Не нашим умом, а божьим судом. 10 страница



 

_____________

 

Третья встреча героев приходится на кризис восстания: мятежники не могут захватить Оренбург, Пугачев уже предугадывает обреченность бунта и свою судьбу. Из эпизода в Бердской слободе мы видим, как Пугачев совершает свой выбор между человечностью и враждой, решив помочь Гриневу в освобождении Маши из плена Швабрина. Пугачев уже не скрывает своей симпатии к Гриневу, словно признав про себя ничтожность вражды перед добром, проявившимся в его жизни в виде заячьего тулупчика.

По пути в Белогорскую крепость Пугачев храбрится, хвалится своей силой, рассуждает о Григории Отрепьеве, царствовавшем в Москве. Слова Гринева об ужасном конце Лжедмитрия отрезвили самозванца, и он рассказывает в оправдание своих действий калмыцкую сказку об орле и вороне, желая убедить юношу в своей правоте. Фольклорная сказка всегда говорит правду, но она не оправдывает действий Пугачева. Ответ Гринева: «жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину», – погружает самозванца в задумчивость, потому что он не может оспорить их справедливость.

Соне: Сюда поместить изображение Григория Отрепьева.  Справа текст: В 1825 году А.С.Пушкин пишет трагедию на историческую тему «Борис Годунов». Основным источником сведений для трагедии была «История государства Российского» Н.М.Карамзина. Главной сюжетной линией трагедии является история самозванства расстриги-монаха Григория Отрепьева-Лжедмитрия. Эта тема была одной из важных исторических тем, интересовавших Пушкина, поэтому в «Капитанской дочке» Пугачев дважды сравнивает себя с Отрепьевым.

 

В сцене освобождения Маши проявляются, с одной стороны, благородство и прямота Гринева, с другой, – низость и лживость Швабрина, а с третьей, – чуткость и великодушие Пугачева. Эти качества героев проявляются на фоне твердого характера и верности Маши. Ключевой для понимания сути отношений Гринева и Пугачева стала фраза Гринева: «А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…». Реакция Пугачева на эти слова: «Казалось, суровая душа Пугачева была тронута», – показывает, что нравственная тема – состояние души кровавого бунтовщика и великодушного человека – является основанием исторического повествования.

 

Б

1. Какую роль на этот раз играет случайность в судьбе Гринева?

2. Перед каким выбором оказался Гринев, получив письмо от Маши? Как характеризует героя принятое им решение обратиться за помощью к Пугачеву? Нарушает ли он наказ отца? Обоснуйте свою позицию.

3. Показалось ли вам решение Пугачева помочь Гриневу неожиданным? Обоснуйте свою позицию. Как характеризуют Пугачева слова: «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет»?

4. Объясните смысл калмыцкой сказки, рассказанной Пугачевым. Одинаков ли он для Гринева и Пугачева? Поясните свою точку зрения.

 

_____________

 

А

Прочитайте заключительный отрывок романа, в котором описывается казнь Пугачева и краткое последнее свидание главных героев. Обратите внимание на то, что кивок головою Гриневу на казни был последним жестом в жизни Пугачева.

 

<из главы XIV>

<…> Здесь прекращаются записки Петра Андреевича Гринева. Из семейственных преданий известно, что он был освобожден от заключения в конце 1774 года, по именному повелению; что он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу. Вскоре потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии. В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десятерым помещикам. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова. Рукопись Петра Андреевича Гринева доставлена была нам от одного из его внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом. Мы решились, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена.

______________

 

Сценой казни завершается восстание, поэтому последняя, четвертая встреча отмечает конец Пугачевского бунта.Таким образом, историческое событие показано в своих основных фазах через четыре встречи главных героев исторической и личной сюжетных линий: до восстания, успех восстания, кризис восстания, конец восстания. Так Пушкин объединяет в едино взаимозависимое целое общую историю и жизнь отдельного человека.

Кивок Пугачева в сцене казни выражает необычайное самообладание и желание встретить в последнюю минуту жизни родственную душу. Главное же в том, что жест Пугачева – это знак благодарности за то, что заячий тулуп, добро, оказанное в прошлом, не дали ему перевоплотиться. Пугачев остался Пугачевым, душа его спасена, и за это он благодарит Гринева в свою последнюю минуту.

 

Б

1. Объясните значение последнего жеста Пугачева. За что он благодарит Гринева перед смертью? Отвечая на вопрос, вспомните слова Пугачева, адресованные им Петруше на постоялом дворе.

