Произведения, в которых встречается персонаж
Государственное бюджетное
Общеобразовательное учреждение
Школа №1678 «Восточное Дегунино»г.Москвы
БАБА ЯГА - КАКАЯ ОНА?»
Малицкая Анна Георгиевна
Научный руководитель: учитель русского языка и
литературы Ниверчук Ольга Сергеевна
Москва
2018
Содержание
1.Резюме стр. 3
2.Введение стр. 4
3.Образ бабы Яги в славянской мифологии стр. 5
3.1.Родословная Бабы Яги стр. 5-7
3.2.Характер героини стр. 8
3.3.Произведения, в которых встречается персонаж стр. 9-12
3.4.Как выглядит Баба Яга? стр. 13
3.5.Где живет героиня? стр. 14
3.6.Принадлежности Бабы Яги стр. 15
4.Заключение стр. 16
5.Список использованной литературы стр. 17
2
Баба Яга в славянской мифологии - лесная старуха-волшебница,
ведьма. Она древнейшая из славянских Баб. У многих возникают вопросы:
что же означает Яга?Баба Яга - изначально заботливая берегиня, которая
впоследствии, во времена христианства, превратилась в страшное
|
|
существо, которым пугали детей. Почему же она такая страшная?
А страшная она потому, что русский народ пытался создать героя,
которого будут бояться дети.
Актуальность нашей работы заключается в том, что образ Бабы Яги до сих
пор вызывает интерес, и остается вопрос:злой это персонаж или добрый?
Объектом нашего исследования стали русский народныесказки, в
которых встречается образ Бабы Яги.
Цель нашей работы - как можно больше узнать об этом сказочном
персонаже.
Задачи:
• Узнать, какой характер у Бабы Яги
• В каких произведениях мы ее встретим
• Как она выглядит
• Где живет
• И какие у нее принадлежности.
Основной метод исследования – поисково-аналитический.
Практическая значимость работы: собранный и проиллюстрированный
материал можно использовать на уроках литературы, что поможет
расширить круг знаний учащихся, сделать процесс обучения интереснее,
доступнее, эффективнее, создать среду, побуждающую детей к чтению.
Изучая образ Бабы Яги, мы предположили, что этот персонаж в русском фольклоре освещается по-разному.
3
|
|
Введение
На грани двух миров, светлого и
темного, посредидремучего леса издревле
векует в странной избушке, окруженной
забором из человеческих костей, старая
Яга. Временами злобная ведьма налетает
на Русь, несет с собой мор людей и падеж
скота, похищает детей. Иной раз и к ней
заглядывают гости с Руси. Одних Яга
пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает
судьбу. Яга имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах,
свободно посещает их. Кто она, эта загадочная старушка, откуда пришла в
русский фольклор?
По суевериям угров (Финно-угорские народы (фи́нно-у́гры) — группа народов, говорящих на финно-угорских языках, в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе.)никтоне может умереть и исчезнуть бесследно, не оставив своего злобного призрака, которыйбродит незримо среди живых, причиняя им горе и неприятности, строяпакости и всевозможные козни, лишь иногда являясь в виде тени.
Баба Яга - это не просто имя персонажа, это наименование должности, на которую время от времени попадали совершенно разные боги. Была - Яся Звездная, была и Буря-Яга Святогоровна, и Вила Сида, и Азовушка, и Ненила, и Домна.
|
|
4
Родословная Бабы Яги
Одной из прародительниц Бабы Яги считают древнюю берегиню –
Золотую бабу. Еще в исландских сагах рассказывается о бандах викингов,
мечтавших захватить сокровища этой бабищи. На Алтае находили золотых идолов Золотой Бабы, алтари, куда приходили женщины просить дать ей дитятю и величали Берегиней!
Наша родная русская Баба Яга не может быть одинокой в этом мире. У нее существует масса именитых родственниц по всей Земле. Первой сестрицей русской бабки Ежки ученые называют греческую Деметру- богиню плодородия и земледелия. Деметра управляла силами природы.
Второй ближайшей родственницей Яги называют другую греческую богиню Артемиду, покровительницу животного мира и охоты. Тут родственные связи не вызывают никаких сомнений, поскольку наша Баба Яга постоянно
проживает в лесу и, само собой, заведует всяческой лесной нечистью в лице леших и кикимор.
