Российское государство на рубеже XVII - XVIII столетий



 

1. Борьба за российский престол после смерти Алексея Михайловича.

2. Личность Петра Первого.

3. Азовские походы.

4. Цели и задачи Великого посольства.

 

Заканчивался XVII век. Век – бунташный. Век бесчисленных войн и потрясений. И в тоже время, именно в этом столетии Россия пыталась дать “ответ” на “вызов” Европы, не выходя за рамки традиций, лишь при необходимости заимствуя что-то на Западе. Такие нововведения совершались как бы против воли: они не укладывались в традиционную систему ценностей.

Однако долго такое положение продолжаться не могло. Архаичная политическая, финансовая и военная система Российского государства не позволяла добиваться во внешней политике ощутимых результатов. По мнению исследователя И. Н. Ионова «Для того чтобы на равных бороться с европейскими державами и Османской империей, нужно было не просто заимствовать отдельные достижения Европы, а сделать европейскую экономику и культуру, европейский образ жизни особой ценностью, поставив её выше традиционных ценностей русской культуры. Только тогда модернизация жизни России приобрела бы действительно широкие иасштабы, страна могла бы войти в круг европейских держав». 

Именно на рубеже XVII - XVIII ст. наиболее остро стали ощущаться эти упущения и недостатки как во внутренней, так и во внешней политике России..

Рост экономики сдерживался слабостью внешней торговли. Как Вам известно, Россия в XVII ст. не разрешила ни одной из внешнеполитических задач. Огромная по территории страна не имела выхода к близким морям – Балтийскому и Черному[7]. Оставался только один путь в Западную Европу – через Белое и Баренцево море. Здесь находился единственный порт – Архангельск. Но его удаленность от центральных районов, непродолжительность навигации в Белом море (всего 6 месяцев в году) были существенной помехой для внешней торговли.

Осуществлению поставленных целей препятствовала не только международная обстановка и неопределенность России в системе международных отношений, но и развернувшаяся после смерти царя Алексея борьба за власть.

Борьба за власть. Смерть царя Алексея Михайловича в январе 1676 г. разделила придворные круги на две группировки. Алексей оставил после себя две семьи: двух сыновей и шесть дочерей от Милославской, первой жены, и царицу Наталью Кирилловну Нарышкину с сыном и двумя дочерьми. Каждая семья имела свою родню, а Вам известно, какую роль играла семья в жизни династии. В XVII в. все цари из дома Романовых вступали на престол в юном возрасте, и подчинение царя-подростка влиянию близких людей было обычным явлением. От этого влияния царю трудно было отделаться и в более зрелом возрасте, особенно когда среди приближенных появлялись родственники его жены, тянувшие за собой своих друзей. Образовывалась камарилья, тесно обступавшая престол и распоряжавшаяся государством как своей законной добычей; деспотизм и фаворитизм в самой откровенной форме пагубно отражались на ходе государственных дел. Со второй царицей во дворец явилась её родня, которая заявила свои претензии на влияние и места, принадлежавшие до тех пор группе родственников покойной Милославской. Между обеими группами началась борьба, повлекшая за собой разделение двора на два лагеря. Один группировался вокруг Милославских, другой – вокруг Нарышкиных. Эта борьба осложняла решение как внутри –, так и внешнеполитических вопросов.

30 января 1676 г. царский престол занял третий сын Алексея Михайловича – Федор (1676–1682 гг.)

Федор – человек болезненный, плохо развитый физически, но получивший для своего времени блестящее образование. Федор говорил по-польски и по-латыни, был знаком с современной литературой, преимущественно церковной, южно-русской

И польской, любил математику и прикладные знания, собирал в свои мастерские разного рода техников и следил за их работами.

Современники изображают Федора решительным сторонником украинско-польского культурного влияния. Он, по свидетельству украинского летописца, очень любил Украину, приказал ввести киевские церковные напевы в московских церквах

И монастырях, отменил московскую одежду и позволил своим подданным одеваться по-украински. Он покровительствовал южно-русским ученым и сочувствовал направлению, утвердившемуся в киевской богословской школе. В 1680 г. Федор женился на дочери смоленского шляхтича, польского происхождения, допустил в Москве закладку польских и латинских школ.