2. Как вы думаете, почему Пушкин завершает мемуары Гринева именно этим эпизодом? Почему не рассказывает подробно о его дальнейшей судьбе? Объясните свою точку зрения.

 

_______________

 

История любви Маши Мироновой и Петра Гринева

Сюжетная линия любви Маши и Гринева построена по канонам волшебной сказки: двое молодых влюбленных преодолевают все препятствия на пути к счастью. Подобно тому, как в сказке добро всегда торжествует над злом, молодые люди в конце романа соединяются для брака и долгой счастливой жизни. Это стало возможным благодаря многим удачным обстоятельствам, введенным автором в повествование, но главная причина их соединения имеет нравственное основание. Дело в том, что Маша Миронова и Петр Гринев на всем протяжении романа не совершили ни одного предосудительного поступка, не произнесли ни одного лживого слова. Таков нравственный закон жизни, отраженный и в сюжете народной любви, и в сюжете любви Маши и Гринева.

Первое испытание состоялось еще до появления Гринева в крепости: Швабрин сделал предложение девушке и получил отказ. Маша отвергает саму возможность стать женой Швабрина: «как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться… Ни за что! ни за какие благополучия!» Швабрин старается предупредить симпатию Гринева к Маше: после приезда Гринева в крепость он оклеветал перед ним семью Мироновых и выставил Машу «совершенною дурочкою».

Далее, заметив симпатию Гринева к Маше, Швабрин пытается отравить зарождающееся чувство, оболгав и оскорбив девушку, заявляя, что знает «по опыту ее нрав и обычай». Лучшей характеристикой Гринева становится не только то, что он немедленно называет Швабрина лжецом и мерзавцем, но и то, что он ни на мгновение не усомнился в любимой девушке. Этот эпизод отмечает начало ненависти Швабрина к Гриневу, поэтому на дуэли он пытается заколоть Гринева насмерть, подло воспользовавшись ситуацией. Однако тяжелое ранение Гринева привело к тому, что Петр и Маша открыли друг другу свои чувства.

Третий этап сюжетной линии любви и испытаний Маши и Гринева начинается с запретом Андрея Петровича Гринева сыну на брак с Машей. Особенно недостойным выглядит донос Швабрина отцу Гринева на фоне искреннего прощения Гринева за нанесенную рану. Гринев понимает цель Швабрина: удалить соперника из крепости и оборвать его отношения с Машей. Следующее испытание настает вместе с восстанием: козни Швабрина становятся все более угрожающими. Принуждая Машу выйти на него замуж, он тем самым хочет приобрести власть над ней. И последнее свидание со Швабриным на суде показывает, что тот во что бы то ни стало хочет утащить Гринева за собой к гибели: он оговаривает соперника, обвиняя его в предательстве. Швабрин не упомянул на суде имя Маши не из самолюбия или остатков любви к ней, как предполагал благородный Гринев, а потому что это могло привести к оправданию Гринева, а Швабрин такого допустить не может.

Почему же Швабрин так упорно хочет жениться на Маше, почему он всячески разрушает ее союз с Гриневым? Жизненные, психологические причины такого поведения очевидны. Они убедительно, с реалистической точностью переданы Пушкиным и в изображении ситуаций, в которые попадают герои, и в описании характеров героев. Однако в основу любовного конфликта Пушкин кладет нравственно-философскую притчу о добре, зле и выборе человека между добром и злом.

С одной стороны, Гринев, Маша и Швабрин являются обычными персонажами романа, такими же как и остальные. С другой – их образы имеют символическое значение. Маша – образец душевной чистоты и нравственной высоты, в философском плане она воплощает собой добро. Швабрин не совершает ни одного доброго поступка, не произносит ни одного правдивого слова. Душа Швабрина мрачна, ему не ведомо добро, то есть этот образ выражает в романе зло. Мысль автора, которую он через сюжет о любви хочет донести до читателя, заключается в том, что стремление Швабрина жениться на Маше означает стремление зла укрепиться в жизни людей, быть признанным добром. Гринев же получает в романе высокий статус героя, представляющего всех людей. Именно человек должен сделать выбор между добром и злом, спасти добро, как Гринев спас Машу. А зло стремится этому воспрепятствовать, поэтому Швабрин всеми силами старается разлучить Гринева и Машу. Таков смысл нравственно-философской притчи, лежащей в основе любовной линии романа. Таким образом, Пушкин утверждает, что разрешение исторического и личного конфликтов лежит в нравственной сфере, зависит от душевного выбора человека.

