Дон Кихот объединил Сальвадора Дали и Анатолия Зверева

Кошкин дом

Крупнейший в мире центр по изучению дальневосточного леопарда открылся в Приморье

Центр по сохранению дальневосточного леопарда построили в Хасанском районе Приморья в рамках Года экологии. Он разместился на территории нацпарка "Земля леопарда". В центре есть диспетчерская с системой видеонаблюдения за территорией, парк высокопроходимой техники, музей, зал переговоров, жилой и гостиничный корпуса.

Национальный парк создан всего пять лет назад под патронажем Сергея Иванова, ныне спецпредставителя президента РФ по природоохранной деятельности, экологии и транспорту. За годы охранной деятельности удалось втрое увеличить популяцию леопардов с 30 до 70.

- Территория нацпарка 282 тысячи гектаров. Ногами ее не обойдешь, поэтому сотрудникам нужны условия для работы: высокопроходимая автотехника, центр связи и наблюдения, возможности для образовательной деятельности. Все это теперь сосредоточено в центральной усадьбе "Земли леопарда", - говорит специалист Амурского филиала Фонда дикой природы Елена Старостина.

Действительно, нацпарк выполняет не только охранную функцию, не менее важна образовательная составляющая. Теперь есть что показать в музее, где разместить детей для проведения уроков экологии и туристов, чтобы рассказать о леопардах. В парке имеются несколько зеленых зон в форме отпечатка огромной лапы леопарда. Логично, что в центральную усадьбу из Владивостока переедут специалисты научного, экологического и экскурсионного отделов национального парка.

- Центр строился три года. Получился качественный и современный объект. В нем использованы 50 процентов отечественных материалов, работали отечественные проектировщики, - сказала генеральный директор АНО "Дальневосточные леопарды" Елена Гангало.

Директор национального парка Татьяна Барановская назвала центральную усадьбу лицом "Земли леопарда": "она станет дискуссионной и диалоговой площадкой для представителей власти, ученых, экологов. И также может быть своеобразным культурным центром для местных жителей, который способен стать толчком к развитию экологического туризма в Хасанском районе".

Тигры и леопарды - гордость животного мира Приморского края. Им посвящаются праздники, они - модели для художников, фотографов и кинематографистов. Только что приморцы отметили День леопарда. А 24 сентября в столице Приморья отметят День тигра, ставший визитной карточкой города. Сотни приморцев пройдут по Океанскому проспекту в костюмах тигра.

Справка

Государственный центр "Земля леопарда" создан 21 мая 2012 года. Под опекой учреждения находятся две соседствующие особо охраняемые природные территории в юго-западной части Приморского края: государственный природный биосферный заповедник "Кедровая Падь" (старейший заповедник Дальнего Востока, учрежден в 1916 году, входит во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО) и национальный парк "Земля леопарда".

 

Ниточка за иголочкой

Рязанские умелицы создают самую тонкую вышивку в мире

В течение последних 20 лет изделия мастериц-вышивальщиц из небольшого поселка Кадом Рязанской области участвуют в самых престижных выставках и неизменно вызывают восхищение. И несмотря на то, что фабрика была на грани банкротства, а зарплаты у вышивальщиц равны стоимости их одной небольшой работы, здесь продолжают плести сказку.

По преданию, по приказу Петра Первого привезли в Кадом несколько мастериц из Венеции, которые научили кадомчанок плести иглой венецианское кружево. Научили - уехали. А потом местные умелицы на основе усвоенных уроков создали свою ручную игольную вышивку и назвали ее "вениз" - оставили в названии что-то от Венеции. И до сих пор в кадомских изделиях есть как русские мотивы, так и типичные орнаменты Ренессанса.

- В Венеции, на острове Бурано, есть музей. Там несколько пожилых мастериц вышивают очень похоже. Но наша вышивка намного тоньше, изящнее. Во-первых, там уже никто не вышивает руками - иголочкой. Во-вторых, работают довольно толстыми нитками. К тому же у нас необычен дизайн - там повторяющийся рисунок, а здесь все разное - цветы, виды вышивок на одном изделии, - рассказал гендиректор фабрики Николай Ренин. - На конгрессе международной ассоциации коклюшечного кружева из 800 участников кадомский вениз был признан самой тонкой вышивкой в мире.

Скатерти, салфетки, вышивка на воротниках и манжетах блузок, филейные перчатки, а также мерные кружева - для украшения белья, портьер… От этого изящества просто дух захватывает, и не верится, что такое можно сотворить руками. Но все это делается иголочкой и самыми тонкими шелковыми нитями № 65. "Нить отечественная, ткань раньше тоже была отечественная - самый тонкий маркизет, сейчас покупаем в Италии", - поясняет директор.

- Как 300 лет назад делали, так и делаем, - рассказывают мастерицы Вика Рябчикова и Оля Потягина. - А глаза не болят - за компьютером целый день сидеть вреднее.

Подобная техника игольной ручной вышивки сегодня не встречается больше нигде. Она так и называется кадомский вениз

Сейчас у девушек новогодний заказ: вышивают шары для елки. Получается нечто нереальное - картинка как бы висит в воздухе. У Вики еще бабушка на этой фабрике работала. Но все же на вопрос: "Почему этим занимаются?" - отвечают, что не от хорошей жизни: "Так сложилось. Сначала пришли, потому что работать в Кадоме больше негде, а потом остались - нравится. Уже никуда и не уйдем".

