Не нашим умом, а божьим судом. 16 страница
Произведения древнерусской литературы отличались дидактическим пафосом, то есть основное внимание в них уделялось поучению иидее пользы. Вот как Епифаний Премудрый объясняет, зачем нужно написать житие Преподобного Сергия: «Если житие святого мужа написано будет, то от этого великая польза и утешение всем: и пишущим, и рассказывающим, и слушающим». Фигура же писателя-создателя текста не имела большого значения, поэтому говоря о древнерусской литературе принято называть создателя текста книжником,а не автором. В самом начале, когда древнерусская литература только зарождалась, задача книжника заключалась в том, чтобы точно и без ошибок переписать текст. Со временем книжникам нужно было создавать новые тексты, но при этом личность создателя никак не проявлялась в созданном тексте.
Идея поучительности литературы как главная ее цель сохраняется в литературе эпохи Просвещения (конец XVII – начало XIX веков). Для представителей классицистического литературного в основе создания произведения лежала идея, она определяла все в произведении. Например, в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (1782) герои строго разделены на две группы в зависимости от темы – воспитание молодого дворянина-гражданина, что обусловило сатирический пафос комедии; личность автора в комедии проявлялась более явно. В конце XVIII века в русской литературе были созданы два произведения: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева (1790) и повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина.(1792), в которых образ автора представал по-новому.
|
|
Главной целью обоих произведений было воздействие на чувства и разум читателя, вызвать в нем сочувствие и душевный отклик. Карамзин утверждал, что личность автора играет важнейшую роль в произведении, это должна быть личность благородного и чувствительного человека. Он писал: «дурной человек не может быть хорошим автором». Карамзин первый в русской литературе поместил автора в один мир с героем: так повествователь в «Бедной Лизе» прогуливается и размышляет в тех местах, где разворачивались события повести. Вся книга Радищева обращена к читателю, любая мысль и чувство автора становятся предметом разговора с читателем. Вот его гневные слова, направленные против торговли крепостными: «Вольные люди, ничего не преступившие, в оковах, продаются как скоты! О законы!..» Повествователь у Радищева постоянно оказывается среди персонажей его глав-очерков: то он выходит из дорожной коляски и разговаривает с крестьянином, то встречает собеседника на станции, то попадает в толпу на празднике.
В начале XIX века автор для большей убедительности и впечатления реальности героев и происходящих в произведениях событий часто передает право повествовать от его имени условному автору – «литературной маске». Таким автором был некто Белкин у Пушкина в «повестях Белкина» (1830) или пасечник Рудый Панько в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголя (1830-1832). А в романе «Капитанская дочка» Пушкин наделяет главного героя Петра Гринева двойной ролью: тот рассказывает о событиях своей юности, выполняя тем самым роль героя-рассказчика, и одновременно является в пожилом возрасте автором мемуаров, воспоминаний о Пугачевском бунте, выступая автором-повествователем. Так Пушкин сохраняет свою позицию как создатель романа, оценивает события с высоты возраста Гринева и воспринимает все непосредственно как юноша Гринев.
|
|
К середине XIX века герой в литературном произведении не только становится вровень с автором, но и начинает занимать его место. Этот процесс хорошо виден на примере повести И.С.Тургенева «Ася», в которой повествование ведется от лица героя-рассказчика. При анализе повести эти два образа часто оказываются неразличимы, однако эффект этого литературного приема значителен для развития художественной литературы. Во-первых, благодаря герою-рассказчику читатель чувствует себя ближе у описываем событиям и героям, а во-вторых, за автором остается его позиция, которую он может выразить другими средствами.
|
|
Б
1. Оформите основные положения прочитанного вами текста в виде таблицы. Заполняя таблицу, вы можете использовать цитаты из текста или свои собственные формулировки.
Период развития литературы | Цели создания литературного произведения | Особенности образа автора | Примеры произведений |
Древнерусская литература | |||
Литература эпохи Просвещения | |||
Литература XIX века |
Сделайте вывод: что главным образом изменяется в образе автора художественного произведения в ходе развития литературы.
2. В прочитанном вами тексте речь идет об эпических произведениях. Что можно сказать об образе автора в лирическом произведении? Меняется ли он со временем?
Учимся работать с научной литературой
А
Прочитайте фрагмент статьи известного филолога Ю.М.Лотмана и составьте его конспект, пользуясь вопросным планом, приведенным после текста.
