловая игра как активная форма обучения
Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.
Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, ДИ воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. В процессе игры осваиваются: нормы профессиональных действий; нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе. При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и таким образом через взаимодействие с коллективом познавая себя.
|
|
Для достижения поставленных учебных целей на этапе разработки в деловую игру следует заложить пять психолого-педагогических принципов:
• принцип имитационного моделирования ситуации - разработка:
а) имитационной модели производства;
б) игровой модели профессиональной деятельности.
• принцип проблемности содержания игры и ее развертывания - в предметный материал игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых студентами в процессе игры, что приводит к выходу из проблемной ситуации
• принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности основывается на имитации производственных функций специалистов через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, при которых развиваются психические процессы, присущие мышлению специалистов.
• принцип диалогического общения - необходимое условие переживания и разрешения проблемной ситуации. Участники игры задают друг другу вопросы. Система рассуждений каждого из партнеров обусловливает их взаимное движение к совместному решению проблемы. Люди неоднозначно реагируют на одинаковую информацию, что порождает диалог, обсуждение и согласование позиций, интересов.
• принцип двуплановости игровой учебной деятельности дает возможность внутреннего раскрепощения личности, проявления творческой инициативы. Суть его в том, что "серьезная" деятельность, направленная на обучение и развитие специалиста, реализуется в "несерьезной" игровой форме.
Технология кейс-методов.
Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.
Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Конкретная ситуация (или кейс) может быть показанное описание определенных условий из жизни группы людей, организаций, направляющее учащихся на определение проблемы и поиск вариантов ее решения.
Нет определенного стандарта представления кейсов. Все чаще в текст включают фотографии, диаграммы, таблицы, что делает его более наглядным для учащихся. С информацией на печатном или электронном носителе удобней работать и анализировать ее, чем с информацией, представленной, например, в видео— или аудио— вариантах, так как многократные интерактивные просмотры могут привести к ошибкам и искажению первичной информации. В последнее время кейсы представляют с использованием мультимедиа технологий, что позволяет избежать многих трудностей и совместить в себе преимущества текстовой информации и видео изображения.
Кейс технология построена на учебно-методическом комплексе, обеспечивающем учащихся необходимым набором информационного и методического материала для осуществления контроля над самостоятельным усвоением знаний по конкретному предмету.
Структура и содержание кейса могут содержать следующие основные составляющие:
· Подробное описание ситуации.
· Формулировка проблемы и заданий.
· Учебно-методическое обеспечение (наглядный, информационный материал, который может помочь решить проблему).
· Наличие памятки «Как работать с практическими ситуациями».
· Временные характеристики (режим работы: продолжительность каждого этапа), которые зависят от сложности поставленной проблемы, количества малых групп, временного пространства занятий.
· Система и критерии оценки каждого этапа работы. Общая оценка за работу складывается из оценки его участия группой экспертов и самооценки.
· Дополнительные факторы, которые зависят от особенностей дисциплины, при изучении которой используется кейс-метод.
· Список литературы для учащихся
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 605; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!