При царе Федоре провели некоторые реформы в области внутреннего управления. В 1678 г. провели общую перепись населения, а затем налоговую реформу. Правительство приняло меры для упорядочения вотчинного и поместного землевладения, торговли иностранных купцов в России. Все казенные сборы, дела по местному управлению сосредоточили в руках воевод (1679 г.) Отменили местничество (1682 г.) Особая комиссия во главе с боярином

В. В. Голицыным подготовила и провела некоторые преобразования в армии. Родственные приказы объединялись под руководством одного начальника; так достигалась некоторая централизация управления. При нем высказывалась мысль о заведении Академии наук, было положено начало основанию Славяно– греко–латинской академии.

Правительству царя Федора, как Вам известно из предыдущей лекции,

в 70-е годы пришлось решать сложные вопросы в области внешней политики, связанные с украинскими делами, отношениями с Польшей, Турцией и Крымом.

Приход Федора к власти усилил позиции Милославских. Особое влияние на царя оказывала его сестра – царевна Софья, по меткому определению историка С. М. Соловьева, «богатырь-царевна». Нарышкины пали. Несколько человек из этой фамилии, в том числе два брата царицы – Иван и Афанасий, были сосланы. Сослали в Пустозерск и воспитателя Натальи Нарышкиной, Артамона Матвеева, лишив боярства и всего имущества.

Но правление Федора было недолгим. 27 апреля 1682 г. он умер, не назначив себе преемника. Как это уже неоднократно бывало в России, вновь возникла проблема престолонаследия.

Кандидатами на престол оставались два царевича – Иван и Петр, права которых были одинаково спорны. К Федору власть перешла, если и не в строгом смысле легально, то, по крайней мере, в силу завещания его отца, обнародованного при жизни последнего и никем не оспоренного, а Иван и Петр Алексеевичи не могли опереться даже на такой шаткий юридический титул. Кроме того, Иван был слабоумен, а Петр – малолетний и, к тому же, младший брат. Создалось, таким образом, положение, которое вполне можно назвать династическим кризисом. Выход из такого положения можно было найти только с победой одной из группировок. На сцену вновь выступили старые соперники, Милославские и Нарышкины. Во главе первых стояла умная и энергичная царевна Софья.Во главе второй – Наталья Кирилловна Нарышкина.

Со смертью Федора сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Патриарх обратился с дворцового крыльца к толпе, собравшейся по его приглашению, с вопросом: кому из царевичей быть на царстве? В ответ поднялся шум, и имя Петра было выкрикнуто громче, чем имя Ивана. Милославским оставалось только подчиниться голосу «народа», но они не считали своего дела окончательно проигранным. Иначе, чем сторонники Нарышкиных, решили вопрос московские стрельцы.

В стрелецких полках, которых в Москве находилось 19 с численностью 14 198 человек, происходило сильное брожение. Стрельцы были недовольны своими начальниками, которые разоряли их непомерными поборами и вымогательствами. Кроме того, правительство нерегулярно выплачивало им и жалованье. Жалобы стрельцов на своих начальников не находили удовлетворения. Разъяренные отказами властей, ухудшением своего положения стрельцы собирались на тайные сходки и открытые совещания, обсуждали свои требования. Составляли списки лиц, допускавших злоупотребления, чтобы потом с ними расправиться. Среди стрельцов активно действовали сторонники Милославских, распуская слухи о том, что Иван Нарышкин примиряет царское облачение и хочет задушить царевича Ивана.

30 мая стрельцы предъявили правительству ультиматум: выдать на расправу Матвеева, восемь Нарышкиных и неугодных военных командиров. Царица–регентша и её помощники растерялись, а восставшие стрельцы учинили расправу. Погибли Матвеев, князья Михаил и Юрий Долгорукие, Афанасий

и Иван Нарышкины, Ромодановский, фаворит царя Федора Иван Языков, начальник посольского приказа Ларион Иванов и еще несколько начальников стрелецких полков. В судном и холопьем приказах бушевавшая толпа уничтожила все кабальные акты, обещаясь дать волю холопам и «уставить правду». По желанию стрельцов первым царем объявили Ивана Алексеевича, Петр стал вторым царем, а Софья, их сестра, вскоре регентшей при них. Таким образом, движение стрельцов, начавшись как солдатский протест против условий службы, превратилось в организованное выступление в пользу одной из боровшихся за власть дворцовых группировок.

В историографии образ Софьи нашел противоречивые суждения. По одной версии, она была обязана своим возвышением ходу событий. Она одна сумела разумными уступками успокоить мятежных стрельцов, и власть как бы сама далась ей в руки

В награду за это. По другой версии, которая исходит из лагеря противников Софьи, она является коварной интриганкой, одаренной необузданным властолюбием и не останавливающейся перед злодейством, когда оно в её интересах; Софья при помощи своих агентов разжигала стрелецкое движение и руководила им с целью погубить нарышкинскую группу и проложить себе дорогу к власти. Конечно, обе версии страдают односторонностью и требуют своего дальнейшего изучения.