Ю.М.Лотман
Идейная структура «Капитанской дочки»
<…> Проникновение в законы истории снова и по-новому поставило перед Пушкиным издавна волновавший его вопрос о соотношении исторически неизбежного и человечного. Мысль о том, что исторический прогресс неотделим от человечности, постоянно в той или иной форме присутствовала в сознании Пушкина. <…>
|
|
Пушкин раскрывает сложные противоречия, возникающие между политическими и этическими коллизиями в судьбах его героев. Справедливое с точки зрения законов дворянского государства оказывается бесчеловечным. Но было бы недопустимым упрощением отрицать, что этика крестьянского восстания XVIII в. раскрылась Пушкину не только в своей исторической оправданности, но и в чертах, для поэта решительно неприемлемых. Сложность мысли Пушкина раскрывается через особую структуру, которая заставляет героев, выходя из круга свойственных им классовых представлений, расширять свои нравственные горизонты. <…>
Везде, где человеческая судьба Маши и Гринева оказывается в соприкосновении с оправданными внутри данной политической системы, но бесчеловечными по сути законами, жизни и счастью героев грозит смертельная опасность. Но герои не погибают: их спасает человечность. Машу Миронову спасает Пугачев. <…> Судьба Гринева, осужденного – и, с точки зрения формальной законности у дворянского государства, справедливо, – в руках Екатерины II. <…>
Тема милости становится одной из основных для позднего Пушкина. Он включил в «Памятник» как одну из своих высших духовных заслуг то, что он «милость к падшим призывал». «Милость» для Пушкина – отнюдь не стремление поставить на деспотизм либеральную заплату. Речь идет об ином: Пушкин мечтает о формах государственной жизни, основанной на подлинно человеческих отношениях. Поэт раскрывает несостоятельность политических концепций, которыми руководствуются герои его повести, следующим образом: он заставляет их переносить свои политические убеждения из общих сфер на судьбу живой человеческой личности, видеть в героях не Машу Миронову и Петра Гринева, а «дворян» или «бунтовщиков». В основе авторской позиции лежит стремление к политике, которая возводит человечность в государственный принцип, не заменяющий человеческие отношения политическими, а превращающий политику в человечность. <…>
В «Капитанской дочке» Пугачев наделен достаточной властью, чтобы самостоятельно и вопреки своим сподвижникам спасти и Гринева, и Машу Миронову. Пушкин начинает ценить в историческом деятеле способность проявить человеческую самостоятельность, не раствориться в поддерживающей его государственной бюрократии, законах, политической игре. <…>
Русское общество конца XVIII в., как и современное поэту, не удовлетворяет его. Ни одна из наличных социально-политических сил не представляется ему в достаточной степени человечной. В этом смысле любопытно соотнесение Гринева и Швабрина. <…>
Гринев – не рупор идей Пушкина. Он русский дворянин, человек XVIII в., с печатью своей эпохи на челе. Но в нем есть нечто, что привлекает к нему симпатии автора и читателей: он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени, для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью. В нем видны черты более высокой, более гуманной человеческой организации, выходящей за пределы его времени. Отсвет пушкинской мечты о подлинно человеческих общественных отношениях падает и на Гринева. В этом – глубокое отличие Гринева от Швабрина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего времени. Гринев у пугачевцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь их врага, у правительства – как друг Пугачева. Он не «пришелся» ни к одному лагерю. Швабрин – к обоим: дворянин со всеми дворянскими предрассудками (дуэль), с чисто сословным презрением к достоинству другого человека, он становится слугой Пугачева. Швабрин морально ниже, чем рядовой дворянин Зурин, который, воспитанный в кругу сословных представлений, не чувствует их бесчеловечность, но служит тому, в справедливость чего верит. Для Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей. В этом для него состоит подлинный путь к народу.
1962 год
Найдите в тексте статьи ответы на следующие вопросы:
· Каков главный вопрос исторического романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
· Как в романе соотносится законность и нравственность?
· Что спасает Машу и Гринева в трагических ситуациях их жизни?
· Что означает «милость» в понимании Пушкина?
· Какие качества личности исторического деятеля ценит Пушкин?
· В чем главное различие двух дворян: Гринева и Швабрина?
· В чем, по мнению Пушкина в «Капитанской дочке», состоит правильный жизненный путь?
