Основание государства Российского – 862 г



Группа состоит из двух фигур – Рюрика и языческого идола. Первый русский государь изображен в полном воинском облачении, со звериной шкурой на плечах. Лепивший скульптуру академик Павел Степанович Михайлов изобразил основателя русской династии суровым воином, привыкшим доказывать свою правоту мечом, рукоять которого он сжимает левой рукой. Правая рука Рюрика опирается на остроугольный щит, на котором выбита надпись «ЛЪТА STO». Это выполненная кириллицей летописная дата призвания варягов: S – «зело» со значком слева внизу обозначает шесть тысяч, Т – «твердо» – обозначает цифру триста. О – «он» – цифру семьдесят. Получается 6370 год от сотворения мира или 862 год от Рождества Христова.

Слева от Рюрика, в углублении под шаром, виден языческий идол.

Введение христианства – 988 г.

Выполненная скульптором Робертом Карловичем Залеманом трехфигурная композиция повествует о принятии христианства на Руси. В центре композиции – святой равноапостольный князь Владимир в полном княжеском одеянии. В его высоко поднятой правой руке византийский восьмиконечный крест – символ спасения. Движением левой руки князь повелевает старику-славянину разбить языческого идола, которому он сам еще недавно поклонялся и приносил жертвы. Справа от князя молодая мать, несущая для крещения своего младенца.

Начало освобождения от татарского ига – 1380 г.

Двухфигурная группа, выполненная также Залеманом, изображает князя Дмитрия Ивановича Донского, попирающего ногой поверженного ордынца. Герой Куликовской битвы изображен в полном боевом облачении. На нем кольчуга и шлем, в правой руке – шестопер, в левой – татарский бунчук с полумесяцем. Поза князя дышит уверенностью и отвагой.

Основание самодержавного царства Русского – 1491 г.

Самая многочисленная группа второго яруса, состоящая из пяти фигур, выполнена Иваном Николаевичем Шредером. В центре ее – великий князь Иван III, изображенный в полный рост. На нем царское одеяние и шапка Мономаха, в правой руке князь держит скипетр, в левой – державу. Справа – поверженный литовец со щитом и коленопреклоненный воин Золотой Орды, подносящий князю в знак покорности бунчук, что означало окончательную победу над татаро-монголами в 1480 году. Слева от великого князя полулежит, опираясь на локоть, сбитый с ног ливонский рыцарь, пытающийся защититься сломанным мечом. За ним, спиной к зрителю, стоящий на коленях простолюдин, поддерживающий державу. Этой фигуре, названной авторами «сибиряком», вероятно, отводилась двойная символика. «Сибиряк» одновременно олицетворял собой и начало присоединения Сибири к Русскому царству, и народную опору державы.

Восстановление самодержавия – 1613 г.

Трехфигурная группа, выполненная академиком Робертом Карловичем Залеманом, изображает избрание на царство Михаила Романова и основание новой династии. Юный Михаил Романов стоит в позе молящегося, с непокрытой головой, взор его обращен к небу. Он уже принял державу, но прежде чем взять корону, просит Бога даровать ему мудрость и силу. По левую сторону стоит коленопреклоненный нижегородский гражданин Кузьма Минин, подносящий избраннику шапку Мономаха и скипетр. Справа в сильном, решительном движении запечатлен князь Дмитрий Пожарский, защищающий мечом юного государя от охотившихся за ним польских интервентов.

Основание Российской империи – 1721 г.

Трехфигурная группа выполнена Иваном Николаевичем Шредером. В центре ее мощная фигура Петра I. В правой руке первый император Всероссийский держит скипетр, левая прижата к груди. Петр изображен с непокрытой головой, на нем мундир офицера Преображенского полка, поверх которого наброшена императорская порфира. Над плечом императора парит гений, осеняя его своим крылом и указуя предначертанный свыше путь. У ног Петра побежденный под Полтавой швед. Упав на колено, он пытается защитить свое порванное знамя.

Горельеф

Перейдем к третьему, самому густонаселенному ярусу памятника. Это горельефный фриз, на котором изображены 109 выдающихся персонажей русской истории. Иногда эти изображения называют барельефом. Напомним, что на барельефе скульптурное изображение выступает менее, а на горельефе более, чем наполовину. А поскольку последних фигур на памятнике значительно больше, правильнее называть этот ярус горельефом. Фризом в архитектуре называется бордюр, украшенный сплошным орнаментом.

