Философия техники: основные проблемы



Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, и также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. Будучи продолжением органов человеческого тела их усовершенствование, определенные технические средства в свою очередь диктуют человеку приемы и способы их применения.

Цель и функции техники - преобразовать природу и мир человека в соответствии с целями, сформулированными людьми на основе нужд и желаний. Следовательно, техника - это необходимая часть человеческого существования на протяжении всей истории.

Человек всегда был связан с техникой; он производит и использует или потребляет продукты техники. Исторический процесс развития техники включает три основных этапа: орудие ручного труда, машины, автоматы, искусственный интеллект. Техника в своем развитии сейчас, пожалуй, начинает приближаться к человеческому уровню, двигаясь от аналогии с физическим трудом и его организации к аналогиям с ментальными свойствами человека.

Большую роль в осмыслении феномена техники играет философия техники. Еще в 1898 г. в брошюре «Технический итог XIX века» П. К. Энгельмейер следующим образом формулирует ее задачи:

1. В любой человеческой активности, при всяком переходе от идеи к вещи, от цели к ее достижению мы должны пройти через некоторую специальную технику. Но все эти техники имеют между собой много общего. Одна из задач философии техники как раз и состоит в том, чтобы выяснить, что же такое это общее?
2. В каких отношениях находится техника со всей культурой?
3. Соотношение техники с экономикой, наукой, искусством и правом.
4. Разработка вопросов технического творчества.

Одной из важнейших проблем, которой занимается философия техники, является концепция человека, создающего и использующего технику. В конечном счете, речь идет о влиянии техники на человека. Несомненно, сложилась абсолютно новая ситуация: никогда прежде техника не обладала такой мощью, чтобы была в состоянии уничтожить жизнь в частичной экологической системе и, в конечном счете, довести дело до глобальной катастрофы.

Изобретя компьютер (кибернетическую систему, моделирующую различные виды мыслительной деятельности, оперирующую сложными видами информации) человек произвел свой интеллектуально-информационный аналог (как бы пока прототип). Конечно, компьютер - это орудие труда, но в то же время, человек взаимодействуя с ним, испытывает на себе его влияние. Техника, будучи созданной человеком, направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности преобразовать и самого человека: мышление, весь склад души становится «технократическим».

В технике воплощается рациональная природа (сущностная сила) человека. А это, помимо прочего, означает, что технические средства позволяют достигать наибольшего результата при наименьшей трате сил. То, что на стороне человека выглядит как рациональность, на стороне техники обретает форму экономичности, оптимальности и эффективности. Как средство техника аккумулирует и передает человеку власть. Поначалу для освобождения от власти природы, которая долго не отпускала от себя человека, не позволяла ему оторваться от своей животности. Затем уже для доминирования, господства над природой, которое содержит в себе не только положительные, но и отрицательные моменты в виде, скажем, разрушения эволюционно отработанных зависимостей и балансов природы.

Философия Платона: учение об идеях, теория припоминания, учение о государстве.

От Парменида и Зенона Платон усвоил установленное этими философами различие между тем, что существует по истине, и тем, что не имеет истинного бытия. Это различие между становлением и бытием, между явлением и сущностью Платон распространяет на все предметы исследования. Среди них большое внимание он уделяет исследованию прекрасного.

Он утверждает, что эта задача хотя и трудна, но все же разрешима. Она разрешима прежде всего потому, что предмет исследования – «идея», «вид» - существует объективно, в самой реальности. Наиболее полная характеристика «вида», или «идеи», была развита Платоном при исследовании все той же сущности прекрасного.

Уже этой характеристики достаточно, чтобы установить ряд важных признаков платоновского определения прекрасного и вместе с тем признаков каждого «вида», каждой «идеи». Эти признаки – объективность, безотносительность, независимость от всех чувственных определений, от всех условий и ограничений пространства, времени и т.д. Платоновское прекрасное есть «вид» или «идея», в специфически платоновском смысле этого понятия, т.е. истинно сущее, сверхчувственное бытие, постигаемое одним только разумом; иными словами, прекрасное – сверхчувственная причина и образец всех вещей, называемых прекрасными в чувственном мире, безусловный источник их реальности в той мере, в какой она для них возможна.