Записывая ответы на вопросы, можно использовать цитаты из статьи, формулировать ответ своими словами, опираясь на прочитанный текст, а также комбинировать оба эти способа.
Е
Какие наблюдения исследователя показались вам наиболее интересными? Чем именно? Объясните свою точку зрения.
Внеклассное чтение
Возьмите в библиотеке сборник повестей Н.В.Гоголя. Прочитайте повесть «Нос» и выполните следующие задания:
1. Охарактеризуйте три части повести. Чьими глазами мы смотрим на события, в них происходящие? Каким элементом сюжета является каждая часть? Озаглавьте их.
2. Какими художественными средствами Гоголь передает нелепость, абсурдность, парадоксальность российской действительности 30-х годов XIX века? Чем фантастическое в повести «Нос» отличается от фантастического в повести «Ночи перед Рождеством»?
3. Охарактеризуйте майора Ковалева. Как вы думаете, почему именно у такого героя пропал нос? Обоснуйте свою точку зрения.
4. Прокомментируйте слова частного пристава: «У порядочного человека не оторвут носа». В чем парадоксальность имени героя: Платон Кузьмич? Можно ли назвать это имя говорящим? Поясните свою мысль.
5. Почему носу так легко удается достичь успеха в обществе? Какие нравственные ценности современного ему мира сатирически обличает Гоголь, изображая блистательную карьеру носа?
6. Какие сатирические приемы и с какой целью использует в повести Гоголь? Можно ли «Нос» назвать сатирической сказкой (подобной сказкам Салтыкова-Щедрина)? Обоснуйте свою точку зрения.
Д
Читая текст, обратите внимание, как в повести находят отражение русские народные пословицы: утереть нос, сунуть нос в чужие дела, задирать нос, водить за нос? Сделайте вывод из своих наблюдений.
Е
Подготовьте инсценировку повести «Нос» или ее фрагментов: сочините афишу (перечень действующих лиц), сопроводите реплики героев авторскими ремарками, опишите декорации, возможно, музыкальное сопровождение. Чем созданный вами драматический текст отличается от эпического оригинала?
<Шмуц>
Кто такой герой?
<Название раздела помещаем на шмуце>
Герой в литературном произведении
А
Вспомните, что вам известно о герое литературного произведения. Дайте определение понятиям «главный» и «второстепенный» герой. Можно ли утверждать, что героем литературного произведения может стать только человек с положительными качествами личности?
Герой – главный образ литературного произведения. Благодаря образу героя осуществляется связь, диалогмеждуавтором и читателем. Например, Пушкин, создавая роман «Капитанская дочка», стремился выразить свое отношение к истории и жизни людей, Пугачевскому бунту, любви, чести, долгу и достоинству человека, оказавшегося среди глобальных исторических потрясений. Для этого он вводит в повествование героев, которые живут и действуют в вымышленном автором мире. Читая роман и сопереживая героям, оценивая их поступки, мы проникаем в этот мир и по-своему воспринимаем позицию автора. Так образы Гринева, Маши Мироновой, Пугачева, Швабрина и других героев становятся для нас посредниками для понимания романа и его художественного своеобразия.
Герой литературного произведения выражает идеи времени, исторической эпохи, в которую оно было создано, отношение человека к миру, обществу и людям, его характер. Житие Сергия Радонежского создано как образец для почитания и подражания, в его образе Преподобного отразились лучший черты русского подвижника бурного XIV века в России. Герои Карамзина – чистая и искренняя девушка Лиза и добросердечный, но слабый и распущенный Эраст – сообщают читателю своими чувствами и поступками о важности внутреннего мира человека, понимание которой уже созрело в русском обществе. Героиня повести Тургенева «Ася» в своем порыве к любви утверждает ценность человеческой личности независимо от социальных обстоятельств.
Герои литературного произведения разделяются прежде всего на положительных, которым автор призывает нас сочувствовать и подражать, и отрицательных, дающих плохой пример читателю. Таковы, например, образы Маши Мироновой и Швабрина у Пушкина, образы трудящихся крестьян и жестоких крепостников у Радищева. В литературных произведениях есть также много героев, которых нельзя назвать только положительными или только отрицательными. Таких героев, как и людей в реальной жизни, большинство – мы их любим или не принимаем, они похожи или непохожи на нас, отвечают или нет нашим представлениям о добре и хорошем человеке. Так нам трудно определить свое отношение к ротмистру Зурину из «Капитанской дочки»: с одной стороны, он поступил нечестно и недостойно, обыграв наивного юношу Гринева на сто рублей, с другой – он храбрый офицер, сражающийся с пугачевцами.