Напомним, что идея горельефа возникла у Микешина уже в разгаре работы над Памятником, после злополучной истории с бароном Клодтом. В первоначальном проекте на нижнем ярусе должны были разместиться шесть огромных медальонов с изображением эпох, соединенные между собой щитами с надписями. Когда появился сплошной горельефный фриз, пришлось менять пьедестал, который стал круглым. Его проект вместе с оградой и фонарями был выполнен профессором Боссэ.

Фигуры горельефа создавали четверо молодых скульпторов, недавние выпускники и студенты Академии художеств: Матвей Чижов, Александр Любимов, Николай Лаверецкий и все тот же неутомимый Иван Шредер. Общий замысел, разработка композиции, эскизы персонажей сделаны Микешиным. Большинству персонажей было придано портретное сходство, и только в тех случаях, когда изображение не дошло до потомков, художник давал волю фантазии.

Итак, по замыслу Микешина фриз должен был представлять собой назидательную летопись в лицах. Для удобства осмотра фигуры были расположены на двухметровой высоте. Чтобы упорядочить такое огромное количество персонажей, их разделили на четыре отдела: 1. Просветители. 2. Государственные люди. 3. Военные люди и герои. 4. Писатели и художники. 

Просветители.

Начинать осмотр горельефа следует с просветителей, ибо как сказано в Евангелии от Иоанна: «В начале было слово». Просветителями считались те, кто нес слово Божье, а также распространители книжного знания. Основная часть раздела представлена лицами духовного звания, что вполне соответствовало исторической правде: главными носителями просвещения в первом тысячелетии русской истории были монастыри.

В разделе представлен тридцать один персонаж, тридцать мужчин и одна женщина. Все фигуры выполнены Матвеем Чижовым, в ту пору студентом Академии художеств, однокурсником Ивана Шредера. Изображения персонажей этой группы в большинстве своем являются плодом фантазии художников, но некоторые имеют портретное сходство. Цифры на карте-схеме помогут вам различать просветителей.

Раздел открывается святыми Кирилломи Мефодием .Братья изображены беседующими, у Кирилла на коленях книга, в правой руке перо. Мефодий держит свиток, очевидно, перевод священного Писания. В глубине образ Богоматери с Предвечным младенцем. Византийская форма киота указывает на страну, пославшую моравских братьев нести христианство в славянские земли.

Рядом с Мефодием стоит святая княгиня Ольга.На ней княжеское одеяние, на голове корона. Княгиня служит как бы связующим звеном между моравскими братьями, принесшими на Русскую землю Писание, и ее внуком, равноапостольным князем Владимиром.Первокреститель Руси Владимир Святославич держит в правой руке крест, а левой указывает на купель с начертанными вязью словами: «В Иордани крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение». За купелью видны багор, которым новокрещенные отталкивали плывущего по реке свергнутого Перуна и обломки самого языческого идола.

В углублении за князем Владимиром стоит святой Авраамий,архимандрит Ростовский. Древнейший ревнитель христианства изображен с крестом в руке и митрой на голове. Рядом с ним сидят основатели Киево-Печерской лавры святые Антоний и Феодосий Печерские.Младшему, более книжному Феодосию внимает пустынножитель Антоний в монашеском куколе.

Несколько особняком выступает блаженный Нестор-летописец.Автор главной русской летописи изображен в полный рост, на нем монашеском куколь и мантия, в правой руке –- перо, в левой – книга. Справа от Нестора стоит с непокрытой головой святой Кукша,просветитель Вятской земли.

Митрополит Московский святой Алексий сидит на гранитном камне в позе слушающего, с книгой на коленях, на которую указывает склонившийся к нему святой Сергий Радонежский,основатель Троице-Сергиевой лавры. Позади митрополита, наклонясь над ним, стоит святой Кирилл Белозерский ,основатель монастыря на Белоозере. Слева от него видна голова святого Стефана Пермского,создателя зырянской азбуки.

В углублении за Сергием запечатлен митрополит Киевский святой Иона,ревнитель православия в борьбе с унией. Чуть ниже видны головы соловецких старцев – святых Савватия и Зосимы.

