Неустанный поиск смысла бытия героями трагедии Гете «Фауст»

ФАУСТ

Трагедия «Фауст» — венец творчества выдающегося немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте. Является наиболее известной историей жизни реального средневекового персонажа — героя немецких мифов и преданий доктора Иоганна Фауста.

Работа над "Фаустом" заняла свыше шестидесяти лет, она охватила всю творческую жизнь Гете и вобрала в себя все эпохи его развития. Гете создал произведение, сравнимое по объему с гомеровским эпосом (12 111 строк "Фауста" против 12 200 стихов "Одиссеи").

В Прологе на небесах Господь заключает с дьяволом Мефистофелем пари о человеческой природе; объектом эксперимента Господь выбирает своего "раба", доктора Фауста.

"Фауст" — философская трагедия; в центре ее — главные вопросы бытия, они определяют и сюжет, и систему образов, и художественную систему в целом.

История Фауста позволяет Гете по-новому, критически подойти к ключевым вопросам просветительской философии. Вспомним, что нервом просветительской идеологии была критика религии и идеи Бога. У Гете Бог стоит над действием трагедии. Господь "Пролога на небесах" — символ положительных начал жизни, истинной человечности. В отличие от предшествующей христианской традиции, Бог Гете не суров и даже не воюет со злом, а напротив, общается с чертом и берется доказать ему бесплодность позиции полного отрицания смысла человеческой жизни. Бог верит в человека, только поэтому он позволяет Мефистофелю искушать Фауста на протяжении его земной жизни. У Гете Господу нет нужды вмешиваться в дальнейший эксперимент, потому что он знает, что человек благ по своей природе, а его земные поиски только способствуют в конечном счете его совершенствованию, возвышению.

Фауст, живя вторично, старается постигнуть новую и странную для него жизнь и принять в ней посильное участие. Прожив вторую жизнь, Фауст подводит ее итог. Он убедился в высочайшей ценности реального бытия и деятельности жизни человека и понимает, что должен передать познанную истину потомкам, т. е. воплотить ее, построив город. Фауст также понял, что человека оправдывают высокая цель, неутомимая работа, активность души и пожизненная борьба за жизнь и волю. Фауст получает на небе полное прощение.

ВЕРШИНА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Трагедия Гете «Фауст» как отражение просветительской художественной мысли и вершина мировой литературы

Гетевский «Фауст» - глубоко национальная драма. Национален уже самый душевный конфликт ее героя, строптивого Фауста, восставшего против прозябания в гнусной немецкой действительности во имя свободы действия и мысли. Таковы были стремления не только людей мятежного XVI века; те же мечты владели сознанием и всего поколения «Бури и натиска», вместе с которым Гете выступил на литературном поприще См. Аникст А.А. Гете и Фауст. От замысла к свершению, с.43. М., 2003.. Но именно потому, что народные массы в современной Гете Германии были бессильны порвать феодальные путы, «снять» личную трагедию немецкого человека заодно с общей трагедией немецкого народа, поэт должен был тем зорче присматриваться к делам и думам зарубежных, более активных, более передовых народов. В этом смысле и по этой причине в «Фаусте» речь идет не об одной только Германии, а в конечном счете и обо всем человечестве, призванном преобразить мир совместным свободным и разумным трудом

«Фауст» занимает совсем особое место в творчестве великого поэта. В нем мы вправе видеть идейный итог его (более чем шестидесятилетней) кипучей творческой деятельности

Смелость этого замысла заключалась уже в том, что предметом «Фауста» служил не один какой-либо жизненный конфликт, а последовательная, неизбежная цепь глубоких конфликтов на протяжении единого жизненного пути, или, говоря словами Гете, «чреда все более высоких и чистых видов деятельности героя»

Два великих антагониста мистериальной трагедии - Бог и дьявол, а душа Фауста - лишь поле их битвы, которая непременно окончится поражением дьявола. Эта концепция объясняет противоречия в характере Фауста, его пассивную созерцательность и активную волю, самоотверженность и эгоизм, смирение и дерзость, - дуализм его натуры автор мастерски выявляет на всех этапах жизни героя