Софья была властолюбива; её влекло к крупной политической роли, к господству. За семь лет правления чувствовала себя полновластной хозяйкой, хотела даже венчаться на царство. Софья – «принцесса великого ума и великой политики». Она получила блестящее образование. Была хорошо знакома с современной церковной литературой на русском и польском языках и считалась ценительницею и покровительницею киевской богословской школы. Француз Невилль говорил: «Насколько её стан широк, короток и груб, настолько её ум тонок, остер и политичен, и хотя она никогда не читала Макиавелли, она самостоятельно усвоила все его правила».

Софья возглавила придворную партию Милославских и их сторонников, пришедших к власти. Она направляла действия правительства, которое возглавил князь В. В. Голицын. По мнению авторов “Выбирая свою историю” «Первый министр царевны князь Василий Голицын много потрудился для создания коалиции европейских стран для борьбы с Османской империей. По сообщениям дипломатов, князь готовился создать регулярную армию, ликвидировать государственные монополии и даже отменить крепостное право. Голицын стал и первым из плеяды официальных фаворитов при “дамских персонах”».

Софья, благодаря В. Голицыну, умело и последовательно овладела положением в столице; с помощью дворянского войска, собранного вокруг Москвы, заставила капитулировать восставших. Стрельцам выплатили долги. От них принимали челобитья на своих командиров и наказывали последних. В 1683 г. было указано возвращать бывшим владельцам беглых холопов и бить их кнутом.

Немного успокоив низы, правительство не смогло разрешить противоречий в социальных верхах. Нарышкины были устранены, но не уничтожены. Уцелели и боярские круги, враждебно относящиеся к Милославским. Назначение начальником Посольского приказа, а фактически – руководителем правительства Василия Васильевича Голицына вызывало в кругах аристократии не скрываемое недовольство. Не мог симпатизировать правительству и патриарх Иоаким: Софья и Голицын не поддержали его в спорах с Сильвестром Медведевым, который был сторонником киевской богословской школы. У знати вызывало недовольство и поведение царевен. По Москве распространялись слухи, что «царевна Софья – блудница и живет блудно с боярами, да и другая царевна, сестра её, и бояре ходят к ним, и ребят те царевны носят и душат, а иных на дому кормят». Масло в огонь подливали слухи о желании Софьи венчаться на царство и, конечно же, неудачные крымские походы В В. Голицына. Приближалось и совершеннолетие Петра.

Обострение отношений Софьи и Петра назревало давно. Подрастающий царь, занятый «потешными играми» и учением, с явным неудовольствием и плохо скрываемым раздражением смотрел на действия старшей сестры-правительницы. Отношения между ними обострились к лету 1689 г. 7 августа

в Кремле пронесся слух, что потешное войско ночью придет из Преображенского, чтобы убить царя Ивана и царевен. Софья велела расположить в Кремле и на Лубянке стрельцов. Активно агитировал стрельцов в поддержку Софьи начальник Стрелецкого приказа Федор Леонтьевич Шакловитый. 

Этим воспользовались сторонники Петра. Двое стрельцов поскакали

в Преображенское. Они сообщили царю о якобы готовящемся против него походе. Поднятый с постели, плохо соображая со сна, что же происходит, испуганный до крайности, царь в одном белье бежал к ближайшему лесу. Затем ускакал в Троицкий монастырь. В монастыре Петр упал на постель и весь в слезах поведал архимандриту о страшной опасности, нависшей над ним, просил укрыть его и защитить. 8 августа в монастырь явились молодая жена Петра, мать и сестра Наталья, потешные полки и стрельцы Сухарева полка, несколько преданных ему бояр.

Правительство Софьи на первых порах не придало значения этому происшествию. Шакловитый, узнав о побеге Петра, сказал только: «Вольно ему взбесяся, бегать!» Софья, не подозревая ни о чем, ходила на богомолье и нападать на брата не собиралась.

