Методика проведения уроков с маленькими детьми
Общие рекомендации по проведению урока специальности в музыкальной школе
(в помощь начинающему педагогу)
Боровкова Наталья Дмитриевна, преподаватель Кемеровский музыкальный колледж
Урок является основной формой организации учебной
и воспитательной работы. Урок специальности в му-
зыкальной школе – это особый вид деятельности, не по-
хожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это
индивидуальное занятие учителя с учеником целью кото-
рого является овладение игрой на музыкальном инстру-
менте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих
способностей, расширение кругозора и, как следствие, –
повышение интеллекта. Этим целям подчинены задачи и
методики преподавания, о которых пойдет речь в данной
работе.
Целью нашей работы является – познакомить начина-
ющего педагога с разновидностями уроков и методиками их
проведения; и поэтому мы не будем касаться таких индиви-
дуальных тонкостей как постановка игрового аппарата, на-
чальные навыки освоения инструмента, посадка и т.п.
Цели уроков.Урок представляет собой ограниченную
во времени, организованную систему обучения, воспита-
тельного взаимодействия учителя и учащихся, в резуль-
тате которого происходит усвоение детьми знаний, фор-
мирование умений и навыков, развитие их способностей и
совершенствование опыта педагога.
Урок по специальности в музыкальной школе состоит
|
|
из анализа, редактирования, овладения новыми навыками
(приемами игры) и знаниями, проработкой сложных мест
изучаемого материала, овладением целостности изучае-
мого материала или его части, а также указания, что не-
обходимо сделать самостоятельно до следующего занятия
(домашнее задание).
Урок по специальности с одной стороны, казалось бы,
легче, чем групповые занятия, например, по сольфеджио
или по хору, или в общеобразовательной школе. Но есть
один очень важный отличительный момент – это то, что
ученика надо именно научить играть на инструменте,
пусть даже очень простые вещи, но правильно и грамотно.
Ведь каждое движение, изучаемое на уроках по специ-
альности – это ≪кирпичик≫ огромных знаний, умений,
привычек, которыми ученик будет в дальнейшем поль-
зоваться ежедневно, изучая новые произведения. И поэ-
тому здесь, в зависимости от индивидуальных способно-
стей каждого ученика, процесс обучения не может быть
строго распланированным.
Что же такое цель, и какие цели урока ставит учитель?
Общепринято, что цель – это предполагаемый, заранее
планируемый результат деятельности по преобразованию
какого-либо объекта. В педагогической деятельности
|
|
объектом преобразования является деятельность обуча-
ющегося, а результатом – уровень обученности, разви-
тости и воспитанности учащегося. Поэтому цели урока
ставятся в соответствии с целями обучения и образования,
и не могут сводиться только к передаче учащимся готовых
выводов.
Каждый урок специальности имеет свои цели, которые
ведут к достижению одной, более глобальной – научить
играть самостоятельно, играть правильно, осмысленно
передавать характер исполняемого. Выполнение целей
каждого урока в отдельности зависит от многих факторов:
психические и физические особенности ученика, эмоцио-
нальное состояние на уроке, подготовленность ученика к
уроку и др., в том числе и от правильного выбора вида и
типа урока.
Виды уроков.В общеобразовательных и музыкальных
школах применяются следующие виды уроков: теоретиче-
ское занятие, практическое занятие, самостоятельная ра-
бота, лекция, беседа, семинар, экскурсия, концерт, кино-
урок, конференция, коллективный анализ, контрольные
уроки. Чем больше вариантов из этого разнообразия
будет применять педагог – музыкант на уроках специаль-
ности, тем дольше будет поддерживаться интерес ученика
|
|
к инструменту.
Типы уроков.Любой урок должен быть посвящен вы-
полнению какой-либо задачи. От постановки этих задач,
уроки можно разделить на следующие типы:
Урок, посвященный изучение нового материала, урок –
исправление ошибок, урок – закрепление пройденного,
комбинированный урок. Последний тип – наиболее под-
ходящий для музыкальной школы.