Впрочем, есть на фабрике и машинная вышивка. Ручные изделия очень дороги.

- Самое дешевое - носовой платок стоит 2,5 тысячи. Вышивается четыре дня - это кружево на уголке и вензель - монограмма тех, кто заказывает, - поясняет директор. - Мы не берем ту цену, которую должны бы брать - по реальной стоимости. Средняя зарплата у нас десять тысяч. Заложить в цену побольше зарплату - тогда вообще не продадим. Идем по лезвию: шаг в сторону - и разорение.

В цехе машинной вышивки - стрекот швейных машин. Это где ручная - тишина и неспешный разговор. Машинки - как старые отечественные, так и новые импортные. Впрочем, как объяснил наладчик Сергей Спиряев, старые порой даже лучше: скорость у всех одинакова, а стартуют "ветераны" медленнее. Импортные-то "с места в карьер" - не всякая вышивальщица успевает к этому приспособиться.

- Конечно, руками аккуратнее. Но они будут полгода делать, а мы за три месяца сделаем. И к покупателю ближе - дешевле, - рассказывает Майя Кузина. - Вышиваем, по сути, как наши бабушки, только не сами иголочкой работаем, а машинка за меня ее водит, а я двигаю пяльцы. Получается то же самое, только быстрее.

Майя работает в этом цехе десять лет. Привлекает творчество. Иногда добавляет в рисунок что-то свое. Правда, приходится дольше возиться с изделием, а это отражается на зарплате. "Но ведь так интереснее!" - улыбаясь, заключает Майя.

Кстати

В царской России изделия, украшенные кадомским венизом, продавались в лучших магазинах столиц. После революции этот промысел едва не потеряли: до конца 20-х годов еще вышивали, потом кооператив закрылся. Только в 70-х годах прошлого века благодаря усилиям старейших художников и мастериц вместе со специалистами НИИ художественных промыслов удалось возродить эту уникальную вышивку.

 

 

КУЛЬТУРА

Дон Кихот объединил Сальвадора Дали и Анатолия Зверева

Экспозиция литографий и живописных полотен представляет разные взгляды на сюжет Сервантеса

 

В столичном музее АЗ открылась выставка «Атака Дон Кихотов». Литографии Сальвадора Дали и живопись русского авангардиста Анатолия Зверева здесь объединены бессмертным произведением Сервантеса. Вариации одного образа становятся заочным соревнованием двух гениев XX века, но победителей в «турнире» нет: для обоих мастеров это не столько упражнения в трактовке литературного сюжета, сколько размышление о донкихотстве как таковом.

 

На первом этаже разместились цветные литографии Дали, выполненные в 1957 году для французского издания романа. По-испански эмоциональные, полные энергии и залихватской дерзости, они отражают личность художника не в меньшей степени, чем его персонажа. Правда, Дали в отличие от «рыцаря печального образа» сумел коммерциализировать свою экстравагантность, стал Дон Кихотом, добившимся успеха.

 

Иное дело — Зверев. Маргинал и бродяга, всю жизнь бесплодно сражавшийся с ветряными мельницами, но не копьем, а кистью, он чувствовал в Дон Кихоте родственную душу. Возможно, поэтому художник обращается к сюжету Сервантеса в течение всего творчества. Самые ранние работы советского нонконформиста на выставке датируются концом 1960-х, поздние — 1980-ми годами. Но явной эволюции не заметно. Скорее — бесконечное варьирование композиции, техники, цветового решения, но с сохранением главного: предельно условного образа рыцаря на коне.

 

Центральную фигуру — тощую, сведенную до нескольких линий — Зверев зачастую даже не рисует, а процарапывает в масляном слое. Или — набрасывает несколькими резкими штрихами, избегая всякой конкретики, но сохраняя экспрессию и спонтанность своего жеста. А вот Санчо Панса на осле, мельницы, элементы пейзажа почти растворяются в абстрактном мареве красок. Портреты Дон Кихота у Зверева — еще и размышление об одиночестве. Это неприкаянный герой имеет мало общего с артистичным персонажем Дали, царящим в своей сюрреалистической вселенной.

 

«Дон Кихотов» у Зверева — сотни (точное количество не известно, поскольку наследие художника крайне рассредоточено и не структурировано). Музей отобрал из них 21 — это и холсты, и акварели, и гуаши. В экспозиции они представлены вперемешку, но сочетание получается гармоничным, поскольку все произведения — грани одного образа. Для Зверева же техника, как известно, была делом вторичным: что оказалось под рукой, тем и рисовал. В ход шли и зубной порошок, и вата, и обычная мешковина в качестве холста — примеры можно увидеть на выставке.

 

По уже заведенной традиции музей АЗ монтирует работы классиков с произведениями современных художников на заданную тему. На этот раз компанию Звереву и Дали составили Платон Инфанте и Дарья Коновалова-Инфанте. Но их роль здесь сравнима с Санчо Пансой: после первых двух этажей, где каждая работа поражает, медиаинсталляции на третьем этаже оставляют равнодушным и воспринимаются как необязательное дополнение. Все-таки в шкуре Дон Кихота надо побывать самому, чтобы воплотить этот образ по-настоящему. И основные экспонаты проекта — тому подтверждение.

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!