Философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия, их диалектика
Категория бытия (Б.)- центральная в рамках фил-кого рассмотрении мира. Вкл. в себя размышл-я о мире вообще, о формах его существования, пробл. жизни и смерти, возн-ния ч-ка. Б. хар-ет все уровни и формы реальности. Б. – все то, что существует реально.
Пробл. Б. впервые поставили Парменид и софисты.
Парменид - Б. непрерывно, однородно, неподвижно, восприн-ся только разумом. Это только невидимый мир. Небытие- матер. мир, то, что восприн-ся чувствами. Бытие тождественно разуму.
Гераклит– изменчивый хар-р Б. Это чувственно воспринимаемй мир, кот. нах-ся в изм-нии.
Демокрит – отождествлял Б. с атомами. Небытие – пустота, в кот. движ. атомы.
Платон – статусом существ-ния обладает только мир идей. Идея о 3-х онтологических субстанциях – едином, уме и душе. Основа-единое, вкл. в себя все, а затем из единого появл-ся конкр. вещи.
Аристотель- пробл. сущности предметов. б. есть материя.
Ср.век.- Б.-абсолют, Бог.
16-18 вв – Б. –физическая реальность, кот. противостоит ч-ку. Б. отождествл-ся с природой.
Нем. класс. фил-я – Гегель: Б.-диалектич. развивающаяся реальность абс. идеи.
Соврем. фил-я-: экзистенц-зм_ Статусом реальности явл-ся только ч-к.
Соврем. наука:
1) Б.- система;
2) Виды Б.: объективн. и субъективн. реальность
3) Уровни Б.: актуальное (реально существует), потенциальное (возможно на осн. актуального)
4) Формы Б:
§ Б. вещей и состояний природы (прир. существует объективно, бесконечно в простр-ве и во вр. Конкр. прир. проц. имеет нач. и конец, они возник. из небытия и уходят в небытие. Б. и НеБ. сменяют др. др. Абсолютного НеБ. нет)
|
|
§ Б. общ-ва (имеет организованный хар-р: полит., правовые, семейные отн-ния)
§ Б. ч-ка (ч-к-существо природное, духовное, космическое)
§ Б. духовное
Б. есть все то, что существует вне нас и независ. от нас, оно бесконечно, безгранично, вечно, измен-ся и постигается только разумом.
2 подхода к побл. Б.:
1) субстанциональный (первооснова)- Б. рассматр-ся как некое целое, состоящее из частей.
2) категориальный- говорит о Б. как таковом, существующем вне нас и независ. от нас.
Категория материи и ее интерпретации в истории философии и естествознания.
Важный структурный эл-нт Бытия- материя (М.)
Понимание материи от Демокрита до 19 в. – все вещи состоят из атомов, атомы неделимы, непроницаемы.
Новое вр (17-18 вв.): понимание М. сводилось к описанию первонач. св-тв матер. объектов- протяж-ть, тяжесть, перемещение (механистич. концепция).
Эфирная концепция- основа всего сущест-щего-эфирный вихрь
Вещественная концепция – М. отождествлялась с конкр. видом вещества, кот. состоит из неделимых атомов. Св-ва М.-непроницаемость, инерция, протяж-ть.
|
|
19 в. – ряд крупн. открытий, кот. подорвали демокритовское понимание:
1895 – Рентген- рентген-е излучение- проникает ч/з любую М.
1896- Беккерель-радиоакт. излуч.
1897-Томпсон- электрон, след-но, атомы делимы.
1898- Кюри-радий
1898- Лебедев – солн. свет имеет материальную природу
1900- Планк – квантовая механика
1905 – Эйнштейн- общ. и спец. теирия отн-ти.
Многие физики делают вывод о том, что М. исчезла. некот. предлагают свести М. к энергии.
Ленин («Мат-зм и эмпириокритицизм») анализ. открытия в науке и показывает, что они не опровергают учение о материи. Материя не исчезла, исчез тот предел, до которого мы знали материю до сих пор. Был открыт электрон, но электрон существует и так же сложен, как и атом.
М. – фил-кая категория для обознач-я объективной реальности, кот. копируется, фотограф-ся, отображ-ся нашими орг. чувств, существуя независимо от них.
Единственное св-во М. – быть объективной реальностью.
Фил-кое понятие М. обладает признаком всеобщности и обознач. объективную реальность без всяких ограничений.
Современная наука матер. мир рассматривает как системно организованный. Это сов-ть систем:
I Неживой природы:
-мегамир
- макромир
- микромир
II Живой природы:
|
|
- молекулярный ур. (ДНК, РНК, белки)
- клеточный
- ур. микроорганизмов
-ткани и органы
- живой организм в целом
-популяционный ур. видов.
-ур. биогеоценоза
-биосфера
III Общественная система
--индивид - соц. группа
-семья - гос-ный
-коллектив - система гос-в
- общ-во в целом
Виды М.: вещество (все что обладает массой покоя), поле (ЭМ, гравитац., биополе).
Формы М.: неживая, живая, социально организованная.
Концепции Вселенной:
- актуальная Вселенная – фактически наблюдаемая.
- астрономическая – максимально возможная область мира, кот. мы можем в будущем наблюдать.
- физическая – как целое, всеобъемлющее сущее, охватывающее все простр-во, время, объединяет 2 предыдущие части.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!