Помимо термина «герой» часто употребляется термин «персонаж» (от латинского слова persona – личность, лицо). Этим термином обычно называется действующее лицо литературного произведения, чаще всего – драмы. Нередко его применяют в отношении к второстепенным героям. Для уточнения понятия «герой» используются термины «тип» и «характер». Литературный тип – это художественный образ индивидуального человека, в котором воплощаются общие черты группы группы людей, народа, человечества. К примеру, брат Аси у Тургенева – Гагин – представляет тип русского праздного барина, а Савельич у Пушкина – тип крепостного, барского холопа. Литературный характер – это такое изображение человека в словесном искусстве, при котором писатель создает индивидуальный, неповторимый образ. Таким образом, литературный тип – это передача общих черт и качеств в конкретном герое, литературный характер – выделение индивидуальности из общей группы людей.
Б
1. Объясните, используя примеры из художественных произведений, как благодаря герою возникает диалог между автором и читателем.
2. Приведите примеры литературных героев, которым свойственны как положительные, так и отрицательные черты.
3. Дайте определение понятиям: герой, персонаж, литературный тип, литературный характер. Разъясните, используя примеры, что объединяет эти понятия, в чем состоит различие между ними.
Вильям Шекспир
Портрет
(1564 – 1616)
А
Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на вопрос. Согласны ли вы с мнением исследователей, утверждающих, что в трагедии есть два Гамлета: Гамлет действия и Гамлет монологов, весьма различные между собой.Размышляя над высказыванием, найдите ответы на вопросы:
· Каковы способы создания характера героя в драматическом произведении? Как раскрывается образ главного героя в трагедии «Гамлет»?
· В чем сложность и противоречивость личности Гамлета?
· Что означает понятие «гамлетизм»? При ответе на вопрос обратитесь к словарям и энциклопедиям. Почему имя героя трагедии стало нарицательным?
--------------------------
Вильям Шекспир – английский драматург и поэт эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения приходит на смену эпохе Средневековья, она началась в искусстве Италии в XIII-XIV веках и позже распространяется на севере Европы – в Англии, Германии, Франции и других странах. Главной особенностью произведений искусства эпохи Возрождения – живописи, музыки, литературы, скульптуры – было внимание к человеку, утверждение ценности человеческой земной жизни. Это направление в европейской мысли получило название гуманизм. Основными качествами человека искусство эпохи Возрождения провозгласило любовь и милосердие. Например, основным сюжетом в итальянской живописи Возрождения стало Благовещение, весть Архангела Гавриила Деве Марии о будущем рождении Христа, который принесет в мир спасение людей. (м.б., картинки Боттичелли и Леонардо?).
Расцвет Возрождения в Англии приходится на конец XVI – начало XVII веков. Одним из наиболее популярных жанров в это время становится драма. Талантливые поэты, получившие образование в знаменитых университетах Англии – Оксфорде и Кембридже, писали пьесы для театра, ставшего любимым зрелищем не только жителей Лондона, но, благодаря труппам бродячих актеров, и всей страны. Актером одной из таких трупп стал молодой Шекспир, ради театра покинувший родной город Стратфорд в в конце 1580-х годов. Труппа к которой он присоединился, поначалу называла себя «Слуги лорда-камергера», а затем, получив высокое признание при королевском дворе в Лондоне, стала называться «Слуги короля».
Популярность театра в народе была вызвана тем, что в новых пьесах отражался английский национальный характер, хотя рассказанные в них истории могли происходить в другое время, в других странах, среди иных народов. В основе сюжета этих пьес лежали вечные человеческие чувства, поэтому героем в них оказывался современный человек. Сочетание архаичности и современности, национального и общечеловеческого породило уникальный театр Шекспира. Уже в раннем творчестве Шекспира появляются пьесы о разных временах и странах: из истории Англии («Генрих VI», «Ричард II», «Ричард III»), пьесы из итальянской жизни («Ромео и Джульетта», «Венецианский купец»), античности («Юлий Цезарь»).
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 467; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!