 

 

Историческое и вымышленное в романе

В романе «Капитанская дочка» Пушкин воссоздает российскую действительность XVIII века, времени Пугачевского восстания с большой точностью в обрисовке характеров и деталей. В этом писатель следует лучшим традициям исторических романов, главным образом шотландского романиста Вальтера Скотта. Однако новизна в разработке исторической темы Пушкина состояла в том, что он досконально, как ученый, изучил историческую эпоху, и глубоко, как художник, проникся ее духом. Такой подход отразился в написании Пушкиным двух произведений – исторического и художественного. Следовательно, во всех эпизодах, во всех образах романа можно увидеть точную историческую основу. Пушкин во всех случаях стремится сохранить верность исторической правде, когда же в художественных целях писатель должен отступить от фактов, он сохраняет дух истории и в детали, и в характере героя. Например, капрал Белобородов не мог быть участником встречи Пугачева с Гриневым в Бердской слободе: судя по историческим свидетельствам, он примкнул к самозванцу позже, – но озлобленность этого характера потребовала его участия в сцене.

Для всей структуры романа и его идеи важно, что вымышленным героям любовного сюжета – Гриневу и Маше – помогают герои, чьими прототипамистали исторические личности – Пугачев и Екатерина II. Характеры Петра Гринева и Маши Мироновой собраны по крупицам из множества характеров времени, в них отражены лучшие качества простых русских людей. Так вымышленные герои правдиво и с огромной точностью передают время. Исторические лица в описании Пушкина утрачивают официальность и приобретают живые, личностные черты. Хотя в основе этих образов лежит принцип историзма, например, при изображении Пугачева точно воспроизводится его поведение во время захвата крепости, обстоятельства казни, отношение к нему казаков-повстанцев, а при создании образа императрицы в финале романа писатель опирается на знаменитый портрет Е.Л. Боровиковского, Пушкин придает характерам и индивидуальные черты. Поэтому плутовское соседствует в Пугачеве с грозной внешностью, человеческое – со свирепостью, а в Екатерине II царская властность сочетается с мягкостью, строгость – с милосердием.

Соне: В.Л.Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. (Третьяковская галл)

 

Изображение исторических лиц в романе передает традиционное народное представление о правителях, в котором сочетается преклонение перед властью и желание справедливости. Чертами мудрых монархов наделены царица Екатерина II и крестьянский государь Пугачев. Поэтому Пушкин показывает сцены с их участием как бы глазами простого человека: эти сцены емкие, выразительные, в них явно проявляется отношение народа к монарху. Эти сцены можно сравнить с лубочными картинами, столь любимыми в народе.

Если в изображении Екатерины II и Пугачева выражена надежда на мудрую власть, то в союзе Петра Гринева и Маши Мироновой – вера в то, что раскол русского мира будет преодолен через любовь двух потомков истинно русских, старинных родов. Залог мирной и счастливой жизни народа состоит в сохранении чистоты Маши Мироновой – капитанской дочки.

Соне: Поместить рядом лубочную картинку с Екатериной II и Пугачевым. (есть в РГБ, постараюсь узнать, как можно использовать)

 

В

1. Согласны ли вы с утверждением, что любовная история Гринева и Маши Мироновой развивается в соответствии со сказочными традициями? Какие еще «сказочные» приметы встретились вам в романе? Какова их роль? Как они соотносятся с идеей и пафосом произведения?

2. Какие испытания выпали на долю влюбленных? Что помогло им выстоять и сделать верный нравственный выбор?

3. Какова роль образа Швабрина в романе?

4. Как проявилось новаторство Пушкина в воплощении исторической темы в художественном произведении?

5. В чем особенность создания Пушкиным образов реальных исторических лиц? Отвечая на вопрос, приводите примеры из текста произведения.

 

Ж

1. Исторические события и образы исторических деятелей в творчестве Пушкина.

2. Образ молодого дворянина в изображении Пушкина (сопоставительный анализ романов «Дубровский» и «Капитанская дочка»).

 


Иван Сергеевич Тургенев

Портрет

(1818-1883)

 

Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на вопрос. Согласны ли вы с утверждением исследователя о герое повести «Ася»: «Он уже совершил поразительное открытие – открытие любви, но странным образом не дорос до него»?

Размышляя над высказыванием, найдите ответы на вопросы:

· Меняется ли отношение героя к любви? Проследите по тексту.

· Кто виноват в разрыве отношений между героем и Асей? Обоснуйте свою точку зрения.

