Кармические отпечатки (самскары)
подсознательные тенденции и ментальные впечатления, из которых возникают колебания мыслей (вритти) и тонкие импульсы (васаны).
Кармическое видение
обыденное непросветленное восприятие себя и мира. Видение энергии Ясного Света, обусловленное предыдущими кармичес кими отпечатками в потоке сознания.
Карья-гиты
«песни истинного Пути». Возникновение карья-гит можно отнести к X—XII вв. Они отражают идеи тантрического буддизма и описывают эзотерический опыт сиддхов (мастеров «безумной мудрости»), используя язык символов, иносказаний и парадоксов.
Ключевые моменты в практике шамбхави-мудры
невынесение оценок и суждений, отсутствие усилий, признание чистоты и совершенства созерцае мого, однонаправленность в поддержании созерцания.
Ключевые моменты в созерцании
· поддерживать расслабленным тело
· поддерживать расслабленным ум
· отождествлять все с Изначальным Источником
Колебания мыслей
(вритти - санскр. «водоворот», «мыслеволны»). Двойственные колебания мысли, которыми как бы затмевается исконная Мудрость. Мысли этого вида ума (читты) разделяются, согласно Раджа-йоге, на пять групп:
· правильные идеи
· ложные идеи
· фантазии
· идеи, приходящие во время сна
· воспоминания
Концентрация (дхарана)
сужение ума и принудительная концентрация на объекте или мысли. Концентрация бывает на грубом, внутреннем или абстрактном объекте.
|
|
Коши
согласно Учению йога-тантры, человек обладает пятью телами, которые скрывают собой сияние истинной Реальности (Атмана):
· оболочка физического тела — аннамайя-коша
· эфирного тела — пранамайя-коша
· астрального тела — маномайя-коша
· каузального тела — виджнянамайя-коша
· оболочка первичного неведения или тело истинного блаженства — анандамайя -коша
Сущность всех этих состояний сознания — изначальная Реальность Ясного Света.
Крайние воззрения
крайние воззрения на Реальность, такие как этернализм и нигилизм. Этерналисты утверждают, что чувственно воспринимаемый мир является внешним по отношению к «я» и реально существует вне воспринимающего субъекта. Нигилисты, наоборот, полагают, что не существует ни кармы, ни потока сознания, признавая действительной Реальностью лишь непроявленное, отвергая игру энергий Абсолюта.
Крийя-тантра
путь достижения Освобождения через использование ритуальных действий и поклонения. Низшая из четырех тантр в классификации индуизма и тантрического буддизма.
Л
Лайя
«растворение в Абсолюте». Мгновенный путь Просветления, когда путь и идущий по пути с самого начала признаются неотличными от плода конечной реализации.
|
|
Лайя-йога
· Прямой путь практической Адвайты, находящийся за пределами слов и методов; высшая колесница, квинтэссенция Учений йоги и тантры.
· Мистическая традиция Учения о реализации высшего Освобождения в радужное тело Света за одну жизнь путем созерцательного недеяния и интеграции с внутренними светом и звуком.
Впервые о Лайя-йоге упоминается в таких текстах, как «Йога Таттва Упанишада», «Шива Самхита» и «Гхеранда Самхита». Патриархами Лайя-йоги считаются несколько богов и святых: Шри Авадхута Даттатрейя, Бхагаван Шива, махасиддхи Матсиендранатх, Горакшанатх и Брахман Сараха, Анама Прабху. В рамках тантрического индуизма существует несколько школ Лайя-йоги. В основном они разделяются на два пути: антахкарана лайя чинтана и панчабху та лайя чинтана.
Лайя-крама
процесс последовательного полного растворения элементов физического тела и втягивание их в центральный канал вплоть до превращения в бессмертное радужное тело Света. Признаки успешной практики Лайя-йоги.
Лила
букв. «игра», «развлечение».
· Спонтанная игра, ничем не обусловленная эманация Абсолюта.
|
|
· Недвойственное, спонтанное поведение йогина-авадхуты, его отклик на любые обстоятельства без приятия и отвержения, деления на чистое и нечистое.
Линия передачи Учения (Парампара)
прямая передача Учения из чистого измерения через просветленных богов по цепи ученической преемственности от Учителя к ученику. Таким образом сохраняется чистота передачи Учения.
М
Манана
«памятование». Второй из трех сущностных принципов в Лайя-йоге, означающий укрепление в естественном состоянии и устранение всех сомнений относительно него.
Мандала
«круг». Священное мистическое пространство «чистого видения», божество вместе с его окружением.
Мара
демон. Четыре мары, создающие препятствия в духовной практике:
· Мара скандх — цепляние за самосущее существование пяти оболочек сознания
· Мара клеш (демон омраченных состояний сознания) — потворствование пяти ядам:
гневу
жадности
привязанности
неведению
гордости
зависти
· Мара «сын небожителя» — цепляние за различные переживания в практике (ясность, блаженство и Пустоту); желание остановиться на достигнутом в духовной практике, не достигнув Просветления
|
|
· Мара цепляния за «я» — при переживании недвойственности цепляние за субъект-объектные взаимоотношения.
«Мать кормит сына»
термин высших методов созерцания пространства в Лайя-йоге. Указывает на переходную стадию созерцания от самотрансцен денции (прапатти) к самоузнаванию (пратьябхиджня). Означает состояние, когда внешнее пространство («Мать») смешивается с внутренним («Сын»), углубляя и «кормя» его ясность через восприятие органами чувств проявленного мира.
Мир Без Форм (Арупа-лока)
каузальный мир. Здесь живые существа свободны от формы и являются чистым бесконечным космическим сознанием, однако у них остается привязанность к тонким состояниям Пустоты. Мир Без Форм делится на четыре части:
· состояние безграничного пространства, продолжительность жизни двадцать тысяч кальп
· состояние безграничного сознания, продолжительность жизни сорок тысяч кальп
· состояние отсутствия самобытия, продолжительность жизни шестьдесят тысяч кальп
· состояние ни познания, ни непознания, вне времени
Мир Без Форм переживается с пятой по восьмую дхьяны, после чего достигается состояние Нирваны.
Мир Форм (Рупа-лока)
астральные миры. Астральный мир делится на верхний и нижний астральные миры. Нижний астральный мир соответствует Миру Страстей. Верхний астральный мир — это мир чистых форм, где обитают боги. Они обладают огромной светящейся аурой и утонченным сознанием, у них нет материальных привязанностей, однако и они обусловлены своим восприятием и имеют склонность привязываться к тонким состояниям ясности. Эти миры переживаются в медитативном погружении с первой по четвертую дхьяны. Верхний астральный мир в целом включает в себя семнадцать миров, которые в свою очередь делятся на четыре части.
Мир Явлений (сансара)
материальная Вселенная, образованная шестью мирами сансары: ада, претов, животных, людей, асуров и богов. В эти миры можно попасть при перерождении, а покинуть — после оставления физическо го тела. Живые существа здесь ограничены в способностях и несвободны в перемещении.
Мирные божества
проявление чистых энергий естественного состояния (энергии верхних чакр).
Мироощущение (бхавана)
мироощущение, порожденное кармическим видением и колебаниями мыслей (вритти). Определенное чувство себя и мира.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 444; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!