Петр между тем развил кипучую деятельность. По его требованию

к Троице потянулись солдатские и стрелецкие полки. Сюда прибыли патриарх, многие бояре и дворяне. Софья жаловалась своим сторонникам: «Послала

я патриарха для того, чтобы с братом сойтись, а он, заехав к нему, да там

 и живет, а к Москве не едет». Поездка Софьи в монастырь ни к чему не привела. Петр её не принял, а потребовал выдачи Шакловитого и его сторонников. Следствие и суд над заговорщиками были скорыми, хотя и под пытками они не подтвердили желание лишить жизни Петра. Четверо, в том числе Шакловитый и Сильвестр Медведев, были осуждены на смерть, пятнадцать человек – биты кнутом (у троих урезаны языки) и сосланы, более двадцати пяти сосланы без телесного наказания. Фаворита Софьи В. В. Голицына лишили боярства и сослали в далекий, глухой Пустозерск. 7 сентября был издан указ об исключении имени Софьи из царского титула: «Теперь, государь братец, – писал Петр брату Ивану, – настоит время нашим обеим особам Богом врученное нам царствие править самим, понеже пришла есми в меру возраста своего, а третьему зазорному лицу, сестре нашей, с нашими двумя мужескими особами в титлах

и расправе дел быти не изволяем». Софью удалили в Новодевичий монастырь, где постригли в монахини. Здесь она умерла в 1704 г. Двоевластие формально сохранялось (Иван умер в 1696 г.), хотя фактическим правителем государства стал Петр Алексеевич (Петр I. 1689 – 1725 гг.).

Личность Петра I. Петр I занимает особое место в истории России. Великий преобразователь. Победитель шведов. Создатель Российской империи. Бурная и впечатлительная натура. Таким он остался в памяти современников и потомков. М. В. Ломоносов и Г. С. Державин называли его Богом. А. И. Герцен – революционером на троне. Историк С. М. Соловьев – «вождем–преобразователем». Декабрист Корнилович – «алмазом под грубой короною». Представители церкви считали и продолжают считают Петра «антихристом». Славянофил Аксаков писал, что «в Петербургском периоде государство совершает переворот, разрывает союз с Землею и подлчиняет её себе, начиная новый порядок вещей. Оно спешит построить новую столицу, свою не имеющую ничего общего с Россиею, никаких русских воспоминаний. Изменяя Земле русской, народу, государство изменяет и народности». А. Н. Радищев заметил, что Петр был «властным самодержцем, который истребил последние признаки дикой вольности своего отечества». Правда, Петр «мог славнее быть, возносяся сам и вознося отечество свое, утверждая вольность частную». Резко отрицательно относятся к Петру современные украинские историки, называя его «деспотом», который хотел уничтожить украинский народ. Существуют и мнения, авторы которых стараются шире и всестороннее показать личность Петра. Так, София–Шарлотта писала: «Этот государь очень хороший и вместе с тем очень дурной; в нравственном отношении он полный представитель своей страны. Если б он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум». Еще точнее, на наш взгляд, о Петре высказался В. О. Ключевский. «Он (Петр) надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и, через рабовладельческое дворянство, возводить в России европейскую науку, народное просвещение, как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно… Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешенная». Эти слова великого русского историка актуальны и в наши дни. Большинство советских историков дают Петру высокую оценку. Однако имеются и критические замечания. Так, авторы альтернативной истории И. В. Карацуба и др. в книге “Выбирая свою историю” пишут; «Приведший Петра к власти переворот 1689 г., вопреки обычным представлениям, был не победой молодого реформатора над косным боярством, а консервативной реакцией на умеренно “западническую” политику царя Федора Алексеевича (1676-1682) и царевны Софьи.»

Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 г. Он стал 14-м ребенком и пятым мальчиком в многодетной семье царя Алексея Михайловича. Детские годы Петра протекали беззаботно и весело. Мальчик поражал всех живостью, любознательностью и непоседливостью. Хорошо усвоил азбуку, чтение и письмо. Выучил назубокЧчасослов и Псалтырь, Евангелие и Апостол. Любил читать и петь в церкви. Даже приход к власти его сестры Софьи не мог омрачить пылкую и деятельную натуру. В эти годы Петр основное внимание отдал воинским играм, “ потехам “, совершенствованию военного дела.

С помощью учителей-иностранцев Петр усвоил основы арифметики и геометрии, артиллерийской и фортификационных наук. Узнал правила возведения крепостей. Научился быстро стрелять из ружей и пушек, копать шанцы, наводить мосты, закладывать мины. Мог высчитать полет пушечного ядра, управиться с астролябией. Все это пригодилось ему впоследствии. Подобные знания и навыки он накапливал всю свою жизнь, недолгую, но на редкость насыщенную учебой и делами, делами и учебой. Прав был А. С. Пушкин, написав:

То академик, то герой,


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 728; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!