Трагедию можно разделить на пять актов неравной величины, в соответствии с пятью периодами жизни доктора Фауста. В акте I, завершающемся договором с дьяволом, Фауст-метафизик пытается разрешить конфликт двух душ - созерцательной и деятельной, которые символизируют соответственно Макрокосм и Дух Земли. Акт II, трагедия Гретхен, завершающая первую часть, раскрывает Фауста как сенсуалиста в конфликте с духовностью. Часть вторая, уводящая Фауста в свободный мир, к более высоким и чистым сферам деятельности, насквозь аллегорична, это словно сновидческая пьеса, где время и пространство не имеют значения, а персонажи становятся знаками вечных идей. Первые три акта второй части образуют единое целое и составляют вместе акт III. В них Фауст предстает художником, сначала при дворе Императора, потом в классической Греции, где он соединяется с Еленой Троянской, символом гармоничной классической формы. Конфликт в этом эстетическом царстве возникает между чистым художником, занимающимся искусством для искусства, и эвдемонистом, ищущим в искусстве личного наслаждения и славы. Кульминация трагедии Елены - брак с Фаустом, в котором находит выражение синтез классики и романтизма, какого искал и сам Гёте, и его любимый ученик Дж. Г. Байрон. Гёте отдал поэтическую дань Байрону, наделив его чертами Эвфориона, отпрыска этого символического брака. В акте IV, завершающемся смертью Фауста, он представлен как военачальник, инженер, колонист, деловой человек и строитель империи. Он на вершине своих земных свершений, но внутренний разлад по-прежнему мучит его, потому что он не в силах достичь человеческого счастья, не разрушая человеческой жизни, равно как не в силах создать рай на земле с изобилием и работой для всех, не прибегая к дурным средствам. Дьявол, всегда присутствующий рядом, на самом деле необходим. Этот акт заканчивается одним из самых впечатляющих эпизодов, созданных поэтической фантазией Гёте, - встречей Фауста с Заботой. Она возвещает ему близкую смерть, но он надменно игнорирует ее, до последнего вздоха оставаясь своевольным и неблагоразумным титаном. Последний акт, вознесение и преображение Фауста, где Гёте свободно использовал символику католических небес, - завершает мистерию величавым финалом, с молением святых и ангелов за спасение души Фауста милостью благого Бога

Именно в эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человек и его разум, само слово «культура» впервые стало определенным, общепризнанным термином, о смысле которого рассуждали не только мыслители века и верхушки образованного общества, но и простая публика. Вслед за философами, признавшими в основе мироздания триаду идей — «истина», «добро», «красота»,— представители различных течений общественной мысли и художественного творчества развитие культуры связывали с разумом, нравственно-этическим началом или искусством[38].

 «Фауст» - не историческая драма в обычном смысле слова. Гетевский «Фауст» - глубоко национальная драма[40]. Национален уже самый душевный конфликт ее героя, строптивого Фауста, восставшего против прозябания в гнусной немецкой действительности во имя свободы действия и мысли. Таковы были стремления не только людей мятежного XVI века; те же мечты владели сознанием и всего поколения «Бури и натиска», вместе с которым Гете выступил на литературном поприще[

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

Фауст — реальное лицо, 16 в. Он занимался черной магией, вступил в договор с дьяволом. Вокруг него стали складываться фантастические рассказы. В 1587 г. во Франкфурте-на-Майне вышла народная книга о докторе Фаусте. Цель этой книги была назидательная. Через пять лет (а в учебнике стоит 1590 г.) английский драматург Кристофер Марло написал пьесу «Трагическая история доктора Фауста». Марло трактовал Фауста в духе ренессансного титанизма и акцентировал в его образе жажду неограниченных знаний. В XVII в. английские странствующие труппы занесли эту трагедию в Германию, где она перешла на подмостки кукольного театра. Именно в таком виде с ней впервые познакомился Гете в детстве. Лессинг тоже замышлял создать произведение о Фаусте, но набросал всего несколько сцен. Г. сначала задумал его как сатиру на студенческую жизнь.

Неустанный поиск смысла бытия героями трагедии Гете «Фауст»

В первых четырех сценах Фауст показан как ученый, мыслитель преклонного возраста. Он разочарован в своей деятельности: занятия науками не дали ему вожделенной мудрости. Его мучают сомнения, правильно ли он обучал своих учеников, лечил больных? В конце жизни он хочет постичь тайну бытия и услышать сокровенные слова о истину от Духа земли. Но Дух, вызванный с помощью магии, отказывается с ним разговаривать. Высшая истина настолько сложная, а человек настолько мизерная, что истина для нее непостижима. В отчаянии Фауст хочет покончить жизнь самоубийством. Но наступает Пасхальный утренник, и радостные голоса отвлекают ученого от мыслей о смерти.