Далее на переднем плане, как бы выдвинувшись из общего ряда, сидит, погруженный в рукописи и книги, ученый и религиозный писатель Максим Грек .За ним с непокрытой головой в профиль сидит, положив руку на печатный станок, создатель знаменитых Четьи-Миней митрополит Макарий .В углублении по левую сторону от Макария на заднем плане виден митрополит Киевский Петр Могила,основатель первой духовной коллегии.Фигура в шлеме, указующая на печатный станок – это князь Константин Острожский --ревностный сторонник православия и книгопечатания. За плечом князя с посохом в левой руке стоит святой Гурий ,первый архиепископ Казанский, основатель христианской епархии в мусульманской Казани. В углублении за Гурием видна голова тверского ахиепископа Варсонофия.

Следующую группу святителей открывает московский патриарх Никон.Соперничавший с царем Алексеем Михайловичем патриарх изображен в величественной позе с посохом с одной руке и четками в другой. Близко расположенный печатный станок намекает на исправление богослужебных книг, послужившее причиной раскола Русской православной церкви. В углублении, за плечом Никона стоит близкий соратник царя Алексея Михайловича, покровитель просвещения Федор Ртищев . Слева от Никона, на переднем плане в полном архиерейском облачении и митре стоит святой Дмитрий, митрополит Ростовский, прославившийся борьбой с расколом. За его спиной виден кроткий лик святого Тихона Задонского , автора пятнадцати томов назидательного чтения для христиан. Чуть ниже другая голова в монашеском клобуке – это святой Митрофаний, первый епископ Воронежский,соратник Петра Первого. Покрытая клобуком голова в профиль принадлежит архиепископу Белорусскому Григорию Конисскому, ревностному защитнику православия при польском дворе.

Энергичный святитель в митре и с книгой на коленях – это знаменитый Новгородский архиепископ Феофан Прокопович,ближайший сподвижник Петра, идеолог его реформ, крупный ученый и писатель. В кресле перед ним сидит митрополит Московский Платон, автор первой истории русской православной церкви. Завершает раздел просветителей архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий ,церковный писатель и выдающийся проповедник.

 

Государственные люди.

Государственными людьми именовались лица разных званий и состояний, которых объединяло стремление к упрочению государства, росту благосостояния народа, развитию экономики, военной мощи, путей сообщения, торговли, ремесел, наук и искусств. Сюда же относились выдающиеся законодатели и правители.

26 скульптур отдела выполнены Николаем Лаверецким, недавним выпускником Академии художеств, приверженцем классических традиций.

Открывает галерею государственных деятелей князь Ярослав Мудрый.Великий русский законодатель держит в руках раскрытую «Русскую правду», древнейший свод русских законов, как бы комментируя ее своему внуку – великому князю Владимиру Мономаху.Миротворец удельных распрей Владимир Всеволодович внимает деду сидя, его правая рука положена на спинку стула, левая на рукоятке меча. Воин в полном вооружении стоящий за спиной Мономаха – это Гедимин, великий князь Литовский.Идол Перуна за плечом Гедимина указывает на его язычество. Ольгерд,еще один великий князь Литовский,сидит впереди Гедимина, закинув ногу на ногу и ведя беседу с третьим великим князем Литовским – Витовтом.На Витовте рыцарский шлем с забралом и перьями, поверх доспехов наброшена медвежья шкура. Включение трех литовских князей в разряд русских государственных людей объяснялось совместной борьбой против немцев, последующим вхождением Литвы в состав России, а также сложной политической конъюнктурой вокруг Польши в период создания Памятника.

Горельефный Иван III , великий князь Московский,отличается от своего двойника на втором ярусе. На горельефе онизображен сидящим на византийском троне в царском облачении, держащим в руках скипетр и державу. К его ногам приставлен щит с двуглавым орлом – заимствованным у Византии гербом Московского государства. У левой ноги собирателя Русских земель лежат помятые шапки побежденных соперников – удельно-княжеская и татарская.

За Иваном III должен был следовать Иван Грозный, но после долгих споров его было решено не ставить. Кроме резко отрицательных оценок итогов царствования Грозного со стороны Карамзина и ряда других авторитетных историков сказались еще две причины: кровавая расправа, учиненная Грозным Новгороду в 1570 году, а также диаметрально разные взгляды на природу самодержавия царя-деспота и Александра II. В отсутствии Ивана Грозного первую, «блестящую» пору его царствования на Памятнике представляют ближайшие соратники царя: протопоп Благовещенского собора, автор «Домостроя» Сильвестр,первая супруга царя ИванаАнастасия Романоваиокольничий Алексей Адашев.