В старших классах, особенно в выпускном или при под-
готовке к конкурсу, проигрывание всей программы может
занимать довольно много времени. И в этом случае не
остается времени на ее обсуждение, исправление ошибок,
закрепление знаний и навыков. Именно поэтому реко-
мендуется делать уроки спаренными, чтобы можно было
выполнить необходимые задачи.
246Теория и практика образования в современном мире. Том II
Структура урока.Структура урока (организация
учебной работы) имеет принципиальное значение, по-
скольку в значительной степени определяет эффектив-
ность обучения, его результативность.
Планирование урока учителем – последовательность
деятельности на уроке делает урок целеустремленным,
собранным, дает возможность экономить время. Для этого
учителю необходимо четко представлять в каком порядке
он будет работать над материалом, какие приемы педаго-
|
|
гического воздействия будут им применены, и чего он же-
лает достигнуть с учеником не только на этом уроке, но и
представлять конечный результат всей работы.
План урока может меняться по ходу. Это может быть
связано с неготовностью ученика заниматься (нерабочее
состояние), с неподготовленностью ученика к уроку, с
плохим пониманием учеником требуемого от него, со
сложностью овладения некоторыми приемами испол-
нения и др.
Типовая структура урока: проверка домашнего задания
(выяснение недостатков, подведение итогов предыдущей
работы), продолжение работы (устранение недостатков
с помощью уже известных либо новых приемов или под-
ходов), освоение нового материала (если в этом есть не-
обходимость), подведение итогов работы (оценка готов-
ности ученика к уроку и его активности на уроке), запись
домашнего задания.
Методы преподавания
Методика проведения урока.Методика проведения
урока целиком и полностью должна быть направлена на
выполнение целей и задач урока и основных задач по вос-
питанию ученика, а значит, она неразрывно связана с ви-
дами, типами и структурой уроков. В зависимости от того
или иного вида и типа и их комбинаций (сочетаний) будут
зависеть и методы преподавания.
Для более успешного проведения учебной работы не-
обходимы наиболее эффективные способы передачи
знаний. На разных этапах обучения они могут быть раз-
ными и чередоваться друг с другом. Это: метод прослу-
шивания ученика и коррекция его исполнения, метод по-
каза (исполняет сам педагог), метод устного объяснения,
метод прослушивания, просмотра аудио-, видеозаписей,
ответы на вопросы (учителя ученику и наоборот).
При работе над новым материалом обычно исполь-
зуются следующие методы: инструктаж (устное разъя-
снение), метод показа (исполняет сам педагог), трени-
ровка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том
числе с помощью отвлеченных упражнений).
Однообразие и монотонность образовательного про-
цесса губительно на любом этапе обучения, особенно на
начальном. Если из урока в урок звучат одни и те же такты
и фразы произведения, а к ним предъявляются одни и те
же требования, рекомендации, слова и интонации, с ко-
торыми они были сказаны, восприятие учеником того, что
говорит педагог, резко снижается. Если ученик долгое
время не может выполнить задание педагога, то необхо-
димо либо ≪забыть≫ на время об этой проблеме, либо по-
дойти к ней с другой стороны. Здесь очень важно помнить,
что ≪сравнительно слабые новые... раздражители дают
больший эффект, чем сильные, но много раз применяв-
шиеся≫. [4, с. 53–4]
Не следует жёстко планировать и проводить урок.
Имея план того, что предстоит сделать, педагог всегда
должен быть готов к импровизации своих действий в за-
висимости от реакции, действий и внимания своего уче-
ника. Живость, непосредственность общения учителя с
учеником будет способствовать созданию творческой ат-
мосферы на уроке.
Конкретная регламентация того, что предстоит сде-
лать ученику, должна сочетаться с предоставлением ему
возможности для собственного творчества. Любая ра-
бота, которую ученик может выполнить самостоятельно,
должна делаться им самим. При разном уровне подго-
товки ученика это могут быть: рисунок к изучаемому
произведению, аппликация, несложные поделки из до-
ступных видов материала, поиск альтернативных вари-
антов аппликатуры, приёмов игры, досочинение мелодии,
вариации к мелодии, сочинение второго голоса, интер-
претация музыки и т.д. При подобном методе работы со-
здаются предпосылки для реализации творческого потен-
циала ученика, развиваются мышление, ассоциативные
связи, воображение, фантазия, формируется находчи-
вость, сообразительность, изобретательность.