В этом значении «идея» резко противопоставляется у Платона всем ее чувственным подобиям и отображениям в мире воспринимаемых нами вещей. Чувственные вещи необходимо изменчивы и преходящи, в них нет ничего прочного, устойчивого, тождественного.

Напротив «идея» прекрасного, т.е. прекрасное само по себе, истинно сущее прекрасное не подлежит никакому изменению или превращению, совершенно тождественна и есть вечная сущность, всегда равная сомой себе.

Учение этого – идеализм, т.к. по Платону реально существует не чувственный предмет, а лишь его умопостижимая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. Учение Платона – объективный идеализм, т.к. «идея» существует сама по себе, независимо от многочисленных одноименных предметов, существует как общее для всех их.

Учение Платон об «идее» блага как о высшей «идее» чрезвычайно существенно для всей системы его мировоззрения. Это учение сообщает философии Платона характер не просто объективного идеализма, но так же идеализма телеологического. (Телеология – учение о целесообразности.) Т.к. по Платону над всем главенствует «идея» блага,это значит, что порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к благой цели. Т.к. критерий всякого относительного блага – благо безусловное, то наивысшее из всех учений философии – учение об «идее» блага. Лишь при руководстве «идеей» блага справедливое становится пригодным и полезным. Без «идеи» блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бы совершенно бесполезны.

Телеология Платона, учение об объективной целесообразности, тесно связана с его теологией, или богословием. Платон не только не скрывает, но и сам выдвигает и подчеркивает связь своего идеализма с религией, с мистикой.

Условия высшего человеческого блага:

1. участие к вечной природе «идеи»;
2. воплощение «идеи» в действительности;
3. наличие разума и обладание знанием;
4. владение некоторыми науками, искусствами, а также обладание правильными мнениями;
5. некоторые виды чувственных удовольствий, например, от чистых тонов в музыке или цветов в живописи.

Постижение «идеи» прекрасного представляет труднейшую задачу. Прекрасное как «идея» вечно; чувственные вещи, названные прекрасными, преходящи: возникают и погибают. Прекрасное неизменно, чувственные вещи изменчивы. Прекрасное не зависит от определений и условий пространства и времени, чувственные вещи существуют в пространстве, возникают, изменяются и погибают во времени. Прекрасное едино, чувственные вещи множественны, предполагают дробность и обособление. Прекрасное безусловно и безотносительно, чувственные вещи всегда стоят под теми или иными условиями.

В понятии об «идеи» у Платона то, что делает «идею»:

1. причиной, или источником бытия, их свойств и их отношений;
2. образцом, взирая на который творят мир вещей;
3. целью, к которой, как к верховному благу стремится все существующее.

«Идея» Платона сближается со смыслом, который это слово, под влиянием Платона, получило в обычном обиходе у цивилизованных народов. В этом своем значении «идея» Платона уже не само бытие, а соответствующее бытию понятие о нем, мысль о нем. Это обычный смысл слова «идея» в нашем мышлении и в нашей речи, где «идея» значит именно понятие, замысел, руководящий принцип, мысль и т.п.

Теория припоминания. Платон отрицает происхождение понятий из опыта, путем обобщения данных органов чувств. Он не согласен, например, с теми, кто считает, что к идее равного приходят, наблюдая равные предметы, поскольку, в природе ничего равного нет. Все равное там лишь кажется таковым, возражает своим оппонентам Платон. А чтобы нечто могло нам представляться как равное, мы должны уже обладать идеей равенства.

Но нахождению идей все-таки способствует созерцание вещей, которые, сами, будучи отражением идей в материи, напоминают об идеях как по сходству с ними, так и по различию. Например, об идее прекрасного напоминают по сходству прекрасные вещи, а по контрасту - безобразные. На припоминание идей наталкивает и противоречивость вещей. Любая вещь одновременно и больше и меньше: она больше относительно меньшей вещи, но меньше относительно большей и т. п. Отсюда возникает стремление выяснить, что такое "больше" и "меньше", составить себе обо всем этом понятие. По Платону же это - припомнить идеи большего и меньшего.