Рядом с опирающимся на меч Адашевым в эффектной позе стоит в монашеском одеянии патриарх Московский Гермоген.Вдохновитель борьбы против польских интервентов указывает перстом на избранного на царство отрока Михаила Романова,сидящего в порфире и слушающего наставления склонившегося над ним отца – патриарха Московского Филарета.

Царь Алексей Михайловичизображен сидящим в кресле, в приватной беседе со своими ближайшими единомышленниками – дипломатом Ордын-Нащокиными боярином Артамоном Матвеевым , держащим в руке булаву.Сын Алексея Михайловича первый Российский император Петр Великийизображен с непокрытой головой и скрещенными руками. Он только что сделал огромный шаг, и уже готов сделать следующий, против которого его удерживает князь Яков Долгорукий,один из немногих, кто смел перечить царю во имя правды.

Императрица Екатерина IIсидит на троне в окружении ближайших советников. Левой рукой императрица возлагает лавровый венок на склоненную голову своего фаворита, покорителя Крыма князя Григория Потемкина ,в ее правой руке приготовлен порядочный запас таких же венков для других фаворитов. За спиной императрицы стоит со шляпой в руке основатель Смольнинского института Благородных девиц действительный тайный советник Иван Бецкий .По левую сторону от императрицы стоит государственный канцлер Безбородко .

Император Александр Iизображен в военном мундире и царской порфире, в правой руке он держит шпагу, положенную вместе с оливковой ветвью на карту освобожденной от Наполеона Европы. По правую руку от царя стоит, прижав руку к груди, государственный канцлер князь Кочубей.

«Забытый» Микешиным, но впоследствии возвращенный на памятник император Николай Iзапечатлен сидящим, на нем генеральский казачий мундир. Голова царя в характерном повороте обращена к составителю «Свода законов Российской империи» графу Сперанскомуи стоящему рядом генерал- фельдмаршалу Воронцову.

Военные люди и герои.

Раздел представлен 36-ю персонажами. 26 фигур выполнены начинающим скульптором Матвеем Чижовым, остальные 10 – его молодым помощником Александром Любимовым.

Открывает раздел великий князь Святослав Игоревич .Воинственный предок изображен в полном вооружении, с рожком и самострелом. Рядом с ним любимец новгородцев князь Мстислав Удалой ,мирно беседующий с королем Даниилом Галицким.В углублении виден князь Довмонт Псковскийв круглой великокняжеской шапке, прославившийся не только воинскими подвигами, но и глубоким благочестием. Впереди Довмонта с непокрытой головой, с рукой, прижатой к груди, замер святой великий князь Александр Невский,победитель шведов и немецких рыцарей.

Драматичен облик святого князя Михаила Тверского.Погибший в Орде князь-мученик изображен в цепях, стоящим на коленях, но непокоренным. Великий князь Дмитрий Донской, всем своим видом олицетворяет победоносное освобождение от унизительного ига Орды.  Слева от Донского с опущенным копьем, в шапке из львиной шкуры стоит литовский князь Кейстут Гедиминович Троцкий,заклятый враг прусского ордена.

Разгромивший мятежных новгородцев в Шелонской битве князь Даниил Холмскийсидит в позе следователя, допрашивающего побежденную Марфу Борецкую,главную противницу подчинения Новгорода Москве. Им внимают замученный Иваном Грозным великий полководец князь Михаил Воротынскийи князь Даниил Щеня ,победитель литовского гетмана Константина Острожского.На переднем плане разбитый вечевой колокол, символизирующий конец новгородской вечевой республики.

Колонизатор Сибири донской казак Ермак Тимофеевич сидит на камне в тяжелой думе, но с кистенем в руке на случай внезапного нападения Кучума. За ним в углублении с булавой и мечом стоит молодой князь Михаил Скопин-Шуйский,выдающийся полководец эпохи Смутного времени, отравленный дочерью Малюты Скуратова. Впереди Скопина-Шуйского в полном воинском облачении наклонился к столу князь Дмитрий Пожарский,освободитель Москвы от польских интервентов. Сподвижник Пожарского в борьбе с интервентами келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицынс перстом, поднятым к небу, призывает Господа помочь России в годину испытаний. Нижегородский купец Кузьма Минин Сухорукийвысыпает из мешка пожертвованные для Отечества деньги. Замыкает группу запечатленный в предсмертной муке крестьянин Иван Сусанин, пожертвовавший жизнью для спасения царя Михаила.