Находясь на рубеже жизненного кризиса, Фауст не отвергает помощь Мефистофеля - нечистой силы. Прежде чем уйти из жизни, он хочет испытать высшей радости познания. Его не останавливает и слишком дорогая цена - собственная душа, которую Мефистофель заберет в ад. Фауст начинает догадываться, что, кроме мертвого премудрости в запыленных фоліантах, есть и другая мудрость, и она - в самом реальной жизни. Есть так называемая «вечная премудрость», которую навязывают авторитеты древности, а есть мудрость, которая вытекает из собственного жизненного опыта человека. Жизнь ставит вопросы, на которые нет ответа в древних книгах. Объяснить жизни под углом зрения старых представлений о мире становится невозможно. Он требует обновления представлений о мире, говорит о необходимости нового мировоззрения. Надо идти не путем перетлумачування известных книг, а путем познания реальной жизни.

Теперь перед нами разворачивается история уже не столько мыслителя, ученого, а просто человека, увлеченного новыми чувствами и впечатлениями, прежде всего, любовью. Фауст - пылкий влюбленный, для которого любовь превращается в высшую жизненную ценность. Он идет уже не по теориям, а по велению своего сердца. Маргарита для Фауста - женщина, в которой он нашел родственную душу. Казалось бы, Фауст преодолел свою драму ученого. Однако его неуправляемая страсть приводит к новой психологической драмы. Слепо поддавшись своему чувству, без каких-либо планов на будущее, влюбленные невольно обрекли себя на страдания, обман, преступление. Убит на дуэли Валентина - брата Гретхен; умерла мать Гретхен, об поєна бесовским зельем. Спасаясь от человеческой молвы, Фауст и Маргарита расстаются, потому что счастье их отравлено. Фаустом руководит уже не любовь, а чувство моральной ответственности. Он раскаивается в содеянном и чувствует себя обязанным спасти девушку. Все события наводят читателя на мысль, что простота жизнь призрачна. Книги и авторитеты прошлого не могут раскрыть человеку смысл бытия, но и сама жизнь не так просто дает ответа на вопрос. Перед Фаустом возникает новый вопрос: почему человек, стремясь к счастью, спізнається с бедой? Почему человек делает зло своему ближнему?

Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто сражается изо дня в день за них. И за это Фауст получает на небе полное прощение. У небесных врат Фауст встречает душу Маргариты. Она уже все простила ему и любит его, как и раньше. Таким образом, Гете не оправдывает, но и не осуждает своего героя. Он как бы обращается к читателю: прежде чем вынести свой приговор, оглянься и посмотри, насколько сложен мир, сколько воли и мужества надо, чтобы жить в нем. Люди застрахованы от ошибок. Никогда не удается ей постичь все тайны мира. Но человек проживет недаром, если стремиться к высшей цели. Это не смирение перед судьбой, а совершенствование лучших качеств, которыми одарила человека Природа,- розу воли, чувства гуманности. В жизни человек должен выбирать только то, что помогает самосовершенствованию, и отвергать то, что мешает этому. Глубинный смысл фразы Фауста: «Вкушаю я высший миг жизни» Мефистофель хочет соблазнить Фауста обещаниями различных земных наслаждений. Фауст соглашается, он готов заплатить своей жизнью за это, но это может быть только тогда, когда он решит, что ему ничего не желать.

Но сам Фауст убежден, что такого никогда не будет. Мефистофель принимает эту сделку, полагая, что легко одержит победу над ученым, потому что он всего лишь человек, постоянная неудовлетворенность конечном счете утомит его, и он возвеличит

Отдельное мгновение.

Мефистофель жаждет помериться силами с Фаустом, лучшим из людей, и попытаться увести его «неверным путем за собой», подорвать его веру в возможности разума, погасить желание постичь «непостижимость мироздания». Мефистофель изобретательный, но его скептицизм только помогает герою понять «верх премудростей земных».

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 680; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!