Итак, рациональная ступень познания предшествует, по Платону, чувственной, поскольку некогда душа непосредственно созерцала в своем умозрении идеи, общее как таковое, которое отражается в вещах и процессах чувственного мира в весьма несовершенной форме. В самой себе душа содержит знания, но их надо припомнить. Упав на землю и вселившись в тело, она забыла об этом мире. Отныне ее питает не сверхчувственное умозрение, а чувственное восприятие. Но Платон отрицает саму возможность послеопытного знания, допуская лишь априорное, доопытное знание.

Платон согласен с АрхитомТарентским о том, что такие науки как геометрия, арифметика, астрономия и теория музыкальной гармонии - музыка, родственны друг другу. Но все они оцениваются Платоном лишь с одной стороны: насколько они способны служить припоминанию идей. Он возражает и тем, кто ожидает от наук практической пользы. Поэтому теория припоминания становится ядром его гносеологических концепций. Душа вспоминает идеи, которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, а свободно существовала в царстве идей.Здесь видно, что философия Платона дополняет оппозицию материи и идей, противопоставлением тела и души. Как тела, так и души сотворены богами.

Государство, по Платону, возникает потому, что отдельный человек не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей (в жилище, пище, одежде и т.п.).

В рассмотрении проблемы государства Платон опирался на свою теорию идей и идеала.

«Идеальное государство» возникает как общество трех социальных групп:

· правители – мудрецы (философы),

· стратеги – воины, задача которых стоять на страже безопасности государства,

· производители – земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей.

Эти три сословия соответствуют, в принципе, трем частям души. Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех основных добродетелей: 1) Мудрость. 2) Храбрость. 3) Умеренность. 4) Справедливость.

С позиции своего «идеального государства» Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы; регрессивные – упадочные.

Приемлемой государственной формой считается «Идеальное государство». Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика (но не аристократическая монархия).

Идеальной форме Платон противопоставлял отрицательную форму государственного устройства, в которой главным мотивом поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы.

Отрицательные – упадочные (регрессивные) формы государства: тимократия, олигархия, демократия, тирания.

Тимократия– первая форма, ближайшая к идеальному образцу. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души, то есть власть, основанная на господстве честолюбцев. В таком государстве господствует сила и храбрость; здесь военные качества преобладают над другими, развивается честолюбие. Но за стремлением к власти, рождается стремление к богатству. Стремление к богатству ведет тимократию к гибели. Деньги становятся мерилом почестей и влияния на общественные дела; бедные исключатся из участия в политике. Правление из тимократии превращается в олигархию, где властвуют богатые.

Олигархия– это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. В олигархии господствуют уже низкие стремления человека (алчность). Правление вручается людям не по достоинству, а по богатству. Но существует еще некоторая умеренность, поскольку правители заботятся о сохранении приобретенного и воздерживают низких от своеволия. Олигархия держится на запугивании и применении вооруженной силы. Борьба богатых и бедных, враждующих межу собой, ведет олигархию к падению. Бедные, будучи многочисленнее, побеждают. И вместо олигархии устанавливается демократия.

Демократия— это власть и правление большинства, но правление в обществе, в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется сильнее, чем при олигархии. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию. В демократии, как и в идеальном государстве, все граждане делятся на три класса, которые находятся между собою во вражде:
- ораторы и демагоги, лжеучители мудрости.
- богачи.
- бедняки рабочие.

В демократии, по Платону, из-за господства присущих толпе ложных мнений происходит потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей. Народ ищет себе вождя. Вождь забирает власть в свои руки; он окружает себя наемными телохранителями и, наконец, уничтожает все народные права и становится тираном.

Тирания.Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство; это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть, подобно предыдущим формам, как вырождение предшествующей ей демократической формы правления. В первые дни и в первое время он «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое, освобождает от долгов, народу раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем. Он ищет опоры в рабах и в людях самого низкого свойства, потому что лишь в себе подобных он находит преданность».

Тирания — наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей

Билет № 17


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1584; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!