Понятие об откровении и религии



Предмет теологии. Бог, являясь объектом богословия, Сам непосредственно недоступен человеческому познанию и не может являться предметом богословского исследования. Узнавать Бога мы можем лишь постольку, поскольку Бог Сам обнаруживает Себя через сотворенную вселенную и в природе или сообщает о Себе иным образом. Это самообнаружение и сообщение о Себе Бога называется Откровением. Предметом богословского исследования могут являться лишь эпифеномены откровения. Богословие «есть раскрытие Откровения на основании самого Откровения – Евангелия, благой вести о жизни и смерти Христовой. Глубочайшее внутреннее тождество богословия и Откровения постигается через определение природы богословия. Последнее берет человека и ставит его перед дверью Откровения, где должна молчать всякая плоть человеческая, ибо входит Царь царствующих и Господь господствующих. Откровение является специальной сферой богословия; назначение богословия – раскрытие этого откровения». (8. С. 9 - 10).

Убеждения в возможности и необходимости для человека Божественного Откровения является одним из существенных элементов как христианского, так и любого другого религиозного мировоззрения. Конечно учение об Откровении в каждой религии имеет свою специфику, часто страдает глубокими ошибками, но сама вера в Откровение всегда сохраняется. Христианство целиком и полностью зиждется на Откровении. Рассмотрение основных вопросов связанных с пониманием и значением Откровения в Православии представляется важным. В православном богословии традиционно различают Откровение Сверхъестественное и Естественное.

Естественное откровение.Согласно определению, данному проф. А.И.Осиповым «естественное откровение или естественное богопознание представляет собой то понимание Бога, Его бытия и свойств, а также человека и цели его жизни, которое получает ищущий человек на основании познания самого себя и окружающего мира» (6. С. 77). Действительно, внимательное отношение человека к своему внутреннему миру и миру окружающему способно привести человека к мысли о Боге, поскольку, как говорит Священное Писание: «Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18.2). По слову св. ап. Павла и языческие народы, находившиеся вне непосредственного водительства Божия, могли познавать Бога, так как то, «что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» (Рим. 1.11) и «… невидимо Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» (Рим. 1.20).

Человеческая греховность, суетный образ жизни, сосредоточение на преходящих, ложных жизненных смыслах приводят человека к духовной слепоте и мешают ему узреть в творении Творца. Вот слова царя Соломона: «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника» (Прем. 13.1-2). По слову св. ап. Павла, они «суетились в умствованиях своих» (Рим. 1.21). Наоборот, для человека чуткого и внимательного, окружающий мир становится, по меткому слову свт. Василия Великого, училищем, в котором человек познает и прославляет «наилучшего Художника, премудро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого» способен уразуметь «Превосходящего всех красотою, из величия сих чувственных ограниченных тел» способен получить некоторое ведение «о Бесконечном, превысшем всякого величия, и по множеству Своея силы превосходящем всякое разумение.» (6. С. 8, 20).

Естественное богопознание, однако, даже в своих высших точках может достигнуть не более, как привести человека к мысли о Боге и дать понимание только самых общих свойств Божиих, которые лежат как бы на поверхности и которых одних не достаточно, чтоб дать человеку полноценное понимание Бога. Следовательно недостаточно их для познания истинного пути к единению с Богом, пути спасения.

Сверхъестественное откровение. Кроме познания Бога через занимательное отношение к самому себе и окружающему миру, т.е. в рамках естественного откровения, существует и сверхъестественное богопознание, когда Бог путем особого благодатного воздействия на человека сообщает ему истинное знание о Боге, о мире, о человеке и смысле его жизни, о спасении. Сверхъестественное откровение имеет своей целью восстановление утраченной связи человека с Богом, соединение с Богом. Путь к этой цели долог и труден. Он представляет собой процесс преодоления в человеке греховного начала и стяжания чистоты сердца, благодаря которой человек приобретает способность видеть Бога. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5. 8).

Сверхъестественное откровение имеет два вида: есть откровение общее и индивидуальное. Как пишет проф. А.И.Осипов: «Общее откровение дано Богом через особо избранных людей – пророков и апостолов – для возвещения тех основных истин, исповедание и исполнение которых необходимо для спасения каждому человеку, всему миру или отдельному народу» (6. С. 76). Общее сверхъестественное откровение включает в себя в Православной Церкви все Священное Предание и Священное Писание Ветхого и Нового Заветов.

«Индивидуальным Откровением называется такое сверхъестественное посещение Богом отдельных лиц, преимущественно святых, при котором им открывались тайны Царствия Божия, души человека, мира. Большинство подобных откровений носят такой характер, что их другому, не имеющему соответственного духовного опыта «человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12,4)» (6. С. 76). Личная встреча с Богом возможна для каждого человека. Каждый искренне ищущий Бога обязательно встретится с Ним (Евр. 11. 6).