· Как вы думаете, почему во всех произведениях Тургенева подлинность характера человека проверяется («испытывается») именно любовью?

_____________________

 

В 1832 году Тургенев опубликовал свое первое значительное произведение – сборник рассказов и повестей «Записки охотника». В нем писатель ярко показал многообразие жизни российской провинции и крестьянского быта. Главным достижением «Записок охотника» было глубокое и правдивое изображение русского национального характера. Впервые в русской литературе крестьяне изображались как центральные герои произведения.

«Записки охотника» ознаменовали новый период в творчестве Тургенева: писатель нашел свой оригинальный стиль, определил основные темы своих произведений: русская национальная жизнь, судьба поместного дворянства, современный человек и самая глубокая, общая тема – любовь. Наиболее плодотворным временем в творчестве Тургенева стали вторая половина 1850-х – начало 1860-х годов: писатель создал четыре романа из современной жизни и семь повестей, изображающих характер и судьбу современного человека. Среди них выделяются романы «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Отцы и дети» (1862), повести «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860).

В произведениях Тургенева тех лет отразилось время коренных перемен в русском обществе. Поражение в Крымской войне, глубочайший кризис в государстве, отмирание крепостнического режима, смерть царя Николая I и воцарение Александра II Освободителя, начало реформ в стране и, наконец, царский указ об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года – эти события стали началом новой эпохи в России, повлияли на жизнь и мировоззрение общества. На передний план в русской литературе выходят гражданские темы: помимо Тургенев, в эти годы к ним обращаются прозаик И.А. Гончаров, поэт Н.А. Некрасов, драматург А.Н. Островский, эти темы занимают важное место в произведениях Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Соне: сюда картинку поместья и городской пейзаж 1850-60х гг

 

Главной проблемой в романах и повестях Тургенева стал выбор человеком своей позиции и жизненного поведения в изменяющихся исторических условиях. Так, в романе «Рудин» герой стремится к общественной деятельности, которая должна воплотить в жизнь его взгляды и идеалы, но терпит поражение. Герой романа «Дворянское гнездо» ищет возможность гармоничного соединения в своей жизни личного счастья, душевного покоя и устоявшегося, традиционного поместного дворянина. Смена эпох русской жизни отражена в романе «Отцы и дети», главным героем которого стал человек нового времени, человек совершенно нового мировоззрения и трагической судьбы – Базаров.

В центре каждого из этих романов находится любовный конфликт, ведь именно любовь и способность героя любить определяют его жизнь. Появление у человека чувства любви – это воспитание его души. Такова идея повести Тургенева «Первая любовь». В повести «Ася» любовь и выбор человека – равнозначные понятия, любовь становится главным жизненным уроком героя.

 

Б

1. Вспомните, какой рассказ из цикла «Записки охотника» вы читали и анализировали на уроках литературы. Подтвердите на примере этого произведения справедливость утверждения: «Главным достижением “Записок охотника” было глубокое и правдивое изображение русского национального характера. Впервые в русской литературе крестьяне изображались как центральные герои произведения».

2. Какова главная проблема повестей и романов Тургенева? Как она связана со временем создания этих произведений?

3. Какую роль в творчестве Тургенева играет любовный конфликт?

 

 

Повесть И.С. Тургенева «Ася»

Повесть «Ася» была опубликована в 1858 году в журнале «Современник». Тургенев написал повесть осенью 1857 года, в то время когда находился в Германии и жил в городе Зинциг. Этот факт нашел отражение в тексте: «…лет двадцать тому назад я проживал в немецком небольшом городке З, на левом берегу Рейна». Таким образом, в основу описания мыслей и чувств героя, создания портретов, пейзажа, бытовых деталей легли свежие впечатления, современные характеры и обстановка. И хотя повесть представляет собой воспоминания героя-рассказчика, события в ней показаны и как отдаленные во времени, и как современные, происходящие сейчас. Такой литературный прием позволяет, с одной стороны, непосредственно передать историю встречи героя и героини и, с другой, – посмотреть на нее со стороны, осмыслить.

Особенное значение имеет то, что основой сюжета «Аси» послужил факт биографии писателя: Тургенева переживал из-за судьбы его внебрачной дочери Полины. Она в значительной степени явилась прототипом главной героини повести. Однако личная история получила у писателя обобщение, то есть Ася одновременно образ индивидуальный, является конкретной личностью, и типичный, представляющий девушку определенной судьбы и психологии.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 772; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!