Важно, чтобы ученик не просто выполнял задание, но
еще и анализировал качество выполнения, т.е. оценивал
собственную игру. Полезность самооценки очевидна – ученик следит за своими действиями, повышает слуховой
контроль, а значит, активно участвует в проведении урока.
Сложная работа, требующая больших усилий со сто-
роны маленького ученика (обычно это освоение нового
материала, технически сложные места), должна переме-
жаться с работой, которая ему хорошо знакома и с ко-
торой он легко может справиться (повторение ранее вы-
ученных пьес, исполнение легких упражнений). Такое
чередование сложного и простого поможет избежать бы-
строго утомления ребёнка, поддержать его интерес к за-
нятиям.
Методика85 проведения первых уроков. ≪… Ребенок до-
пускается к инструменту. Сразу появляется масса новых,
незнакомых задач: посадка, постановка рук, изучение кла-
виатуры, способы звукоизвлечения, ноты, счет, паузы,
ключи и т.д. Но среди обилия решаемых задач важно не
упустить основную –в этот ответственный период не
только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к
музыкальным занятиям≫. [5, с. 7]
Первый урок некоторые педагоги рекомендуют прово-
дить в форме группового занятия, поскольку маленькие
дети в кругу своих сверстников, пусть даже и не знакомых,
быстрее раскрепощаются. Познакомившись с учени-
ками, можно плавно перейти к музыкальным темам: рас-
сказать в общих словах о музыке, об истории исполни-
тельства вообще, и на данном инструменте, в частности,
познакомить их со звучанием инструмента и его особен-
247
ностями; неплохо было бы рассказать какую-нибудь ле-
генду, связанную с историей вашего инструмента. На
самых первых уроках главная задача –заинтересовать,
подавать материал так, чтобы он не казался сложным, пе-
реходить от простейших приемов игры к сложным очень
постепенно, не форсировать события. Необходимо также
разнообразие на уроке: слушание, теория, ритм, посадка,
отвлечение на иные темы, использование музыкальных
игр (развивает анализаторские способности, ритм, вни-
мательность), чередование работы за инструментом и
без него, стараться давать меньше теории, предпочитать
больше показа, а для малышей также необходима и твор-
ческая работа (рисование, чтение стихов, игры, фантази-
рование).
Методика проведения уроков с маленькими детьми.
Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста
и младшими школьниками, прекрасно знают, как не-
просто, в силу возрастных психофизиологических осо-
бенностей ребенка, сконцентрировать его внимание на
поставленной задаче. Если удаётся на какое-то время
это сделать, возникает другая проблема –как удержать
внимание на протяжении всего урока. Для концентрации
внимания ребенка и достижения поставленных задач
урока следует чередовать различные виды и формы ра-
боты: сольную и ансамблевую игру на инструменте, дви-
жение под музыку, рисование, пение, рассказ, вообра-
жение, игра (не на инструменте), слушание музыки и т.д.
Интерес в работе всегда присутствует, когда перед уче-
ником открывается возможность самовыражения. Са-
мовыражаясь в игре, ребёнок настолько увлекается ра-
ботой, что его внимание становится одновременно и
целенаправленным и непроизвольным. Поэтому на-
чальное обучение рекомендуют практиковать с двумя-
тремя детьми одновременно.
≪Следует учесть, что у маленького … ученика результат
не может быть плодом долгого ожидания. Мыслящий в
конкретных понятиях, он нуждается в практическом ре-
зультате сегодня, сейчас, иначе ему трудно понять, во имя
чего он должен трудиться, и рабочий тонус резко сни-
жается. … Особенно сильное воздействие на работу ма-
леньких детей оказывает метод поощрения. Уверенность,
что их усилия привели к результату, подтверждённому пе-
дагогом, удваивает их волю к труду≫. [3, с. 145–46]
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 369; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!