Важно помнить, что в индивидуальных откровениях Господь не сообщает человеку каких-либо принципиально новых истин, по сравнению с тем, что уже дано в откровении общем. В Индивидуальном откровении дается лишь более глубокое опытное познание того, что уже было дано человечеству в откровении общем. Тем более индивидуальное откровение не может входить в противоречие с тем, что дается в общем откровении.

Религия. Наш разговор о Боге и о путях богопознания предполагает необходимость дать некое объяснение к феномену религии. Дать определение того, что есть религия – дело не такое простое. В религиоведении существует несколько сотен определений религии. Трудности с определением проистекают из того, что каждую религию, как правило, описывают и оценивают по ее внешним признакам, по ее видимым выражениям в жизни личной и общественной, но не по ее существу. Это может порождать множество самых различных неверных трактовок, усматривающих сущность религии или в сторонах, которые являются в ней второстепенными и незначительными, или даже в ее извращениях. И таким образом вопрос о том, что составляет сущность религии, какие признаки являются в ней главными, остается насущным до сего дня. Однако религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, как она представляется стороннему исследователю, и с внутренней, которая открывается лишь человеку, живущему религиозно.

С внешней стороны религию можно определить как организованное поклонение высшим силам, которое предполагает несомненную для верующего сознания реальность тех высших сил, которым оказывается почитание, а также предполагает веру, т.е. религиозное настроение, выражающееся в определенной системе культа и системе представлений о божественном. Внешний, описательный метод понимания религии позволяет выделить элементы, являющиеся общими для всех религий. «К таким элементам следует относить а) веру в личного или в личных богов; б) веру в существование сверхчувственного мира; в) откровение Бога (богов) людям, включающее прежде всего понятие о нравственности; г) веру в бессмертие души и загробное воздаяние за земные дела; д) наличие богослужения, культа» (4. С. 6).

Попытка дать определение религии с внутренней стороны тоже может встретить некоторые затруднения. Определенную помощь здесь может оказать рассмотрение этимологии слова религия, хотя объясняя слово religio римские авторы не могли найти общего языка. Цицерон (106 – 43 до Р.Х.) считал, что это является производным от латинского глагола religere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Исходя из этого, существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством. Однако, соглашаясь с тем, что благоговение является в религии делом важным и без него религиозность превращается в ханжество, мы не можем согласиться, что оно выражает всю сущность религии. Латинский христианский писатель Лактанций (ок. 250 – 330 гг.) считал слово религия производным от глагола religare (связывать, соединять) и определял религию как союз благочестия человека с Богом. Он пишет: «С тем условием мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия… Так имя «религия» произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека…» (Цит. по: 6 С. 10). На подобной точке зрения стоит и блаженный Августин (354-430), который считает слово «религия» производным от глагола reeligere  (воссоединять) и полагает сущность религии в воссоединении, возобновлении когда-то утерянного союза между человеком и Богом. «Таким образом, происхождение слова «религия» указывает на два основных его значения – благоговение и соединение, которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом» (6. С. 10). Пытаясь дать определение религии «изнутри» мы можем сказать, что «для действительно, а не минимально верующего она открывает сам духовный мир и Бога, и всё то бесконечное многообразие переживаний, о которых нерелигиозному человеку (хотя бы и прекрасно знающему внешнюю сторону религии) просто ничего не известно и которому передать их нет возможности». (6. С. 13). Хорошо сказано об этой внутренней стороне религии у русского философа и богослова свящ. С.Н. Булгакова (1871-1944): «Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть познание Бога и переживание связи с Богом». Однако « религиозное переживание удостоверяет человека в реальности иного, божественного мира не тем, что доказывает его существование,… но тем, что … ему её показывает. На подлинно религиозный путь вступил лишь тот человек, кто реально на своей жизненной дороге встретился с Божеством, кого настигло Оно, на кого излилось превозмогающей Своей силой. Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический и подобно тому, как умом нельзя познать красоту (а можно о ней только подумать), так лишь бледное представление о попаляющем огне религиозного переживания даётся мыслью. Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии, письменность культур, обычаев … вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлечённое о ней философствование» ( Цит. по: С. 13).

«Существо религии, таким образом, коренится в идее богообщения, предполагающего, хотя и различных, но совершенно определённые в каждой религии – условия и средства его достижения. Они заключаются: в правильном вероучении, то есть верно понимаемом идеале и смысле жизни (теология и антропология); волеизъявлении человека («решительность», по слову преп. Серафима Саровского); практическом осуществлении заповедей (духовная жизнь) и определённой (церковной) дисциплине; совершения культа и участии в нём» (6. С. 13).