Украинский гетманЗиновий Богдан Хмельницкийподносит русской короне гетманскую булаву – жест, символизирующий добровольное присоединение Украины к России. Рядом с гетманом стоит генерал-фельдмаршал граф Борис Шереметев, рядом с ним – другой сподвижник Петра князь Михаил Голицын,тоже в немецком платье и парике, с треуголкой в правой руке. Герой семилетней войны, победитель Фридриха Великого граф Петр Салтыковстоит как бы в тени Шереметева. Полководец и военный администратор генерал-фельдмаршал граф Миних изображен сидящим со свитком в левой руке. Рядом с ним, поддерживая дружескую беседу, сидит герой Чесменского морского сражения граф Алексей Орлов. Другой деятель екатерининского «золотого века» граф Петр Румянцев -Задунайскийсмотрит несколько свысока на своего давнишнего соперника – великого русского полководца генералиссимуса Александра Суворова. Маленький Суворов стоит вполоборота, подбоченясь, всем своим видом демонстрируя независимый нрав.

Два героя Отечественной войны, два генерал-фельдмаршала, два Михаила – Барклай-де-Толли и Кутузовизображены рядом. Разница в заслугах перед Отечеством подчеркнута тем, что Кутузов развивает свой план компании, а Барклай слушает его доводы.

Слева от Кутузова в морском мундире с орденской лентой через плечо стоит адмирал Сенявин,разгромивший турецкий флот на Адриатике. Знаменитый атаман Войска Донского граф Матвей Платовизображен сидящим на бивуаке, в накинутой на плечи шинели, внимательно слушающим склонившегося к нему другого героя Отечественной войны – князя Петра Багратиона.  

Главнокомандующий русской армии в русско-турецкой войне 1828-29 гг. генерал-фельдмаршал князь Дибич-Забалканскийбеседует с князем Варшавский, графом Эриванским Иваном Паскевичем,обессмертившим свое имя героической осадой Баязета.

Заканчивают раздел военных людей и героев три выдающихся русских флотоводца времен Крымской войны – адмиралы Михаил Лазарев, Владимир Корнилов и Павел Нахимов.

 

Писатели и художники.

Это самый малочисленный раздел горельефа. Он представлен шестнадцатью фигурами, выполненными Иваном Шредером. И, тем не менее, увековечение на главном государственном памятнике рядом с монархами и высшими церковными иерархами людей искусства было для того времени беспрецедентным шагом.

Открывает раздел мощная фигура первого русского энциклопедиста Михаила Ломоносова.Он изображен в немецком костюме, сидящим в свободной позе, с пером в левой руке. Слева от Ломоносова сидит, подавшись вперед, первый русский комедиограф, автор «Недоросля» и «Бригадира»Денис Фонвизин.

Великий русский поэт и крупный государственный сановник Гавриил Державинсидит, откинувшись на спинку кресла, и запрокинув голову, слушает основателя первого русского театра Федора Волкова.В глубине стоит, изображенный в профиль, Александр Кокоринов,первый ректор Академии художеств.

Баснописец Иван Крыловизображен в своей любимой позе – в покойном кресле, читающим новую басню. Ему прилежно внимают: склонившийся над чтецом великий русский историограф Николай Карамзин, застывший с опущенной головой и скрещенными руками воспитатель императора Александра II поэт Василий Жуковскийи прислонившийся к плечу Жуковского первый русский переводчик «Илиады» Николай Гнедич.На переднем плане сидит, скрестив руки, автор «Горя от ума» дипломат Александр Грибоедов.

Далее следует трио гениев. Юный Михаил Лермонтовв кавказской бурке, опершись рукой о подбородок, слушает своего кумира – Александра Пушкина ,декламирующего стихи. Слева от Пушкина в шинели, спущенной с плеча, застыл в глубокой задумчивости Николай Гоголь.

Спиной к Гоголю, держа портфель с партитурами своих великих опер, стоит композитор Михаил Глинка.Вполоборота к нему с палитрой в руке изображен творец «Последнего дня Помпеи» художник Карл Брюллов. И завершает раздел сидящий у раскрытой фисгармонии композитор Дмитрий Бортнянский .

 

От составителей сайта.

С краткими жизнеописаниями персонажей памятника можно ознакомиться в телепрограмме "Россия в бронзе".

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!