Третья сестра выглядит уже далеко не так мило, как две первых - ведь она связывает мир живых с потусторонним царством. Имя ей Геката - лунное божество царства теней, могил и призраков. Если вспомнить «милый» заборчик вокруг избушки, состоящий из костей и черепов, а также особые гастрономические пристрастия в виде человечины, то и здесь сомнений в родстве возникать не должно.
|
|
5
Ей приписывают и Великую Мать – языческую богиню, повелительницу мира и прародительницу всего живого.
Другой прародительницей Бабы Яги можно считать Йогиню-Матушку-вечнопрекрасную, любящую, добросердечную Богиню-Покровительницу детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле (древне-славянское название Земли) то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая беспризорных детей-сирот по градам и весям. В каждой Славяно-Арийской Веси, даже в каждом многолюдном граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты. Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Бабушкой Йогой Златой Ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней-Матушкой.
Йогиня-Матуша детей-сирот доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов. В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы. Рядом с горным Капищем Рода, в скале имелось специальное углубление, которое Жрецы называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый Лапата. В одно углубление, которое было ближе к Пещь Ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего Лапата задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост. Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означала, что дети-сироты
6
посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных Обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив живыми в Огненную Печь, и сотворила сие Баба Йога. Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ Лапаты и отделял углубление с детьми от Огня. Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с Лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.
Ничего из этого чужеземцы не ведали и продолжали распространять сказки о том, что дикие Жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба Йога, детей-сирот в жертву Богам приносят.
Эти чужеземные сказки повлияли на Образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда Образ красивой молодой Богини подменили Образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей, жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей. Эта загадочная фигура, скорее всего, и стала основой для создания русского сказочного образа Бабы Яги.
7
Характер героини
Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок, а в
православном сознании – воплощение сил зла, выражение ненависти ко
всему русскому. Как любой персонаж, старуха имеет свой образ и характер.
Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога». Это старая злая
ведьма, которая любит полакомиться маленькими детьми и добрыми
молодцами.
Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру
молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему. Например,
Иван-царевич обращается к Бабе-Яге за подмогой, когда ему нужно победить
Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и
рассказывает, как можно одолеть врага.
По другой версии, прототип Бабы-Яги - это ведуньи, знахарки, которые
лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от
поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского
слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь". Страсть Бабы-Яги –
поджаривать детей в печи на лопате - очень напоминает так называемый
обряд "перепекания" или "припекания" младенцев, больных рахитом или
атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную
хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка
разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям,
собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла
хворь.
Вот такая противоречивая старуха. С одной стороны наводящая ужас, а с
другой- вызывающая симпатию.
8
Произведения, в которых встречается персонаж
Баба Яга - распространенный персонаж многих сказок, а также ее можно
встретить в славянской мифологии и в фольклоре многих народов.
Ее можно увидеть в таких русских народных сказах как, к примеру «Гуси-
лебеди», «Василиса Прекрасная», «Морозко» и во многих других. В этих
сказках Баба Яга изображается хитрой, иногда злой старухой, которая вредит
людям.
«Гуси лебеди» (русская народная сказка)
«В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
- Здравствуй, бабушка!
- Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
- Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
- Садись покуда кудель прясть.
Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет - вдруг из-под
печки выбегает мышка и говорит ей:
- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
- Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается».
9
«Баба-Яга и Жихарь» (русская народная сказка)
«Притащила яга-баба жихаря домой, посадила в голбец, сама затопила печку, говорит большой дочери: «Девка! Я пойду в Русь; ты изжарь к обеду мне жихарька».
Но есть такие сказки, в которых Баба Яга помогает человеку, когда
главный герой отправляется на какие- либо подвиги, он практически всегда в
глухом лесу сталкивается с Бабой Ягой, которая сначала его пытается съесть
или напакостить, а потом дает ему мудрые советы. Такие сказки со
счастливым концом «Василиса Прекрасная», «Финист -ясный сокол», «Иван
-царевич и серый волк» и многие другие.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!