Происхождение религии. Религиозное сознание утверждает изначальность религии в человеческом обществе и сверхъестественный характер её возникновения. Существуют и нерелигиозные концепции возникновения религии, которые «можно разделить на две группы: теории, исходящие из того, что религия появляется на некотором этапе развития человечества, и теории, утверждающие, что религия, являясь заблуждением, существовала всегда» (4. С. 6).

К теории первой группы относятся учения, считающие что:                                                                                                                                                          

1) Религия есть продукт намеренного обмана.

2) Религия есть плод человеческого невежества (страх человека перед явлениями природы и неумение объяснить эти явления научными способами).

3) Религия есть неверное, но обусловленное реальными общественными факторами отражения в умах людей материальных условий их существования.

В задачи нашего курса не входит подробное описание и разбор этих теорий, заметим лишь, что « все эти теории допускают очевидную ошибку (именуемую в логике кругом в определении), считая, что можно обожествить, то есть наделить чертами якобы несуществующего Бога некое явление, событие или предмет. Очевидно, что обожествить нечто можно лишь тогда, когда уже имеется некое представление о Боге, то есть создать религию можно лишь тогда, когда есть религиозные представления» (4, С. 6). Каждая теория имеет и свои собственные слабости. В частности с точки зрения этих теорий невозможно достоверно объяснить факт всеобщности религии и наличия её на всех этапах развития человеческого общества.

К теориям второй группы относится, прежде всего, учение Л. Фейербаха (1804-1872). Суть этого учения «можно выразить его же фразой – «тайна теологии есть антропология». Человек, по Фейербаху, создаёт себе бога по своему образу, замечая в своем внутреннем мире некие независящие от него свойства (бесконечность разума, единство разума, воли и чувств и т.п.) и объективирует их в виде бесконечного единого в трёх Лицах Бога. Однако Фейербах не показал, откуда возникают эти свойства человека, поэтому сходство божественных атрибутов и души человека логичнее всё же объяснять по христиански, то есть как наличие в человеке образа Божия, а не наоборот» (4. С. 7).

Многообразие религий. Если христианство утверждает единство Бога и факт изначальности религии в человеческом обществе, то вполне закономерным является вопрос о причине многообразия религий. Ответ на этот вопрос по сути уже был дан выше, когда мы говорили о естественном богопознании. Первые люди знали Бога, однако грехопадение отдалило человека от Бога, помрачило ум человека, и чем дальше человек удаляется от Бога тем в большей степени он утрачивает способность знать Бога, (Прем. 1, 4-5), ибо чистота сердца человека является необходимым условием богопознания (Мф. 5. 8). В зависимости от степени праведности (или развращённости) человека, племени, общества чувства Бога трансформируется в сознании в весьма неоднозначные о Нем представления. Таким образом, всё конкретное многообразие форм религиозной жизни возникает в истории и обусловлено мерой отпадения человека от Бога, и в известной степени христианство может соглашаться с нерелигиозными теориями объясняющими происхождение конкретных форм религиозной жизни.

Исходя из вышеуказанного мы можем понять и ту двойственность, с которой истинное богопочитание относится к другим религиям. С одной стороны мы видим резко негативные отношения Священного Писания к другим религиям, как ложным (Пс. 95.5), с другой стороны может утверждаться некоторая ценность языческой религиозности. (Деян. 17. 22-23). В первом случае обличается мера отступления от Бога, а во втором случае утверждается мысль, что в любой религии, даже самой мерзостной есть некоторая составляющая, которая объединяет эту религию с истиной формой богопочитания, с православным христианством.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Что является предметом теологии?
  2. Что такое Божественное откровение?
  3. Дайте характеристику естественного и сверхъестественного путей богопознания.

4. Какие виды сверхъестественного откровения вы можете назвать? Как эти виды соотносятся между собой?

5. Как мы можем определить религию: а) со стороны внешней? б) со стороны внутренней?

  1. Какие нерелигиозные теории происхождения религии вы можете назвать?
  2. Как христианская теология объясняет многообразие форм религиозной жизни?

 

Список используемой литературы:

  1. Бюркле Х. Человек в поисках Бога. Проблема нехристианских религий. М., 2001.

2. Казарян А.Т., Римский С.В., Журавский А.В. Атеизм.// Православная энциклопедия. Т. 3: Анфимий-Афанасий. М., 2001. С. 660-675

  1. Каспер В. Бог Иисуса Христа. М., 2005.

4. Лега В. Реферат курса лекций по основному богословию для студентов ПСТБИ.               [ М., Б.Г.]. Машинопись.

  1. Назаров В.Н. Введение в теологию. М., 2004.
  2. Осипов А.И. Основное богословие. М., 1994.

7. Трубецкой С.Н. Религия. // Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2: Л-С. М., 1995. С. 462-466.

8. Шмеман А., прот. Введение в богословие. Курс лекций по догматическому богословию. Клин, 2001.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 444; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!